СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Оценка метапредметных результатов в основной школе: смысловое чтение»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вебинар состоялся 18 марта 2015 г. 

Ковалёва Г. С., руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования, научный руководитель серии "ФГОС:  оценка образовательных  достижений"

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Оценка метапредметных результатов в основной школе: смысловое чтение»»

  Оценка метапредметных результатов в основной школе: смысловое чтение (читательская грамотность)  Г.С. Ковалева

Оценка метапредметных результатов в основной школе: смысловое чтение (читательская грамотность) Г.С. Ковалева

   Содержание:  1. Метапредметные результаты и оценка их сформированности  2. Что понимается под читательской грамотностью  3. Из опыта оценки читательской грамотности  4. Основные подходы к разработке измерительных материалов для оценки читательской грамотности  5. Интерпретация и использование результатов оценки читательской грамотности

Содержание: 1. Метапредметные результаты и оценка их сформированности 2. Что понимается под читательской грамотностью 3. Из опыта оценки читательской грамотности 4. Основные подходы к разработке измерительных материалов для оценки читательской грамотности 5. Интерпретация и использование результатов оценки читательской грамотности

1 Метапредметные результаты и оценка их сформированности

1 Метапредметные результаты и оценка их сформированности

Под метапредметными результатами разработчики стандартов понимают освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы действий, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под метапредметными результатами разработчики стандартов понимают освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы действий, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Особенности формирования метапредметных результатов Формируются только в процессе школьного обучения Не достигаются средствами отдельных учебных предметов Формируются при условии изменения как содержательных, так и организационных, социальных, мотивационных характеристик образовательной среды школы (требуется создание предметно-исследовательской среды поддержки собственной деятельности учащихся, раскрывающей происхождение общих способов задач, специфичных для предмета) Являются, с одной стороны, итогом начального обучения, а с другой стороны, условием успешности дальнейшего обучения

Особенности формирования метапредметных результатов

  • Формируются только в процессе школьного обучения
  • Не достигаются средствами отдельных учебных предметов
  • Формируются при условии изменения как содержательных, так и организационных, социальных, мотивационных характеристик образовательной среды школы (требуется создание предметно-исследовательской среды поддержки собственной деятельности учащихся, раскрывающей происхождение общих способов задач, специфичных для предмета)
  • Являются, с одной стороны, итогом начального обучения, а с другой стороны, условием успешности дальнейшего обучения
Особенности оценки метапредметных результатов   Оценка осуществляется в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы, которые представлены в следующих междисциплинарных программах: программа формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»), программа «Формирование ИКТ-компетентности школьников» (все разделы), программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»(все разделы), программа«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка осуществляется в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы, которые представлены в следующих междисциплинарных программах:

  • программа формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»),
  • программа «Формирование ИКТ-компетентности школьников» (все разделы),
  • программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»(все разделы),
  • программа«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».

Наиболее адекватные формы оценки метапредметных результатов   читательской грамотности - письменная работа на межпредметной основе; ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью; сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов. Для ОО: каждый из перечисленных видов диагностик проводится с периодичностью не менее, чем один раз в два года. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта .

Наиболее адекватные формы оценки метапредметных результатов

  • читательской грамотности - письменная работа на межпредметной основе;
  • ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью;
  • сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.

Для ОО: каждый из перечисленных видов диагностик проводится с периодичностью не менее, чем один раз в два года.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта .

2. Что понимается под читательской грамотностью

2. Что понимается под читательской грамотностью

Читательская грамотность (PISA) способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность (PISA)

способность человека

понимать

и использовать

письменные тексты,

размышлять о них

и заниматься чтением для того, чтобы

достигать своих целей,

расширять свои знания и возможности,

участвовать в социальной жизни.

Чтение для обучения При переходе из начальной школы в основную, как об этом пишет Г. А. Цукерман, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования, получение нового знания и новых идей с помощью информационных текстов. Именно в связи с особой важностью овладения осознанным чтением среди системы «умений учиться» в рассматриваемый период обучения среди всех метапредметных результатов и было выделено осознанное чтение и работа с информацией в качестве основного объекта оценки.   Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. № 4, 2007, с . 245.  

