Муниципальный конкурс «Учитель года – 2017»
Конкурсное задание «Презентация педагогического опыта»
Формирование универсальных учебных действий
через проектно-исследовательскую деятельность
учащихся
Кудрявцева Татьяна Владимировна
учитель начальных классов МОУ СОШ №1
муниципального района город Нея и Нейский район
Костромской области
Актуальность темы
"Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее"
Анри Барбюс
Начальное образование –
фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.
- новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться»
- в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться
- важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин
- одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий , является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий
«Изюминки» проектно-исследовательской деятельности
Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицей, —
Пока идёшь за кем-то вслед, дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал и по какой распутице,
Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)
Формирование УУД
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)
через проектно-исследовательскую деятельность позволит
- обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты;
- создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- повысить возможность успешного усвоения знаний, умений и навыков; формирования картины мира, компетентностей в любой предметной области познания .
Личностные УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
В процессе проектно- исследовательской деятельности
у обучающихся формируются:
- испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе ;
- мотивационная основа учебной деятельности;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные УУД
дают учащимся организовать их учебную деятельность.
В результате формирования регулятивных универсальных учебных действий проектно-исследовательская деятельность играет важную роль:
- учащиеся учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи ;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы .
Познавательные УУД
включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы
Проектно-исследовательская деятельность
даёт возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации
с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ
( строить таблицы, графики, диаграммы, чертежи; создавать презентации).
Коммуникативные УУД
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Обучающиеся учатся:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию ;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое выска зывание, владеть диалогической формой речи .
Формирование УУД в процессе проектной деятельности
Этапы проекта
Роль учителя
Замысел
Организатор
Деятельностный этап
Роль
ученика
Представление работы
Консультант
Участник замысливания
Формируемые у учащихся УУД
В сфере личностных УУД – у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.
В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять ини- циативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.
Координатор
Творец
В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия.
В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.
Актер
В сфере личностных УУД - самоопределение, действия нравственно-этического характера.
В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.
В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.
В сфере коммуникативных УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Проектно-исследовательская практика
Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни , вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентоспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя. А проектно-исследовательская деятельность, на мой взгляд, – это та среда, где каждый ребёнок может себя проявить.
Какое значение для обучающихся имеет проектно-исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, формирует навыки работы с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение .
Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все предметные области.
Проектно-исследовательская практика
“ Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым,
а потом – то, что неизвестно никому”
К.Э. Циолковский
Дети по своей природе – исследователи. С педагогической точки зрения
неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию
или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является для меня основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей .
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.
Проектно-исследовательская практика
С 1 по 2 класс в основном все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования . Учитель же может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. Важно отметить, что каждый исследовательский проект должен быть защищен.
Проектно – исследовательская работа может занимать как часть урока, серию уроков, а также переходить во внеурочную деятельность.
Любой учебный предмет , в зависимости от
его содержания и способов организации учебной деятельности уча-
щихся, раскрывает определенные возможности для формирования
универсальных учебных действий . В разделах каждого из предметов в УМК «Планета Знаний» есть тем ы, где детей можно включить в проектно исследовательскую деятельность на уроке.
Проектно-исследовательская практика
Особую роль проектные задачи играют в ста-
новлении учебного сотрудничества в малых группах .
Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для
достижения общей цели всем участникам необходимо
договариваться между собой, вырабатывать общую
стратегию решения задачи, распределять обязанности,
осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи .
Метод проектов четко ориентирован на реальный
практический результат. Во время работы выстроились
новые отношения между учениками, между учителем и учащимися, а также образовался
«союз» учитель-ученик-родитель.
Участвуя вместе с детьми в научно-исследовательской деятельности многие родители с интересом постигают азы выполнения проектов.
Мамы и папы контролируют выполнение
исследований, наблюдений, опытов, помогают
подбирать информацию для теоретического
обоснования исследований, участвуют в
подготовке защиты работы. Но, что особо
важно, помогая ребенку, родители знают:
главное действующее лицо осуществляемой
работы по исследованию – ребёнок!
Достижения учеников
Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах. Особое внимание мы уделяем интеллектуальным конкурсам, конкурсам научно-исследовательских работ и проектов. Наиболее успешные результаты проектно-исследовательские деятельности предоставлены в таблице.
Считаю, что для учеников начальной школы данные достижения
свидетельствуют об их высокой компетентности.
Уровень / класс
2 класс
(2014-15 уч.г.)
Муниципальный
3 класс
(2015-16 уч.г.)
Региональный
Конкурс творческих проектов «Моя коллекция»
Маконин Егор – 1 место
Панов Ярослав – 2 место
Всероссийский
(международный)
4 класс
( I полугодие 2016-17 уч.г.)
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я-исследователь»
Будилов Никита – 2 место
Конкурс научно-исследовательских проектов по предмету «Окружающий мир»
Будилов Никита – 2 место
Кадникова Александра–2 место
Маслов Евгений – 2 место
Маконин Егор – 3 место
Межмуниципальная конференция-конкурс «Мир искусства», посвященная Году кино.
Кадникова Алекс-ра –1 место
Гурлёва Евгения – 3 место
Конкурс научно-исследовательских проектов по предмету «Окружающий мир»
Гурлёва Евгения– 2 место
Будилов Никита - участник
Гусева Екатерина - участник
Свинин Михаил - участник
Международная практическая патриотическая конференция «Марш Победы»
Свинин Михаил - победит ель
Региональная Интернет-конференция проектно-исследовательских работ «Юный исследователь»
Свинин Михаил – 1 место
Будилов Никита – 1 место
Маконин Егор – участие
III-я Международная научно-практическая конференция «Открытие»
Кадникова Александра–2 место
Мониторинг сформированности УУД
Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг «умения учиться». Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий, которые являются важным условием успешности обучения.
В течение четырёх лет ежегодно провожу мониторинг сформированности УУД.
Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности УУД учащихся начальной школы ФГОС НОО.
На диаграмме видно, что сформи- рованность универсальных учебных действий моих учеников имеет положи- тельную динамику по всем показа- телям, а это доказывает, что
проектно-исследовательская деятельность обеспечивает хороший образовательный эффект :
учит детей организовывать деятельность, размышлять,
оценивать результаты своих действий с точки зрения этических и социальных ценностей,
обеспечивающих личностный моральный выбор.
Заключение
Универсальные учебные действия , которые формируются через проектно-исследовательскую деятельность учащихся, выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.
Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководст- вом педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.
Проектная деятельность , несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И задача учителя приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов, как этого требуют ФГОС.
Литература
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - Просвещение, 2016 г.
- Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. – Екатеринбург: Дом учителя,2000
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2008.
- "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС. - Просвещение, 2016 г.
Постскриптум
Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем нам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить!