СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по предмету "Этика и деонтология медицинского работника"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по предмету "Этика и деонтология медицинского работника". Используется для самостоятельного изучения темы "История развития этики в России"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по предмету "Этика и деонтология медицинского работника"»

Елизавета Федоровна Романова Выполнила: Калинина Е. 11-СП Проверила: Роднова Е.В

Елизавета Федоровна Романова

Выполнила: Калинина Е. 11-СП

Проверила: Роднова Е.В

Елизавета Федоровна  20 октября 1864 – 5 июля 1918 Вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучка английской королевы Виктории. Её младшая сестра Алиса позднее, в ноябре 1894 года, стала российской императрицей Александрой Фёдоровной, выйдя замуж за российского императора Николая II.

Елизавета Федоровна

20 октября 1864 – 5 июля 1918

Вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучка английской королевы Виктории. Её младшая сестра Алиса позднее, в ноябре 1894 года, стала российской императрицей Александрой Фёдоровной, выйдя замуж за российского императора Николая II.

Детство и юность Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому распорядку. Одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Много позже Елизавета Федоровна скажет: «В доме меня научили всему».

Детство и юность

Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому распорядку. Одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Много позже Елизавета Федоровна скажет: «В доме меня научили всему».

С детских лет была религиозно настроена, участвовала в делах благотворительности вместе со своей матерью, великой герцогиней Алисой, умершей в 1878 г.Большую роль в духовной жизни семьи играл образ святой Елизаветы тюрингской, в честь которой была названа Элла: эта святая, родоначальница герцогов Гессенских, прославилась делами милосердия.

С детских лет была религиозно настроена, участвовала в делах благотворительности вместе со своей матерью, великой герцогиней Алисой, умершей в 1878 г.Большую роль в духовной жизни семьи играл образ святой Елизаветы тюрингской, в честь которой была названа Элла: эта святая, родоначальница герцогов Гессенских, прославилась делами милосердия.

Венчание Елизавета была очень хороша собой. Многие предлагали ей руку и сердце, но все получали отказ. Когда ей исполнилось девятнадцать лет, из России приехал великий князь Сергей Александрович, сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Елизавета познакомилась с ним еще в детстве, когда императрица, также происходившая из Гессенского дома, приезжала в Германию.

Венчание

Елизавета была очень хороша собой. Многие предлагали ей руку и сердце, но все получали отказ. Когда ей исполнилось девятнадцать лет, из России приехал великий князь Сергей Александрович, сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Елизавета познакомилась с ним еще в детстве, когда императрица, также происходившая из Гессенского дома, приезжала в Германию.

Благотворительность княгини В 1891 году великого князя Сергея Александровича назначили генерал-губернатором Москвы. С этого момента жизнь великой княгини резко изменилась. У супруги генерал-губернатора появились новые обязанности. По вечерам она устраивала приемы, танцевала на балах, а днем много занималась благотворительностью - посещала больницы для бедных и приюты для беспризорных детей. Она помнила завет матери: самый близкий путь к Богу - самоотречение и служение ближним. Бедные, испуганные, забитые дети трущоб не вызывали в ней брезгливости. Каждый день она привозила им еду, деньги, одежду. Самых маленьких брала на руки, целовала им пальчики и называла “мой ангел”. Когда началась русско-японская война, Елизавета Федоровна отправляла на фронт Евангелия, иконки, молитвенники.

Благотворительность княгини

  • В 1891 году великого князя Сергея Александровича назначили генерал-губернатором Москвы. С этого момента жизнь великой княгини резко изменилась. У супруги генерал-губернатора появились новые обязанности. По вечерам она устраивала приемы, танцевала на балах, а днем много занималась благотворительностью - посещала больницы для бедных и приюты для беспризорных детей. Она помнила завет матери: самый близкий путь к Богу - самоотречение и служение ближним.
  • Бедные, испуганные, забитые дети трущоб не вызывали в ней брезгливости. Каждый день она привозила им еду, деньги, одежду. Самых маленьких брала на руки, целовала им пальчики и называла “мой ангел”.
  • Когда началась русско-японская война, Елизавета Федоровна отправляла на фронт Евангелия, иконки, молитвенники.
В годы Русско-японской войны, Елизавета Федоровна занялась организацией помощи фронту. Медикаменты, продовольствие, обмундирование, теплые вещи для солдат, пожертвования и средства, - все это было собрано и отправлено великой княгиней на фронт. Она сформировала несколько санитарных поездов, устроила в Москве госпиталь для раненых. Но особенно трогательно солдату было получить от великой княгини иконки и образа, молитвенники и Евангелия. Она особенно заботилась об отправке походных православных храмов со всем необходимым для совершения богослужения.

