СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по подготовке к ЕГЭ "Написание эссе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка расчитана на коллег - преподавателей обществознания. В презентации раскрыты особенности написания эссе с примерами и тонкостями

Просмотр содержимого документа
«Презентация по подготовке к ЕГЭ "Написание эссе"»

ЭССЕ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ © С.К. Свечников, 2007  svechnikov-sk@mail.ru

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

© С.К. Свечников, 2007 [email protected]

Что такое эссе? Фр. essai опыт, проба, попытка, набросок, очерк ЭССЕ Лат. exagium  - взвешивание Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные. (Краткая литературная энциклопедия) Жанр философской, литературно-критической, историко- биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. (Большой энциклопедический словарь)

Что такое эссе?

Фр. essai

опыт, проба,

попытка,

набросок,

очерк

ЭССЕ

Лат. exagium - взвешивание

Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции,

трактующее частную тему и представляющее попытку передать

индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе

с нею связанные.

(Краткая литературная энциклопедия)

Жанр философской, литературно-критической, историко-

биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто

индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто

парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

(Большой энциклопедический словарь)

НО ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ, НИКОГДА В ТОЧНОСТИ НЕ БЫЛО ОПРЕДЕЛЕНО Признаки эссе 1. НАЛИЧИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ ИЛИ ВОПРОСА 2. СУБЪЕКТИВНОСТЬ 3. НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ 4. СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 5. НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ 6. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ 7. ВНУТРЕННЕЕ СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО 8. ОТКРЫТОСТЬ

НО ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ, НИКОГДА В ТОЧНОСТИ НЕ БЫЛО ОПРЕДЕЛЕНО

Признаки эссе

1. НАЛИЧИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ ИЛИ ВОПРОСА

2. СУБЪЕКТИВНОСТЬ

3. НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ

4. СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

5. НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ

6. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ

7. ВНУТРЕННЕЕ СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО

8. ОТКРЫТОСТЬ

Критерии оценивания эссе на олимпиадах по обществознанию Самостоятельность, проявление индивидуальности. Дискуссионность и диалогичность. Композиционная свобода, способствующая раскрытию темы. Образность и глубина раскрытия проблемы. Внутреннее смысловое единство. Оригинальность решения проблемы.

Критерии оценивания эссе на олимпиадах по обществознанию

  • Самостоятельность, проявление индивидуальности.
  • Дискуссионность и диалогичность.
  • Композиционная свобода, способствующая раскрытию темы.
  • Образность и глубина раскрытия проблемы.
  • Внутреннее смысловое единство.
  • Оригинальность решения проблемы.
Эссе по обществознанию:  оцениваемые элементы (ЕГЭ) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Эссе по обществознанию: оцениваемые элементы (ЕГЭ)

  • представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
  • раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
  • аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Как выбрать тему эссе? 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта?

Как выбрать тему эссе?

1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел

сказать автор?

2. С какими основными проблемами

обществознания связана данная тема?

3. Согласен ли я с приведенным высказыванием,

как выразить свое отношение к нему?

4. Какие обществоведческие термины нужны мне

для грамотного обоснования своей точки зрения?

5. Какие привести примеры из истории,

общественной жизни, своего жизненного опыта?

    Пример  Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? 1. Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги. 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления. 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием? 3. Я полностью согласен с данным высказыванием. 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 4. Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления… 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта? 5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

Пример Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей)

1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел

сказать автор?

1. Автор утверждает, что потребителю необходимо

научиться рационально расходовать свои доходы,

прежде чем приобретать товары и услуги.

2. С какими основными проблемами

обществознания связана данная тема?

2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой

потребления.

3. Согласен ли я с приведенным высказыванием?

3. Я полностью согласен с данным высказыванием.

4. Какие обществоведческие термины нужны мне

для грамотного обоснования своей точки зрения?

4. Термины: доходы и расходы, ограниченные

ресурсы, семейный бюджет, потребительское

поведение, структура потребления…

5. Какие привести примеры из истории,

общественной жизни, своего жизненного опыта?

5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв.,

жившие «не по средствам»; некоторые

«новые русские» 1990-х гг.

Задание №1 Передайте смысл следующих высказываний: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий» (О. Мандельштам) «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон) «Прогресс – отец проблем» (Г. Честертон)

Задание №1

Передайте смысл следующих высказываний:

«Элементы искусства неутомимо работают

в пользу научных теорий» (О. Мандельштам)

«Займите место и положение, подобающее

вам, и все признают это» (Р. Эмерсон)

«Прогресс – отец проблем» (Г. Честертон)

Быть в контексте задания!!!  ... это значит: 1. Соответствовать базовой науке, к которой отнесена выбранная проблема. 2. Грамотно определить круг подлежащих рассмотрению вопросов. 3. Ясно выражать и аргументировать собственное понимание проблемы и отношение к ней. 4. Использовать те термины, понятия, обобщения, факты, примеры, которые относятся к выбранной проблеме.

Быть в контексте задания!!! ... это значит:

1. Соответствовать базовой науке, к которой

отнесена выбранная проблема.

2. Грамотно определить круг подлежащих

рассмотрению вопросов.

3. Ясно выражать и аргументировать собственное

понимание проблемы и отношение к ней.

4. Использовать те термины, понятия, обобщения,

факты, примеры, которые относятся к выбранной

проблеме.

Задание №2  В контексте ли автор эссе? Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей)  «Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля- продажа свойственна не всем и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот.  Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумы- ваюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее.  Как известно, продается и покупается не все на свете. Но неко- торые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать».

Задание №2 В контексте ли автор эссе?

Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться,

а искусству расходовать» (И. Стобей)

«Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля-

продажа свойственна не всем и не всем она легко дается.

Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие –

наоборот.

Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает

над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумы-

ваюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую

подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере,

как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится

спокойнее.

Как известно, продается и покупается не все на свете. Но неко-

торые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у

кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые

не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в

наше время уже, наверное, можно продать».

И еще… Приветствуются следующие дополнительные аргументы:  Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии ).  Имена его предшественников, последователей или научных противников.  Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.  Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.  Указания на альтернативные варианты решения проблемы.

И еще…

Приветствуются следующие дополнительные аргументы:

  • Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии ).
  • Имена его предшественников, последователей или научных противников.
  • Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.
  • Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.
  • Указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Задание №3  Напишите эссе по одной из тем Философия. «Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». (С. Маршак). Социальная психология. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». (Аристотель). Экономика. «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами». (А. Смит). Социология. «Свобода есть право на неравенство». (Н.А. Бердяев). Политология. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной». (Б.Н. Чичерин). Правоведение. «Для граждан право является разрешением делать все, что не запрещено». (Л.Н. Толстой).

Задание №3 Напишите эссе по одной из тем

  • Философия. «Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». (С. Маршак).
  • Социальная психология. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». (Аристотель).
  • Экономика. «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами». (А. Смит).
  • Социология. «Свобода есть право на неравенство». (Н.А. Бердяев).
  • Политология. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной». (Б.Н. Чичерин).
  • Правоведение. «Для граждан право является разрешением делать все, что не запрещено». (Л.Н. Толстой).