Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена
I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов
Выполнили:
студентки 1 курса магистратуры
психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ
Машкова А., Савинова А., Новикова Д., Слободина А., Щелконогова Ю.
IV. Нейропсихология нормы. Проблема индивидуальных различий
Подготовили Новикова Дарья
Щелконогова Юлия
Тезаурус (Основные понятия)
Нейропсихология нормы – это изучение мозговой организации психических процессов на различных контингентах здоровых лиц на основе теоретических и методических достижений отечественной нейропсихологии.
ПЛО - профили латеральной организации
Теппинг - быстрые однотипные движения, обычно - удары пальцем по поверхности стола.
- Задача нейропсихологии нормы (нейропсихологии индивидуальных различий) состоит в изучении структуры ВПФ и вариативности этой структуры в нормальной популяции.
Подходы
1
2
Общие черты
- изучение особенностей формирования различных психических функций в онтогенезе с позиций нейропсихологии Акцент на типологии «низкой» детской нормы, имеющей те или иные трудности обучения.
- изучение особенностей формирования различных психических функций в онтогенезе с позиций нейропсихологии
- Акцент на типологии «низкой» детской нормы, имеющей те или иные трудности обучения.
- исследование индивидуальных особенностей психики взрослых лиц в контексте проблемы межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия, анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных различий психики Акцент на на изучении типологии психических функций взрослых лиц, т.е. на изучении вариантов, индивидуальных различий психики.
- исследование индивидуальных особенностей психики взрослых лиц в контексте проблемы межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия, анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных различий психики
- Акцент на на изучении типологии психических функций взрослых лиц, т.е. на изучении вариантов, индивидуальных различий психики.
- Лурьевский факторный (синдромный) подход к изучению нормы (детской и взрослой).
- Лурьевский факторный (синдромный) подход к изучению нормы (детской и взрослой).
Авторы
- Э.Г. Симерницкая, Т.В. Ахутина, В.В. Лебединский, Ю.В.Микадзе и др.;
- Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Н.Я. Батова, В.А. Москвина и др.
практическая значимость
- изучение индивидуальных различий психики в норме в контексте проблемы межполушарной организации мозга обуславливается многочисленными данными литературы о связи межполушарных отношений (ведущей руки уха, глаза) у здоровых лиц с характером протекания различных когнитивных и эмоциональных процессов.
классификации испытуемых
- Часто «правый» тип ПЛО;
- Реже «смешанный»;
- Почти отсутствуют данные об амбидекстрах (владеющие одинаково свободно обеими руками, эта группа неоднородна по многим характеристикам двигательных и психических функций).
4 типа амбидекстров по И.В. Ефимовой, Е,Д. Хомской
- «Чистые» амбидекстры;
- Амбидекстры с правосторонними сенсорными признаками;
- Амбидекстры со смешанным характером сенсорных признаков;
- Амбидекстры с левосторонними сенсорными признаками.
- Амбидекстры «чистые» и с правосторонними сенсорными признаками чаще встречаются у мужчин.
- Среди женщин – амбидекстры со смешанным и левосторонним характером сенсорных признаков.
В.А. Москвин, Н.В. Москвина
- Выявили, что существуют корреляции между профилями латеральной организации и индивидуальными особенностями человека;
- Описали влияние разных профилей латеральной организации на процесс временной перцепции.
А.В.Курганский, Т.В. Ахутина
- Считают, что одним из средств изучения индивидуальных различий и вариативности структуры психических функций является серийная организация движений и действий;
- Вариативность индивидуальных различий можно выявить при помощи теппинга.
Вывод
- Таким образом, разными учеными - нейропсихологами получены некоторые данные об нейропсихологических индивидуальных различиях психики человека, но они требуют дальнейшего, более глубокого изучения.
V. Нейропсихология детского возраста и проблемы коррекции отклонений развития высших психических функций
Подготовила Машкова Антонина
Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития
В данном сообщении рассмотрен один из аспектов детского развития – процесс становления в раннем детском возрасте психических функций и формирования первых межфункциональных связей. Нарушение этого процесса в раннем возрасте, чаще чем в других возрастах, приводит к возникновению различных отклонений в психическом развитии ребенка.
