Муниципальный конкурс "Педагогический дебют"
Педагогический проект
«Формирование инклюзивной культуры коллектива 5 класса
«Хотим быть вместе!»
Учреждение: МБОУ Студеновская средняя школа Илекского района Оренбургской области
Автор: учитель русского языка и литературы Дубова Анастасия Александровна
Содержание педагогического проекта «Формирование инклюзивной культуры коллектива 5 класса «Хотим быть вместе!» направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их социальную адаптацию в классном коллективе.
Актуальность формирования инклюзивной культуры в 5 классе определяется тем, что в состав коллектива включены двое обучающихся с ОВЗ. По результатам опроса, в ходе беседы с педагогом-психологом, родителями детей выяснилось, что эти ученики испытывают тревогу, страх. Опрос школьников 5 класса показал, что не все ученики однозначно воспринимают то, что дети с ограниченными возможностями обучаются в их классе, педагоги беспокоятся о дополнительной нагрузке на уроках, связанной с функциями по сопровождению ученика.
Цель – формирование инклюзивной культуры 5 класса, комплексное применение разнообразных методик способствующие развитию инклюзивной культуры класса, воспитание толерантного отношения к одноклассникам с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать воспитательную систему работы в 5 классе по обеспечению социализации обучающихся и педагогическому просвещению родителей в рамках функционирования семейного воспитания.
2. Создать социокультурную среду общения одноклассников, способствующей социализации личности.
3. Содействовать развитию толерантности у детей и их родителей.
4. Формировать систему поддержки важных социальных функций семьи.
3. Создать условия для освоения обучающимися 5 класса психологических и педагогических знаний и умений, способствующих эффективному развитию инклюзивной культуры.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
- Дети: обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ, достижение оптимальной адаптации их в социуме; двустороннее проявление заботы и взаимопомощи; формирование в 5 классе толерантного отношения к людям с особыми образовательными потребностями, получающими инклюзивное образование; принятие ценностей уважения разнообразия, терпимости к различиям, сотрудничества, поощрения достижений каждого и создание на их основе включающего сообщества (класса).
- Класс: открытие и эффективное функционирование класса инклюзивного образования детей с разными возможностями; становление имиджа класса как методической лаборатории в МБОУ Студеновская СОШ по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ;
- Родители: повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе; позитивные изменения в характере детско-родительских отношений; расширение социального пространства семьи.
- Классный руководитель: разработка методических рекомендаций, обобщающих опыт формирования инклюзивной культуры в классе.
Риски :
1. Инерция и непонимание обучающимися, педагогами, родителями сути инклюзивного образования.
2. Недостаточная подготовленность педагогических кадров по инклюзивному образованию.
3. Недостаточность специализированного оборудования для инклюзивного образования.
4. Недостаточная психологическая готовность родителей к обучению детей в режиме инклюзивного образования.
Основные принципы работы в рамках проекта:
- Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса - в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.
- Принцип дифференцированной помощи - необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.
- Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов, одноклассников и семьи, а также определение меры ответственности каждого.
- Деятельностный принцип – для повышения активности родителей, одноклассников предполагается использование разных видов совместной деятельности.
- Принцип наличия обратной связи.
- Принцип уважения и признания партнеров.
- Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
- Принципы инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Этапы реализация проекта :
1 этап организационно- подготовительный
- изучение и создание нормативно-правовой основы организации семейного воспитания, воспитания обучающихся 5 класса;
- подготовка информационных материалов: плакаты, буклеты, брошюры, вебсайты;
- разработка рабочих программ, сетки совместных мероприятий с детьми, содержания работы;
- налаживание контактов с социальными партнёрами;
- провести анализ условий: материально-технических, кадровых, научно-методических;
- разработать модели взаимодействия с детей с ОВЗ с их одноклассниками, с родителями;
- разработка АОП для обучающихся с ОВЗ;
- провести родительское собрание. Подготовить сценарий
Этапы реализация проекта :
2 этап практический
- запуск и апробация различных форм работы с детьми и родителями в рамках семейного воспитания.
- закрепление контактов с социальными партнёрами.
