Труды академика Д.С. Лихачёва по древнерусской филологии, культуре и общественной мысли как теоретическая и методологическая база российской культурологии
Кузина Н.В., канд. филол. н., доц.
« В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.
Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели».
Д.С. Лихачев «Преодоление времени».
Письмо первое. «Большое в малом»
Ч ерна земля под копыты, а костми татарскими поля насеяша, а кровью ихъ земля пролита бысть. А силныи полки ступишася вместо и протопташа холми и луги, и возмутишася реки и потоки и озера. Кликнуло Диво в Руской земли, велит послушати грозъным землям. Шибла слава к Железным Вратам, и къ Караначи, к Риму, и к Кафе по морю, и к Торнаву, и оттоле ко Царюграду на похвалу руским князем: Русь великая одолеша рать татарскую на поле Куликове на речьке Непрядве.
На том поле силныи тучи ступишася, а из них часто сияли молыньи и гремели громы велицыи. То ти ступишася руские сынове с погаными татарами за свою великую обиду. А в них сияли доспехы злаченые, а гремели князи руские мечьми булатными о шеломы хиновские.
А билися из утра до полудни в суботу на Рожество святей богородицы.
Не тури возрыкали у Дону великаго на поле Куликове. То ти не тури побеждени у Дону великого, но посечены князи руские и бояры и воеводы великого князя Дмитрея Ивановича. Побеждени князи белозерстии от поганых татаръ, Федор Семеновичь да Семен Михайловичь, да Тимофей Волуевичь, да Микула Васильевич, да Андрей Серкизовичь, да Михайло Ивановичь и иная многая дружина.
Пересвета чернеца, бряньского боярина, на суженое место привели. И рече Пересвет чернец великому князю Дмитрею Ивановичю: «Лутчи бы вам потятым быть, нежели полоненым быти от поганых татаръ!». Тако бо Пересвет поскакивает на своем борзом коне, а злаченым доспехом посвечивает, а иные лежат посечены у Дону великого на брезе.
И в то время стару надобно помолодети, а удалым людям плечь своих попытать. И молвяше Ослябя чернец своему брату Пересвету старцу: «Брате Пересвете, вижу на теле твоем раны великия, уже, брате, летети главе твоей на траву ковыль, а чаду моему Иякову лежати на зелене ковыле траве на поле Куликове на речьке Непрядве за веру крестьяньскую, и за землю за Рускую, и за обиду великого князя Дмитрея Ивановича».
И в то время по Резанской земле около Дону ни ратаи, ни пастухи в поле не кличют, но толко часто вороны грают трупу ради человеческаго, грозно бо бяше и жалостъно тогды слышати; занеже трава кровию пролита бысть, а древеса тугою к земли приклонишася.
И воспели бяше птицы жалостные песни — восплакашася вси княгини и боярыни и вси воеводские жены о избиенных. «Задонщина». Пер. Д.С.Лихачева
Н а Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышитъ,
зегзицею незнаема рано кычеть:
«Полечю, — рече, — зегзицею по Дунаеви,
омочю бебрянъ рукавъ въ Каялѣ реце,
утру князю кровавыя его раны
на жестоцѣмъ его тѣлѣ».
Ярославна рано плачетъ
въ Путивле {на забрале}, аркучи:
«О вѣтрѣ, вѣтрило!
Чему, господине, насильно вѣеши?
Чему мычеши хиновьскыя стрѣлкы
{на своею нетрудною крилцю}
на моея лады вои?
Мало ли ти бяшетъ горѣ подъ облакы вѣяти,
лелѣючи корабли на синѣ морѣ?
Чему, господине, мое веселие
по ковылию развѣя?»
Ярославна рано плачеть
Путивлю городу на заборолѣ, аркучи:
«О Днепре Словутицю!
Ты пробилъ еси каменныя горы
сквозѣ землю Половецкую.
Ты лелѣял еси на себѣ Святославли носады
до плъку Кобякова.
