СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация педагогического опыта "Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование УУД

(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)

через проектно-исследовательскую деятельность позволит

 

• обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты;

• создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

 повысить    возможность    успешного    усвоения    знаний,  умений   и  навыков; формирования   картины   мира,  компетентностей   в   любой   предметной  области познания.

Просмотр содержимого документа
«Презентация педагогического опыта "Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся"»

Муниципальный конкурс «Учитель года – 2017»  Конкурсное задание «Презентация педагогического опыта»  Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся Кудрявцева Татьяна Владимировна учитель начальных классов МОУ СОШ №1 муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

Муниципальный конкурс «Учитель года – 2017»

Конкурсное задание «Презентация педагогического опыта»

Формирование универсальных учебных действий

через проектно-исследовательскую деятельность

учащихся

Кудрявцева Татьяна Владимировна

учитель начальных классов МОУ СОШ №1

муниципального района город Нея и Нейский район

Костромской области

Актуальность темы

"Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,

надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее"

Анри Барбюс

Начальное образование –

фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.

  • новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться»
  • в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться
  • важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин

  • одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий , является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий

«Изюминки» проектно-исследовательской деятельности

Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицей, —

Пока идёшь за кем-то вслед, дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал и по какой распутице,

Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется.   

                              (Н.Рыленков)

Формирование УУД

(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)

через проектно-исследовательскую деятельность позволит

  • обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты;
  • создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • повысить возможность успешного усвоения знаний, умений и навыков; формирования картины мира, компетентностей в любой предметной области познания .
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В процессе проектно- исследовательской деятельности у обучающихся формируются:   адекватная самооценка ;  испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе ;  мотивационная основа учебной деятельности;  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Личностные УУД

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

В процессе проектно- исследовательской деятельности

у обучающихся формируются:

  • адекватная самооценка ;
  • испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе ;
  • мотивационная основа учебной деятельности;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные УУД дают учащимся организовать их учебную деятельность.   В результате формирования регулятивных универсальных учебных действий проектно-исследовательская деятельность играет важную роль:   учащиеся учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи ;  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;  самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы .

Регулятивные УУД

дают учащимся организовать их учебную деятельность.

В результате формирования регулятивных универсальных учебных действий проектно-исследовательская деятельность играет важную роль:

  • учащиеся учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи ;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы .
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы    Проектно-исследовательская деятельность  даёт возможность:   осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез ;  классифицировать ;  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ  ( строить таблицы, графики, диаграммы, чертежи; создавать презентации).

Познавательные УУД

включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы

Проектно-исследовательская деятельность

даёт возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации

с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез ;
  • классифицировать ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ

( строить таблицы, графики, диаграммы, чертежи; создавать презентации).

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться  в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и  сотрудничество со сверстниками и взрослыми.   Обучающиеся учатся:   договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;   учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию ;   адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое выска зывание, владеть диалогической формой речи .

Коммуникативные УУД

обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться

в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и

сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Обучающиеся учатся:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию ;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое выска зывание, владеть диалогической формой речи .

Формирование УУД в процессе проектной деятельности

Этапы проекта

Роль учителя

Замысел

Организатор

Деятельностный этап

Роль

ученика

Представление работы

Консультант

Участник замысливания

Формируемые у учащихся УУД

В сфере личностных УУД – у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять ини- циативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Координатор

Творец

В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства  взаимопомощи.

В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия.

В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Актер

В сфере личностных УУД - самоопределение, действия нравственно-этического характера.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Проектно-исследовательская практика

Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни , вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентоспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя. А проектно-исследовательская деятельность, на мой взгляд, – это та среда, где каждый ребёнок может себя проявить.

Какое значение для обучающихся имеет проектно-исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, формирует навыки работы с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение .

Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все предметные области.

Проектно-исследовательская практика

Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым,

а потом – то, что неизвестно никому”

К.Э. Циолковский

Дети по своей природе – исследователи. С педагогической точки зрения

неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию

или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является для меня основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося  — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей .

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя  — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

 Проектно-исследовательская практика    С 1 по 2 класс в основном все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.  В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования . Учитель же может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. Важно отметить, что каждый исследовательский проект должен быть защищен.   Проектно – исследовательская работа может занимать как часть урока, серию уроков, а также переходить во внеурочную деятельность.  Любой учебный предмет , в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности уча- щихся, раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий . В разделах каждого из предметов в УМК «Планета Знаний» есть тем ы, где детей можно включить в проектно исследовательскую деятельность на уроке.

Проектно-исследовательская практика

С 1 по 2 класс в основном все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования . Учитель же может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. Важно отметить, что каждый исследовательский проект должен быть защищен.

Проектно – исследовательская работа может занимать как часть урока, серию уроков, а также переходить во внеурочную деятельность.

Любой учебный предмет , в зависимости от

его содержания и способов организации учебной деятельности уча-

щихся, раскрывает определенные возможности для формирования

универсальных учебных действий . В разделах каждого из предметов в УМК «Планета Знаний» есть тем ы, где детей можно включить в проектно исследовательскую деятельность на уроке.

