СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация опыта работы "Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

мой опыт работы с детьми раннего возраста в МДОУ

Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы "Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность"»

          ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА  УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 381 ГОРОДА ДОНЕЦКА    «Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность» ПОДГОТОВИЛ: ВОСПИТАТЕЛЬ РЯБОШЛЫК Л.А .

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 381 ГОРОДА ДОНЕЦКА

«Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность»

ПОДГОТОВИЛ:

ВОСПИТАТЕЛЬ РЯБОШЛЫК Л.А .

«Общие сведения о педагоге»

1.Фамилия, имя, отчество: Рябошлык Людмила Анатольевна

2. Год и дата рождения: 13 мая 1984г.

3.Образование: неполное высшее, Коммунальное

высшее учебное заведение

«Макеевское педагогическое училище»,

2014г.

4 . Специальность по диплому: дошкольное воспитание воспитатель

детского сада (ясель -сада)

5.Стаж педагогической работы: 5 лет

6.Должность и полное название

учреждения: воспитатель

Муниципального дошкольного

образовательного учреждения

«Ясли-сад № 381 города Донецка»

7.Стаж работы на данной

должности: 5 лет

8.Дата предыдущей аттестации: не аттестовалась

9.Квалификационная категория: специалист 8 тарифного разряда

10.Педагогическое звание: не имеет

11.Форма и результаты

повышения квалификации

на протяжении последних 5-ти лет: курсы повышения квалификации в Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования по программе курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций. Свидетельство от 05 ноября 2016г. р/№ 3920

12. На что претендует работник: соответствие занимаемой должности, установление 9 тарифного разряда.

 

«Умейте открыть перед ребенком  в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл  перед детьми всеми красками радуги» В.А.Сухомлинский.  

«Умейте открыть перед ребенком

в окружающем мире что-то одно,

но открыть так,

чтобы кусочек жизни заиграл

перед детьми всеми красками радуги»

В.А.Сухомлинский.

 

Актуальность темы опыта работы   Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детской игры, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.   Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова  Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Актуальность темы опыта работы

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детской игры, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова

Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

 Целью данной работы является развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счёт приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через игру.

Целью данной работы является

развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счёт приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через игру.

Для достижения поставленной цели я решила для себя выполнить следующие задачи: Изучить и обобщить педагогическую и психологическую литературу по проблеме игровой деятельности дошкольников раннего возраста. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира, о живой и неживой природе в процессе игровой деятельности.

Для достижения поставленной цели я решила для себя выполнить следующие задачи:

  • Изучить и обобщить педагогическую и психологическую литературу по проблеме игровой деятельности дошкольников раннего возраста.
  • Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира, о живой и неживой природе в процессе игровой деятельности.
В первую очередь, начиная работу над темой своего самообразования, я для себя определила этапы работы, которые помогли мне скоординировать свою работу. Этапы работы по самообразованию Деятельность педагога       - подборка и изучение литературы;   Использование всех видов игры в процессе ознакомления детей раннего возраста в окружающим миром. Изготовление дидактических игр для ознакомления детей раннего возраста в окружающим миром.    - формулирование целей и задач; 1 этап – организационный  - определение форм и методов работы. - изучение вопросов организации и проведения игр и экспериментов для ознакомления детей раннего возраста в окружающим миром. 2 этап – основной Работа с родителями по данной теме.   Организация практической деятельности по теме самообразования «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим через игру». Систематизация и обобщение изученного и накопленного в процессе изучения данной темы материала. 3 этап – заключительный Формулирование выводов.

В первую очередь, начиная работу над темой своего самообразования, я для себя определила этапы работы, которые помогли мне скоординировать свою работу.

Этапы работы по самообразованию

Деятельность педагога

 

 

 

- подборка и изучение литературы;

 

Использование всех видов игры в процессе ознакомления детей раннего возраста в окружающим миром. Изготовление дидактических игр для ознакомления детей раннего возраста в окружающим миром.