Възлелѣй, господине, мою ладу къ мнѣ,
а быхъ не слала къ нему слезъ
на море рано».
Ярославна рано плачетъ
въ Путивле на забралѣ, аркучи:
«Свѣтлое и тресвѣтлое сълнце!
Всѣмъ тепло и красно еси:
чему, господине, простре горячюю свою лучю
на ладе вои?
Въ полѣ безводнѣ жаждею имь лучи съпряже,
тугою имъ тули затче?»
Прысну море полунощи,
идутъ сморци мьглами.
Игореви князю богъ путь кажетъ
изъ земли Половецкой
на землю Рускую,
къ отню злату столу.
«Слово о полку Игореве». В реконструкции Д.С.Лихачёва
М етодика исследования: Работы Д.С. Лихачева (и сборники, монографии о трудах Д.С. Лихачева по древнерусской культуре), его переводы и комментарии по древнерусской культуре были собраны (более 100 наименований, исключая переиздания), проанализированы и распределены на группы по тематике, содержанию и основным идеям.
Основные тематические сегменты:
I. О Лихачеве (его роль, амплуа глазами исследователей)
II. Работы Лихачева (под редакцией и с комментариями, в переводах Лихачева). Исторические деятели
III. Работы Лихачева (под редакцией и с комментариями, в переводах Лихачева) о древнерусской культуре в целом
IV. Работы Лихачева (под редакцией и с комментариями, в переводах Лихачева) о древнерусской литературе
V. Работы Лихачева (под редакцией и с комментариями, в переводах Лихачева) об историческом летописании (каков был путь от фиксации исторического факта к художественному тексту)
VI. Работы Лихачева (под редакцией и с комментариями, в переводах Лихачева) о книжности (распространении письменности, сохранении текстов культуры)
VII. Методология Лихачева в изучении древнерусской культуры
- О Лихачеве (его роль, амплуа глазами исследователей)
1.Лихачев и эпоха: его роль в науке и обществе и место его жизни и наследия в 20 веке.
2.Лихачев и культурология как наука (наука о наследии).
3.Лихачев и его теоретическое наследие.
4.Лихачев и учение об / восприятие общества.
5.Лихачев и воспитательный потенциал наследия (в том числе наследия Лихачева).
6.Лихачев и изучение языка (русского языка, текстологии древнерусского языка).
7.Лихачев и понимание духовности.
8.Лихачев и ценности русской цивилизации.
9.Лихачев и динамика культуры и литературы.
10.Лихачев и гуманитарная наука в целом.
- Воспоминания о Лихачеве и изложение его отдельных научных взглядов.
Вывод: Лихачев выступает как нравственный авторитет и человек, формирующий ощущение единства, непрерывности развития русской культуры.
III. Работы Лихачева (под редакцией и с комментариями, в переводах Лихачева) о древнерусской культуре в целом
1.Русская интеллигенция. Подвижничество.
2.Личность в истории и в культуре. Историческая личность, книжник – хранитель письменной традиции. Правитель и монах.
3.Взаимодействие произведения разных видов искусства (культуры).
4.Взаимосвязи литературы с другими видами искусства (например, изобразительным).
5.Традиции быта (пиры).
6.Традиции обустройства территорий (север, Новгород и др.).
7.История культуры – динамика культуры.
8.Взаимодействие русской и мировой культуры.
9.Воспитание в культуре.
10.Этика в культуре.
- Суть творчества в русской культуре (в том числе в древнерусской культуре).
Вывод: Лихачева интересует личность в истории, проводники книжной традиции, повседневная жизнь, взаимосвязи с Западом и Востоком, обустройство территорий жизни, динамика развития культуры, особенно интересуют вопросы воспитания и передачи традиции следующим поколениям, вопросы творчества, этики в культуре.