базовые механизмы системогенеза психических функций в раннем возрасте
- характеризуется избирательной чувствительностью к определенным средовым воздействиям (паттерну лица, звукам речи и т.п.). Это период наибольшей восприимчивости к обучению.
- характеризуется избирательной чувствительностью к определенным средовым воздействиям (паттерну лица, звукам речи и т.п.). Это период наибольшей восприимчивости к обучению.
Критический или сензитивный (чувствительный) период
Гетерохрония развития
- неодновременное (с разной скоростью) формирование отдельных психофизиологических функций . в результате между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи.
- неодновременное (с разной скоростью) формирование отдельных психофизиологических функций .
- в результате между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи.
- различные диспропорции в развитии.
- различные диспропорции в развитии.
Асинхронии развития
психическое развитие ребенка в первые годы жизни в норме
2-3
6 месяцев
9 месяцев
месяца
- перестройка внутри самой сенсорной системы в пользу дистантных рецепторов, в первую очередь зрения; появляется интерес к лицу человека; формируются взаимосвязи между сенсорными и моторными системами; сенсо-моторное развитие происходит не изолированно, оно на всех этапах находится под контролем аффективной сферы.
- перестройка внутри самой сенсорной системы в пользу дистантных рецепторов, в первую очередь зрения;
- появляется интерес к лицу человека;
- формируются взаимосвязи между сенсорными и моторными системами;
- сенсо-моторное развитие происходит не изолированно, оно на всех этапах находится под контролем аффективной сферы.
- имитация довольно сложных выражений лица матери.
- имитация довольно сложных выражений лица матери.
- ребенок не только способен "считывать" эмоциональные состояния матери, но и подстраиваться под них.; возникает способность к сопереживанию - сначала с матерью, а затем и другими людьми.
- ребенок не только способен "считывать" эмоциональные состояния матери, но и подстраиваться под них.;
- возникает способность к сопереживанию - сначала с матерью, а затем и другими людьми.
психическое развитие ребенка в первые годы жизни в норме
Середина
Конец первого года – начало второго года
2 года
первого года
- ребенок способен воспринять схему человеческого лица; среди других людей выделяет устойчивый аффективно насыщенный образ матери; формируется первое сложное психологическое новообразование - "поведение привязанности«, которое выполняет несколько функций: обеспечивает ребенку состояние безопасности, снижает уровень тревоги и страхов, регулирует агрессивное поведение, в результате чего повышается общая активность ребенка, его исследовательское поведение, складываются различные психические новообразования, которые в дальнейшем становятся самостоятельными линиями развития.
- ребенок способен воспринять схему человеческого лица;
- среди других людей выделяет устойчивый аффективно насыщенный образ матери;
- формируется первое сложное психологическое новообразование - "поведение привязанности«, которое выполняет несколько функций: обеспечивает ребенку состояние безопасности, снижает уровень тревоги и страхов, регулирует агрессивное поведение, в результате чего повышается общая активность ребенка, его исследовательское поведение, складываются различные психические новообразования, которые в дальнейшем становятся самостоятельными линиями развития.
- расширяются коммуникативные возможности за счет координации глазного общения с вокализацией; ребенок начинает активно использовать в общении мимику и жесты; складываются предпосылки для развития символической функции и речи.
- расширяются коммуникативные возможности за счет координации глазного общения с вокализацией;
- ребенок начинает активно использовать в общении мимику и жесты;
- складываются предпосылки для развития символической функции и речи.
- критический период в развитии локомоторики; отсутствует дифференциация между ходьбой и бегом; быстрое развитие "взрослой" речи.
- критический период в развитии локомоторики;
- отсутствует дифференциация между ходьбой и бегом;
- быстрое развитие "взрослой" речи.
Мышление
Речь
в норме для двухлетнего ребенка линии развития мышления и речи идут раздельно.
Мышление
Речь
Позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития. В то же время функции, на раннем этапе развивающиеся независимо друг от друга, могут вступать в различные факультативные взаимосвязи с другими функциями.
