СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Опыт организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в основной школе в предметной математики и информатики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект важен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Если учащийся получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то ему будет легче адаптироваться в современном обществе.

В связи с этим, хотелось бы поделиться опытом работы в данном направлении. Я, в качестве учителя-предметника, обучаю детей умению создавать проекты, а  в качестве классного руководителя  - руковожу подготовкой обучающихся к защите индивидуальных проектов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Опыт организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в основной школе в предметной математики и информатики.»

Опыт организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся математике в основной школе   Баранова Марина Радиковна, учитель математики первой квалификационной категории МАОУ «СОШ №15 г. Челябинска»

Опыт организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся математике в основной школе

Баранова Марина Радиковна, учитель математики первой квалификационной категории МАОУ «СОШ №15 г. Челябинска»

Этапы Задачи Подготовка Определение темы, целей и задач исследования. Деятельность учащихся Деятельность педагога Осуществляют выбор тем. Уточняют информацию. Обсуждают и принимают решение по теме. Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Помогает в выборе темы в более узкой направленности. Наблюдает.  При необходимости помогает проводить организационную работу.

Этапы

Задачи

Подготовка

Определение темы, целей и задач исследования.

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Осуществляют выбор тем. Уточняют информацию. Обсуждают и принимают решение по теме.

Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Помогает в выборе темы в более узкой направленности. Наблюдает.

При необходимости помогает проводить организационную работу.

Этапы Задачи Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор исследовательского продукта. Деятельность учащихся Деятельность педагога Формируют задачи проекта. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Совместное с учителем составление плана работы. Помогает в формулировании задач (по просьбе). В зависимости от сложности проекта и степени подготовки слушателей возможна предварительная разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности. Составление более подробного плана исследовательской работы.

Этапы

Задачи

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор исследовательского продукта.

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Формируют задачи проекта. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Совместное с учителем составление плана работы.

Помогает в формулировании задач (по просьбе). В зависимости от сложности проекта и степени подготовки слушателей возможна предварительная разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности. Составление более подробного плана исследовательской работы.

Этапы Задачи Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Деятельность учащихся Деятельность педагога Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование. Наблюдает. Индивидуальные консультации. Координирует работу.

Этапы

Задачи

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.

Наблюдает. Индивидуальные консультации. Координирует работу.

Этапы Задачи Выполнение Работа над проектом. Оформление реферативно-исследовательской работы. Деятельность учащихся Деятельность педагога Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект согласно разработанным положениям по оформлению и структуре работы. Наблюдает, консультирует, советует (по просьбе). Осуществляет помощь в корректировке работы согласно технической экспертизе.

Этапы

Задачи

Выполнение

Работа над проектом. Оформление реферативно-исследовательской работы.

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект согласно разработанным положениям по оформлению и структуре работы.

Наблюдает, консультирует, советует (по просьбе). Осуществляет помощь в корректировке работы согласно технической экспертизе.

Этапы Задачи Защита проекта (презентация) Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования. Деятельность учащихся Деятельность педагога Защищают проект (докладывают о результатах своей работы). Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Этапы

Задачи

Защита проекта (презентация)

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования.

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Защищают проект (докладывают о результатах своей работы). Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Этапы Задачи Рефлексия Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Анализ достижения поставленной цели. Деятельность учащихся Деятельность педагога Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельности детей.

Этапы

Задачи

Рефлексия

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Анализ достижения поставленной цели.

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельности детей.

