СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: "Повесть о Шемякином суде"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по литературе на тему: "Повесть о Шемякином суде"Цели:

  1. Образовательные:
    1. познакомить школьников с содержанием повести, развивать понятие «маленький человек» в литературе;
    2. раскрыть тематику, идейно – художественное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции;

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Повесть о Шемякином суде"»

«    «ПОВЕСТЬ  О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ»   Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

« «ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

ЦЕЛИ: Образовательные: познакомить школьников с содержанием повести, развивать понятие «маленький человек» в литературе; раскрыть тематику, идейно – художественное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции; обучение анализу художественного произведения; добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы. познакомить школьников с содержанием повести, развивать понятие «маленький человек» в литературе; раскрыть тематику, идейно – художественное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции; обучение анализу художественного произведения; добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы.

ЦЕЛИ:

Образовательные:

  • познакомить школьников с содержанием повести, развивать понятие «маленький человек» в литературе; раскрыть тематику, идейно – художественное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции; обучение анализу художественного произведения; добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы.
  • познакомить школьников с содержанием повести, развивать понятие «маленький человек» в литературе;
  • раскрыть тематику, идейно – художественное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции;
  • обучение анализу художественного произведения;
  • добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы.

 Добрый день!  Мы пришли сюда учиться,  Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, А слушаем внимательно .

Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

А слушаем внимательно .

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Хомут  - часть упряжки; надеваемая на шею лошади деревянная рама, обитая войлоком. Убожество ( здесь) – бедность.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  • Хомут - часть упряжки; надеваемая на шею лошади деревянная рама, обитая войлоком.
  • Убожество ( здесь) – бедность.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА Пристав - полицейский чин. Зыбка - люлька. Истец- тот, кто предъявляет иск. Напасть – беда, неприятность  

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Пристав - полицейский чин.

Зыбка - люлька.

Истец- тот, кто предъявляет иск.

Напасть – беда, неприятность

  •  
СЛОВАРЬ УСТАРЕВШИХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ “ истец”, “шемякин суд”, “узел злата”, “осерчал”, “посул”, “полати”, “добыть ребенка”, “зашибает насмерть”, «бить челом», «град», «погибель», «челобитная», «сулят», «покамест», «плат», «мзда»  

СЛОВАРЬ УСТАРЕВШИХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ

истец”, “шемякин суд”, “узел злата”, “осерчал”, “посул”, “полати”, “добыть ребенка”, “зашибает насмерть”, «бить челом», «град», «погибель», «челобитная», «сулят», «покамест», «плат», «мзда»

  •  
  «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».   Первая остановка - Почему богатый не дал бедному хомут? -Как относился богатый брат к бедному? -Что случилось с лошадью? Почему? -К кому пошёл жаловаться богатый брат? -Почему убогий пошёл за братом в город? - Какие ваши впечатления о бедном?

«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».

Первая остановка

  • - Почему богатый не дал бедному хомут?
  • -Как относился богатый брат к бедному?
  • -Что случилось с лошадью? Почему?
  • -К кому пошёл жаловаться богатый брат?
  • -Почему убогий пошёл за братом в город?
  • - Какие ваши впечатления о бедном?
  «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».   Вторая остановка У кого заночевали братья? Где лёг спать убогий? Почему он упал с полатей? Что случилось? Какая была реакция попа? Что он предпринял?

«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».

Вторая остановка

  • У кого заночевали братья?
  • Где лёг спать убогий?
  • Почему он упал с полатей?
  • Что случилось?
  • Какая была реакция попа? Что он предпринял?

  «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».   Третья остановка Какой дорогой они пошли? -Кто ехал в то время под мостом? -Как решил выйти из такого безвыходного положения бедный? -Что произошло?

«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».

Третья остановка

  • Какой дорогой они пошли?
  • -Кто ехал в то время под мостом?
  • -Как решил выйти из такого безвыходного положения бедный?
  • -Что произошло?

  «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».   Четвёртая остановка Можете предположить, какие приговоры получит бедный за эти преступления? Что придумал убогий, чтобы избежать наказания? Для чего достал бедный завернутый камень? Что подумал судья? Какие приговоры вынес судья?

«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».

Четвёртая остановка

  • Можете предположить, какие приговоры получит бедный за эти преступления?
  • Что придумал убогий, чтобы избежать наказания?
  • Для чего достал бедный завернутый камень? Что подумал судья?
  • Какие приговоры вынес судья?

  «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».   Пятая остановка Как повели себя истцы, после приговора Шемяки? Кто из героев наказан? Что можно сказать о суде Шемяки?  О каком суде говорят «Шемякин суд»?

«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».

Пятая остановка

  • Как повели себя истцы, после приговора Шемяки?
  • Кто из героев наказан?
  • Что можно сказать о суде Шемяки?
  • О каком суде говорят «Шемякин суд»?

Шемяка — реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка, печально знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. Выражение «шемякин суд» употребляется в значении: неправый, несправедливый суд

Шемяка — реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка, печально знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. Выражение «шемякин суд» употребляется в значении: неправый, несправедливый суд

Физкультминутка   А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево  И берёмся вновь за дело.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево 

И берёмся вновь за дело.

  ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА   ПЛАН Два брата: богатый и бедный 2. Лошадь без хвоста 3. Сорвался с полатей 4. Предать себя смерти 5.Шемяка судья 6. Камень, завернутый в платок 7. Бедный хвалил Бога

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

ПЛАН

  • Два брата: богатый и бедный

2. Лошадь без хвоста

3. Сорвался с полатей

4. Предать себя смерти

5.Шемяка судья

6. Камень, завернутый в платок

7. Бедный хвалил Бога

  ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА   ПЕРЕСКАЗ ПО ПЛАНУ

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

ПЕРЕСКАЗ ПО ПЛАНУ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Дать толкование устаревшим словам и выражениям. Пересказывать повесть по плану.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дать толкование устаревшим словам и выражениям.

Пересказывать повесть по плану.

 Рефлексия   хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно