«Отечественный язык как основа воспитания и обучения» ( о корнесловном смысловом методе преподавания школьных учебных дисциплин) Автор: Василий Васильевич Семенцов, кандидат педагогических наук, директор православной светской школы «Гуманитарий» г.Сант-Петербурга
Корнеслов – это первоначальная корневая система, от которой происходит словарный состав родного языка
Корнеслов – это первоначальная корневая система, от которой происходит словарный состав нашего родного языка ( В.В.Семенцов)
Корнеслов - словарь, в котором указывается происхождение слов от первоначальных корней»
(Словарь русского языка АН СССР, 1958, т.2, с.137)
Цель метода:
- Уберечь растущего человека от трагических заблуждений и тупиков на жизненном пути, от разрушения сознания - исцелить языковую личность
- Дать четкое представление о местонахождении ученика относительно начала и конца как мироздания, так и своей жизни на этом свете
- Противостоять нейролингвистическому программированию личности ребенка
- Перейти от формально-грамматического преподавания русского языка к корнесловному смысловому методу обучения
Первые теоретические положения и материалы для ознакомления с корнесловным смысловым методом обучения опубликованы в брошюре: В.В. Семенцова «Отечественный язык как основа воспитания и обучения» (СПб- Пушкин, 2007). В брошюре «Исцеление языковой личности» в сжатом виде изложены основные положения корнесловного смыслового метода обучения. Данная работа разъясняет, уточняет и развивает основные тезисы метода. Основной задачей автора является распространение и совершенствование корнесловного смыслового метода преподавания школьных учебных дисциплин. Творческий коллектив школы «Гуманитарий» приглашает к сотрудничеству всех заинтересованных лиц. Развивая подходы к воспитанию и обучению, обоснованные выдающимся русским просветителем А.С. Шишковым, В. Семенцов призывает составлять качественные корнесловные приложения ко всем школьным учебникам и пособиям. Началом этой необходимой для наших детей работы может стать простой перевод иноязычной абстрактной терминологии предметных областей на отечественный язык, внятный не только уму, но и сердцу каждого учащегося и учителя. Корнесловное мышление и воспитание детей, основанное на этимологическом наследии человечества, по глубокому убеждению автора метода, послужит основой качественного нового этапа развития педагогики в 21 веке.
- Термин отечественный язык укоренился в русской научной речи в первой половине 19 века
- Позже этот термин вытеснен из научной и повседневной речи термином родной язык
- Вытеснение произошло вследствие синонимизации слов отечество и родина в общественном сознании
Термин Отечественный язык укоренился в русской научной речи в первой половине 19 века. Он активно употреблялся в трудах православных исследователей – русистов, славистов и педагогов в середине и конце 19 века. Позже этот термин был вытеснен из научной и повседневной речи термином родной язык. Это вытеснение произошло вследствие синонимизации слов отечество и родина в общественном сознании.
Отечественный язык – язык наглядных живых образцов связей и отношений,
это целостное образное представление
о мироздании,
связывающее нас с предками по духу
В отличие от родного языка и других языков воплощенных знаков, звуков и букв (от слова плоть) , отечественный язык – язык наглядных живых образцов связей и отношений, заповеданных нам Отцом Небесным. Иерархическая структура образцов связей и отношений, содержащаяся в корнеслове языка – целостное образное представление о мироздании – связывает нас с предками по духу, а через них – с началом и концом жизненного пути.
Имена отечественных образцов - образов содержатся в корнеслове родного языка
образец стремления
образец улавливания
- Образ могучего многолетнего древа
– образец здоровья и дородности
Образцы, которые используются отечественным языком в качестве живых образцов, относятся к сотворенному природному миру. Они знакомы и близки каждому ребенку, не оторванному, не изолированному и не отвлеченному от живой действительности искусственными развлечениями. К примеру, образ стрелы – это образец стремления; образ сети (мережи) – образец улавливания; образ могучего многолетнего дерева – образец здоровья и дородности. Имена отечественных образов-образцов содержатся в корнеслове родного языка.
