А.С.Пушкин
Роман «Дубровский». Анализ 5-6 главы
.
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Эпиграф к уроку
Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано.
Я.Княжнин
Задачи:
образовательные :
работать над содержанием романа;
учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел;
выяснить мотивировку поступков героев;
добиться понимания сюжета и проблематики романа;
определить характер отношения героев;
обучать умению видеть основную мысль текста, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность;
- работать над содержанием романа; учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел; выяснить мотивировку поступков героев; добиться понимания сюжета и проблематики романа; определить характер отношения героев; обучать умению видеть основную мысль текста, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность;
Добрый день! Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора!
Домашняя работа:
Владимир Дубровский лишился … с малолетства; был привезён в Петербург …; он романтически был привязан к ….. Владимир воспитывался в … и выпущен был корнетом в … . Отец не щадил ничего для … . Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе …, … и …..
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Домашняя работа:
Поговорки, которые употребляет кучер Антон:
- Плетью обуха не перешибёшь.
- В грошь не ставить.
- Быть на посылках.
- Было бы корыто, а свиньи-то будут.
- На чужой рот пуговицы не нашьёшь.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Словарная работа:
- Приказный – здесь: мелкий служащий канцелярии.
- Подъячий – делопроизводитель и писарь в канцелярии
- Сетовала – жаловалась, горевала.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Учимся понимать текст
- - Прочтите эпизод 5 главы "Владимир в Кистеневской роще". Как вы думаете, какие чувства испытывает герой?
- - Какую роль здесь играет пейзаж?
Учимся понимать текст
- Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?
- - Как ведет себя Дубровский?
- - Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?
Учимся понимать текст
- Где происходят действия 6-й главы? Когда?
- Где происходят действия 6-й главы? Когда?
-Кто из героев участвует в эпизоде?
- Как проявляет себя герой?
- Что затевал Архип-кузнец?
-Можно по настроению и поступкам Архипа судить о том, как дворовые относятся к Вл.Дубровскому?
- -Кто из героев участвует в эпизоде? - Как проявляет себя герой? - Что затевал Архип-кузнец? -Можно по настроению и поступкам Архипа судить о том, как дворовые относятся к Вл.Дубровскому?
Подведём итоги
- Какие черты герой проявляет в этой главе?
Положительные:
уважительность, любовь (когда читает письма);
- Заботливость, участливость, ответственность (когда думает о крепостных)
- Великодушие, милосердие, благородство (когда думает о приказных)
Отрицательные:
Учимся понимать текст
- Что мы узнаём об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову из разговора Владимира Дубровского с кучером Антоном?
Учимся понимать поэтический текст
- Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?
- Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением? Какие чувства он испытывал?
Учимся понимать текст
- Что решил Кирила Петрович?
Он решил помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние.
Творческая работа
Составление плана произведения
Глава 5
1. Похороны А.Г. Дубровского
2. Приезд чиновников в Кистенёвку
3. Чиновники остаются в доме на ночь
Глава 6.
1. Архип по распоряжению Владимира поджигает дом
2. Архип спасает кошку
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Отвечать на вопросы по 5-6 главе.
Чтение в лицах «Пожар в Кистенёвке».
Прочитать 7-10 главы.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно