СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по сборнику докладов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

IV. Нейропсихология нормы. Проблема индивидуальных различий

V. Нейропсихология детского возраста и проблемы коррекции отклонений развития высших психических функций

Просмотр содержимого документа
«Презентация по сборнику докладов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия.»

Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена  I Международная конференция памяти А.Р. Лурия.  Сборник докладов Выполнили: студентки 1 курса магистратуры психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ Машкова А., Савинова А., Новикова Д., Слободина А., Щелконогова Ю.

Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена

I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов

Выполнили:

студентки 1 курса магистратуры

психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ

Машкова А., Савинова А., Новикова Д., Слободина А., Щелконогова Ю.

IV. Нейропсихология нормы. Проблема индивидуальных различий Подготовили Новикова Дарья  Щелконогова Юлия

IV. Нейропсихология нормы. Проблема индивидуальных различий

Подготовили Новикова Дарья

Щелконогова Юлия

Тезаурус (Основные понятия) Нейропсихология нормы – это изучение мозговой организации психических процессов на различных контингентах здоровых лиц на основе теоретических и методических достижений отечественной нейропсихологии. ПЛО - профили латеральной организации Теппинг - быстрые однотипные движения, обычно - удары пальцем по поверхности стола.

Тезаурус (Основные понятия)

Нейропсихология нормы – это изучение мозговой организации психических процессов на различных контингентах здоровых лиц на основе теоретических и методических достижений отечественной нейропсихологии.

ПЛО - профили латеральной организации

Теппинг - быстрые однотипные движения, обычно - удары пальцем по поверхности стола.

Задача нейропсихологии нормы (нейропсихологии индивидуальных различий) состоит в изучении структуры ВПФ и вариативности этой структуры в нормальной популяции.
  • Задача нейропсихологии нормы (нейропсихологии индивидуальных различий) состоит в изучении структуры ВПФ и вариативности этой структуры в нормальной популяции.

Подходы

1

2

Общие черты

  • изучение особенностей формирования различных психических функций в онтогенезе с позиций нейропсихологии Акцент на типологии «низкой» детской нормы, имеющей те или иные трудности обучения.
  • изучение особенностей формирования различных психических функций в онтогенезе с позиций нейропсихологии
  • Акцент на типологии «низкой» детской нормы, имеющей те или иные трудности обучения.
  • исследование индивидуальных особенностей психики взрослых лиц в контексте проблемы межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия, анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных различий психики Акцент на на изучении типологии психических функций взрослых лиц, т.е. на изучении вариантов, индивидуальных различий психики.
  • исследование индивидуальных особенностей психики взрослых лиц в контексте проблемы межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия, анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных различий психики
  • Акцент на на изучении типологии психических функций взрослых лиц, т.е. на изучении вариантов, индивидуальных различий психики.
  • Лурьевский факторный (синдромный) подход к изучению нормы (детской и взрослой).
  • Лурьевский факторный (синдромный) подход к изучению нормы (детской и взрослой).
Авторы Э.Г. Симерницкая, Т.В. Ахутина, В.В. Лебединский, Ю.В.Микадзе и др.; Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Н.Я. Батова, В.А. Москвина и др.

Авторы

  • Э.Г. Симерницкая, Т.В. Ахутина, В.В. Лебединский, Ю.В.Микадзе и др.;
  • Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Н.Я. Батова, В.А. Москвина и др.
практическая значимость изучение индивидуальных различий психики в норме в контексте проблемы межполушарной организации мозга обуславливается многочисленными данными литературы о связи межполушарных отношений (ведущей руки уха, глаза) у здоровых лиц с характером протекания различных когнитивных и эмоциональных процессов.

практическая значимость

  • изучение индивидуальных различий психики в норме в контексте проблемы межполушарной организации мозга обуславливается многочисленными данными литературы о связи межполушарных отношений (ведущей руки уха, глаза) у здоровых лиц с характером протекания различных когнитивных и эмоциональных процессов.
классификации испытуемых Часто «правый» тип ПЛО; Реже «смешанный»; Почти отсутствуют данные об амбидекстрах (владеющие одинаково свободно обеими руками, эта группа неоднородна по многим характеристикам двигательных и психических функций).