Типы межфункциональных отношений
Явления временной независимости функций
В норме носит временный характер
В патологии - превращается в изоляцию
Изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других функций, останавливается в своем развитии, теряет адаптивный характер
Типы межфункциональных отношений
Жесткие связи и их нарушения
(по Н.А.Бернштейну, принцип цепочки).
В норме свидетельствует о возникновении устойчивых связей между отдельными звеньями психического процесса.
В патологии нарушение отдельных звеньев ведет к нарушению всей цепочки в целом.
нарушается сама возможность возникновения более сложных, иерархических структур. В легких случаях могут наблюдаться временные трудности при переходе от жестких связей к иерархическим. В этом случае старые связи полностью не оттормаживаются (фиксируются) и при каждом затруднении вновь актуализируются.
Типы межфункциональных отношений
Иерархические связи и их нарушение .
В норме многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью. Это достигается рядом моментов, выделением ведущих (смысловых) и технических уровней, а также определенной автономностью отдельных систем, каждая из которых решает свою "личную задачу".
При различных дисфункциях в первую очередь страдает развитие сложных межфункциональных связей, какими являются иерархические координации. Эти нарушения могут возникать как на смысловом, так и на технических уровнях. В последнем случае ведущий (смысловой) уровень вынужден "помогать" испытывающим трудности техническим уровням.
происходит перераспределение контроля в их пользу, и, как следствие, страдает смысловая организация действия.
- незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм;
- незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм;
- на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.
- на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.
Основные типы асинхроний развития:
явления ретардации
явления патологической акселерации отдельных функций
Основные функции психолога, участвующего в развивающем образовании
1) организатор развивающих сред, создатель программ развития;
2) диагност развития, помогающий ребенку найти свой индивидуальный путь развития;.
3) психотерапевт, конфликтолог.
Теоретическая основа работы нейропсихолога в школе
- разработанные А.Р. Лурия и его учителем Л.С. Выготским принципы социального генеза высших психических функций (ВПФ), их системного строения, динамической организации и локализации.
особенности коррекционно-развивающих методов:
1. Взаимодействие психолога (педагога) и ребенка строится в соответствии с закономерностями процесса интериоризации: от совместных развернутых действий по внешней программе к самостоятельным свернутым действиям ребенка по интериоризированной программе;
2. В ходе взаимодействия взрослый сначала берет на себя выполнение функций слабого звена, а затем постепенно передает их ребенку, выстраивая задания от простого к сложному относительно слабого звена;
3. Взаимодействие может достичь своих целей лишь при эмоциональной вовлеченности ребенка в совместную деятельность, поскольку «аффект есть альфа и омега, начальное и конечное звено, пролог и эпилог всякого психического развития» (Выготский, 1984; с. 297).
Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе
Вызванные потенциалы (сокр. ВП) — электрическая реакция органов (в основном мозга) на внешний раздражитель или на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Наиболее широко используемыми раздражителями являются визуальные для регистрации зрительных ВП, звуковые для регистрации аудиторных ВП и электрические для регистрации соматосенсорных ВП. Запись ВП производится при помощи электроэнцефалографических электродов, расположенных на поверхности головы.
- Связанные с событиями потенциалы представляют собой широкий класс электрофизиологических феноменов, которые специальными методами выделяются из «фоновой», или «сырой», электроэнцефалограммы (ЭЭГ).
- До 3-4 лет вызванные потенциалы, регистрируемые во всех каудальных областях, имеют сходную конфигурацию, временные параметры и реактивность при предъявлении различных зрительных стимулов. Это сходство может свидетельствовать об идентичности сенсорных операций осуществляемых в проекционной и заднеассоциативной коре.
- Качественные изменения в функциональной организации зрительной системы проявляются в 6-7-летнем возрасте, когда выявляется специфическое участие проекционных и непроекционных отделов коры в различных зрительных операциях.
- К подростковому возрасту увеличиваются амплитуда и реактивность поздних компонентов ответа. Однако только у взрослых поздний позитивный комплекс имеет большую амплитуду в левой лобной области в сравнении с правой.
