СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Планирование и конструирование урока по ФГОС"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по планированию и конструированию урока по ФГОС: типы уроков, структура уроков, конструктор уроков.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Планирование и конструирование урока по ФГОС"»

Планирование и конструирование урока, основанного на системно-деятельностном подходе Подготовила Царук О.Н. Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.   (Б.Шоу)

Планирование и конструирование урока, основанного на системно-деятельностном подходе

Подготовила Царук О.Н.

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.   (Б.Шоу)

1 Принцип деятельности Принцип деятельности 2 Принцип  непрерывности Принцип  непрерывности 3 Принцип целостности Принцип целостности 4 Принцип минимакса Принцип минимакса 5 Принцип психологической комфортности Принцип психологической комфортности 6 Принцип вариативности Принцип вариативности 7 Принцип творчества  Принцип творчества  Системно - деятельностный подход - методологическая основа ФГОС

1

  • Принцип деятельности
  • Принцип деятельности

2

  • Принцип непрерывности
  • Принцип непрерывности

3

  • Принцип целостности
  • Принцип целостности

4

  • Принцип минимакса
  • Принцип минимакса

5

  • Принцип психологической комфортности
  • Принцип психологической комфортности

6

  • Принцип вариативности
  • Принцип вариативности

7

  • Принцип творчества
  • Принцип творчества

Системно - деятельностный подход - методологическая основа ФГОС

 Уроки деятельностной направленности (по целеполаганию):   уроки «открытия» нового знания          (ОНЗ); уроки рефлексии (Р); уроки общеметодологической направленности (ОмН); уроки развивающего контроля (РК)

Уроки деятельностной направленности (по целеполаганию):

  • уроки «открытия» нового знания (ОНЗ);
  • уроки рефлексии (Р);
  • уроки общеметодологической направленности (ОмН);
  • уроки развивающего контроля (РК)
1. Урок «открытия» нового знания.   Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

1. Урок «открытия» нового знания.

  • Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия.
  • Образовательная цель : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока ОНЗ Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Этап выявления места и причины затруднения. Этап построения проекта выхода из затруднения. Этап реализации построенного проекта. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Этап включения в систему знаний и повторения. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Структура урока ОНЗ

  • Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
  • Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
  • Этап выявления места и причины затруднения.
  • Этап построения проекта выхода из затруднения.
  • Этап реализации построенного проекта.
  • Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
  • Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  • Этап включения в систему знаний и повторения.
  • Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:   1.Выделить и сформулировать новое знание. 2.Смоделировать способ открытия нового знания. 3.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 4.Определить необходимые ЗУН и способы его повторения. 5.Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов. 6.Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 7.Смоделировать проблемную ситуацию и диалог. 8.Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. 9.Определить приемы организации и проведения первичного закрепления. 10.Подобрать задания для этапа повторения по уровням. 11.Провести анализ урока по конспекту. 12.Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:

  • 1.Выделить и сформулировать новое знание.
  • 2.Смоделировать способ открытия нового знания.
  • 3.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
  • 4.Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.
  • 5.Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.
  • 6.Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
  • 7.Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.
  • 8.Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
  • 9.Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.
  • 10.Подобрать задания для этапа повторения по уровням.
  • 11.Провести анализ урока по конспекту.
  • 12.Внести при необходимости коррективы в план конспекта.
2. Урок рефлексии.   Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

2. Урок рефлексии.

  • Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
  • Образовательная цель : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Структура урока Р Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. Этап актуализации и пробного учебного действия. Этап локализации индивидуальных затруднений. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. Этап реализации построенного проекта. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Этап включения в систему знаний и повторения. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Структура урока Р

  • Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
  • Этап актуализации и пробного учебного действия.
  • Этап локализации индивидуальных затруднений.
  • Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
  • Этап реализации построенного проекта.
  • Этап обобщения затруднений во внешней речи.
  • Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  • Этап включения в систему знаний и повторения.
  • Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
3. Урок общеметодологической направленности.   Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель : выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

3. Урок общеметодологической направленности.

  • Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
  • Образовательная цель : выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Структура урока ОмН этап мотивации этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии этап закрепления с проговариванием во внешней речи этап включения изученного в систему знаний этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Структура урока ОмН

  • этап мотивации
  • этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
  • этап закрепления с проговариванием во внешней речи
  • этап включения изученного в систему знаний
  • этап рефлексии учебной деятельности на уроке
4. Урок развивающего контроля.   Деятельностная цель : формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

4. Урок развивающего контроля.

  • Деятельностная цель : формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
  • Образовательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока РК этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; этап актуализации и пробного учебного действия; этап локализации индивидуальных затруднений; этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; этап реализации построенного проекта; этап обобщения затруднений во внешней речи; этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; этап решения заданий творческого уровня; этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Структура урока РК

  • этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
  • этап актуализации и пробного учебного действия;
  • этап локализации индивидуальных затруднений;
  • этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
  • этап реализации построенного проекта;
  • этап обобщения затруднений во внешней речи;
  • этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  • этап решения заданий творческого уровня;
  • этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
критерии результативности урока передачи функции от учителя к ученику; систематическое осуществление рефлексии; разнообразие форм, методов и приемов обучения; обучение ведению диалога;  сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения; формирование контрольно-оценочной деятельности; оценивание продвижения каждого ученика; формулирование обучающимися собственной позиции, мнения; атмосфера сотрудничества, психологического комфорта.; личностное воздействие «учитель – ученик» через учебную деятельность.

критерии результативности урока

  • передачи функции от учителя к ученику;
  • систематическое осуществление рефлексии;
  • разнообразие форм, методов и приемов обучения;
  • обучение ведению диалога;
  • сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения;
  • формирование контрольно-оценочной деятельности;
  • оценивание продвижения каждого ученика;
  • формулирование обучающимися собственной позиции, мнения;
  • атмосфера сотрудничества, психологического комфорта.;
  • личностное воздействие «учитель – ученик» через учебную деятельность.
Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода   Время самостоятельной работы учеников       (не менее 50% времени урока). Время, в течение которого говорил учитель       (не более 10 минут). Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени    (должны все). Сколько учеников получили оценки (должны все). Время, в течение которого ученики двигались       (не менее 5 минут). Сколько учеников готовы к восприятию нового материала     (как проверено). Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено). Соответствует ли объем домашнего задания норме      (да – нет).

Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода

 

  • Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
  • Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
  • Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).
  • Сколько учеников получили оценки (должны все).
  • Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут).
  • Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).
  • Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).
  • Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).
Источники Материалы семинара «Современный урок в условиях ФГОС средствами УМК по математике  издательства «Просвещение»  Пустовитова Елена Владимировна,  ведущий методист информационно-методического отдела издательства «Просвещение» ФГОС.  Настольная книга учителя:  Учебно-методическое  пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013. – 120 с. http://pedsovet.su https://infourok.ru http://festival.1september.ru Конструктор урока http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/index.html

Источники

  • Материалы семинара «Современный урок в условиях ФГОС средствами УМК по математике издательства «Просвещение» Пустовитова Елена Владимировна, ведущий методист информационно-методического отдела издательства «Просвещение»
  • ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013. – 120 с.
  • http://pedsovet.su
  • https://infourok.ru
  • http://festival.1september.ru
  • Конструктор урока http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/index.html