классификации испытуемых

  • Часто «правый» тип ПЛО;
  • Реже «смешанный»;
  • Почти отсутствуют данные об амбидекстрах (владеющие одинаково свободно обеими руками, эта группа неоднородна по многим характеристикам двигательных и психических функций).
4 типа амбидекстров по И.В. Ефимовой, Е,Д. Хомской «Чистые» амбидекстры; Амбидекстры с правосторонними сенсорными признаками;  Амбидекстры со смешанным характером сенсорных признаков;  Амбидекстры с левосторонними сенсорными признаками. Амбидекстры «чистые» и с правосторонними сенсорными признаками чаще встречаются у мужчин. Среди женщин – амбидекстры со смешанным и левосторонним характером сенсорных признаков.

4 типа амбидекстров по И.В. Ефимовой, Е,Д. Хомской

  • «Чистые» амбидекстры;
  • Амбидекстры с правосторонними сенсорными признаками;
  • Амбидекстры со смешанным характером сенсорных признаков;
  • Амбидекстры с левосторонними сенсорными признаками.
  • Амбидекстры «чистые» и с правосторонними сенсорными признаками чаще встречаются у мужчин.
  • Среди женщин – амбидекстры со смешанным и левосторонним характером сенсорных признаков.
В.А. Москвин, Н.В. Москвина Выявили, что существуют корреляции между профилями латеральной организации и индивидуальными особенностями человека; Описали влияние разных профилей латеральной организации на процесс временной перцепции.

В.А. Москвин, Н.В. Москвина

  • Выявили, что существуют корреляции между профилями латеральной организации и индивидуальными особенностями человека;
  • Описали влияние разных профилей латеральной организации на процесс временной перцепции.
А.В.Курганский, Т.В. Ахутина Считают, что одним из средств изучения индивидуальных различий и вариативности структуры психических функций является серийная организация движений и действий; Вариативность индивидуальных различий можно выявить при помощи теппинга.

А.В.Курганский, Т.В. Ахутина

  • Считают, что одним из средств изучения индивидуальных различий и вариативности структуры психических функций является серийная организация движений и действий;
  • Вариативность индивидуальных различий можно выявить при помощи теппинга.
Вывод Таким образом, разными учеными - нейропсихологами получены некоторые данные об нейропсихологических индивидуальных различиях психики человека, но они требуют дальнейшего, более глубокого изучения.

Вывод

  • Таким образом, разными учеными - нейропсихологами получены некоторые данные об нейропсихологических индивидуальных различиях психики человека, но они требуют дальнейшего, более глубокого изучения.

V. Нейропсихология детского возраста и проблемы коррекции отклонений развития высших психических функций Подготовила Машкова Антонина

V. Нейропсихология детского возраста и проблемы коррекции отклонений развития высших психических функций

Подготовила Машкова Антонина

Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития В данном сообщении рассмотрен один из аспектов детского развития – процесс становления в раннем детском возрасте психических функций и формирования первых межфункциональных связей. Нарушение этого процесса в раннем возрасте, чаще чем в других возрастах, приводит к возникновению различных отклонений в психическом развитии ребенка.

Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития

В данном сообщении рассмотрен один из аспектов детского развития – процесс становления в раннем детском возрасте психических функций и формирования первых межфункциональных связей. Нарушение этого процесса в раннем возрасте, чаще чем в других возрастах, приводит к возникновению различных отклонений в психическом развитии ребенка.

базовые механизмы системогенеза психических функций в раннем возрасте характеризуется избирательной чувствительностью к определенным средовым воздействиям (паттерну лица, звукам речи и т.п.). Это период наибольшей восприимчивости к обучению. характеризуется избирательной чувствительностью к определенным средовым воздействиям (паттерну лица, звукам речи и т.п.). Это период наибольшей восприимчивости к обучению. Критический или сензитивный (чувствительный) период Гетерохрония развития неодновременное (с разной скоростью) формирование отдельных психофизиологических функций .  в результате между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. неодновременное (с разной скоростью) формирование отдельных психофизиологических функций .  в результате между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. различные диспропорции в развитии. различные диспропорции в развитии. Асинхронии развития

базовые механизмы системогенеза психических функций в раннем возрасте

  • характеризуется избирательной чувствительностью к определенным средовым воздействиям (паттерну лица, звукам речи и т.п.). Это период наибольшей восприимчивости к обучению.
  • характеризуется избирательной чувствительностью к определенным средовым воздействиям (паттерну лица, звукам речи и т.п.). Это период наибольшей восприимчивости к обучению.

