Тема : Использование игр и игровых приемов
для развития умственных способностей воспитанников
.
.
Одно из задач детского сада является развитие умственных способностей детей. Умственное развитие ребенка происходит как в повседневной жизни в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях способствует развитию любознательности, интереса.
-В основе игр и игровых упражнений, приемов лежат основные принципы:
-совмещение в деятельности ребенка элементов игр и учения
-повышение умственной активности ребенка
-решение умственной задачи через игру.
Известно, что игра – это обучение и развитие. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом то и дело сталкивается с решением какой-то задачи. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задач, т.е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием в его умственном развитии.
Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий заинтересованность в выполнении задания.
Успех всех заданий, которые проводятся в детском саду, зависит от того, хорошо ли интересно ли ребенку заниматься.
Любое занятие должно превращаться в игру, поэтому на занятиях я постоянно использую разнообразные игровые приемы, сюрпризные моменты: коробочки, конвертики, корзиночки, записочки, чистоговорящие –скороговорочки. Все эти приемы помогают вызвать у детей интерес к занятию, желание выполнять любые задания.
Особое внимание и использование игровых приемов уделяю на занятиях по развитию речи, где совершенствуется звуковая сторона речи, грамматика, обогащается словарь, ведется работа по культуре речи.
Я приведу несколько приемов, которые использую в практике своей работы.
1 Игра « Разведчики» - выставляю картины по временам года. Ребенок «разведчик» должен найти только картины о весне, осени, зиме, лете.
Рассказать, почему эта картина соответствует данному времени года.
3 Игра « Чудесная коробочка» Открываю коробочку-ах вылетела из коробочки игрушки например: мяч воспитатель задает вопросы какой формы мяч? какого цвета? (Дети по очереди подходят, и достают из коробочки игрушки, называют их- кубик, машина, чашка, ложка, телефон).
4 Игра «Волшебная корзина» эта игра нацелена на развитие мышления, памяти, творческого воображения, на умение быстро в мыслях переноситься с одного объекта на другой. Беру «корзиночку» говорю сегодня будем собирать в корзиночку слова, которые живут в лису, на даче, в школе, в космосе, и т.д. этом говорим.
-слова, слова мы ищем вас
Вы не спрячетесь от нас.
Точно так же мы собираем в корзинку звуки, посуду, мебель, одежду, т.е.
Играя мы закрепляем общение, закрепляем звуки, идет работа по развитию умственных способностей детей.
Для закрепления знаний о посуде, мебели, одежде, овощах, фруктах я игровые приемы путешествие по магазинам, садимся в автобус, едим в магазин , где продаются только фрукты и овощи. Кто в магазине работает? Продавец. А вы кто? Покупатели? Дети играют, но в то же время учатся.
При рассматривании картины «Наседка и цыплята» занятие начинаю сразу с игры. Надеваю шапочку и говорю: «Ко-ко-ко, где мой цыплятки, пошли водичку пить» Дети сразу включаются в игру, обыгрываем несколько раз, обговариваем какие цыплятки, какая курица, что они делают а потом садимся и рассматриваем картину.
Для развития связной речи описательного характера использую игровой прием « Радио». Выбираем диктора он по радио объявляет, кто потерялся, описываем полностью внешний вид ребенка, одежду или же внешний вид животного, чем питается и где живет. Такой прием заинтересовывает детей, они с интересом слушают, с интересом описывают.
Очень часто на занятиях использую игровой прием – минутка-тишины.
Самое ценное в этом упражнений, дети приучаются к самообладанию и сосредоточенности, у них совершенствуется слуховой аппарат, кроме того, эти «минутки» дают возможность ребенку расслабиться, отдохнуть от шума. Такие упражнения способствуют умственному развитию, воображению. Дети ложат голову на стол, или ложатся на коврик и закрывают глаза, слушают тишину в течении 1-2 минуты, затем рассказывают, что они слышали в поле, на реке, на даче и т.д. что видели? Что чувствовали? Это система слуховых упражнений Марии Мантессорн.
Ребенок читает стих, потешку, пальчиковые игры а воспитатель сразу проверяет, знает ли ребенок пройденный материал. Я привела несколько игровых приемов, игровых упражнений, которые используются в работе и которые помогают мне в интересной форме проводить занятия и закреплять проеденный материал.
Занятия которые проходят под девизом «учиться играя» воспринимаются детьми как интересная, разнообразная деятельность. А для воспитателя такие занятия- это возможность не только решать задачи умственного развития ребенка, но и проявлять творчество, умение заинтересовывать воспитанников, развить любознательность, воспитывать творческую личность.