 

- формулирование целей и задач;

1 этап – организационный

- определение форм и методов работы. - изучение вопросов организации и проведения игр и экспериментов для ознакомления детей раннего возраста в окружающим миром.

2 этап – основной

Работа с родителями по данной теме.

 

Организация практической деятельности по теме самообразования «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим через игру». Систематизация и обобщение изученного и накопленного в процессе изучения данной темы материала.

3 этап – заключительный

Формулирование выводов.

 Из своего опыта работы могу отметить, что именно в период раннего детства, можно и нужно знакомить детей с окружающим миром, и основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети могут всерьёз научиться «важным» вещам. Однако это не так. Детям свойственно постоянно соприкасаться с окружающим миром. Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития.  Малыши активно стремятся к новым впечатлениям, очень любят наблюдать за всем, что их окружает. Их привлекают яркие цвета. Например: зелёный цвет — трава, листья, жёлтый цвет — солнце, одуванчики, синий цвет — небо, колокольчики, красный цвет — жучки, и всё другое – разноцветное! Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, расширяются представления об окружающем.

Из своего опыта работы могу отметить, что именно в период раннего детства, можно и нужно знакомить детей с окружающим миром, и основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети могут всерьёз научиться «важным» вещам. Однако это не так. Детям свойственно постоянно соприкасаться с окружающим миром. Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития.

Малыши активно стремятся к новым впечатлениям, очень любят наблюдать за всем, что их окружает. Их привлекают яркие цвета. Например: зелёный цвет — трава, листья, жёлтый цвет — солнце, одуванчики, синий цвет — небо, колокольчики, красный цвет — жучки, и всё другое – разноцветное! Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, расширяются представления об окружающем.

 Дети раннего возраста быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же его исследовать. Например: в дидактической игре «Волшебный мешочек» дети, как правило, быстро определяют знакомый предмет на ощупь. А если в мешочек положить что-то новое, незнакомое, — они его тщательно исследуют, прежде чем назвать и сделать свои выводы (например: если это огурец, то он гладкий, овальный, с бугорками, твёрдый, а если это помидор, то он круглый, гладкий).  Малыши с интересом включаются в предложенные игры с водой и песком. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения, а я им в этом помогаю. Например: вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски, она стала цветная. Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет, сухой песок сыплется, а мокрый нет.

Дети раннего возраста быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же его исследовать. Например: в дидактической игре «Волшебный мешочек» дети, как правило, быстро определяют знакомый предмет на ощупь. А если в мешочек положить что-то новое, незнакомое, — они его тщательно исследуют, прежде чем назвать и сделать свои выводы (например: если это огурец, то он гладкий, овальный, с бугорками, твёрдый, а если это помидор, то он круглый, гладкий).

Малыши с интересом включаются в предложенные игры с водой и песком. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения, а я им в этом помогаю. Например: вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски, она стала цветная. Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет, сухой песок сыплется, а мокрый нет.

 Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка раннего возраста осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира. Главное, чтобы оно было безопасно для маленького исследователя.  Малыши очень радуются своим открытиям, получают от этого удовольствие, испытывают восторг, делятся своими впечатлениями с взрослыми. Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения с взрослыми. В своей педагогической практике активно использую несложные игры-упражнения с водой и песком. Можно использовать различные покупные игрушки, но при желании, можно сделать самим игрушки-самоделки. С такими игрушками дети играют с большим удовольствием.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка раннего возраста осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира. Главное, чтобы оно было безопасно для маленького исследователя.

Малыши очень радуются своим открытиям, получают от этого удовольствие, испытывают восторг, делятся своими впечатлениями с взрослыми. Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения с взрослыми. В своей педагогической практике активно использую несложные игры-упражнения с водой и песком. Можно использовать различные покупные игрушки, но при желании, можно сделать самим игрушки-самоделки. С такими игрушками дети играют с большим удовольствием.