 Проектно-исследовательская практика    Особую роль проектные задачи играют в ста- новлении учебного сотрудничества в малых группах . Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи .  Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы выстроились новые отношения между учениками, между учителем и учащимися, а также образовался  «союз» учитель-ученик-родитель. Участвуя вместе с детьми в научно-исследовательской деятельности многие родители с интересом постигают азы выполнения проектов.  Мамы и папы контролируют выполнение  исследований, наблюдений, опытов, помогают  подбирать информацию для теоретического  обоснования исследований, участвуют в  подготовке защиты работы. Но, что особо  важно, помогая ребенку, родители знают:  главное действующее лицо осуществляемой  работы по исследованию – ребёнок!

Проектно-исследовательская практика

Особую роль проектные задачи играют в ста-

новлении учебного сотрудничества в малых группах .

Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для

достижения общей цели всем участникам необходимо

договариваться между собой, вырабатывать общую

стратегию решения задачи, распределять обязанности,

осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи .

Метод проектов четко ориентирован на реальный

практический результат. Во время работы выстроились

новые отношения между учениками, между учителем и учащимися, а также образовался

«союз» учитель-ученик-родитель.

Участвуя вместе с детьми в научно-исследовательской деятельности многие родители с интересом постигают азы выполнения проектов.

Мамы и папы контролируют выполнение

исследований, наблюдений, опытов, помогают

подбирать информацию для теоретического

обоснования исследований, участвуют в

подготовке защиты работы. Но, что особо

важно, помогая ребенку, родители знают:

главное действующее лицо осуществляемой

работы по исследованию – ребёнок!

Достижения учеников

Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах. Особое внимание мы уделяем интеллектуальным конкурсам, конкурсам научно-исследовательских работ и проектов. Наиболее успешные результаты проектно-исследовательские деятельности предоставлены в таблице.

Считаю, что для учеников начальной школы данные достижения

свидетельствуют об их высокой компетентности.

Уровень / класс

2 класс

(2014-15 уч.г.)

Муниципальный

3 класс

(2015-16 уч.г.)

Региональный

Конкурс творческих проектов «Моя коллекция»

Маконин Егор – 1 место

Панов Ярослав – 2 место

Всероссийский

(международный)

4 класс

( I полугодие 2016-17 уч.г.)

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я-исследователь»

Будилов Никита – 2 место

Конкурс научно-исследовательских проектов по предмету «Окружающий мир»

Будилов Никита – 2 место

Кадникова Александра–2 место

Маслов Евгений – 2 место

Маконин Егор – 3 место

Межмуниципальная конференция-конкурс «Мир искусства», посвященная Году кино.

Кадникова Алекс-ра –1 место

Гурлёва Евгения – 3 место

Конкурс научно-исследовательских проектов по предмету «Окружающий мир»

Гурлёва Евгения– 2 место

Будилов Никита - участник

Гусева Екатерина - участник

Свинин Михаил - участник

Международная практическая патриотическая конференция «Марш Победы»

Свинин Михаил - победит ель

Региональная Интернет-конференция проектно-исследовательских работ «Юный исследователь»

Свинин Михаил – 1 место

Будилов Никита – 1 место

Маконин Егор – участие

III-я Международная научно-практическая конференция «Открытие»

Кадникова Александра–2 место

 Мониторинг сформированности УУД    Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг «умения учиться». Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий, которые являются важным условием успешности обучения.  В течение четырёх лет ежегодно провожу мониторинг сформированности УУД.  Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности УУД учащихся начальной школы ФГОС НОО.  На диаграмме видно, что сформи- рованность универсальных учебных действий моих учеников имеет положи- тельную динамику по всем показа- телям, а это доказывает, что  проектно-исследовательская деятельность обеспечивает хороший образовательный эффект : учит детей организовывать деятельность, размышлять, оценивать результаты своих действий с точки зрения этических и социальных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

Мониторинг сформированности УУД

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг «умения учиться». Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий, которые являются важным условием успешности обучения.

В течение четырёх лет ежегодно провожу мониторинг сформированности УУД.

Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности УУД учащихся начальной школы ФГОС НОО.

На диаграмме видно, что сформи- рованность универсальных учебных действий моих учеников имеет положи- тельную динамику по всем показа- телям, а это доказывает, что

проектно-исследовательская деятельность обеспечивает хороший образовательный эффект :

учит детей организовывать деятельность, размышлять,

оценивать результаты своих действий с точки зрения этических и социальных ценностей,

обеспечивающих личностный моральный выбор.

Заключение Универсальные учебные действия , которые формируются через проектно-исследовательскую деятельность учащихся, выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководст- вом педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.  Проектная деятельность , несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И задача учителя приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов, как этого требуют ФГОС.

Заключение

Универсальные учебные действия , которые формируются через проектно-исследовательскую деятельность учащихся, выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.

Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководст- вом педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

Проектная деятельность , несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И задача учителя приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов, как этого требуют ФГОС.

Литература  Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - Просвещение, 2016 г.  Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. – Екатеринбург: Дом учителя,2000  Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2008.

Литература

  • Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - Просвещение, 2016 г.
  • Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. – Екатеринбург: Дом учителя,2000
  • Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2008.
  • "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС. -  Просвещение, 2016 г.

Постскриптум

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,

С каждым ребёнком с открытой душой,

Всё, что умеем, знаем и можем,

Просто отдали и в сердце большом

Место найдётся для каждого школьника.

Каждого нужно увидеть, раскрыть,

Всем нам желаю всего наилучшего,

Чтобы всегда нам хотелось учить!