М.Ю.Лермонтов.
Баллада
«Три пальмы».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Задачи:
образовательные :
продолжить изучение творчества М.Ю.Лермонтова; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» (устное словесное рисование), обучение навыкам аналитического чтения, анализу поэтического текста.
I
Добрый день!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Словарная работа:
- БАЛЛАДА — ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ.
Сказание - рассказ исторического или легендарного содержания.
- СЮЖЕТ – РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
в неясной форме выражать недовольство, обиду.
- КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).
- ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного .
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Словарная работа:
- ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.
- ЧЕЛНОК – выдолбленная
из дерева лодка.
крытая тканью, ковром.
Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,
Оазис
Оа ́ зис- место в пустыне, где есть
растительность и вода.
Учимся понимать текст
Игра «Корректор».
«Восстановите план.
- Гибель пальм.
- Появление каравана.
- Жизнь гордых пальм в пустыне.
- Описание бесплодной пустыни.
- Обращение пальм к Богу.
- Пальмы встречают гостей.
В песчаных песках аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Учимся понимать текст
- Какова тема произведения? О чём и о ком стихотворение?
- Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение?
- Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение?
Учимся понимать текст
- Кто главные герои стихотворения?
- Какими вы увидели пальмы в этом стихотворении?
-Каким поэт описывает ручей?
- Благодаря чему среди такой природы растут пальмы?
- А что для ручья пальмы?
Учимся понимать текст
- Как проходит жизнь пальм и ручья?
- Довольны ли пальмы своим существованием?
-Почему пальмы недовольны своей жизнью?
Учимся понимать текст
- Что разрушает покой, которыми дышат первые строфы стихотворения?
-А теперь посмотрим, как автор изображает караван.
Учимся понимать текст
Самостоятельная работа.
- Найти, какими красками рисует автор караван.
– Какими звуками сопровождает поэт
стихотворение?
Учимся понимать текст
Самостоятельная работа.
- Найти, какими красками рисует автор караван.
(золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый)
– Какими звуками сопровождает поэт
стихотворение?
(звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды)
Учимся понимать текст
Самостоятельная работа
- С помощью каких сравнений автор помогает понять происходящее?
(караван, как челнок; люди – малые дети, пальмы – питомцы столетий)
-Какими словами передает движение?
(шел, взрывая песок; мотаясь, висели; Конь на дыбы поднимался порой, прыгал, как бар c , подходит, шумя, неслись…)
Учимся понимать текст
- Прочитайте, как повели себя люди – «малые дети».
- Что же случилось с наступлением вечера?
- Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы?
Учимся понимать текст
- Как развивались дальнейшие события?
- Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий уголок природы?
- Что осталось от пальм?
- Какой вы видите остальную природу?
Учимся понимать текст
- Почему вместе с пальмами исчез и родник?
- Что вы можете сказать о поступке этих людей? ВЫВОД: Люди совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок.
Учимся понимать текст
- Перечитать первые и последние строки.
- Лермонтов использует приём антитезы – противопоставления.
- Как вы поняли главную мысль стихотворения?
Учимся понимать текст
- Как вы поняли главную мысль стихотворения?
Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном благополучии.
Учимся понимать текст
Вывод:
- Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него и беречь природные богатства.
Учимся понимать текст
Генерал советует взять терпение; узнав, что Гринёв любит эту девушку всё равно отказывает в
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Передать сюжет баллады «Три пальмы» по плану.
Читать балладу выразительно.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно
Спасибо за урок!