В годы Русско-японской войны, Елизавета Федоровна занялась организацией помощи фронту. Медикаменты, продовольствие, обмундирование, теплые вещи для солдат, пожертвования и средства, - все это было собрано и отправлено великой княгиней на фронт. Она сформировала несколько санитарных поездов, устроила в Москве госпиталь для раненых. Но особенно трогательно солдату было получить от великой княгини иконки и образа, молитвенники и Евангелия. Она особенно заботилась об отправке походных православных храмов со всем необходимым для совершения богослужения.

В качестве супруги московского генерал-губернатора (великий князь Сергей Александрович был назначен на этот пост в 1891) организовала в 1892 Елисаветинское благотворительное общество, учреждённое для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую губернию. Кроме того, Елизавета Фёдоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста, а после гибели супруга она была назначена председательницей Московского управления Красного Креста.

В качестве супруги московского генерал-губернатора (великий князь Сергей Александрович был назначен на этот пост в 1891) организовала в 1892 Елисаветинское благотворительное общество, учреждённое для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую губернию. Кроме того, Елизавета Фёдоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста, а после гибели супруга она была назначена председательницей Московского управления Красного Креста.

Смерть мужа 4 февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым у Никольских ворот Кремля. Когда туда прибыла Елизавета Федоровна, там уже собралась толпа народа. Кто-то попытался помешать ей подойти к месту взрыва, но когда принесли носилки, она сама сложила на них останки своего мужа. Целыми были только голова и лицо.

Смерть мужа

  • 4 февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым у Никольских ворот Кремля.
  • Когда туда прибыла Елизавета Федоровна, там уже собралась толпа народа. Кто-то попытался помешать ей подойти к месту взрыва, но когда принесли носилки, она сама сложила на них останки своего мужа. Целыми были только голова и лицо.
Марфо – Мариинская обитель Вскоре после гибели мужа продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (монастырь с сочетанием благотворительной и медицинской работы).

Марфо – Мариинская обитель

Вскоре после гибели мужа продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (монастырь с сочетанием благотворительной и медицинской работы).

В обители великая княгиня вела подвижнический образ жизни: спала на деревянных досках без матраса, тайно носила власяницу и вериги. Когда больной нуждался в помощи, она просиживала у его потели всю ночь до рассвета, ассистировала при самых сложных операциях. Больные ощущали исходившую от нее целебную силу духа и соглашались на любую самую тяжелую операцию, если она говорила об ее необходимости.

В обители великая княгиня вела подвижнический образ жизни: спала на деревянных досках без матраса, тайно носила власяницу и вериги. Когда больной нуждался в помощи, она просиживала у его потели всю ночь до рассвета, ассистировала при самых сложных операциях. Больные ощущали исходившую от нее целебную силу духа и соглашались на любую самую тяжелую операцию, если она говорила об ее необходимости.

Жизнь в обители Обстановка в обители была самая простая, однако Елизавета Федоровна не видела в этой простоте ничего чрезмерного Распорядок дня в обители был таков. После утренних молитв сестры расходились по своим послушаниям: одни направлялись в больницу, ожидая обхода врача, другие – в амбулаторию, где их ждали больные, пришедшие на уколы, массаж и другие процедуры, третьи – в школу, четвертые – на кухню и на хозяйственные работы… Два раза в неделю от 11 до 12 часов дня духовник беседовал с сестрами. В 12:30 следовала общая трапеза с чтением жития дневного святого. Пища предлагалась согласно церковному уставу. В 4 часа дня все пили чай. В 5 часов начиналась вечерня с утреней, на которой присутствовали свободные от работы сестры. Под праздники и воскресные дни служилось всенощное бдение. В 21 час – общая вечерняя молитва в больничном храме, после которой, получив благословение настоятельницы, сестры расходятся по келлиям. В 22:30 ложились спать.

