Опыт организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся математике в основной школе
Баранова Марина Радиковна, учитель математики первой квалификационной категории МАОУ «СОШ №15 г. Челябинска»
Этапы
Задачи
Подготовка
Определение темы, целей и задач исследования.
Деятельность учащихся
Деятельность педагога
Осуществляют выбор тем. Уточняют информацию. Обсуждают и принимают решение по теме.
Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Помогает в выборе темы в более узкой направленности. Наблюдает.
При необходимости помогает проводить организационную работу.
Этапы
Задачи
Планирование
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор исследовательского продукта.
Деятельность учащихся
Деятельность педагога
Формируют задачи проекта. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Совместное с учителем составление плана работы.
Помогает в формулировании задач (по просьбе). В зависимости от сложности проекта и степени подготовки слушателей возможна предварительная разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности. Составление более подробного плана исследовательской работы.
Этапы
Задачи
Принятие решения
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.
Деятельность учащихся
Деятельность педагога
Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.
Наблюдает. Индивидуальные консультации. Координирует работу.
Этапы
Задачи
Выполнение
Работа над проектом. Оформление реферативно-исследовательской работы.
Деятельность учащихся
Деятельность педагога
Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект согласно разработанным положениям по оформлению и структуре работы.
Наблюдает, консультирует, советует (по просьбе). Осуществляет помощь в корректировке работы согласно технической экспертизе.
Этапы
Задачи
Защита проекта (презентация)
Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования.
Деятельность учащихся
Деятельность педагога
Защищают проект (докладывают о результатах своей работы). Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Этапы
Задачи
Рефлексия
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Анализ достижения поставленной цели.
Деятельность учащихся
Деятельность педагога
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельности детей.
Тематика проектных работ
7 класс
2015-2016
8 класс
Решение уравнений, неравенств, и систем линейных уравнений с параметрами
2016-2017
Ряд Фибоначи
Свойства графиков линейной и квадратичной функции
Случайные события и их вероятности
Математические модели как способ
решения задач
Решение уравнений и неравенств
Многогранники в архитектуре
с модулем
Геометрические фракталы
Решение систем линейных уравнений методом Гаусса
Алгоритм извлечения квадратного корня
Октябрь-ноябрь 2015 .
- Соколова Ирина, ученица 7 класса, планировала поступать в физико-математический класс. Выбор темы был обусловлен тем, что на уроках информатики ее заинтересовала тема «Матрица». У нее возникли следующие вопросы: Что такое матрица? И где они применяются в математике?
План исследования
1.1. Матрица как математический объект.
- 1.2. Виды матриц.
- 1.3. Интересные факты о Карл Фридрихе Гауссе.
- 2. Практическая часть.
- 2.1. Арифметические действия с матрицами.
- 2.2. Алгоритм решения систем линейных уравнений методом Гаусса.
Декабрь 2015 – февраль 2016
- Ученица выполняла проект согласно этому плану, применяя избранную литературу, одновременно обучаясь грамотному оформлению ссылок в работу. Проводились индивидуальные консультации, на которых мы корректировали материал.
В марте-апреле 2016
- готовили работу для технической экспертизы. Во-первых, устранили полученные замечания: по оформлению списка литературы, излишний текст в содержании работы.
Во-вторых скорректировали работу по замечаниям, готовились к защите проекта:
- изучили требования,
- изучили рекомендации к выступлению,
- изучили оценочный лист.
- В мае 2016 проектная работа была успешно защищена на высоком уровне.
- Комиссия по итогам защиты рекомендовала: доработать исследовательский продукт по данной теме и выйти на конкурс "Шаг в будущее-Созвездие НТТМ".
- В сентябре – октябре 2016 мы посвятили время доработке проектного продукта - учебного пособия на тему: «Решение систем линейных уравнений».
Алгоритм изучения данной темы:
- теоретический материал;
- примеры решения арифметических операций над матрицами,
- примеры решения систем линейных уравнений методом Гаусса.
- задания для самостоятельного решения: базовый, повышенный и высокий уровень.
Учебное пособие, разработанное для практических занятий.
- В ноябре 2016 сумели успешно пройти заочный тур и готовились к очной защите на молодежном интеллектуальном форуме: "Шаг в будущее-Созвездие НТТМ".
- Декабрь 2016. Данная работа Соколовой Ирины на молодежном интеллектуальном форуме "Шаг в будущее-Созвездие НТТМ", в секции «Прикладная математика» была отмечена Дипломом III степени, но к этому успеху мы шли 2 года.
Диплом III степени
«Малая академия – 1 этап»
- Сентябрь – Октябрь 2016. Классный час по изучению положения об индивидуальном итоговом проекте.
Следующим шагом, стало заполнение ведомости учета тем реферативно-исследовательских работ в 8 "А" классе с указанием
- ФИ ученика
- тема учебного исследования
- предметной области
- научного руководителя
- Ноябрь 2016 – январь 2017 года. Реализация работы над проектом учениками с выбранными научными руководителями.
Выбор предметной области
«Малая академия – 2 этап»
- Январь 2017. Классный час, в ходе которого ребята выступают перед комиссией с отчетами о проделанной работе над проектом: определены цели, задачи, предмет и объект исследования, проанализированы источники используемой литературы. В состав комиссии входят и родители ребят, заседание и решение которой протоколируется.
«Малая академия – 3 этап»
- Февраль 2017. Классный час, на котором комиссия заслушивает отчет о выборе проектного продукта. В состав комиссии входят родители ребят, которые заполняют протокол проведения данного мероприятия.
«Малая академия – 4 этап»
- Март 2017. Классный час, где учителя совместно с родителями осуществляют техническую экспертизу работ и для каждого ученика выдается экспертный лист с замечаниями.
«Малая академия – 5 этап»
- Апрель 2017. Предзащита проектов на уровне класса с комиссией родителей.
- Май 2017. Техническая экспертиза. Выполняется комиссией экспертами по учебным предметам
- Июнь 2017. Защита проектов была проведена в Многопрофильном летнем лагере.
Результаты защиты по уровням
Спасибо за внимание!