Чтение для обучения

При переходе из начальной школы в основную, как об этом пишет Г. А. Цукерман, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования, получение нового знания и новых идей с помощью информационных текстов. Именно в связи с особой важностью овладения осознанным чтением среди системы «умений учиться» в рассматриваемый период обучения среди всех метапредметных результатов и было выделено осознанное чтение и работа с информацией в качестве основного объекта оценки.

  Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. № 4, 2007, с . 245.

 

Обучение чтению Чтение для обучения Чтение для решения собственных задач PIRLS PISA готовность к переходу

Обучение чтению

Чтение для обучения

Чтение для решения собственных задач

PIRLS

PISA

готовность к переходу

Чтение и понимание текстов (PIRLS) Читательская грамотность(PISA) Опора на текст Опора на внетекстовое знание 1. найти и извлечь (информацию)  2. интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)  3. осмыслить и оценить содержание текста  форму текста

Чтение и понимание текстов (PIRLS)

Читательская грамотность(PISA)

Опора на текст

Опора на внетекстовое знание

1.

найти и

извлечь

(информацию)

2.

интегрировать и

интерпретировать

(сообщения текста)

3.

осмыслить

и оценить

содержание

текста

форму

текста

Учет факторов, влияющих на читательскую грамотность (PISA)

Учет факторов, влияющих на читательскую грамотность (PISA)

Распределение учащихся на группы в зависимости от их круга чтения и овладения учебными стратегиями работы с текстом

Распределение учащихся на группы в зависимости от их круга чтения и овладения учебными стратегиями работы с текстом

3. Из опыта оценки читательской грамотности

3. Из опыта оценки читательской грамотности

Из опыта оценки читательской грамотности международные сравнительные исследования PIRLS, PISA; Методика «Тяни-Толкай» Комплексные работы в начальной школе Оценка читательской грамотности в основной школе

Из опыта оценки читательской грамотности

  • международные сравнительные исследования PIRLS, PISA;
  • Методика «Тяни-Толкай»
  • Комплексные работы в начальной школе
  • Оценка читательской грамотности в основной школе
Сравнение результатов двух исследований читательской грамотности российских учащихся (PIRLS и PISA) Два последних измерения: ПИРЛС 2006 и ПИЗА 2009.

Сравнение результатов двух исследований читательской грамотности российских учащихся (PIRLS и PISA)

Два последних измерения: ПИРЛС 2006 и ПИЗА 2009.

«Тяни-толкай» –  измеритель динамики читательской грамотности PIRLS PISA + вопросы + вопросы PISA-подобные PIRLS-подобные

«Тяни-толкай» – измеритель динамики читательской грамотности

PIRLS

PISA

+ вопросы

+ вопросы

PISA-подобные

PIRLS-подобные

Читательская грамотность  PIRLS PISA способность понимать и использовать письменные тексты строить свои смыслы на основе разнообразных текстов размышлять о них ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ и заниматься чтением учиться расширять свои знания и возможности участвовать в читательских сообществах в школе и в обыденной жизни участвовать в социальной жизни получать удовольствие достигать своих целей Близкое понимание читательской грамотности:

Читательская грамотность

PIRLS

PISA

способность

понимать

и использовать

письменные тексты

строить свои смыслы на основе разнообразных текстов

размышлять о них

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ

и заниматься чтением

учиться

расширять свои знания и возможности

участвовать в читательских сообществах в школе и в обыденной жизни

участвовать в социальной жизни

получать удовольствие

достигать своих целей

Близкое понимание читательской грамотности:

Сравнительные результаты учащихся  4, 6 и 9 классов

Сравнительные результаты учащихся 4, 6 и 9 классов

Что, предположительно, происходит в основной школе (2010-2011 годы) Основные потери (по данному инструменту) в умениях: интегрировать и интерпретировать сообщения текста размышлять о сообщениях текста и оценивать их Умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста

Что, предположительно, происходит в основной школе (2010-2011 годы)

Основные потери (по данному инструменту) в умениях:

  • интегрировать и интерпретировать сообщения текста
  • размышлять о сообщениях текста и оценивать их

Умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста

Участники исследования в ЯНАО Число ОО   114 Число классов  Число учащихся 9 класс (2014/2015) 283 7 класс 118 5474 (2012/2013) 282 5273

Участники исследования в ЯНАО

Число ОО

114

Число классов

Число учащихся

9 класс (2014/2015)

283

7 класс

118

5474

(2012/2013)

282

5273

 Динамика результатов учащихся 5, 7 и 9 классов в образовательных учреждениях ЯНАО (2012 год)

Динамика результатов учащихся 5, 7 и 9 классов в образовательных учреждениях ЯНАО (2012 год)

Форма 1. Успешность выполнения работы  образовательных учреждений  (по возрастанию результатов в каждой параллели) Это единая шкала или один измеритель про время, а другой про температуру?