Жизнь в обители

  • Обстановка в обители была самая простая, однако Елизавета Федоровна не видела в этой простоте ничего чрезмерного Распорядок дня в обители был таков.
  • После утренних молитв сестры расходились по своим послушаниям: одни направлялись в больницу, ожидая обхода врача, другие – в амбулаторию, где их ждали больные, пришедшие на уколы, массаж и другие процедуры, третьи – в школу, четвертые – на кухню и на хозяйственные работы… Два раза в неделю от 11 до 12 часов дня духовник беседовал с сестрами.
  • В 12:30 следовала общая трапеза с чтением жития дневного святого. Пища предлагалась согласно церковному уставу. В 4 часа дня все пили чай. В 5 часов начиналась вечерня с утреней, на которой присутствовали свободные от работы сестры. Под праздники и воскресные дни служилось всенощное бдение. В 21 час – общая вечерняя молитва в больничном храме, после которой, получив благословение настоятельницы, сестры расходятся по келлиям. В 22:30 ложились спать.
Революция и обитель Революционные потрясения пресекли благие начинания подвижницы. Несмотря на трудности, по ее примеру отказывая себе практически во всем, сестры продолжали каждодневную работу. 24 апреля (7 мая по н. ст.) 1918 года, Елизавета Федоровна была арестована. Поводом для ареста послужило близкое родство с императрицей Александрой, препроводить к которой пообещали великую княгиню. На сборы было дано не более получаса. Настоятельница успела лишь собрать сестер и дать им последнее благословение. За своей духовной матерью добровольно последовала ее келейница, инокиня Варвара Яковлева. После долгих месяцев заключения, в ночь на 5/18 июля, великая княгиня вместе с инокиней Варварой были живыми сброшены в Нижне-Селимскую шахту, находившуюся в лесу, в 12 километрах от Алапаевска Верхотурского уезда Пермской губернии.

Революция и обитель

Революционные потрясения пресекли благие начинания подвижницы. Несмотря на трудности, по ее примеру отказывая себе практически во всем, сестры продолжали каждодневную работу.

24 апреля (7 мая по н. ст.) 1918 года, Елизавета Федоровна была арестована. Поводом для ареста послужило близкое родство с императрицей Александрой, препроводить к которой пообещали великую княгиню. На сборы было дано не более получаса. Настоятельница успела лишь собрать сестер и дать им последнее благословение. За своей духовной матерью добровольно последовала ее келейница, инокиня Варвара Яковлева. После долгих месяцев заключения, в ночь на 5/18 июля, великая княгиня вместе с инокиней Варварой были живыми сброшены в Нижне-Селимскую шахту, находившуюся в лесу, в 12 километрах от Алапаевска Верхотурского уезда Пермской губернии.

Останки Елизаветы  Федоровны и её келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании

Останки Елизаветы Федоровны и её келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании

В 1992 году Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых великую княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару. День их памяти —18 июля по новому стилю.

В 1992 году Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых великую княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару. День их памяти —18 июля по новому стилю.

«Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым, - писала она своим воспитанникам, - всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдёшь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив».

«Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым, - писала она своим воспитанникам, - всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдёшь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив».

Настоящее время Сегодня в стенах возрожденной обители милосердия могут проживать около 50 сестер. Здесь действуют патронажная служба, Марфо-Мариинский центр «Святость материнства», культурно-просветительский центр, иконописная мастерская, паломническая служба и издательство. При обители проводится сбор вещей для детей-сирот, отказников и заключенных; как и встарь, действует благотворительная столовая для бездомных и малоимущих. В дальнейшем планируется развивать существующие и разрабатывать новые социальные проекты.

Настоящее время

Сегодня в стенах возрожденной обители милосердия могут проживать около 50 сестер. Здесь действуют патронажная служба, Марфо-Мариинский центр «Святость материнства», культурно-просветительский центр, иконописная мастерская, паломническая служба и издательство. При обители проводится сбор вещей для детей-сирот, отказников и заключенных; как и встарь, действует благотворительная столовая для бездомных и малоимущих. В дальнейшем планируется развивать существующие и разрабатывать новые социальные проекты.