Критический или сензитивный (чувствительный) период

Гетерохрония развития

  • неодновременное (с разной скоростью) формирование отдельных психофизиологических функций .  в результате между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи.
  • неодновременное (с разной скоростью) формирование отдельных психофизиологических функций . 
  • в результате между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи.
  • различные диспропорции в развитии.
  • различные диспропорции в развитии.

Асинхронии развития

психическое развитие ребенка в первые годы жизни в норме

2-3

6 месяцев

9 месяцев

месяца

  • перестройка внутри самой сенсорной системы в пользу дистантных рецепторов, в первую очередь зрения; появляется интерес к лицу человека; формируются взаимосвязи между сенсорными и моторными системами; сенсо-моторное развитие происходит не изолированно, оно на всех этапах находится под контролем аффективной сферы.
  • перестройка внутри самой сенсорной системы в пользу дистантных рецепторов, в первую очередь зрения;
  • появляется интерес к лицу человека;
  • формируются взаимосвязи между сенсорными и моторными системами;
  • сенсо-моторное развитие происходит не изолированно, оно на всех этапах находится под контролем аффективной сферы.
  • имитация довольно сложных выражений лица матери.
  • имитация довольно сложных выражений лица матери.
  • ребенок не только способен "считывать" эмоциональные состояния матери, но и подстраиваться под них.; возникает способность к сопереживанию - сначала с матерью, а затем и другими людьми.
  • ребенок не только способен "считывать" эмоциональные состояния матери, но и подстраиваться под них.;
  • возникает способность к сопереживанию - сначала с матерью, а затем и другими людьми.

психическое развитие ребенка в первые годы жизни в норме

Середина

Конец первого года – начало второго года

2 года

первого года

  • ребенок способен воспринять схему человеческого лица; среди других людей выделяет устойчивый аффективно насыщенный образ матери; формируется первое сложное психологическое новообразование - "поведение привязанности«, которое выполняет несколько функций: обеспечивает ребенку состояние безопасности, снижает уровень тревоги и страхов, регулирует агрессивное поведение, в результате чего повышается общая активность ребенка, его исследовательское поведение, складываются различные психические новообразования, которые в дальнейшем становятся самостоятельными линиями развития.
  • ребенок способен воспринять схему человеческого лица;
  • среди других людей выделяет устойчивый аффективно насыщенный образ матери;
  • формируется первое сложное психологическое новообразование - "поведение привязанности«, которое выполняет несколько функций: обеспечивает ребенку состояние безопасности, снижает уровень тревоги и страхов, регулирует агрессивное поведение, в результате чего повышается общая активность ребенка, его исследовательское поведение, складываются различные психические новообразования, которые в дальнейшем становятся самостоятельными линиями развития.
  • расширяются коммуникативные возможности за счет координации глазного общения с вокализацией; ребенок начинает активно использовать в общении мимику и жесты; складываются предпосылки для развития символической функции и речи.
  • расширяются коммуникативные возможности за счет координации глазного общения с вокализацией;
  • ребенок начинает активно использовать в общении мимику и жесты;
  • складываются предпосылки для развития символической функции и речи.
  • критический период в развитии локомоторики; отсутствует дифференциация между ходьбой и бегом; быстрое развитие "взрослой" речи.
  • критический период в развитии локомоторики;
  • отсутствует дифференциация между ходьбой и бегом;
  • быстрое развитие "взрослой" речи.
Мышление Речь в норме для двухлетнего ребенка линии развития мышления и речи идут раздельно. Мышление Речь Позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития. В то же время функции, на раннем этапе развивающиеся независимо друг от друга, могут вступать в различные факультативные взаимосвязи с другими функциями.

Мышление

Речь

в норме для двухлетнего ребенка линии развития мышления и речи идут раздельно.

