- С.А.Есенин:
- «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»
- Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории
Подготовила учитель истории и обществознания Лисицына И.А.
- Взгляды на мировую историю
- 1. Теория локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер)
- 2. Теория общественно-экономических формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)
- 3. Теория постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, У. Ростоу)
- Существует множество понятий о цивилизации
Цивилизация
Определенная
Ступень
Ступень развития
Синоним культуры
(Тойнби)
стадия в развитии
региона либо
исторического
отдельного этноса
локальных культур
развития
(Шпенглер)
(Тоффлер)
- • отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро);
- • этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс);
- • общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тоффлер, У. Ростоу);
- • совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби);
- • совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);
- • заключительнуая стадия эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер).
- Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы в труде «Россия и Европа»
- Что понимал под культурно-историческим типом Н.Я. Данилевский?
- Какие типы цивилизаций выделяет Н.Я. Данилевский?
- Какой принцип используется для определения цивилизации?
«Россия и Европа»
- Культурно-исторический тип - система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.
Н. Данилевский (1822-1885), обосновал теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:
1) Стадия зарождения
2) Период оформления культурной и политической независимости
3) Стадия расцвета
4) Период упадка.
«Ни один из культурно-исторических типов, — подчеркивал Данилевский, — не одарен привилегией бесконечного прогресса».
Типология культур и цивилизация по О. Шпенглеру
Вопросы к группе 2
Охарактеризуйте понимание цивилизации по Шпенглеру
Какие типы цивилизаций он выделяет?
Какими процессами в обществе сопровождается цивилизация?
- Шпенглер (1880—1936 гг.) Германия
- («Закат Европы»):
Он считал, что в истории человечества существовало 8 культур, каждая из которых за время своего существования проходила ряд стадий и, умирая, превращалась в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа. Цивилизация – стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил .
Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя
Признаки цивилизации:
1) Развитие индустрии и техники.
2) Деградация искусства и литературы.
3) Огромное сплочение людей в больших городах.
4) Превращение народов в безликие массы.
- Типология цивилизации по А. Тойнби в труде «Постижение истории»
- Вопросы к группе 3
- Как рассматривает всемирную историю А. Тойнби?
- Как он определяет понятие цивилизации? Какие выделяет критерии для определения цивилизации?
- Какие типы цивилизаций он выделяет? Какова их возможная судьба?
А. Тойнби (1889—1975 гг.)
(«Постижение истории»)
Всемирная история это система условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»
- Цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:
Религия и форма ее организации
Территориальный признак
Цивилизации бывают:
- Первичные
- Вторичные
- Третичные
Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если не удастся сформировать единую высшую религию и «вселенское государство» (т.е. перейти к «третичной цивилизации»)
- Факторы определяющие сущность цивилизации:
- Какие общие черты теории локальных цивилизаций вы можете выделить?
Глубоко изучает историю конкретных обществ, народов во всем их многообразии;
Изучает национальные особенности духовной, социальной, политической, экономической жизни, психологические характеристики;
Центр исследования – человек, как творец истории;
Каждая цивилизация неповторима, несет в себе индивидуальные особенности развития
- Каковы достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода?
Достоинства:
Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;
Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
Недостатки:
При локально-цивилизационном подходе становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом;
Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;
Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человечества в целом
Обычно все многообразие локальных цивилизаций
делят на две группы - западную и восточную
Линии сравнения
Западная цивилизация
Особенности восприятия мира
Восточная цивилизация
рациональное
Отношение к природе
Человек- венец природы, все создано для его пользы
Соотношение личности и общества
эмоциональное
Человек – органическая часть природы
Приоритет личности, ценности индивидуальной свободы
Подчинение личности обществу. Традиции и коллективизм
Отношения власти
Отношения собственности
Принцип разделения властей. Парламентаризм
Неограниченная власть
Господство частной собственности
Отношение к прогрессу
Преобладание государственной и общинной собственности
Стремление к прогрессу. Развитие общества носит постепенный характер
Стремление к поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер
Стадиально-цивилизационная модель
Дэниел Белл 1919 г. США
«Грядущее постиндустриальное
общество»
70-е гг.
доиндустриальное — индустриальное — постиндустриальное общество.
Теория общественно экономических формаций
Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства.
Первобытная
Рабовладельческая
Феодальная
Формации
Капиталистическая
Коммунистическая
Авторы формационной теории:
Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Базис - это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений.
Надстройка - совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.).
Сущность формационной теории
1. Исторический процесс - процесс смены общественно-экономических формаций.
2. переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства.
3. Неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции.
4. В жизни общества решающую роль играет материальное производство.
5. Примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
6. Определяющее воздействие экономического базиса на всё многообразие надстроечных явлений.
Достоинства формационного подхода
Формационный подход позволяет:
- увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов;
2) представить историю человечества как единых процесс;
3) установить определённые законы исторического развития общества;
4) предложить периодизацию всемирной истории;
5) просто и доступно объяснить ход всемирной истории.
