Педсовет
«Использование ИКТ - залог успешной работы с учащимися?!»
Общеизвестно, что нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад, а потому недопустимо в школе в XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования…
М. Поташник,
действительный член Российской академии образования.
Цель: способствовать формированию мотивации членов педагогического совета на использование ИКТ в воспитательной работе с учащимися. Задачи: проанализировать опыт работы школы по использованию ИКТ в воспитательном процессе; выявить положительное и отрицательное влияние ИКТ на обучающихся; способствовать овладению педагогами и учащимися новыми приёмами и методами работы с ИКТ с целью повышения эффективности воспитательного процесса; изучить мнение учащихся и родителей об организации воспитательной работы с использованием ИКТ; расширить информационное образовательное пространство школы. Участники: администрация, учителя, учащиеся школы и их родители.
Ход педсовета 1.Использование ИКТ в воспитательной работе с детьми. Вступительное слово Шаховой Т. Н., заместителя директора школы по воспитательной работе. 2.Деловая игра с элементами дискуссии. 3.Результаты анкетирования родителей и обучающихся. 4.Обсуждение участниками педагогического совета прозвучавших выступлений. 5.Из опыта работы Жуковой О.В., классного руководителя 5 класса 6.Выступление спикеров групп с предложениями в решение педагогического совета. 7.Обсуждение и принятие решения педагогического совета.
Правила ведения дискуссии 1.Истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому. 2.Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б. 3.Дискуссия не социалистическое соревнование, в ней не может быть победителей. 4.Нельзя превращать реплику в доклад. 5.Каждый имеет право на своё мнение. 6.Если вы не можете за 3 минуты высказать свои аргументы, значит, с ними что-то не так. 7.Критикуются идеи, а не люди.
Функции классного руководителя 1. Организационно-координирующая. 2. Коммуникативная. 3. Аналитико-прогностическая.
Анкета для родителей В анкетировании приняли участие 23 родителя. 1.Довольны ли Вы тем, что Ваш ребёнок использует ИКТ? да – 15 родителей; нет- 2; больше да, чем нет- 2; больше нет, чем да- 4. 2.Какие проблемы, на Ваш взгляд, порождает применение ИКТ? Возможно несколько вариантов ответа: а) ухудшается здоровье - 14; б) ребёнок меньше бывает на улице - 8; в) ребёнок меньше общается со сверстниками - 3; г) ребёнок становится более агрессивным - 5; д) дети стали меньше читать книги - 14; е) другое___________________________________________________________________ 3. Что положительного даёт применение ИКТ Вашему ребёнку? Возможно несколько вариантов ответа: а) увеличение общения со сверстниками из других регионов - 3; б) организация досуга - 2; в) повышение мотивации; г) самовыражение ребёнка - 3; д) развитие творческих способностей, умений, навыков - 6; е) облегчение поиска информации - 20; ж) повышение интереса к учебной деятельности - 8; з) другое________________________________________________________________________ 4. Много ли Ваш Ребёнок проводит времени за компьютером в сутки? до одного часа - 6; до двух часов - 8; более двух часов - 9. 5. С какой целью Ваш ребёнок использует компьютер? для игр - 9; для нахождения в режиме онлайн - 2; для подготовки материалов к урокам и воспитательным мероприятиям - 15; для расширения кругозора - 6; другая цель_________________________________________________________________ 6. Были ли у Вас проблемы с детьми из-за свободного использования ими Интернета? да - 3; нет - 17; больше да, чем нет - 1; больше нет, чем да - 2.
Анкета для учащихся В анкетировании приняли участие 34 ученика (5 – 11 классы). 1.Во внеклассной работе должны применяться следующие формы использования ИКТ: презентации, фильмы, слайды, прослушивание музыки, электронное тестирование. 2.Насколько полезно использование ИКТ во внеурочной работе? Можно выбрать один или несколько вариантов ответа: а) даёт возможность получить новую информацию - 27; б) просто нравится работать на компьютере, искать материал в Интернете - 11; в) расширяет круг общения - 18; г) позволяет самореализовываться 8; д) расширяет кругозор - 13; е) развивает творческие способности - 10; ж) позволяет привлекать дополнительный материал из различных источников - 11; з) другое: игры, развлекаться. 3. При каких условиях применение ИКТ даёт лучший результат? Можно выбрать один или несколько вариантов ответа: а) если мне понятно, что и зачем я делаю - 19; б) когда я знаю, как это сделать, умею пользоваться соответствующей программой - 19; в) работаю на хорошей технике - 3; г) учитель оказывает помощь при отборе информации, её оформлении - 6. 4. Изменились ли у тебя отношения с о сверстниками после возрастания твоего интереса к компьютерным технологиям? да - 6; нет - 21; больше да, чем нет - 4; больше нет, чем да - 2. 5. Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы в учёбе или в личной жизни из-за ИКТ? да - 5; нет - 28; больше да, чем нет; больше нет, чем да - 1. 6. Ощущаете ли Вы потребность в увеличении времени, проводимого в сети? да - 14; нет - 15; больше да, чем нет - 3; больше нет, чем да - 1. 7.Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетённым, раздражённым при использовании ИКТ? да - 4; нет - 26; больше да, чем нет; больше нет, чем да - 3. 8.Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения? (Например, от чувства беспомощности, виновности, раздражённости или депрессии.) Выберите ответ: да – 12 (один учащийся ответил: «Очень часто»; нет - 12; больше да, чем нет - 1; больше нет, чем да – 4; нет Интернета – 5.
Признаки Интернет-зависимости 1. Неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете. 2. Досада и раздражение, возникающие при вынужденном отвлечении. 3. Стремление проводить за работой в Интернете всё увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы. 4. Желание тратить на обеспечение работы в Интернете всё больше денег, не останавливаясь ни перед чем, вплоть до лжи родителям и воровства. 5. Готовность лгать родителям и другим членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете и преувеличивая её необходимость для учебной деятельности. 6. Способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учёбе, пренебрегать посещением занятий и общением с друзьями. 7. Готовность мириться с потерей друзей и круга общения вследствие чрезмерного увлечения Интернетом. 8. Стремление и способность освободиться с помощью работы в Интернете от ранее возникнувших чувства вины или беспомощности, состояний тревоги или депрессии, ощущение своеобразного подъёма и эйфории. 9. Нежелание принимать к сведению критику подобного образа жизни со стороны близких и учителей. 10. Пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с работой в ночное время, а также избегание или сокращение физической активности. 11. Пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить всё свободное время, работая в Интернете. 12. Постоянное забывание о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и без отрыва от компьютера. 13. Приобретение сопутствующих зависимостей, таких как курение, пивной алкоголизм.
Решение педагогического совета 1.Признать целесообразность применения ИКТ в воспитательном процессе и продолжить работу по совершенствованию форм и методов работы с ними. 2.Способствовать вовлечению родителей, социальных партнёров в процесс создания информационной среды. 3.Обратить внимание на здоровьесберегающие технологии при использовании ИКТ. 4.Повышать квалификацию педагогов по использованию ИКТ в проектной деятельности, в том числе сетевой, дистанционных олимпиадах и т.д. 5.Создать банк данных методических материалов с применением ИКТ в воспитательной работе.