Форма 1. Успешность выполнения работы образовательных учреждений (по возрастанию результатов в каждой параллели)

Это единая шкала или один измеритель про время, а другой про температуру?

Динамика сформированности читательской грамотности (образовательные учреждения ЯНАО, 2012 год)

Динамика сформированности читательской грамотности (образовательные учреждения ЯНАО, 2012 год)

Динамика сформированности читательской грамотности учащихся ЯНАО, 2014 год

Динамика сформированности читательской грамотности учащихся ЯНАО, 2014 год

Динамика различных групп учащихся M+Sd – самые успешные читатели (суммарный результат их ответов на вопросы методики «Тяни-Толкай» в 1-ом измерении выше среднего + стандартное отклонение). M+ - успешные читатели (результат ученика выше среднего в пределах стандартного отклонения) M- - менее успешные читатели (результат ученика ниже среднего в пределах стандартного отклонения) M-Sd – наименее успешные читатели (результат ученика ниже среднего - стандартное отклонение) 4,4% 16,8%

Динамика различных групп учащихся

M+Sd – самые успешные читатели (суммарный результат их ответов на вопросы методики «Тяни-Толкай» в 1-ом измерении выше среднего + стандартное отклонение).

M+ - успешные читатели (результат ученика выше среднего в пределах стандартного отклонения)

M- - менее успешные читатели (результат ученика ниже среднего в пределах стандартного отклонения)

M-Sd – наименее успешные читатели (результат ученика ниже среднего - стандартное отклонение)

4,4%

16,8%

Динамика различных групп учащихся M+Sd – самые успешные читатели (суммарный результат их ответов на вопросы методики «Тяни-Толкай» в 1-ом измерении выше среднего + стандартное отклонение). M+ - успешные читатели (результат ученика выше среднего в пределах стандартного отклонения) M- - менее успешные читатели (результат ученика ниже среднего в пределах стандартного отклонения) M-Sd – наименее успешные читатели (результат ученика ниже среднего - стандартное отклонение) - 0,8% 21,1%

Динамика различных групп учащихся

M+Sd – самые успешные читатели (суммарный результат их ответов на вопросы методики «Тяни-Толкай» в 1-ом измерении выше среднего + стандартное отклонение).

M+ - успешные читатели (результат ученика выше среднего в пределах стандартного отклонения)

M- - менее успешные читатели (результат ученика ниже среднего в пределах стандартного отклонения)

M-Sd – наименее успешные читатели (результат ученика ниже среднего - стандартное отклонение)

- 0,8%

21,1%

Состав группы учащихся с отрицательной динамикой

Состав группы учащихся с отрицательной динамикой

Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексные работы)

Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексные работы)

 Особенности оценки: смысловое чтение и работа с информацией   Направленность на выявление у учащихся сформированности умений:  - читать и понимать различные тексты , включая и учебные;  - работать с информацией , представленной в различной форме;  - использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Особенности оценки:

смысловое чтение и работа с информацией

Направленность на выявление у учащихся сформированности умений:

- читать и понимать различные тексты , включая и учебные;

- работать с информацией , представленной в различной форме;

- использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Смысловое чтение и работа с текстом   Научно-популярные тексты Общее понимание, ориентация в тексте поиск и выявление разного вида информации прямые выводы и заключения на основе фактов понимание основной идеи историческая проблематика “ Александр Невский” Детальное понимание содержания и формы текста анализ, интерпретация и обобщение информации сложные выводы оценочные суждения естественнонаучная проблематика Выход за рамки текста, его использование для решения разнообразных задач без привлечения дополнительной информации с привлечением дополнительной информации “ Занимательные опыты”, “ Удивительные животные” обществоведческая проблематика “ Семья”

Смысловое чтение и работа с текстом

Научно-популярные тексты

Общее понимание, ориентация в тексте

  • поиск и выявление разного вида информации
  • прямые выводы и заключения на основе фактов
  • понимание основной идеи