- психолого-педагогическая диагностика адаптации обучающихся 5 класса;
- организация системы психолого-педагогического сопровождения процессов внедрения ИО: обследование детей, разработка и реализация индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, индивидуальных образовательных маршрутов; проведение коррекционно-развивающих занятий;
- использование методических приемов из успешной инклюзивной практики: включение вопросов понимания инвалидности; использование положительных образов людей с инвалидностью; разработка подходов к совместному обучению и обучению учащимися друг друга; использование подходящих слов об инвалидности; проведение тренингов по пониманию инвалидности и равных прав и возможностей, использование рассказов, песен, музыки, спектаклей, ролевых игр, рисование, телевидения, фильмов;
- материально-техническое обеспечение специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ;
- совершенствование кадрового обеспечения;
- работа по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ (классные часы, беседы, родительские собрания, тренинги, экскурсии, походы);
- проведение тренинговых занятий (беседы о людях с ограниченными возможностями здоровья, элементы сказкотерапии, чтение и обсуждение литературных произведений, упражнения на формирование готовности к взаимопомощи и сочувствию, самоконтроля и саморегуляции, уверенности в себе);
- проведение «Уроки доброты»;
- включение активных методов обучения (проблемный рассказ, беседу, проблемные наглядные пособия, метод познавательных игр, метод аналогий, моделирование и анализ жизненных ситуаций, элементы дискуссии, проблемные ситуации, этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций и др.);
Этапы реализация проекта :
2 этап практический
- использование произведений художественной литературы о людях с инвалидностью, как «Цветик-семицветик» (В.П. Катаев), трилогию «Кэти» (Сьюзен Кулидж), «Аленький цветочек» (С.Т. Аксаков), «Карлик Нос» (В. Хауф), «Стойкий оловянный солдатик» (Г.Х. Андерсен);
- использование приемов: дискуссии, ролевые игры, квесты, анализ кейсов, тренинги, просмотр и обсуждение видео-, кино-, документальных фильмов; притчи;
- написание эссе на самостоятельно подобранные или подготовленные педагогом высказывания (примеры: высказывания «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» (Антуан де Сент-Экзюпери), «Общего у людей только одно: они все разные» (Роберт Зенд), «Если мы не можем покончить с нашими отличиями, мы, по крайней мере, в состоянии сделать мир местом безопасным для многообразия» (Джон Фицджеральд Кеннеди);
- подготовка презентаций об успешных людях с ограниченными возможностями здоровья (Ольге Скороходовой, Дмитрии Кокореве, Пабло Пинеда, Нике Вуйчиче, Стивене Хокинге и др.);
- использование метода проектов (журналистский проект «Человеческие истории», когда ребят описывают историю жизни конкретного человека с ограниченными возможностями здоровья из своего окружения (семьи, школы и т.д);
- разработка календаря «особых дат» (Всемирный день глухих, Всемирный день психического здоровья, Всемирный день борьбы с диабетом, Всемирный день инвалидов, Международный день редких заболеваний, Всемирный день человека с Синдромом Дауна, Всемирный день человека с аутизмом, Международный день белой трости, Фиолетовый день (день больных эпилепсией), Международный день заикающихся людей и др). К каждой дате ребята подбирают тематические информационные материалы (история знаменательной даты, ее символ, статистические данные и интересные факты об этом дне, описание нарушений и причин их возникновения, краткие биографии и достижения «особых» людей, рассмотрение психологической составляющей (как сам человек чувствует себя, каким видит мир, какие трудности испытывает, в какой помощи нуждается;
- проведение исследования на вопрос «Как Вы отнесетесь к тому, если…»;
- проведение недели открытых уроков в 5 классе для родителей и педагогов.
Этапы реализация проекта :
3 этап обобщающе-результативный
- подведение практических итогов реализации проекта;
- опрос удовлетворённости родителей, обучающихся 5 класса и педагогов;
- итоги мониторинга формирования инклюзивной культуры у обучающихся 5 класса;
- оформление окончательной модели семейного воспитания;
- эффективность созданных условий для повышения степени комфортности и интеграции детей с ОВЗ в образовательной среде, социуме;
- анализ социально-психологической адаптации детей с ОВЗ к воспитательно-образовательной среде в 5 классе;
- оптимальность использования нормативной и методической документации, сопровождающей воспитательно-образовательный процесс в 5 классе;
- оценка степени социализации детей в обществе;
- изменение физического и психического состояния детей;
- изменение отношения одноклассников к «особенным» детям.
Продукт деятельности (полученный результат)
1. Проект способствует социализации детей с ОВЗ.
2. Снижение тревожности, положительная динамика развития самосознания и самооценки детей.
3. Родители вовлечены в совместную деятельность.
4. Формирование инклюзивной культуры классного колектива