А.С.Пушкин Роман «Капитанская дочка».
Анализ 12 главы «Сирота».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
образовательные :
способствовать вчитыванию учащихся в повесть
А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.
- способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; обучать умению видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.
I
Добрый день!
Я хочу вам пожелать
Активности;
Усидчивости;
Удачи;
Самостоятельности;
Хороших успехов.
Добрый день!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнем
И сами до всего дойдем.
Словарная работа:
Изменник – тот, кто совершил измену, предательство.
«Быть сам не свой» - быть не похожим на себя.
Лазарет – небольшая больница.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
- Омерзе ́ ние – противное чувство.
- Омерзительный поступок – очень скверный поступок.
- Дру ́ жка – распорядитель на свадьбе.
- Благоде ́ тель – человек, который оказывает кому – нибудь покровительство из милости .
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
1 эпизод: «Встреча со Швабриным».
- Как Швабрин встречает самозванца?
- Как в этой главе рассказчик называет Швабрина?
- Как автор описывает встречу Гринёва и Швабрина?
- Почему Швабрин был сам не свой?
- Какую неправду сказал Швабрин о Марье Ивановне?
Учимся понимать текст
Учимся понимать текст
2 эпизод: « Встреча с Марьей Ивановной».
- Что они увидели в светлице?
- Что сделал Швабрин, когда Пугачев узнал, что тот его обманывает?
- Почему Гринёв глядел на Швабрина с омерзением?
- Что случилось с Марьей Ивановной, когда она увидела Пугачёва?
- Какое предложение сделал
Пугачёв Гринёву?
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Учимся понимать текст
3 эпизод: « Правда о Марье Ивановне».
- Что рассказал Швабрин о Марье Ивановне?
- Как объяснил Гринёв, почему он раньше не рассказал правду о Марье Ивановне?
- О чём попросил П.Гринёв Пугачёва?
Учимся понимать текст
3 эпизод: « Правда о Марье Ивановне».
- Почему Пугачёв решил помиловать Марью Ивановну?
- Что рассказала попадья Гринёву о жизни Марьи Ивановны после взятия крепости?
- Где Гринев предложил укрыться Марье Ивановне после её освобождения?
Учимся понимать текст
- Какие мысли и чувства переполняли П.Гринёва во время расставания с Пугачёвым?
-Какие были последние слова Пугачёва при расставании с Гринёвым?
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Отвечать на вопросы по 12 главе «Сирота». Выучить выводы.
Прочитать 13 главу романа «Арест». Составить план главы.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно
Спасибо за урок!