историческая проблематика

Александр

Невский”

Детальное понимание содержания и формы текста

  • анализ, интерпретация и обобщение информации
  • сложные выводы
  • оценочные суждения

естественнонаучная проблематика

Выход за рамки текста, его использование для решения разнообразных задач

  • без привлечения дополнительной информации
  • с привлечением дополнительной информации

Занимательные опыты”,

Удивительные животные”

обществоведческая проблематика

Семья”

Первые результаты введения ФГОС:  Сравнение результатов выполнения итоговых работ по смысловому чтению учащимися, обучавшимися и не обучавшимися по новым ФГОС

Первые результаты введения ФГОС: Сравнение результатов выполнения итоговых работ по смысловому чтению учащимися, обучавшимися и не обучавшимися по новым ФГОС

4. Основные подходы к разработке измерительных материалов для оценки читательской грамотности

4. Основные подходы к разработке измерительных материалов для оценки читательской грамотности

Ориентиры для разработки измерительных материалов Учёт поставленных перед разработчиками задач; Соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта; Подходы к читательской грамотности, принятыми российскими и международными экспертами; Учёт возрастных особенностей учащихся основной школы; Учет практики оценки метапредметных результатов в начальной школе в соответствии с ФГОС начального образования; Соответствие требованиям теории и практики педагогических измерений.

Ориентиры для разработки измерительных материалов

  • Учёт поставленных перед разработчиками задач;
  • Соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;
  • Подходы к читательской грамотности, принятыми российскими и международными экспертами;
  • Учёт возрастных особенностей учащихся основной школы;
  • Учет практики оценки метапредметных результатов в начальной школе в соответствии с ФГОС начального образования;
  • Соответствие требованиям теории и практики педагогических измерений.
Что нужно учитывать при разработке инструментария  Метапредметные результаты нельзя проверить традиционными предметными тестами! (Умение учиться: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности:  обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи,  находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.) Метапредметные результаты сформированы, если они демонстрируются на разном материале (перенос)!

Что нужно учитывать при разработке инструментария

  • Метапредметные результаты нельзя проверить традиционными предметными тестами!

(Умение учиться: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности:

  • обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи,
  • находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.)
  • Метапредметные результаты сформированы, если они демонстрируются на разном материале (перенос)!

Особенности комплексной работы  для основной школы Каждый вариант комплексной работы включает блоки, относящиеся к четырём содержательным областям (русскому языку, математике, естествознанию, истории и обществознанию). Каждый блок включает в себя текст (тексты) с заданиями, направленным на оценку сформированности читательских умений. Например, демонстрационный вариант для 5-го класса включал следующие блоки: Наша страна ( история и обществознание ) Слово в тексте ( русский язык ) Мал золотник, да до́рог ( математика ) Мусорное дело ( естествознание )

Особенности комплексной работы для основной школы

Каждый вариант комплексной работы включает блоки, относящиеся к четырём содержательным областям (русскому языку, математике, естествознанию, истории и обществознанию).

Каждый блок включает в себя текст (тексты) с заданиями, направленным на оценку сформированности читательских умений.

Например, демонстрационный вариант для 5-го класса включал следующие блоки:

Наша страна ( история и обществознание )

Слово в тексте ( русский язык )

Мал золотник, да до́рог ( математика )

Мусорное дело ( естествознание )

Состав комплекта пособий 1. Книга для учителя, содержащая методические рекомендации по проведению работы, а также приложение на CD c компьютерной программой для ввода и обработки результатов 2. Раздаточные материалы в виде тетради с двумя вариантами комплексной работы (для учащихся )

Состав комплекта пособий

1. Книга для учителя,

содержащая методические рекомендации по проведению работы, а также приложение на CD c компьютерной программой для ввода и обработки результатов

2. Раздаточные материалы

в виде тетради с двумя вариантами комплексной работы (для учащихся )

Требования к измерительным материалам

1.  Основное назначение КИМ должно соответствовать концепции метапредметности образовательных результатов и охватывать по содержанию основные предметные области, в рамках которых формируются метапредметные действия.

2.  Структура умений , для оценки которых разрабатываются измерительные материалы, должна интегрировать основные читательские умения, необходимые для осознанного чтения, а также учитывать задачи текущего этапа обучения, в котором чтение рассматривается как основа для обучения. Это означает, что одним из направлений измерения должна быть оценка способности использовать информацию, полученную из прочитанного текста, для решения учебных и познавательных задач.