II. Работы Лихачева (под редакцией и с комментариями, в переводах Лихачева). Исторические деятели (Лихачев пишет о них, или анализирует / переводит тексты о них)
1.Владимир Мономах.
2.Борис и Глеб.
3.Игорь Новгород-Северский.
4.Иван IV.
5.Мартирий Зеленецкий.
6.Елеазар Анзерский.
7.Епифаний Соловецкий.
8.Аввакум.
9. Другие исторические лица.
Вывод: Лихачев пишет о великих подвижниках, великих властителях и трагических фигурах истории (мучениках или «отступниках»). Его интересует проблема власти, святости, этики, судьбы и сопротивления ей, испытания жизнью. Прежде всего его интересует проблема этического. Можно сказать, что Лихачев создает, обращаясь к такому сложному периоду «Руси изначальной», «темных веков», даже не экологию, а этику культуры.
III. Работы Лихачева (под редакцией и с комментариями, в переводах Лихачева) о древнерусской культуре в целом
1.Русская интеллигенция. Подвижничество.
2.Личность в истории и в культуре. Историческая личность, книжник – хранитель письменной традиции. Правитель и монах.
3.Взаимодействие произведения разных видов искусства (культуры).
4.Взаимосвязи литературы с другими видами искусства (например, изобразительным).
5.Традиции быта (пиры).
6.Традиции обустройства территорий (север, Новгород и др.).
7.История культуры – динамика культуры.
8.Взаимодействие русской и мировой культуры.
9.Воспитание в культуре.
10.Этика в культуре.
11.Суть творчества в русской культуре (в том числе в древнерусской культуре).
Вывод: Лихачева интересует личность в истории, проводники книжной традиции, повседневная жизнь, взаимосвязи с Западом и Востоком, обустройство территорий жизни, динамика развития культуры, особенно интересуют вопросы воспитания и передачи традиции следующим поколениям, вопросы творчества, этики в культуре.
IV. Работы Лихачева (под редакцией и с комментариями, в переводах Лихачева) о древнерусской литературе
1.Человек в литературе (автор текста – переход от текста безавторского, анонимного – к тексту авторскому и появление литературы).
2.Прочтение (перевод и комментирование – как залог понимания); текстология. Лингвистические проблемы.
3. Поэтика. Как появляется литературный язык?
4.Жанры.
4.1.Повести (разных жанров).
4.2.Эпистолярный жанр.
4.3.Записки послов.
4.4.Поучения.
4.5.Но более всего интересовали Лихачева – состав летописей и очаги летописания и книжности.
5. Вершинные, выдающиеся памятники древней литературы. Их жанровый состав.
6. История литературы – от 10 (11) века к 17-му. Поэтика. Жанры, текстология и авторство в динамике и роль в общественно-политической жизни.
7. Педагогические труды для школы и вуза.
7.1.Учебные пособия (учебники) по истории древнерусской и средневековой литературы для вуза.
7.2.Пособия (издания оригинальных текстов для чтения) с текстами древнерусской летописной традиции для школьников 6 – 10 классов (как воспитывающее школьное чтение). Установка – на звучание древнерусской и средневековой русской речи – художественной и летописной – в школе – для формирования идентичности, национального менталитета (откуда есть пошла Русь и словесная традиция – от фактографии, литературы факта: слово как фиксация и как поэзия).
8. Русская литературы, жанры, тексты в контексте общемировой – западной и восточной литературной традиции (переводы, комментирование и издание текстов иных народов того времени).
9. Библиотеки в Древней Руси. Места хранения, принципы хранения, коллекции.
Выводы: древнерусскую литературу, переходящую от фиксации факта для памяти к художественности Лихачев рассматривает как образцовую, как материал для становления личности в школе, особый интерес имеет к древнерусскому языку, текстоведению и правильному переводу текстов с мертвого языка для адекватного понимания смысла. Его интересует вопрос о вершинных, образцовых произведениях, динамика развития литературы и возникновения жанров на основе летописания и в летописных сводах. Особое внимание уделяет учебникам и изданиям текстов древнерусской литературы для современников.