 Тематика проектных работ   7 класс 2015-2016 8 класс Решение уравнений, неравенств, и систем линейных уравнений с параметрами 2016-2017 Ряд Фибоначи Свойства графиков линейной и квадратичной функции Случайные события и их вероятности Математические модели как способ решения задач Решение уравнений и неравенств Многогранники в архитектуре  с модулем Геометрические фракталы Решение систем линейных уравнений методом Гаусса Алгоритм извлечения квадратного корня

Тематика проектных работ

7 класс

2015-2016

8 класс

Решение уравнений, неравенств, и систем линейных уравнений с параметрами

2016-2017

Ряд Фибоначи

Свойства графиков линейной и квадратичной функции

Случайные события и их вероятности

Математические модели как способ

решения задач

Решение уравнений и неравенств

Многогранники в архитектуре

с модулем

Геометрические фракталы

Решение систем линейных уравнений методом Гаусса

Алгоритм извлечения квадратного корня

Октябрь-ноябрь 2015 .  Соколова Ирина, ученица 7 класса, планировала поступать в физико-математический класс. Выбор темы был обусловлен тем, что на уроках информатики ее заинтересовала тема «Матрица». У нее возникли следующие вопросы: Что такое матрица? И где они применяются в математике?

Октябрь-ноябрь 2015 .

  • Соколова Ирина, ученица 7 класса, планировала поступать в физико-математический класс. Выбор темы был обусловлен тем, что на уроках информатики ее заинтересовала тема «Матрица». У нее возникли следующие вопросы: Что такое матрица? И где они применяются в математике?
План исследования 1. Теоретическая часть. 1.1. Матрица как математический объект. 1.2. Виды матриц. 1.3. Интересные факты о Карл Фридрихе Гауссе. 2. Практическая часть. 2.1. Арифметические действия с матрицами. 2.2. Алгоритм решения систем линейных уравнений методом Гаусса.

План исследования

  • 1. Теоретическая часть.

1.1. Матрица как математический объект.

  • 1.2. Виды матриц.
  • 1.3. Интересные факты о Карл Фридрихе Гауссе.
  • 2. Практическая часть.
  • 2.1. Арифметические действия с матрицами.
  • 2.2. Алгоритм решения систем линейных уравнений методом Гаусса.
Декабрь 2015 – февраль 2016 Ученица выполняла проект согласно этому плану, применяя избранную литературу, одновременно обучаясь грамотному оформлению ссылок в работу. Проводились индивидуальные консультации, на которых мы корректировали материал.

Декабрь 2015 – февраль 2016

  • Ученица выполняла проект согласно этому плану, применяя избранную литературу, одновременно обучаясь грамотному оформлению ссылок в работу. Проводились индивидуальные консультации, на которых мы корректировали материал.
В марте-апреле 2016 готовили работу для технической экспертизы. Во-первых, устранили полученные замечания: по оформлению списка литературы, излишний текст в содержании работы.  Во-вторых скорректировали работу по замечаниям, готовились к защите проекта: изучили требования, изучили рекомендации к выступлению, изучили оценочный лист.

В марте-апреле 2016

  • готовили работу для технической экспертизы. Во-первых, устранили полученные замечания: по оформлению списка литературы, излишний текст в содержании работы.

Во-вторых скорректировали работу по замечаниям, готовились к защите проекта:

  • изучили требования,
  • изучили рекомендации к выступлению,
  • изучили оценочный лист.
В мае 2016 проектная работа была успешно защищена на высоком уровне. Комиссия по итогам защиты рекомендовала: доработать исследовательский продукт по данной теме и выйти на конкурс
  • В мае 2016 проектная работа была успешно защищена на высоком уровне.
  • Комиссия по итогам защиты рекомендовала: доработать исследовательский продукт по данной теме и выйти на конкурс "Шаг в будущее-Созвездие НТТМ".
В сентябре – октябре 2016 мы посвятили время доработке проектного продукта - учебного пособия на тему: «Решение систем линейных уравнений». Алгоритм изучения данной темы: теоретический материал; примеры решения арифметических операций над матрицами, примеры решения систем линейных уравнений методом Гаусса. задания для самостоятельного решения: базовый, повышенный и высокий уровень.
  • В сентябре – октябре 2016 мы посвятили время доработке проектного продукта - учебного пособия на тему: «Решение систем линейных уравнений».

