Основные приоритеты государственной политики в области воспитания детей и учащейся молодежи в ДНР
Донецкая Народная Республика Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №1 города Докучаевска»
Шулак Вадим Леонидович, заместитель директора по воспитательной работе
« Основная задача нашего государства воспитать такое поколение, которое с гордостью и честью возьмет наше знамя, если потребуется, оружие в руки и отстоит родную землю и отчий дом. И это зависит от всех нас! Невозможно привить чувство патриотизма в школе, если этого нет в семье ».
А.В.Захарченко
КОНЦЕПЦИЯ
направлена
на усиление единения общества, переосмысление таких ценностей, как гра жданск ая идентичность, патриотизм, о тветс твенная жизненная позиция.
призвана
Консолидиро-
утверждает
главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности.
вать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения.
закладывает
ориентирована
основы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам современного детства.
на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков.
Цель Концепции:
создание условий для модернизации системы воспитания подрастающего поколения, которая обеспечит преемственность деятельности всех субъектов воспитательного процесса по решению задач воспитания и будет способствовать формированию гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся, всестороннему и гармоничному развитию социально зрелой, творческой личности, усвоению обучающимися гуманистических ценностей, идеологии Донецкой Народной Республики, культурных и духовных традиций своего многонационального народа.
Задачи Концепции
создать условия для консолидации усилий институтов общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;
обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;
повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов ДНР;
сформировать социокуль-турную инфраструктурусодействую-щую успешной социализации детей и интегрирую-щую воспитатель-ные возможности образователь-ных, культурных, спортивных, научных, познаватель-ных, организаций
обеспечить равный
доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограничен-ными возможностя-ми здоровья.
Приоритеты государственной политики в области воспитания:
* воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим ценностям;
*поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
*защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;
обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным для Донецкой Народной Республики культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
*обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно- нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в экстремальных условиях, детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев и др.);
*формирование социально-активной позиции личности по отношению к окружающей действительности;
*воспитание языковой культуры детей;
*развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Донецкой Народной Республики.
Поддержка семейного воспитания:
содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности;
сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей;
содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими;
содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций;
расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;
поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;
создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Развитие воспитания в системе образования:
- обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента государственных образовательных стандартов;
- содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей;
- полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ;
- расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей;
- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
- и др.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:
создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (кино, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение, Интернет);
содействие популяризации традиционных культурных, нравственных ценностей в информационном пространстве;
применение разнообразных средств защиты детей и учащейся молодежи от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:
- улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей и учащейся молодежи;
- поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях;
- широкое привлечение детей и учащейся молодежи к участию в деятельности социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, в том числе волонтёрском движении;
- расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций :
Гражданское и патриотическое воспитание:
формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к сохранению и развитию:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции. гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно- патриотического;
Духовно-нравственное развитие:
- воспитание у детей и учащейся молодежи чувства достоинства, чести и честности, совести, уважения к отцу, матери, педагогам, старшему поколению, сверстникам, другим людям;
- развитие в детской и молодежной среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
- формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
- расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей.
Приобщение детей к культурному наследию:
- создание равных для всех детей и учащейся молодежи возможностей доступа к культурным ценностям;
- приобщение детей и учащейся молодежи к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства;
- поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных культурных, нравственных ценностей;
- совершенствование деятельности библиотек;
- создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.
Физическое развитие и культура здоровья:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
- привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;
- формирование в детской и молодежной среде системы мотивации к ведению активного и здорового образа жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости;
- распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
- воспитание у детей и учащейся молодежи уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
- формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
- развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание:
- Становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
- формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
Ожидаемые результаты
Реализация Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике должна обеспечить:
- укрепление гражданской идентичности, устойчивости и сплоченности общества Донецкой Народной Республики;
- повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;
- развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;
- доступность для всех категорий детей и учащейся молодежи качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;
- разработка и успешная реализация республиканских и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;
- укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
- утверждение в детской и молодежной среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;
- развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания;
- повышение уровня информационной безопасности детей и учащейся молодежи;
- формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность реализации Концепции.