Просмотр содержимого документа
«Презентация педагогического опыта Андриановой Т. С.»
На конкурс «Учитель года России – 2018»
Работа с историческими источниками
на уроках истории
как средство формирования
исследовательских компетенций
Учитель истории и обществознания
МБОУ ССШ №1
Андрианова Татьяна Сергеевна
МБОУ Сосновская СШ №1
п. Сосновское
Актуальность педагогического опыта
- Необходимость подготовки самостоятельно мыслящих учеников, умеющих работать с информацией, способных решать возникающие проблемы
Новизна опыта
- Творческое использование инновационных технологий работы с историческими источниками в формировании проектно – исследовательских умений учащихся
Проблемы, решаемые в ходе диссеминации опыта
- Решение задач модернизации системы обучения, воспитания и развития учащихся ;
- Развитие креативных качеств личности, способной заниматься исследовательской и проектной деятельностью в дальнейшей жизни
- Накопление банка данных по исследовательской деятельности учеников, факторах личностного роста
Ведущая идея опыта
- Формирование основных компетентностей учеников путем организации исследовательской деятельности
Цель и планируемые результаты
- Цель – способствовать развитию исследовательских компетенций обучающихся на уроках истории и во внеурочное время путем организации работы с историческими источниками
Результаты:
Личностные :
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения
- проявление инициативы и самостоятельности;
- эмоционально-ценностное и творческое отношение к фактам прошлого и историческим источникам
Предметные:
- умение самостоятельно найти недостающую информацию;
- анализ информации;
- установление причинно-следственных связей исторических событий
Метапредметные:
- умение высказывать собственную точку зрения;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации;
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы
Теоретические основы
- Педагоги-историки и обществоведы Н.В. Андреевская, В.Н. Вернадский, Л.Н. Боголюбов, А.А. Вагин, Б.П. Голованов, Н.Г. Дайри, С.А. Ежова, М.А. Зиновьев, А.Т. Кинкулькин, А.Г. Колосков, Ф.П. Коровкин, Е.А. Костюкевич, С.Е. Крол, П.С. Лейбенгруб, И.Я. Лернер отмечали, что - систематическая работа с источниками позволяет расширить и углубить знания школьников, усилить доказательную сторону ответа ученика с опорой на документ, обеспечить глубокое осмысление и усвоение изучаемых фактов, - привлечение источников способствует формированию умений учащихся самостоятельно их анализировать, сравнивать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы.
Теоретические основы
- Ю.Л. Троицкий предлагает свою технологию изучения исторических источников. Его концепция в том, что школьники работают с документально-методическими комплексами и сами выдвигают те или иные версии исторических событий – сами пишут историю
- С точки зрения Л.Н.Алексашкиной, познавательная деятельность школьников с историческими документами может осуществляться на двух уровнях.
- Токмянина С. В. обращает внимание на то, чтобы активизировать мыслительную деятельность детей на этапе начального усвоения материала по истории (5-6 классы), можно использовать прием ИНСЕРТ (активное чтение с маркировкой).
Описание опыта
- На уроке ученик приобретает навыки исследовательской деятельности, изучая, сравнивая исторические источники.
- Учится искать ответы на вопросы, выделять главные мысли, самостоятельному поиску решения проблем
Виды и формы учебной деятельности
индивидуальная
групповая
фронтальная
игровая
коммуникативная
Уровни познавательной деятельности в работе с историческими источниками
преобразующий
- 3-й уровень творческо-поисковый
воспроизводящий
Методы и приемы работы с историческими источниками на уроке истории
- «Обмен знаниями»
- Реконструкция исторических событий
- Деловая игра
- Подготовка и защита мини-проектов
- Письмо в прошлое
- Интервью с личностью
- Метод мозаики
- Подготовка докладов, рефератов, эссе
- Альтернативные ситуации
- О чем рассказал портрет
- Историческое сочинение
- Урок по теме «Смута» – прием «Анализ исторических источников»
теме «Внутренняя политика Александра 1» - прием «Анализ исторической ситуации»
И. Грозного» - прием «Интервью с Иваном IV»
- Урок по теме «Февральская революция 1917 г. в России» - прием «Реконструкция исторических событий»
Исследовательская деятельность учеников
Алгоритм работы с историческим документом
- Ч тение и анализ документа
- А нализ аргументации автора
- Ф ормулировка вопросов к тексту
- П оиск способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников
- В ыявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений
- Ф ормулировка выводов
- О ценка документа и высказывание собственной точки зрения
Диапазон опыта
- Отдельная педагогическая ситуация
- Система уроков
- Система внеклассной работы
- Единая система «урок - внеклассная
- работа»
- Участие в проектно-исследовательской деятельности
- Лекционно-семинарская система и т.п.
Динамика формирования компетенций учеников в ходе изучения исторических источников
Информационные компетенции учеников 10-11 классов (%)
2016 г.
1) Умение определять тему и главную мысль текста
58
2) Умение разделять текст на смысловые части, озаглавить их
2017 г.
74
75
3) Умение составлять тезисы как форму выражения основной мысли представленного текста
90
4) Представление содержания текста (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную) в виде схемы или таблицы
47
54
65
5) Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний
74
75
90
Информационно- коммуникативные компетенции учеников 5-6 классов (%)
- Владеет устной, монологической и диалогической речью
- Владеет устной, монологической и диалогической речью
2016 г.
2) Ищет нужную информацию по заданной теме в разных источниках
2017 г.
52
68
3) Понимает специфику различных текстов
80
4) Использует мультимедийные ресурсы для обработки информации
90
45
5) Работает в группе для поиска информации и представления совместного проекта
55
65
74
58
65
Мониторинг успеваемости учеников
Участие в конкурсах, олимпиадах
Мониторинг результативности педагогического опыта
Распространение опыта
- Методические семинары учителей
- Публикации в газетах, журналах
- Конкурсы профессионального мастерства учителя
- Обобщение опыта работы