9 класс
Окислительно- восстановительные реакции.
Метод электронного баланса.
Бозаджи Н.М.
учитель химии
высшей категории
Жизнь – непрерывная цепь
окислительно-восстановительных
процессов
А.-П.Лавуазье
В результате изучения темы, вы будете способны:
- Моделировать проставление о ОВР. Формулировать определение СО, окисление,
- Моделировать проставление о ОВР.
- Формулировать определение СО, окисление,
восстановление.
3. Применять полученные знания на практике.
4.Моделировать понятие ОВР.
5. Решать ОВР методом электронного баланса.
6 . Определять значимость ОВР в жизни.
7.Осуществлять рефлексию своей деятельности.
- восстановление. 3. Применять полученные знания на практике. 4.Моделировать понятие ОВР. 5. Решать ОВР методом электронного баланса. 6 . Определять значимость ОВР в жизни. 7.Осуществлять рефлексию своей деятельности.
Задание №1. Определите степень окисления элементов в следующих соединениях:
К 2 O , F 2 , NaBr , CO 2 , Ca , Fe 2 S 3 , BaCl 2 HNO 3 .
К 2 + O -2 , F 2 0 , Na + Br - , C +4 O 2 -2 , Ca 0 , Fe 2 +3 S 3 -2 , Ba +2 Cl 2 - , H + N +5 O 3 -2 .
Окислительно – восстановительные
реакции - уже само название наводит тоску,
что уж говорить про уравнения.
А если отвлечься от уроков и посмотреть вокруг? Каждый день мы встречаемся с тысячами окислительно- восстановительных реакций и
даже не задумываемся какую роль они
играют в нашей жизни. Без этих реакций невозможно наше существование.
Что нужно человеку для жизни? Воздух и еда. Мы поглощаем пищу и вдыхаем кислород и в нашем организме идут бесконечные процессы окисления , дающие нам энергию. Помните выражение: «Ты что, каши мало ел?»
Как приятно летом прогуляться по лесу или парку. Вокруг так много зелени. Но откуда все это берется? Проведите опыт. Возьмите горшок с землей, взвесьте и посадите семечко. Через несколько лет оно превратится в большое растение.
Взвесьте это растение и отдельно землю,
в которой оно росло, и вы увидите, что масса земли не изменилась, в то время как масса растения увеличилась.
Откуда она взялась? Не удивляйтесь. Это тоже благодаря окислительно – восстановительной реакции -фотосинтезу .
В процессе фотосинтеза образуется так необходимый нам кислород и углеводы - строительный материал растений.
Любите кефир, сметану, сыр , йогурт? Это тоже продукты окислительно – восстановительных реакций , протекающих в молоке. Молочно - кислое брожение.
Если мы замерли, или хотим приготовить еду, то зажигаем огонь. Реакция горения это тоже окислительно – восстановительная реакция .
Растениям очень необходим азот.
Несмотря на то, что его в воздухе 78%
по объёму , он практически недоступен.
На помощь приходят опять же
окислительно-восстановительные реакции,
протекающие при помощи бактерий и
некоторых клубеньковых растений.
А это узнали? Гальванический элемент, или проще – батарейка. С помощью реакций можно получить не только тепловую энергию, но и электрическую. Окислительно – восстановительные реакции - это один из важнейших источников энергии.
Окислительно-восстановительными реакциями(ОВР)
называются реакции, в ходе которых хотя бы
один элемент изменил свою степень окисления.
2H 2 + O 2 = 2H 2 O
0
0
+1
-2
Окислительно – восстановительные реакции ( ОВР)-
– это реакции, протекающие с изменением степени окисления элементов .
Химические реакции по изменению степеней окисления химических элементов делят на две группы:
Окислительно-восстановительные
Не окислительно - восстановительные
-2
+1
+2
-1
+2
-1
+1
-2
Сu О + 2 HCl → CuCl 2 + H 2 O
В этой химической реакции СО
химических элементов в исходных веществах и
в продуктах реакции не изменяются
Химические реакции, протекающие без изменения СО химических элементов,
относятся к не окислительно-восстановительным
реакциям (р-ции обмена)
-2
+2
-2
+2
0
+4
-2
CuO + CO → Cu + CO2
Химические реакции, протекающие
c изменением
СО химических элементов,
относятся к окислительно-восстановительным
реакциям (р-ции соединения,разложения,замещения) .
Ребята, берегите зрение!
Ребята, берегите зрение!
Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций методом электронного баланса
Основные положения теории ОВР
ПРОЦЕСС
Отдачи атомом
Приема атомом
е -
атом
отдающий
окисление
восстановление
↑
СО
↓
е -
принимающий
окисление
восстановление
окисляется
восстановитель
↑
СО
↓
восстанавливается
окислитель
единый процесс
Алгоритм составления ОВР
- Определить СО элементов до и после реакции.
- Подчеркнуть элементы, степени окисления которых изменяются.
- Электронный баланс осуществляем в той части, где:
- Есть больше веществ
- Если одинаково, то пишем переход в правой части уравнения
- Если до реакции есть окислители – O 2 ; Cl 2 ; Br 2 ; F 2 ; I 2 ; или восстановитель H 2 ,то переход пишем в левой части.
5. С помощью стрелок показываем переход :
- Если CO элемента повышается ,то атом наоборот отдает электроны
- Если CO элемента понижается ,то атом наоборот принимает электроны
- Находим НОК отданных и принятых электронов
- Чтобы расставить коэффициенты НОК делим на число отданных и принятых е
- Расставляем оставшиеся коэффициенты
- Записываем процессы
Задание №2. Составить ОВР. Уравнять реакцию методом электронного баланса
0
+3
-2
0
=
Al + S → Al 2 S 3
3
2
6
3е
2е
Что делает атом?
Чем является?
Какой процесс?
вос-ся
ок-ль
вос-ния
ок-ся
вос-ль
ок-ния
NB!
Восстановитель – атом элемента, который отдает электроны.
Окислитель – атом элемента,
который принимает электроны.
Процесс окисления – это процесс отдачи электронов.
Процесс восстановления – это процесс принятия электронов.
… Окислитель как отъявленный злодей
Как пират, бандит, агрессор, Бармалей
Отнимает электроны - и ОК!
Потерпев урон, восстановитель
Восклицает: «Вот я, помогите!
Электроны мне мои верните!»
Но никто не помогает
И ущерб не возмещает…
Задание № 3. Составьте и уравняйте реакцию методом электронного баланса
N 2 + O 2 → NO
Молния
Зад ание № 4. Составьте и уравняйте реакцию методом электронного баланса
P + KClO 3 → P 2 O 5 + KCl
Взрывчатые вещества
Задание № 5. Составьте и уравняйте реакцию методом электронного баланса
Zn +H2SO4 → ZnSO4 + H2↑
Аккумуляторы
Рефлексия
1.Какова цель нашего урока?
2.Достигли ли мы цели?
3.Что представляло
наибольшую трудность?
4. На уроке я работал…
5.Своей работой на уроке я…
6.Урок для меня показался…
7. Материал урока мне был…
8. Мое настроение…
- Разобрать конспект.
- Параграф: §1.4,
- Выполнить упр. кл. работы
- Упр.2,3б,г,д стр.21