- До 13-14 лет включительно левое полушарие функционирует в перцептивных операциях по правополушарному типу, и только у взрослых выявляется полушарная дихотомия механизмов опознания и идентификации. Созревание лобных областей коры, вовлекаемых в заключительные перцептивные операции, такие как идентификация изображений и их опознание, происходит в течение длительного периода онтогенеза, обеспечивая оптимальные условия для быстрого и адекватного реагирования на поступающую информацию.
базовые факторы, определяющие динамическую локализацию психических функций в онтогенезе:
1.
дифференциация и специализация корковых областей;
2.
совершенствование процессов их пластической интеграции;
3.
. развитие избирательной управляемой активации по мере созревания лобных областей коры и их связей с подкорковыми отделами регуляторной системы.
Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе
Подготовила Савинова Алиса
- Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе содержит ряд ступеней, эволюционное содержание которых состоит в поэтапном включении (ассимиляция) комиссуральных структур разного уровня и филогенетической зрелости в обеспечение целостной психической деятельности.
- Морфологическое и функциональное развитие мозга стремится к поэтапному закреплению иерархии дифференцированных подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий. Каждая зона мозга привносит в этот системнодинамический процесс свой индивидуальный "талант", специфический вклад, постоянно видоизменяющийся в зависимости от конкретного возрастного периода и степени его востребованности извне.
основные векторы становления кортикализации психических процессов в онтогенезе правшей.
основные уровни организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе.
- На первом этапе (от внутриутробного периода вплоть до 2-3 лет) основополагающими являются транскортикальные связи стволового уровня - прежде всего спайки гипоталамодиэнцефальной области - и базальных ядер.
- От 3 до 7-8 лет характеризуется выступающей на первый план активизацией межгиппокампалъных комиссуральных систем.
- Благодаря прогрессирующим афферентным и эфферентным ипси- и контралатеральным проекциям, а также интимным связям со спаечными образованиями свода и прозрачной перегородки, межгиппокампальный комплекс начинает играть ведущую роль в организации межполушарного обеспечения полисенсорной межмодальной интеграции и, что самое главное, мнестических процессов, на которых в этом возрасте лежит основная ответственность за онтогенез в целом.
- Завершающим является этап приоритетного значения комплекса транс-каллозальных связей, продолжающийся до 12-15 лет. Прежде эта главная мозговая комиссура была включена в актуализацию межгемисферного обмена преимущественно между гомотопическими областями задних отделов мозга.
"Дисгенетический синдром" функционального генеза
- характеризуется системнодинамической задержкой и искажением формирования как парного взаимодействия (с явной тенденцией к относительной функциональной автономии мозговых гемисфер), так и латерализации полушарий в ходе онтогенеза любого психического процесса.
- Наиболее частое резюме традиционного клинического обследования -констатация типа "практически здоров", "вариант нормы" и т.п. В результате неврологического обследования по (Б.А. Архипову) обнаружено, что для этих детей характерно накопление дизэмбриогенети-ческих стигм: лицевые асимметрии, асимметрии глазных щелей, лопаток, наличие кифосколиоза, неправильного роста зубов, дистонии концевых фаланг, наличие пигментных пятен, невусов, ангиом. Данные стигматы сочетаются с явлениями дизонтогенеза ритмики мозга, специфическими особенностями гормонального и иммунного статуса.
- Наиболее достоверными и постоянными симптомами являются сочетанные глазодвигательные, вестибуло-моторные и вегетативные дисфункции.
- Дисгенетический синдром, наряду с целым рядом нейродинамических и эмоциональных отклонений, включает как латеральные (лево- и правополушарные), так и межполушарные патологические стигматы, которые актуализируются на всех уровнях функционирования вербальных и невербальных психических процессов.
- В двигательной сфере имеет место накопление амбидекстральных черт и псевдолеворукости. Наблюдаются грубые дефекты как реципрокных, так и синергических сенсо-моторных координации с обилием синкинезий и патологических ригидных телесных установок. Дефицитарен динамический праксис.