V. Работы Лихачева (под редакцией и с комментариями, в переводах Лихачева) об историческом летописании (каков был путь от фиксации исторического факта к художественному тексту)
1.Жанры.
2.Становление художественности в фактографических исторических текстах.
3.Начальные летописи.
4.Общий состав летописных источников.
5.Воинские повести. «Слово о Полку Игореве».
6.Художественные составляющие части летописных сводов и собственно появление литературы.
7.Поучительная литература: «Повесть о Горе Злочастии», «Поучения Мономаха».
8.Исследование культуры того времени.
9.Переводы, изучение языка летописей. Комментирование текстов.
10.Издания и комментирование текстов для учащихся 6- 10 классов школы.
Выводы: самое пристальное внимание Лихачев уделяет формированию института авторства, изучение безавторского и авторского стиля, жанров летописания (наполовину историография, наполовину журналистика). При освещении древнерусских текстов особое внимание уделено текстам, обладающих ярко выраженной воспитывающей функцией.
VI. Работы Лихачева (под редакцией и с комментариями, в переводах Лихачева) о книжности (распространении письменности, сохранении текстов культуры)
1.Центры книжности.
2.Книжники (носители культуры, грамотные люди, переписчики и др.).
3.Азбуковники и обучение грамоте.
4.Словари по книжности и книжникам 11 – 17 веков.
Выводы: несмотря на отсутствие авторства, центральную роль уделяет школам (центрам) книжности, распространения культуры и людям-книжникам, отвоевывая их имена у истории. Важны для него книги обучения грамоте и восстановление сведений о книжниках по векам (в динамике) в словарях.
VII. Методология Лихачева в изучении древнерусской культуры была новаторской, объединяла в себе:
1)Изучение сути творчества в культуре (искусстве) в противовес фактографичности истории,
2)Изучение обыденности и обычаев, нехудожественных жанров в том числе, как частей культуры, обустройства территории как части культуры, этики как части культуры,
3)Изучение развития культуры в динамике, в том числе истории жанров, истории культуры как истории личностей - проводников культуры,
4)Изучение взаимосвязи произведений разных видов искусства в Древней Руси,
5)Рассмотрение древнерусской культуры, русской средневековой культуры на фоне культуры мировой,
6)Филологический, исторический анализ текстов древнерусской литературы (летописания) и фактографическая историческая их интерпретация (комментирование),
7)Установка на использование воспитательного потенциала древнерусской культуры, в том числе для учащихся средней школы (формирование национальной идентичности и воспитание этики, а также чувства языка и уважения к русской истории и искусству, культуре),
8)Установка на формирование учебников по древнерусской, средневековой литературе для будущих учителей литературы (для вуза),
9)Тексты и наблюдения, не имевшие доказательств, выходили в свет как наблюдения, заметки, предположения, могли быть оформлены в частично художественную форму, что указывает на творческий потенциал Д.С.Лихачева не только как ученого, но и как творца (художника, в том числе художника слова).
Вывод: Можно смело сказать, что данные подходы (сравнительно-исторический, типологический, текстологический и другие) легли в основу формирующейся в России, в том числе благодаря наследию Лихачева науки «культурология».
***
К ультурные артефакты, включающие письменные источники, изобразительное искусство, повседневную жизнь, образцовые произведения древнерусской культуры, а также примеры жизни носителей древнерусской культуры, властителей и святых, мучеников и воителей, с точки зрения Лихачева, формировал, в преемственности, из века в век, то чувство и менталитет русскости, который сейчас становится в России предметом изучения при построении новой государственной идеологии и при попытках обнаружения национальной цивилизационной идентичности.
Данные основы Д.С. Лихачев, безусловно, предлагает искать в древнерусской художественной традиции, общественном укладе, формирующейся этике и восприятии Родины.
Спасибо
за внимание!