3.  Качество разрабатываемых измерительных материалов должно соответствовать требованиям, предъявляемым к стандартизированным измерительным материалам (структура работы, число заданий, а также количество баллов по каждой предметной области или каждой группе умений, по которым проводится оценка, должны позволять выстраивать надёжную шкалу как в целом по объединённому конструкту «смысловое чтение и работа с текстами», так и по отдельным показателям, по которым представляются результаты. При разработке измерительных материалов должны быть выявлены и подтверждены надёжные корреляционные связи между выделенными группами заданий.

4. В качестве основы для разработки измерительных материалов используются научно-популярные или информационные тексты.

Особенности комплексной работы В работе оценивается сформированность трёх групп умений : Первая группа умений включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентацию в нём. Пример: «О чём говорится в тексте?» Вторая группа  умений включает в себя также работу с текстом: более глубокое понимание текста и выявление детальной информации. Пример: «Как ты понял следующие слова из текста «... .»?» Третья группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей Пример: «Проанализируй предложенную ситуацию и объясни поведение людей, ответив на вопрос: Почему?»

Особенности комплексной работы

В работе оценивается сформированность трёх групп умений :

Первая группа умений включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентацию в нём.

Пример: «О чём говорится в тексте?»

Вторая группа умений включает в себя также работу с текстом: более глубокое понимание текста и выявление детальной информации.

Пример: «Как ты понял следующие слова из текста «... .»?»

Третья группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей

Пример: «Проанализируй предложенную ситуацию и объясни поведение людей, ответив на вопрос: Почему?»

Акцент на 5 класс! Потенциал начальной школы Переход на более «взрослую» ступень Новые учителя Еще есть желание учиться Учебный материал – начинается с повторения Новые учебники, в которых много текстов

Акцент на 5 класс!

  • Потенциал начальной школы
  • Переход на более «взрослую» ступень
  • Новые учителя
  • Еще есть желание учиться
  • Учебный материал – начинается с повторения
  • Новые учебники, в которых много текстов
Тематика текстов по математике в комплексной работе: 5 класс: «От умных пчел к красивым паркетам», «Мал золотник, да дорог», «Кристаллы», «Египетские дроби» 6 класс: «Палочки Непера», «Римские цифры», «В худшем случае», «Григорианский календарь» 7 класс: «Треугольник Паскаля», Обводим линии и строим мосты», «Фигуры постоянной ширины», Системы счисления» 8 класс: «В высших кругах … математики», «История чертового колеса», «Что связывает мертвые языки с пляшущими человечками», «Золотое сечение»

Тематика текстов по математике в комплексной работе:

  • 5 класс: «От умных пчел к красивым паркетам», «Мал золотник, да дорог», «Кристаллы», «Египетские дроби»
  • 6 класс: «Палочки Непера», «Римские цифры», «В худшем случае», «Григорианский календарь»
  • 7 класс: «Треугольник Паскаля», Обводим линии и строим мосты», «Фигуры постоянной ширины», Системы счисления»
  • 8 класс: «В высших кругах … математики», «История чертового колеса», «Что связывает мертвые языки с пляшущими человечками», «Золотое сечение»
Примеры заданий (история, текст «Царскосельская железная дорога»   группа 1) Напишите рекламный текст, посвящённый празднику открытия первой железной дороги в Царском Селе. Текст должен содержать не менее двух фактов, которые могли бы убедить людей прийти на открытие железной дороги. Текст может сопровождаться иллюстрациями.

Примеры заданий (история, текст «Царскосельская железная дорога» группа 1)

Напишите рекламный текст, посвящённый празднику открытия первой железной дороги в Царском Селе. Текст должен содержать не менее двух фактов, которые могли бы убедить людей прийти на открытие железной дороги. Текст может сопровождаться иллюстрациями.