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром.  Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. В этих играх используются натуральные предметы окружающего мира, картинки с изображением, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром.

Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. В этих играх используются натуральные предметы окружающего мира, картинки с изображением, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

 Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения.       Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения.

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

 Во время дидактической игры нужно воспитывать бережное отношение к предметам и явлениям окружающего мира.       Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом.      В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Играя, дети узнают предметы на ощупь.  Словесные дидактические игры, например, «Узнай кто это?», организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.

Во время дидактической игры нужно воспитывать бережное отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом. В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Играя, дети узнают предметы на ощупь. Словесные дидактические игры, например, «Узнай кто это?», организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.

В своей работе, я опиралась на образовательную область «Познавательное развитие» из Типовой образовательной программы ДНР «От рождения до школы». В которой широко раскрыто понятие, цели и задачи для детей данной возрастной категории.

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и

познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о

себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира, об особенностях природы».

Познавательное развитие подразделяется на:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик).

Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Приобщение к социокультурным ценностям Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр. Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения. Формирование элементарных математических представлений Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много). Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.). Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.). Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги,

Приобщение к социокультурным ценностям

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр. Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Формирование элементарных математических представлений

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить

различать количество предметов (один — много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их

обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая

матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и

пр.).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического

освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги,

Ознакомление с миром природы

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения

Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на

деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью

созревают многие овощи и фрукты.

Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет

снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает

снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Выводы:  Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности – игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Работая над своей темой образования я для себя сделала вывод:   «Задача воспитателя в работе с детьми раннего возраста – заложить первые представления и ориентиры в окружающем мире через основную форму работы и ведущий вид деятельности – игру».

Выводы:

Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности – игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Работая над своей темой образования я для себя сделала вывод:

«Задача воспитателя в работе с детьми раннего возраста – заложить первые представления и ориентиры в окружающем мире через основную форму работы и ведущий вид деятельности – игру».

Таким образом, развивая познавательную сферу ребенка (через основной вид деятельности) – игру ,я стремлюсь создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

Таким образом, развивая познавательную сферу ребенка (через основной вид деятельности) – игру ,я стремлюсь создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

Я на смену иду, обо всём забывая С головой окунусь в мир, где нет мне покоя. Знаю, ждут, налетят. Едва с ног не сбивая, А в глазах столько счастья! Где возможно такое? Я учу их, и с ними учусь каждый день. В страну знаний хотим мы открыть вместе двери. Не ложится на лица сомнения тень. Как мне верят они! Кто ещё так поверит?! Нет секретов у них никаких от меня, То порадуюсь с ними, бывает, расстроят. Потерять их доверие боюсь как огня. Как открыты они! Кто так душу откроет?! А школьников встречу! Замедлят вдруг шаг, Они не скрывают, что встрече так рады! Приветствуют, что – то поведать спешат. Приятно, что помнят. Есть выше награда? Уверена, я не напрасно тружусь, Зовусь « Воспитатель» и этим горжусь!

Я на смену иду, обо всём забывая

С головой окунусь в мир, где нет мне покоя.

Знаю, ждут, налетят. Едва с ног не сбивая,

А в глазах столько счастья!

Где возможно такое?

Я учу их, и с ними учусь каждый день.

В страну знаний хотим мы открыть вместе двери.

Не ложится на лица сомнения тень.

Как мне верят они! Кто ещё так поверит?!

Нет секретов у них никаких от меня,

То порадуюсь с ними, бывает, расстроят.

Потерять их доверие боюсь как огня.

Как открыты они! Кто так душу откроет?!

А школьников встречу!

Замедлят вдруг шаг,

Они не скрывают, что встрече так рады!

Приветствуют, что – то поведать спешат.

Приятно, что помнят. Есть выше награда?

Уверена, я не напрасно тружусь,

Зовусь « Воспитатель» и этим горжусь!