- В речевой сфере налицо тенденция к амбилатерализации полушарий мозга и задержка дебюта формирования доминантного по речи полушария вплоть до 10-12 лет.
- Отличительной чертой дисгенетического синдрома в "норме" является его возрастная динамика, актуализирующаяся -внешне- в резкой элиминации дефектов. Однако сенсибилизированное нейропсихологическое обследование всякий раз выявляет ту же дефицитарность, что и в младшем возрасте, но в модифицированном варианте.
Метод «замещающего онтогенеза»
- в качестве базового здесь выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Первой и основной коррекционной мишенью при этом является формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонтальных взаимодействий.
- Метод "замещающего онтогенеза", апробированный и широко внедренный в практику, доказал свою высокую валидность и как эффективный инструмент, и как язык описания при работе с отклоняющимся развитием, обусловленным дизонтогенезом межполушарных взаимодействий.
Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей
- Нейропсихологический подход к анализу развития психических функций в онтогенезе направлен на выявление соотношения и взаимосвязи, существующей между созревающими структурами мозга, связями между ними и формирующимися на их основе психическими функциями, т.е. с проблемой становления структурно-функциональной организации мозга и психики.
- Для успешной адаптации и нормального психофизиологического развития необходимо гармоническое взаимодействие между морфогенезом мозга и социальными воздействиями . Гетерохронность развития мозговых структур и вариативность воздействия социальных условий создают предпосылки к возникновению индивидуальные различий, особенностей в развитии психических функций каждого ребенка как в пределах одновозрастной популяции, так и между разновозрастными детьми.
Нейропсихологический подход позволяет выявлять эти особенности и дает возможность учитывать их в процессе социального воздействия, в частности, обучения.
Методологической основой этого направления нейропсихологии - дифференциальной нейропсихологии, или нейропсихологии индивидуальных различий, являются, в первую очередь, представления о системной локализации ВПФ и синдромном анализе нарушений ВПФ А.Р.Лурия , представления П.К.Анохина о функциональных системах и их гетерохронном развитии; представления Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и др. о биологической и социальной детерминации развития психики.
- Нарушение баланса биологических и социальных условий развития, а также селективное выпадение биологических и социальных условий в онтогенезе приводит к различным изменениям в психическом развитии ребенка.
- Вариативность развития психических функций у детей в ряде случаев не связана с патологией мозга или психики ребенка и имеет обратимый характер. Такую форму развития можно обозначить как "иррегулярность психического развития" ребенка (ИПР). Причиной других отклонений психического развития могут быть микрофункциональные нарушения мозга - "минимальные мозговые дисфункции" (ММ Д). В этом случае происходит изменение функционирования отдельных мозговых структур или мозга в целом.
- Комплексная методика нейропсихологического обследования памяти состоит из трех блоков, каждый из которых включает в себя набор тестов, необходимых для оценки состояния памяти в одной из трех основных модальностей: слухо-речевой, зрительной и двигательной. Для проведения синдромного анализа был выделен ряд параметров слухоречевой, зрительной и двигательной памяти, которые по данным нейро-психологических исследований соотносятся с работой определенных зон мозга.
Количественные оценки могут быть интегрированы в 2 вида шкал:
- модальные шкалы, отражающие состояние отдельных видов памяти и отдельных звеньев каждого вида памяти испытуемого;
- 2. нейропсихологическую шкалу, отражающую состояние структур мозга, связанных с памятью.
Общая характеристика памяти у детей 7-10 лет
Для анализа состояния памяти детей в пределах одной возрастной группы можно использовать данные по диапазону разброса абсолютных показателей по разным параметрам. Это может свидетельствовать об определенной неустойчивости этого параметра в общей функциональной системе памяти. С другой стороны, большой разброс показателей свидетельствует о разных возможностях детей, входящих в группу, и отражает общую картину актуального уровня развития детей.
Было обнаружено, что в разных возрастных группах с небольшими различиями наиболее вариативными оказываются такие характеристики памяти, как прочность следов в кратковременной памяти, устойчивость произвольной регуляции и контроля мнестической деятельности, стабильность удержания стимула в смысловом и перцептивном поле, пространственно-временная организация запоминаемого материала, а также кинестетические и кинетические схемы памяти.