Прочитай задачу: «В кармане лежат одинаковые на ощупь карамельки: 6 яблочных и 2 вишнёвые. Сколько карамелек надо вынуть из кармана не глядя, чтобы среди них обязательно была хотя бы одна яблочная карамелька и хотя бы одна вишнёвая?» Примеры заданий (математика, текст «В худшем случае», группа 2) Прочитай задачу: «В кармане лежат одинаковые на ощупь карамельки: 6 яблочных и 2 вишнёвые. Сколько карамелек надо вынуть из кармана не глядя, чтобы среди них обязательно была хотя бы одна яблочная карамелька и хотя бы одна вишнёвая?» Соответствует ли эта задача какой-либо из задач, описанных в тексте? Обведи номер ответа . 1)  соответствует только Задаче 1 2)  соответствует только Задаче 2 3)  соответствует и Задаче 1, и Задаче 2 4)  не соответствует ни одной из них А)  Соответствует ли эта задача какой-либо из задач, описанных в тексте? Обведи номер ответа . 1)  соответствует только Задаче 1 2)  соответствует только Задаче 2 3)  соответствует и Задаче 1, и Задаче 2 4)  не соответствует ни одной из них

Прочитай задачу:

«В кармане лежат одинаковые на ощупь карамельки: 6 яблочных и 2 вишнёвые. Сколько карамелек надо вынуть из кармана не глядя, чтобы среди них обязательно была хотя бы одна яблочная карамелька и хотя бы одна вишнёвая?»

Примеры заданий (математика, текст «В худшем случае», группа 2)

Прочитай задачу:

«В кармане лежат одинаковые на ощупь карамельки: 6 яблочных и 2 вишнёвые. Сколько карамелек надо вынуть из кармана не глядя, чтобы среди них обязательно была хотя бы одна яблочная карамелька и хотя бы одна вишнёвая?»

Соответствует ли эта задача какой-либо из задач, описанных в тексте? Обведи номер ответа .

1) соответствует только Задаче 1

2) соответствует только Задаче 2

3) соответствует и Задаче 1, и Задаче 2

4) не соответствует ни одной из них

А) Соответствует ли эта задача какой-либо из задач, описанных в тексте? Обведи номер ответа .

1) соответствует только Задаче 1

2) соответствует только Задаче 2

3) соответствует и Задаче 1, и Задаче 2

4) не соответствует ни одной из них

Примеры заданий (история, текст «Судебный поединок», группа 3) Рома считает, что судебный поединок свидетельствует о том, что в средние века люди больше доверяли Божьему суду, чем закону. Таня считает, что в средние века законов было мало, поэтому приходилось прибегать к судебному поединку. Чью точку зрения ты разделяешь? Отметь свой ответ знаком   и обоснуй его, используя текст. Обоснование :

Примеры заданий (история, текст «Судебный поединок», группа 3)

Рома считает, что судебный поединок свидетельствует о том, что в средние века люди больше доверяли Божьему суду, чем закону.

Таня считает, что в средние века законов было мало, поэтому приходилось прибегать к судебному поединку.

Чью точку зрения ты разделяешь? Отметь свой ответ знаком и обоснуй его, используя текст.

Обоснование :

Для разработки измерительных материалов необходимо иметь полное представление о: 1. Цели оценки – оценить способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи и дифференцировать их по уровню достижений 2. Содержании оценки (структуре и содержании планируемых результатов) 3. Особенностях заданий для оценки планируемых результатов 4. Общих подходах к принятию решений об уровне освоения учебного материала (уровне достижения планируемых результатов)

Для разработки измерительных материалов необходимо иметь полное представление о:

1. Цели оценки – оценить способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи и дифференцировать их по уровню достижений

2. Содержании оценки (структуре и содержании планируемых результатов)

3. Особенностях заданий для оценки планируемых результатов

4. Общих подходах к принятию решений об уровне освоения учебного материала (уровне достижения планируемых результатов)

Общий алгоритм разработки  измерительных материалов Нормативная основа Требования ФГОС Планируемые результаты Кодификатор Процедуры Измерители Спецификация Демоверсии и измерительные материалы Материалы для фиксации данных

Общий алгоритм разработки

измерительных материалов

Нормативная основа

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Кодификатор

Процедуры

Измерители

Спецификация

Демоверсии и измерительные материалы

Материалы для фиксации данных

Процедура разработки стандартизированных измерительных материалов Психометрическая экспертиза (моделирование и математическая обработка) Доработка заданий по результатам экспертизы Стандартизация измерительных материалов Разработка авторских заданий Апробация измерительных материалов Доработка заданий по результатам апробации и экспертизы Содержательная и тестологическая экспертиза заданий Утверждение итоговых измерителей

