Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Повесть о Шемякином суде"»
« «ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
ЦЕЛИ:
Образовательные:
- познакомить школьников с содержанием повести, развивать понятие «маленький человек» в литературе; раскрыть тематику, идейно – художественное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции; обучение анализу художественного произведения; добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы.
- познакомить школьников с содержанием повести, развивать понятие «маленький человек» в литературе;
- раскрыть тематику, идейно – художественное содержание произведения через своеобразие сюжета и композиции;
- обучение анализу художественного произведения;
- добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы.
Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
А слушаем внимательно .
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Хомут - часть упряжки; надеваемая на шею лошади деревянная рама, обитая войлоком.
- Убожество ( здесь) – бедность.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Пристав - полицейский чин.
Зыбка - люлька.
Истец- тот, кто предъявляет иск.
Напасть – беда, неприятность
СЛОВАРЬ УСТАРЕВШИХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ
“ истец”, “шемякин суд”, “узел злата”, “осерчал”, “посул”, “полати”, “добыть ребенка”, “зашибает насмерть”, «бить челом», «град», «погибель», «челобитная», «сулят», «покамест», «плат», «мзда»
«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».
Первая остановка
- - Почему богатый не дал бедному хомут?
- -Как относился богатый брат к бедному?
- -Что случилось с лошадью? Почему?
- -К кому пошёл жаловаться богатый брат?
- -Почему убогий пошёл за братом в город?
- - Какие ваши впечатления о бедном?
«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».
Вторая остановка
- У кого заночевали братья?
- Где лёг спать убогий?
- Почему он упал с полатей?
- Что случилось?
- Какая была реакция попа? Что он предпринял?
«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».
Третья остановка
- Какой дорогой они пошли?
- -Кто ехал в то время под мостом?
- -Как решил выйти из такого безвыходного положения бедный?
- -Что произошло?
«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».
Четвёртая остановка
- Можете предположить, какие приговоры получит бедный за эти преступления?
- Что придумал убогий, чтобы избежать наказания?
- Для чего достал бедный завернутый камень? Что подумал судья?
- Какие приговоры вынес судья?
«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ».
Пятая остановка
- Как повели себя истцы, после приговора Шемяки?
- Кто из героев наказан?
- Что можно сказать о суде Шемяки?
- О каком суде говорят «Шемякин суд»?
Шемяка — реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка, печально знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. Выражение «шемякин суд» употребляется в значении: неправый, несправедливый суд
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
ПЛАН
- Два брата: богатый и бедный
2. Лошадь без хвоста
3. Сорвался с полатей
4. Предать себя смерти
5.Шемяка судья
6. Камень, завернутый в платок
7. Бедный хвалил Бога
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
ПЕРЕСКАЗ ПО ПЛАНУ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дать толкование устаревшим словам и выражениям.
Пересказывать повесть по плану.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо,
но есть вопросы
многое непонятно