Сравнительный анализ развития памяти в возрасте 7-10 лет.
Прослеживается динамика изменения абсолютных показателей по всем параметрам, связанная с уменьшении количества допускаемых в тестировании ошибок по мере увеличения возраста детей. В возрасте 7-10 лет наиболее интенсивно осуществляется формирование и стабилизация таких параметров слухоречевой и зрительной памяти как устойчивость к интерференции, эффективность запоминания, устойчивость регуляции и контроля, а также параметров, связанных с межполушарным взаимодействием в двигательной памяти.
Понятие "позитивный нейропсихологический синдром развития памяти".
Основным фактором здесь выступает развитие памяти, а образующими синдром "позитивными симптомами" становятся те параметры разных видов памяти, которые получают наиболее выраженное развитие в этом возрастном периоде. позитивный нейропси-хологический синдром развития памяти в возрасте 7 - 10 лет связан с более активным включением в формирование функциональных систем памяти различных структур передних и задних отделов левого полушария, преимущественно, структур задних отделов.
Отклонения в развитии памяти у детей группы риска.
- « Негативный нейропсихологический синдром развития слухоречевой памяти».
В его состав войдут такие симптомы, как: повышенная тормозимость слухоречевых следов интерферирующими воздействиями, трудности заучивания слухоречевых стимулов несмотря на многократные предъявления материала, снижение объема воспроизведения слухоречевого материала непосредственно после предъявления, большое количество персевераций и замен при воспроизведении слухоречевого и зрительного материала, трудности в смысловом объединения слухоречевых стимулов, нарушение запоминания порядка слухоречевых стимулов в виде инертных стереотипов и неустойчивость в сохранении порядка зрительных стимулов.
При соотнесении этих параметров с соответствующими мозговыми структурами можно определить распределенную топическую локализацию этого синдрома :
- (передние отделы левого полушария, задние отделы левого полушария, задние отделы правого полушария). Это означает, что в формировании системы слухоречевой памяти возможен функциональный дефицит, связанный с работой, в первую очередь, мозговых зон левого полушария, а также задних отделов правого полушария. По результатам тестирования группы риска, в которой преобладают штрафные баллы по зрительной памяти можно описать «негативный нейропсихологический синдром развития зрительной памяти «.
Функции программирования и контроля и успешность обучения у первоклассников
Как известно, возможность произвольной регуляции психических процессов зависит от степени зрелости определенных функциональных мозговых систем, в первую очередь связанных с блоком программирования, регуляции и контроля (Лурия, 1969).
Подготовила Слободина Анастасия
- Для определения уровня функции программирования и контроля, а также успешности обучения Н.Н. Полянской и Л.В. Яблоковой было произведено сравнение характера выполнения проб, направленных на оценку состояния функций программирования и контроля, в группах хорошо и плохо успевающих учеников.
- Полное нейропсихологическое обследование было проведено на 47 учениках двух первых классов средней московской школы (возраст детей от 6 лет 6 мес. до 7 лет 6 мес.).
- Дети были разделены на хорошо и слабо успевающих учеников (12 и 16 человек).
- пробы на реакцию выбора реципрокную координацию
- пробы на реакцию выбора
- реципрокную координацию
- динамический праксис графическая проба
- динамический праксис
- графическая проба
- свободные и направленные ассоциации (названия действий и растений)
- свободные и направленные ассоциации (названия действий и растений)
пробы, направленные на исследование состояния функций блока программирования и контроля
Проба «реакция выбора»
проводилась в двух вариантах:
«простом» - поднимать на один стук правую руку, а на два стука - левую
«конфликтном» - стучать два раза в ответ на один стук, и один раз - в ответ на два стука
Дети с высокой успеваемостью
Дети с низкой успеваемостью
- легко усваивают инструкцию, но в начале выполнения пробы допускают ошибки, которые тут же замечаются и коррегируются самостоятельно. Иногда можно было отметить лишь легкую тенденцию к неправильному движению, которая немедленно подавлялась самим ребенком.