Процедура разработки стандартизированных измерительных материалов

Психометрическая экспертиза (моделирование и математическая обработка)

Доработка заданий по результатам экспертизы

Стандартизация измерительных материалов

Разработка авторских заданий

Апробация измерительных материалов

Доработка заданий по результатам апробации и экспертизы

Содержательная и тестологическая экспертиза заданий

Утверждение итоговых измерителей

характеристика задания мотивационная часть Содержание: условие (информационная часть) вопрос (командная часть) инструкция по выпол-нению (ответная часть) образец/описание ответа критерии оценки методический комментарий (организационная часть) время выполнения задания Компоненты учебного или проверочного задания

характеристика задания

мотивационная часть

Содержание:

  • условие (информационная часть)
  • вопрос (командная часть)
  • инструкция по выпол-нению (ответная часть)

образец/описание ответа

критерии оценки

методический комментарий (организационная часть)

время выполнения задания

Компоненты учебного или проверочного задания

Требования к критериям оценки достижения планируемых результатов   Критерии должны описывать реальные результаты , которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки, и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.  Они должны дифференцировать и описывать результаты деятельности учащегося на разных уровнях (например, базовом и повышенном).  Критерии могут формулироваться в связи с оценкой достижения отдельного результата (одного элемента планируемого результата), комплексных результатов освоения отдельных областей содержания или компетенций, а также итоговых результатов освоения учебной программы.

Требования к критериям оценки достижения планируемых результатов

  • Критерии должны описывать реальные результаты , которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки, и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
  • Они должны дифференцировать и описывать результаты деятельности учащегося на разных уровнях (например, базовом и повышенном).
  • Критерии могут формулироваться в связи с оценкой достижения отдельного результата (одного элемента планируемого результата), комплексных результатов освоения отдельных областей содержания или компетенций, а также итоговых результатов освоения учебной программы.

Статистические критерии сформированности читательской грамотности Минимальный уровень сформированности читательской грамотности или отдельных умений - 50% от максимального балла Оптимальный уровень – 65% от максимального балла

Статистические критерии сформированности читательской грамотности

  • Минимальный уровень сформированности читательской грамотности или отдельных умений - 50% от максимального балла
  • Оптимальный уровень – 65% от максимального балла
5. Интерпретация и использование результатов оценки читательской грамотности

5. Интерпретация и использование результатов оценки читательской грамотности

Основные показатели, по которым представляются результаты  Успешность сформированности умений работать с текстом . Успешность сформированности отдельных групп умений работать с текстом: общее понимание текста, ориентация в тексте; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; использование информации из текста для различных целей.

Основные показатели, по которым представляются результаты

  • Успешность сформированности умений работать с текстом .
  • Успешность сформированности отдельных групп умений работать с текстом: общее понимание текста, ориентация в тексте; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; использование информации из текста для различных целей.

Формы представления результатов выполнения комплексной работы

Формы представления результатов выполнения комплексной работы

Форма 1. Результаты выполнения комплексной работы по классу

Форма 1. Результаты выполнения комплексной работы по классу

Форма 2. Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся по комплексной работе

Форма 2. Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся по комплексной работе

Форма 3. Результаты выполнения комплексной работы по отдельным заданиям

Форма 3. Результаты выполнения комплексной работы по отдельным заданиям

Форма 4. Результаты оценки индивидуальных достижений учащегося по комплексной по отдельным заданиям

Форма 4. Результаты оценки индивидуальных достижений учащегося по комплексной по отдельным заданиям

По имеющимся вопросам обращайтесь: Издательство «Просвещение» 127521, г. Москва, 3-й пр. Марьиной Рощи, 41  http://prosv.ru  Отдел измерений в образовании Научно-образовательного центра Телефон: (495) 789-3040 (доб. 4693)   E-mail: cio-info@prosv.ru

По имеющимся вопросам обращайтесь:

Издательство «Просвещение»

127521, г. Москва, 3-й пр. Марьиной Рощи, 41

http://prosv.ru

Отдел измерений в образовании

Научно-образовательного центра

Телефон: (495) 789-3040 (доб. 4693)

E-mail: [email protected]

Спасибо за внимание!  Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО  e-mail: centeroko@mail.ru   сайты: www.centeroko.ru

Спасибо за внимание!

Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО

e-mail: [email protected] сайты: www.centeroko.ru