Общий корнесловный образец
- Невежи и невежды – это человек с сомкнутыми веждами – с закрытыми глазами – тот, кто не хочет видеть истину и поэтому закрывает на нее глаза
- Вежливый – производное от ведети – «знать», «ведать»
(Ведать – индоевропейский корень* u ( e ) id - «видеть», «замечать» - Черных, т. 1, с. 138,137)
- Ос мысл ение слов на основе корн есловных образцов отечественного языка про свещ ает со зна ние учащихся подобно евангельским притчам
- Теряя дух овную связь с отечеством, теряемся и заблуждаемся в лабиринтах человеческих отношений подобно слепым и глухим
- Тер яющегося, за пут ывающегося , за блужд ающегося человека легко за ман ить в лов ушку, за мороч ить, по раб отить
С детства знакомые слова при их осмыслении на основе корнесловных образцов отечественного языка открываются в ином свете и просвещают сознание учащихся подобно евангельским притчам. «Отверзу в притчах уста моя, отрыгну сокровенная от сложения мира» (От Матфея, гл. 13, 35). Теряя духовную связь с отечеством, мы и сами запутываемся в своих связях и привязанностях; теряемся и заблуждаемся в лабиринтах человеческих отношений подобно слепым и глухим. Теряющегося, запутывающегося и заблуждающегося человека легко заманить в ловушку, заморочить, поработить – связать по рукам и ногам ложными концепциями, надуманными ассоциациями, суетными обязательствами и привязанностями. (Пример «концепция»)
Знаменательно. Что современный жаргон российских каперов жизнью по понятиям именует как раз то, что делает заблуждающегося и запутавшегося человека сообщником бандитских шаек и рабом воров «в законе».
Этим и пользуются манипуляторы общественного сознания современные «ловцы душ» всех уровней
Они употребляют в своей речи как можно больше безличных и неопределенно-личных предложений, которые выражают общие понятия, содержат двусмысленности и лишены конкретного содержания. Это очень хорошо просматривается в современных школьных учебниках и пособиях.
Неопре дел енность, без жизн енность, без- образ ность –
следствие утери связи с отечественным
языком корнесловных образов
Чтобы вернуть и повысить интерес учащихся к изучаемым школьным предметам, необходимо обратиться к отечественному языку метафор, притч, произведений устного народного творчества и корнесловных образов.
Языковая личность – это человек, связанный со своим отечеством посредством унаследованных и запечатленных в глубине сердца корнесловных образцов отношений.
Вывод:
- Увеличение количества учащихся с отклонениями становления личности и многолетний поиск эффективных способов их качественного образования привели к созданию корнесловного смыслового метода обучения.
- В основе этого метода лежит убеждение в том, что преображение учащегося в соответствии с его призванием и личными способностями основывается на образовании его языковой личности посредством корнесловных образцов отечественного языка.
Из истории возникновения русской народной куклы
Куватка
Бабочка
Пеленашка
Колокольчик
Отдарок-на-подарок
Северная Берегиня
Мартинички
Куколка Пеленашка
родник
Родина
род
родище
урожай
природа
дерево
процветание
родичи
родиться
родители
зарождение
Игровая кукла Зайчик-на-пальчик
Тряпичные народные куклы
Святой лик (икона)
облик
(гармония)
лик
личина
наличник (у каждой русской избы свое лицо, глаза – окна в наличниках)
безликость
лицо
(его надо иметь)
наличность (деньги)
Кукла Северная Берегиня
Значение узоров
дорожка
засеянное поле
Солнце светит на все четыре сторонушки
горки и пригорки
семена растений
Русские национальные узоры на ткани
узор
взор (взгляд)
зорко
призор
зоркий (взгляд)
(присмотр)
беспризорник
(оставшийся без присмотра)
Кукла Мартинички
клич
Кукла Отдарок-на-подарок
дар
подарок
дарение
отдарок
дарить
одарить
подарить
дарственная
Куколка Колокольчик
дар Валдая, кукла добрых вестей
Этапы работы над словом
- Выяснение прямого смысла слова посредством
словарей
- Металлический
- конус/колпак
- стержень/язык
Этапы работы над словом
2. Выяснение переносного смысла слова посредством работы с текстами
- колоколится лен
- хватит колоколить
- наколоколила уши
- Чу, никак уж колоколят…
- наколоколилась баба, устала…
Этапы работы над словом
3. Выяснение этимологического(исторического) смысла слова
Call (англ.) – звать, призывать