- легко усваивают инструкцию, но в начале выполнения пробы допускают ошибки, которые тут же замечаются и коррегируются самостоятельно.
- Иногда можно было отметить лишь легкую тенденцию к неправильному движению, которая немедленно подавлялась самим ребенком.
- Большая часть детей с низкой успеваемостью без особого труда усваивала инструкцию. Однако, сама инструкция плохо регулировала избирательные действия ребенка. Меньшая часть не могла сличить свои действия с усвоенной инструкцией и попеременно поднимала то правую, то левую руку, не замечая своих ошибок - инструкция не служила программой, регулирующей их двигательные реакции.
- Большая часть детей с низкой успеваемостью без особого труда усваивала инструкцию. Однако, сама инструкция плохо регулировала избирательные действия ребенка.
- Меньшая часть не могла сличить свои действия с усвоенной инструкцией и попеременно поднимала то правую, то левую руку, не замечая своих ошибок - инструкция не служила программой, регулирующей их двигательные реакции.
Проба на реципрокную координацию
Дети с высокой успеваемостью
Дети с низкой успеваемостью
- Действие повторяется хорошо, достаточно легко. Большая часть детей быстро и правильно усваивает эти движения.
- Действие повторяется хорошо, достаточно легко. Большая часть детей быстро и правильно усваивает эти движения.
- Большая часть детей с низкой успеваемостью без особого труда усваивала инструкцию. Однако, сама инструкция плохо регулировала избирательные действия ребенка. Меньшая часть не могла сличить свои действия с усвоенной инструкцией и попеременно поднимала то правую, то левую руку, не замечая своих ошибок - инструкция не служила программой, регулирующей их двигательные реакции.
- Большая часть детей с низкой успеваемостью без особого труда усваивала инструкцию. Однако, сама инструкция плохо регулировала избирательные действия ребенка.
- Меньшая часть не могла сличить свои действия с усвоенной инструкцией и попеременно поднимала то правую, то левую руку, не замечая своих ошибок - инструкция не служила программой, регулирующей их двигательные реакции.
Проба на динамический праксис («ладонь-кулак-ребро» - ЛКР, с последующим переключением на «кулак-ладонь-ребро» - КЛР)
Дети с высокой успеваемостью
Дети с низкой успеваемостью
- После трехкратного показа последовательности движений хорошо успевающие дети в подавляющем большинстве запоминают порядок движений кисти руки. Лишь в отдельных случаях необходим повторный показ. Допустив единичные ошибки, ребенок может самостоятельно их заметить и перейти к безошибочному выполнению программы. правильное переключение с одной программы движений на другую
- После трехкратного показа последовательности движений хорошо успевающие дети в подавляющем большинстве запоминают порядок движений кисти руки. Лишь в отдельных случаях необходим повторный показ. Допустив единичные ошибки, ребенок может самостоятельно их заметить и перейти к безошибочному выполнению программы.
- правильное переключение с одной программы движений на другую
- чаще требовалось ее повторное предъявление, а в отдельных случаях и совместное выполнение. Были случаи, когда программа заменялась хаотичным порядком элементов. Наиболее выраженные трудности у таких детей возникают при переходе от одной программы к другой, при формировании нового двигательного навыка.
- чаще требовалось ее повторное предъявление, а в отдельных случаях и совместное выполнение.
- Были случаи, когда программа заменялась хаотичным порядком элементов.
- Наиболее выраженные трудности у таких детей возникают при переходе от одной программы к другой, при формировании нового двигательного навыка.
Графическая проба
Заключается в рисовании двух сменяющихся звеньев. Ее выполнение, в отличие от всех предыдущих проб, зависит от уровня развития зрительно-моторных координации и тонкой моторики, что максимально сближает эту пробу с письмом.
Дети с высокой успеваемостью
Дети с низкой успеваемостью
- Сличение выполняемого действия с образцом было достаточно устойчивым, а переключение с одного элемента на другой протекало без особых затруднений. Единичные ошибки обычно самостоятельно исправлялись ребенком. Дети этой группы не испытывали трудностей переключения с одного элемента программы на другой, и в их рисунках мы не встречали персевераций одного элемента, изменений программы, ухода от нее.
