А.С.Пушкин Роман «Капитанская дочка».
Анализ 10 главы «Осада города».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
образовательные :
способствовать вчитыванию учащихся в повесть
А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.
- способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.
I
Добрый день!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Словарная работа:
- Колодник – арестант, узник в колодках.
- Таможня – учреждение для контроля над провозом товаров через границу.
- Глазет – узорчатая шёлковая ткань.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
- Прапорщик – младший офицерский
чин в царской армии.
- Тактика – наука о ведении боя.
- Коммуникации – сообщение,
связь, здесь: пути сообщения.
- Парапет – здесь: вал, прикрытие от вражеских пуль и ядер.
- Протекция – покровительство, поддержка.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
1 эпизод
«Военный совет у генерала».
Учимся понимать текст
1 эпизод
«Военный совет у генерала».
- Что увидел П.Гринёв, подъезжая к Оренбургу?
- Как встретился Гринёв с генералом?
Учимся понимать текст
1 эпизод
-Что происходило в городе на военном совете?
- Кто присутствовал на военном совете?
- Какую тактику предложил П.Гринёв?
- О каком «подкупательном движении» говорили на совете?
- Какую тактику решили принять на совете у оренбургского генерала?
-Как это объяснил генерал?
Учимся понимать текст
2 эпизод
«Осада города».
- Что происходило при осаде города Оренбурга?
-Составьте выборочный пересказ.
Учимся понимать текст
Самостоятельная (творческая) работа
«Осада города».
Осада была … для жителей. Они претерпели … и … . Жизнь в Оренбурге была … . Все ждали … ; все охали от … . Жители привыкли к …, залетавшим на их дворы. Приступы Пугачёва … общего любопытства.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Учимся понимать текст
3 эпизод.
«Письмо от Марьи Ивановны».
-Кто передал письмо П.Гринёву от Марьи Ивановны?
- О чём писала Марья Ивановна?
- О чём просит Марья Ивановна Гринёва?
Учимся понимать текст
3 эпизод.
- О чём П.Гринёв просит генерала?
-Что отнёсся генерал к просьбе П.Гринёва о спасении дочери Миронова?
- Какое решение принимает генерал?
Учимся понимать текст
Генерал советует взять терпение; узнав, что Гринёв любит эту девушку всё равно отказывает в содействии (помощи).
ВЫВОД: Он проявляет равнодушие и бессердечие.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Отвечать на вопросы по 10 главе «Осада города». Выучить выводы.
Прочитать 11 главу романа «Мятежная слобода». Составить план главы.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно
Спасибо за урок!