СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация опыта работы "Технология проектного обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрывается сущность метода проектов, влияние использования данной технологии на формирование УУД

Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы "Технология проектного обучения"»

Мясникова Надежда Сергеевна ,  учитель ГБОУ СОШ «ОЦ»п.г.т. Рощинский  муниципального района Волжский Самарской области Технология проектного обучения  как средство формирования УУД младших школьников

Мясникова Надежда Сергеевна , учитель ГБОУ СОШ «ОЦ»п.г.т. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области

Технология проектного обучения

как средство формирования УУД

младших школьников

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования потребовали таких методов обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; формировали бы не просто умения, а компетенции.

В реализации перспективных педагогических технологий важное место занимает метод проектов. Он был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов.

В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования и, по моему твёрдому убеждению, полностью соответствует принципам личностно ориентированного, индивидуального подхода, формирует компетенции младшего школьника.

Какова специфика применения проектного метода в начальной школе? Как наиболее рационально организовать образовательную среду, в том числе выходящую за рамки образовательного учреждения? Вот круг вопросов, которые возникли у меня, кода я начала осваивать технологию проектного обучения.

Мною была поставлена цель: изучение влияния проектной деятельности на формирование УУД учащихся.

Для реализации цели был намечен ряд педагогических задач :

  • вовлекать в проектную деятельность не только отдельных одарённых детей, а всех обучающихся класса;
  • создать условия для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации;
  • организовать образовательную среду, в том числе выходящую за рамки образовательного учреждения;
  • фиксировать и анализировать результаты проектной деятельности на протяжении 4-х лет обучения.

Метод проектов в современной школе.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

  • Как показывает опыт, темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
  • Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
  • Длительность выполнения проекта, считаю целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.
  • Важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования.
  • Учитель должен направить самостоятельный поиск участников проекта.
  • Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции.
  • Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, помочь ученикам подготовить проект к презентации. В моей практике, как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки, мультимедийной презентации, концерта, плакатов и листовок.
  • После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить членам семей, можно передать в школьный музей, библиотеки, детский сад и т.п.
  • Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.
презентация (защита) проекта осуществляется в форме выставки, мультимедийной презентации, концерта, плакатов и листовок.

презентация (защита) проекта

осуществляется в форме выставки, мультимедийной презентации, концерта, плакатов и листовок.

Ученик Учитель Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания или способы деятельности Рекомендует источники получения информации Экспериментирует Предлагает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Создает условия для активности школьника Активен Субъект деятельности Партнёр ученика Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. Несёт ответственность за свою деятельность  Структура деятельности  учителя и школьника

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Создает условия для активности школьника

Активен

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Несёт ответственность за свою деятельность

Структура деятельности учителя и школьника

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

  • исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
  • социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
  • презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
  • рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности).

«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, в том числе выходящей за рамки образовательного учреждения.

Приведу в качестве примера работу в предметной области Окружающий мир 3 класс УМК «Перспектива».

Проект Социальная практика «Путешествие по странам и континентам» Сотрудничество с одноклассниками, в малых группах, библиотеками посёлка «Путешествие в семьи народов нашей страны» Сотрудничество с одноклассниками, родителями и родственниками «Экосистемы» (справочник) Сотрудничество в малых группах «Маршрут вежливости» «Земля – наш общий дом» Сотрудничество в парах, с организациями посёлка: ДОУ, ГДО, ЦСК ВВС, магазины и др. Сотрудничество с одноклассниками, в малых группах, родителями, экскурсия на страусиную ферму «Страницы истории моей семьи» Сотрудничество с родителями и родственниками «Береги здоровье!» Сотрудничество с одноклассниками, в малых группах, работниками поликлиники «Родной посёлок» Сотрудничество в малых группах, с «Духовные сокровища» Организациями посёлка, музей Боевой Славы, школьный музей Сотрудничество в малых группах, с музыкальной школой, библиотеками, посещение выставок концертов.

Проект

Социальная практика

«Путешествие по странам и континентам»

Сотрудничество с одноклассниками, в малых группах, библиотеками посёлка

«Путешествие в семьи народов нашей страны»

Сотрудничество с одноклассниками, родителями и родственниками

«Экосистемы» (справочник)

Сотрудничество в малых группах

«Маршрут вежливости»

«Земля – наш общий дом»

Сотрудничество в парах, с организациями посёлка: ДОУ, ГДО, ЦСК ВВС, магазины и др.

Сотрудничество с одноклассниками, в малых группах, родителями, экскурсия на страусиную ферму

«Страницы истории моей семьи»

Сотрудничество с родителями и родственниками

«Береги здоровье!»

Сотрудничество с одноклассниками, в малых группах, работниками поликлиники

«Родной посёлок»

Сотрудничество в малых группах, с

«Духовные сокровища»

Организациями посёлка, музей Боевой Славы, школьный музей

Сотрудничество в малых группах, с музыкальной школой, библиотеками, посещение выставок концертов.