Алгоритм изучения данной темы:

  • теоретический материал;
  • примеры решения арифметических операций над матрицами,
  • примеры решения систем линейных уравнений методом Гаусса.
  • задания для самостоятельного решения: базовый, повышенный и высокий уровень.
Учебное пособие, разработанное для практических занятий.

Учебное пособие, разработанное для практических занятий.

В ноябре 2016 сумели успешно пройти заочный тур и готовились к очной защите на молодежном интеллектуальном форуме:
  • В ноябре 2016 сумели успешно пройти заочный тур и готовились к очной защите на молодежном интеллектуальном форуме: "Шаг в будущее-Созвездие НТТМ".
  • Декабрь 2016. Данная работа Соколовой Ирины на молодежном интеллектуальном форуме "Шаг в будущее-Созвездие НТТМ", в секции «Прикладная математика» была отмечена Дипломом III степени, но к этому успеху мы шли 2 года.
Диплом III степени

Диплом III степени

 «Малая академия – 1 этап»   Сентябрь – Октябрь 2016. Классный час по изучению положения об индивидуальном итоговом проекте.  Следующим шагом, стало заполнение ведомости учета тем реферативно-исследовательских работ в 8

«Малая академия – 1 этап»

  • Сентябрь – Октябрь 2016. Классный час по изучению положения об индивидуальном итоговом проекте.

Следующим шагом, стало заполнение ведомости учета тем реферативно-исследовательских работ в 8 "А" классе с указанием

  • ФИ ученика
  • тема учебного исследования
  • предметной области
  • научного руководителя
  • Ноябрь 2016 – январь 2017 года. Реализация работы над проектом учениками с выбранными научными руководителями.
Выбор предметной области

Выбор предметной области

 «Малая академия – 2 этап»   Январь 2017. Классный час, в ходе которого ребята выступают перед комиссией с отчетами о проделанной работе над проектом: определены цели, задачи, предмет и объект исследования, проанализированы источники используемой литературы. В состав комиссии входят и родители ребят, заседание и решение которой протоколируется.

«Малая академия – 2 этап»

  • Январь 2017. Классный час, в ходе которого ребята выступают перед комиссией с отчетами о проделанной работе над проектом: определены цели, задачи, предмет и объект исследования, проанализированы источники используемой литературы. В состав комиссии входят и родители ребят, заседание и решение которой протоколируется.
 «Малая академия – 3 этап»   Февраль 2017. Классный час, на котором комиссия заслушивает отчет о выборе проектного продукта. В состав комиссии входят родители ребят, которые заполняют протокол проведения данного мероприятия.

«Малая академия – 3 этап»

  • Февраль 2017. Классный час, на котором комиссия заслушивает отчет о выборе проектного продукта. В состав комиссии входят родители ребят, которые заполняют протокол проведения данного мероприятия.
 «Малая академия – 4 этап»   Март 2017. Классный час, где учителя совместно с родителями осуществляют техническую экспертизу работ и для каждого ученика выдается экспертный лист с замечаниями.

«Малая академия – 4 этап»

  • Март 2017. Классный час, где учителя совместно с родителями осуществляют техническую экспертизу работ и для каждого ученика выдается экспертный лист с замечаниями.
«Малая академия – 5 этап»   Апрель 2017. Предзащита проектов на уровне класса с комиссией родителей. Май 2017. Техническая экспертиза. Выполняется комиссией экспертами по учебным предметам Июнь 2017. Защита проектов была проведена в Многопрофильном летнем лагере.

«Малая академия – 5 этап»

  • Апрель 2017. Предзащита проектов на уровне класса с комиссией родителей.
  • Май 2017. Техническая экспертиза. Выполняется комиссией экспертами по учебным предметам
  • Июнь 2017. Защита проектов была проведена в Многопрофильном летнем лагере.
Результаты защиты по уровням

Результаты защиты по уровням

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!