- Сличение выполняемого действия с образцом было достаточно устойчивым, а переключение с одного элемента на другой протекало без особых затруднений.
- Единичные ошибки обычно самостоятельно исправлялись ребенком.
- Дети этой группы не испытывали трудностей переключения с одного элемента программы на другой, и в их рисунках мы не встречали персевераций одного элемента, изменений программы, ухода от нее.
- Не всегда усваивают программу. В наиболее грубых случаях происходит подмена программы повторением одного из элементов или полное ее искажение. В тех случаях, когда ребенок удерживает программу, часто встречаются трудности переключения с одного элемента на другой, проявляющиеся в персевераторном повторении элементов, а в менее грубых случаях - в появлении между элементами горизонтальных линий («площадок»).
- Не всегда усваивают программу. В наиболее грубых случаях происходит подмена программы повторением одного из элементов или полное ее искажение.
- В тех случаях, когда ребенок удерживает программу, часто встречаются трудности переключения с одного элемента на другой, проявляющиеся в персевераторном повторении элементов, а в менее грубых случаях - в появлении между элементами горизонтальных линий («площадок»).
Выполнение ассоциативных экспериментов
- (названия действий и растений)
- в группах хорошо и плохо успевающих первоклассников не различалось по количеству актуализируемых слов и по количеству и ошибок. Однако, ответы хорошо успевающих учеников отличались большим лексическим и тематическим разнообразием, лучшей семантической организацией. Словарь слабо успевающих детей был более ограничен и инфантилен.
Нейропсихологическая поддержка классов коррекционно- развивающего обучения
Следует отметить две основные задачи нейропсихолога:
диагностическая
коррекционно-развивающая
- Наблюдение нейропсихолога является включенным, т.е., он не только наблюдает со стороны, но в определенных случаях приходит на помощь ребенку.
- При этом анализирует - какая форма помощи оказалась эффективной.
- Опыт динамического диагностического прослеживания показывает, что у детей классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) обнаруживаются следующие трудности (в данном случае, они упорядочены по частоте встречаемости):
1. сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестичеких процессов, недостаточная сформированность речи;
2. недостаточное развитие функций программирования и контроля;
3. зрительно-пространственные и квази-пространственные трудности;
4 и 5 место делят трудности переработки слуховой и зрительной информации.
1.
- Групповые занятия включают комплексы методик, направленных на коррекцию часто встречаемых трудностей. Это, прежде всего, программирование и контроль, пространственные и квазипространственные синтезы, мнестические и речевые процессы.
- Групповые занятия включают комплексы методик, направленных на коррекцию часто встречаемых трудностей. Это, прежде всего, программирование и контроль, пространственные и квазипространственные синтезы, мнестические и речевые процессы.
2.
- В микрогруппах (от 2-х до 4-х человек) может вестись работа по преодолению сходных видов недоразвития высших психических функций, например, зрительного или слухового гнозиса и т.п.
- В микрогруппах (от 2-х до 4-х человек) может вестись работа по преодолению сходных видов недоразвития высших психических функций, например, зрительного или слухового гнозиса и т.п.
3.
- Индивидуальная форма занятий наиболее эффективна для работы над развитием самых "слабых" психических функций, т.к. позволяет наиболее полно и развернуто обеспечить переход от развернутого действия к свернутому, от внешнего к внутреннему, от совместного к самостоятельному.
- Индивидуальная форма занятий наиболее эффективна для работы над развитием самых "слабых" психических функций, т.к. позволяет наиболее полно и развернуто обеспечить переход от развернутого действия к свернутому, от внешнего к внутреннему, от совместного к самостоятельному.
Коррекционно-развивающая работа может принимать групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы:
Исследование учебного потенциала младших школьников
- Использование оценки учебного потенциала для выявления когнитивного развития ребенка отвечает необходимости учета когнитивного разнообразия, т.е. учета разных вариантов способности обучаться и извлекать пользу из помощи во время решения задачи.
- Целью оценки учебного потенциала является отделение потенциальных возможностей от достигнутого уровня развития.