МКОУ «Ортолыкская средняя общеобразовательная школа им. М.И. Лапшина»
Предмет: география, класс 11
Тема урока «Общая характеристика Африки. Население материка»
Цель урока: сформировать целостное представление об экономико-географических особенностях африканского региона.
Образовательные задачи:
Сформировать знания о политической карте, экономико-географическом положении, природно-ресурсном потенциале и особенностях населения африканского региона;
Развивающие задачи:
совершенствовать умения самостоятельно осуществлять поиск и отбор информации, её преобразование, анализировать картографические материалы, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные задачи:
формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона.
Оборудование: политическая карта мира, географические атласы, учебник Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский М.: Просвещение, 2007; презентация PowerPoint, дидактические материалы.
Тип урока – Изучение нового материала
Структура урока
Организационный момент
Здравствуйте 11 класс! Какое у вас сегодня настроение? Хочу вам провести психологическую разгрузку, закройте глаза, протяните ваши ладони вперед, вложите в них всю вашу теплоту, доброту, все самое хорошее и поделитесь ею друг с другом! Улыбнитесь! Пожелайте друг другу удачи на уроке!
Теперь вам предстоит разгадать загадку, и соответственно ключевое слово будет связано с темой нашего урока.
В нем пустыня Калахари,
Миражей полно в Сахаре.
Этот южный материк
И по площади велик?
Учитель объявляет тему урока:
«Общая характеристика Африки». Население материка»
Кто - нибудь из вас по желанию зачитайте эпиграф нашего урока четко, ясно, с интонациями.
Эпиграф урока:
«Африка – далекий край!
где кокосы и бананы,
и шалуньи обезьяны.
В Африканских странах,
водятся в саваннах
зебры, антилопы, гну.
В Африке пустыни - знай,
где пески из края в край!»
Учитель — какова же тогда цель нашего урока?
Ученики формулируют цель урока:
1. Территория и состав Африки
2. Природные условия и ресурсы
3. Население: воспроизводство, состав,
и размещение.
Открытие нового знания:
Цель данного этапа вспомнить материал об Африке, изученный в 7 классе.
Учитель:
Давайте вспомним, что мы знаем об Африке: ее физико-географическое, и экономико-географическое положение? По желанию расскажите материал изученный в 7 классе? Выясните выгодное или невыгодное ЭГП региона, есть ли природные ресурсы для развития экономики, посмотрите историю развития региона?
- В целом ЭГП выгодное:
1)Близость к Зар. Европе и Азии
2)Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал)
3) Приморское положение большинства стран континента.
4) Близость к рынкам сырья и сбыта продукции
5)Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта
Но есть недостатки: 1) страны центральной части не имеют выхода к морю, удалены от центров экономической мощи,
2) границы государств не сформированы, часто возникают территориальные споры.
Молодые африканские государства ещё не в полной мере сформировались политически, поэтому здесь обычны жестокая межклановая и межэтническая борьба, политические конфликты. Доставшиеся этим странам в наследство от колониального прошлого границы, стали очагом возникновения территориальных спо-ров и пограничных конфликтов. Острые конфликты такого рода существуют между Марокко и Западной Сахарой, Эфиопией и Сомали и др.
Сколько составляет состав населения Африки? Каким образом простирается территория Африки? По государственному строю как делится государства Африки?
– В современном мире насчитывается более 200 государств. 54 из них расположены в регионе Африка. Африканские страны по размерам в большинстве своем крупнее европейских. Посмотрите в учебнике Визитную карточку стран:
- Какое государство самое большое по площади? Судан.
- Какая страна Африки самая большая по численности населения? (Нигерия)
- Каковы страны Африки по форме территориального устройства?
- Каковы страны по форме правления?
Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона.
Природно-ресурсный потенциал
Вспомните из курса 7 класса, природу материка, а именно рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны материка?
По желанию выйдите к доске и расскажите природные условия Африки?
Вспомните, какие группы ресурсов важны для развития экономики?
-минеральные
-земельные
-агроклиматические
-лесные
-водные
Выясним, какие есть в Африке.
Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов.
В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов:
1. Алжиро-Ливийский;
2. Атласский;
3. Египетский;
4. Западно-Гвинейский;
5. Восточно-Гвинейский;
6. Медный пояс;
7. Южно-Африканский.
ЗАДАНИЕ: ваша задача заполнить таблицу минеральных ресурсов Африки показанных на слайде? Вам на работу 3 минуты.
Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики?
Физкультминутка.
Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона.
Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии.
Давайте выполним следующую задачу; проанализируем карты на слайде:
Половозрастной состав населения.
Уровень грамотности населения
Расовый состав населения
Плотность населения
Вам на работу 3 минуты.
Подведем итог: О чем свидетельствуют данные о населении Африки?
Теперь проанализируйте проявление городского взрыва в Африке? На слайде.
Закрепление учебного материала
Учитель подводит учащихся к выводам урока.
Фронтальный опрос на слайде презентации. Устно.
Рефлексия «Все в твоих руках»
Обведите левую руку, каждый палец – это определенная позиция:
Большой – для меня было важным и интересным узнать…..
Указательный - получил для себя конкретные рекомендации (по определенному вопросу)…
Средний – мне было трудно усвоить….
Безымянный – оценка психологической обстановки….
Мизинец – для меня было недостаточным узнать …..
Итоги урока
Самооценка учащихся
Д/З тема 8. В контурной карте указать природные ресурсы Африки