«Путешествие по странам и континентам»   Сотрудничество с одноклассниками, в малых группах , сотрудничество с библиотеками посёлка

«Путешествие по странам и континентам»

Сотрудничество с одноклассниками, в малых группах , сотрудничество с библиотеками посёлка

«Путешествие в семьи народов нашей страны» Сотрудничество с одноклассниками, родителями и родственниками

«Путешествие в семьи народов нашей страны»

Сотрудничество с одноклассниками, родителями и родственниками

«Экосистемы» Сотрудничество в малых группах

«Экосистемы»

Сотрудничество в малых группах

«Земля – наш общий дом» Сотрудничество с одноклассниками, в малых группах, родителями, поход, экскурсия на страусиную ферму

«Земля – наш общий дом»

Сотрудничество с одноклассниками, в малых группах, родителями, поход, экскурсия на страусиную ферму

«Береги здоровье!» Сотрудничество с одноклассниками, в малых группах, работниками поликлиники

«Береги здоровье!»

Сотрудничество с одноклассниками, в малых группах, работниками поликлиники

«Родной посёлок» Сотрудничество в малых группах, с  организациями посёлка, музей Боевой Славы, школьный музей

«Родной посёлок»

Сотрудничество в малых группах, с организациями посёлка, музей Боевой Славы, школьный музей

«Духовные сокровища» Сотрудничество в малых группах, с музыкальной школой, библиотеками, посещение выставок, концертов.

«Духовные сокровища»

Сотрудничество в малых группах, с музыкальной школой, библиотеками, посещение выставок, концертов.

Результативность метода проектов в плане формирование УУД Уровень сформированности регулятивного УУД определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий: Уровень высокий Результат промежуточной диагностики 2кл.(25 уч.) 9 (36%) Результат промежуточной диагностики 3кл.(20 уч.) средний Динамика 11 (55%) 10(40%) низкий 6 (24%) +19% 5 (25%) -15% 4 (20%) -4%

Результативность метода проектов в плане формирование УУД

Уровень сформированности регулятивного УУД определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий:

Уровень

высокий

Результат промежуточной диагностики 2кл.(25 уч.)

9 (36%)

Результат промежуточной диагностики 3кл.(20 уч.)

средний

Динамика

11 (55%)

10(40%)

низкий

6 (24%)

+19%

5 (25%)

-15%

4 (20%)

-4%

Уровень сформированности познавательного УУД поиск и выделение необходимой информации по классу: Уровень Результат промежуточной диагностики 2кл. (25 уч.) высокий Результат промежуточной диагностики 3кл. (20 уч.) 4 (16%) средний Динамика 9 (45%) 19 (76%) низкий +29% 7 (35%) 2 (8%) -41% 4 (20%) +12%

Уровень сформированности познавательного УУД поиск и выделение необходимой информации по классу:

Уровень

Результат промежуточной диагностики 2кл. (25 уч.)

высокий

Результат промежуточной диагностики 3кл. (20 уч.)

4 (16%)

средний

Динамика

9 (45%)

19 (76%)

низкий

+29%

7 (35%)

2 (8%)

-41%

4 (20%)

+12%

Уровень сформированности познавательного УУД осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме :  Уровень Результат  промежуточной диагностики 2кл. (25 уч.) высокий Результат промежуточной диагностики 3кл. (20 уч.) 3 (12%) средний Динамика 12 (60%) 17(68%) низкий +48% 6 (30%) 5 (20%) -38% 2 (10%) -10%

Уровень сформированности познавательного УУД осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме :

Уровень

Результат промежуточной диагностики 2кл. (25 уч.)

высокий

Результат промежуточной диагностики 3кл. (20 уч.)

3 (12%)

средний

Динамика

12 (60%)

17(68%)

низкий

+48%

6 (30%)

5 (20%)

-38%

2 (10%)

-10%

Занятия проектной деятельностью помогли достичь следующих результатов:

·  возрос познавательный интерес обучающихся;

·  повысилась мотивация к учебной деятельности;

·  появился интерес к освоению компьютера;

·  совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;

·  повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;

·  ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными. По моим наблюдениям, по отзывам обучающихся, по результатам проведенных контрольных работ стало ясно, что данная работа нашла значительный отклик в душах ребят, способствовала выработке хороших знаний по темам, изучаемым с использованием метода проектов. Метод проектов как личностно-ориентированная технология обучения может применяться в работе с учащимися начальных классов по любому предмету. Результаты исследования ориентируют на развитие у школьников при выполнении проектов ценностно-личностной мотивации, диалогичности отношений, самостоятельности, умений сотрудничества и других личностных свойств и позиций. Таким образом, удалось повысить степень самостоятельности, инициативности обучающихся и их познавательной мотивации.

При активном использовании учебных проектов в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Учебные проекты позволяют проследить связи между различными школьными дисциплинами, в контексте проблем реального мира, развивать  у обучающихся мыслительные умения высокого уровня благодаря работе с основополагающими идеями, вовлечь школьников в активный процесс обучения. Детям после подготовки своего проекта легче даются устные предметы, у них появляется уверенность в себе.  Работа над проектами сплачивает не только детский коллектив, но и родителей. Они тоже объединяются в группы, общаются, лучше узнают друг друга. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Главным результатом своей работы я считаю не столько цифры и столбики диаграмм, а весёлые лица ребятишек, которые хотят познавать новое, пробуют свои силы, узнают этот мир, ищут своё место в жизни, становятся самостоятельными, неординарными и творческими людьми.