Недостатки формационного подхода:
1) Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности истории отдельных обществ и народов.
2) Отодвигается на задний план роль человеческого фактора, человеческая деятельность.
3) Фатализм, безальтернативность исторического процесса.
4) Большинство процессов духовного, политического порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций.
5) Многие народы не проходили в своём развитии через все или даже через большинство формаций
Элвин Тоффлер 1928 США
выделяет три волны в развитии человечества. 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Аграрная революция положила начало развитию человечества в рамках цивилизации. Результатом стало утверждение традиционного общества. Около 300 лет назад в Зап. Европе началась промышленная революция, результатом которой явилось превращение аграрного общества в индустриальное. И сегодня снова существенно меняется образ жизни людей. Третья волна изменений не менее глубока, чем индустриальная революция, но темп перемен стал существенно выше. Мир стремительно вступает в постиндустриальное общество.
Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.
Уолт Уитмен Ростоу 1916 США
Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом прядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер
выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными—
- Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
— Переходное общество . На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
— Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
— Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов.
— Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта — значительный рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики.
Сравнивая теорию общественно-экономических формаций (Маркс) и теорию постиндустриального общества, мы видим в них немало общего.
1. В рамках обеих теорий выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человеческого общества.
2. Обе теории базируются на признании источником общественного прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от кочевого скотоводства к оседлому земледелию, от цехового производства к крупномасштабной промышленности и предпринимательству, развитие городской жизни, создание массового производства и т. п.).
3. И классики марксизма, и создатели теории постиндустриального общества отмечали, что сами эти переходы от одних состояний общества к другим носят характер революционных изменений (вспомним: аграрная революция, промышленная революция и т. п.).
Различия:
- Несовпадение во взглядах на то, какие главные фазы прошло в своем общественно-историческом развитии человечество.
- Учитывая значимость социально-экономических факторов в развитии общества, сторонники теории постиндустриального общества подчеркивают особую и все возрастающую роль духовной стороны общественной жизни: знаний людей, их ценностных ориентиров, жизненных устремлений.
Линии сравнения
Формационный подход
Цивилизационный подход
Достоинства
- Позволяет увидеть общее, что было в историческом развитии народов;
- представить историю как единый процесс
- установить закономерности развития
- предложить определенную периодизацию всемирной истории
Недостатки
- позволяет изучать многообразие и специфичность
- ориентирует на изучение ценностей, нац. особенностей,
- Многие народы не проходили все формации;
- Многие полит., духовные, культ. процессы не могут быть объяснены с чисто экономических позиций;
духовная жизнь, психология…
-отодвигает на задний план роль человеческого фактора
Становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс;
Создает возможности для отрицания единства человеческой истории;
- ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
-Недостаточное внимание уделяется уникальности отдельных народов.
Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей развития общества
- - Лишь формационный подход позволяет выработать научные представления об истории человеческого общества.
- - Цивилизационный подход свободен от серьёзных недостатков. Он не ведёт к искажению истории, как это происходит при последовательном применении формационной теории.
- - Каждый подход имеет свои достоинства и недостатки. Нельзя абсолютизировать ни один из них. Проблема понимания исторического процесса остаётся задачей, над решением которой предстоит ещё работать.
Сформулируйте вывод по уроку : изучение истории должно основываться на …
1
«Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм. А присяжный историк видит в ней подобие какого-то ленточного червя, неутомимо наращивающего эпоху за эпохой».
Приверженцем стадиального или локально-цивилизационного подхода к истории является автор этих строк? Поясните свой ответ.
2
Укажите авторов следующих утверждений:
а) «Представители общества… совершенно по-разному реагируют на испытания — так называемый вызов истории».
б) «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессирующие эпохи общественно-экономических формаций».
в) «Все ранее существовавшие и современные нам общества могут быть отнесены с экономической точки зрения к одной из пяти категорий: традиционное общество, стадия создания предпосылок для подъема, стадия подъема, стадия быстрого созревания, век высокого массового потребления».
(К. Маркс, У. Ростоу, А. Тойнби)
3
Из перечисленных понятий отберите относящиеся к формационному подходу (I), к цивилизационному подходу (II):
базис, рабовладельческий строй, духовные ценности, надстройка, циклическое развитие, эллинизм, способ производства, культурная уникальность.
4
Укажите неверные утверждения.
Цивилизационный подход предполагает:
— особое внимание к изучению духовной сферы жизни общества;
— выделение типического, повторяющегося в истории;
— признание многовариантности исторического развития;
— признание общественного прогресса относительным;
— выявление и изучение объективных законов общественного развития,
не зависимых от воли и сознания людей.
6
Как вы понимаете афоризм? Согласны ли вы с мнением автора?
«Цивилизация – это власть над миром; культура – любовь к миру».
(А.Кэмпиньский)