Мышление

Речь

Позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития. В то же время функции, на раннем этапе развивающиеся независимо друг от друга, могут вступать в различные факультативные взаимосвязи с другими функциями.

Типы межфункциональных отношений Явления временной независимости функций В норме носит временный характер В патологии - превращается в изоляцию Изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других функций, останавливается в своем развитии, теряет адаптивный характер

Типы межфункциональных отношений

Явления временной независимости функций

В норме носит временный характер

В патологии - превращается в изоляцию

Изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других функций, останавливается в своем развитии, теряет адаптивный характер

Типы межфункциональных отношений Жесткие связи и их нарушения (по Н.А.Бернштейну, принцип цепочки). В норме свидетельствует о возникновении устойчивых связей между отдельными звеньями психического процесса. В патологии нарушение отдельных звеньев ведет к нарушению всей цепочки в целом. нарушается сама возможность возникновения более сложных, иерархических структур. В легких случаях могут наблюдаться временные трудности при переходе от жестких связей к иерархическим. В этом случае старые связи полностью не оттормаживаются (фиксируются) и при каждом затруднении вновь актуализируются.

Типы межфункциональных отношений

Жесткие связи и их нарушения

(по Н.А.Бернштейну, принцип цепочки).

В норме свидетельствует о возникновении устойчивых связей между отдельными звеньями психического процесса.

В патологии нарушение отдельных звеньев ведет к нарушению всей цепочки в целом.

нарушается сама возможность возникновения более сложных, иерархических структур. В легких случаях могут наблюдаться временные трудности при переходе от жестких связей к иерархическим. В этом случае старые связи полностью не оттормаживаются (фиксируются) и при каждом затруднении вновь актуализируются.

Типы межфункциональных отношений Иерархические связи и их нарушение . В норме многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью. Это достигается рядом моментов, выделением ведущих (смысловых) и технических уровней, а также определенной автономностью отдельных систем, каждая из которых решает свою

Типы межфункциональных отношений

Иерархические связи и их нарушение .

В норме многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью. Это достигается рядом моментов, выделением ведущих (смысловых) и технических уровней, а также определенной автономностью отдельных систем, каждая из которых решает свою "личную задачу".

При различных дисфункциях в первую очередь страдает развитие сложных межфункциональных связей, какими являются иерархические координации. Эти нарушения могут возникать как на смысловом, так и на технических уровнях. В последнем случае ведущий (смысловой) уровень вынужден "помогать" испытывающим трудности техническим уровням.

происходит перераспределение контроля в их пользу, и, как следствие, страдает смысловая организация действия.

незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм; незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм; на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи. на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи. Основные типы асинхроний развития: явления ретардации явления патологической акселерации отдельных функций
  • незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм;
  • незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм;
  • на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.
  • на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.

Основные типы асинхроний развития:

явления ретардации

явления патологической акселерации отдельных функций

Основные функции психолога, участвующего в развивающем образовании 1) организатор развивающих сред, создатель программ развития; 2) диагност развития, помогающий ребенку найти свой индивидуальный путь развития;.   3) психотерапевт, конфликтолог.

Основные функции психолога, участвующего в развивающем образовании

1) организатор развивающих сред, создатель программ развития;

2) диагност развития, помогающий ребенку найти свой индивидуальный путь развития;.

3) психотерапевт, конфликтолог.

Теоретическая основа работы нейропсихолога в школе разработанные А.Р. Лурия и его учителем Л.С. Выготским принципы социального генеза высших психических функций (ВПФ), их системного строения, динамической организации и локализации.

Теоретическая основа работы нейропсихолога в школе

  • разработанные А.Р. Лурия и его учителем Л.С. Выготским принципы социального генеза высших психических функций (ВПФ), их системного строения, динамической организации и локализации.
особенности коррекционно-развивающих методов: 1. Взаимодействие психолога (педагога) и ребенка строится в соответствии с закономерностями процесса интериоризации: от совместных развернутых действий по внешней программе к самостоятельным свернутым действиям ребенка по интериоризированной программе; 2. В ходе взаимодействия взрослый сначала берет на себя выполнение функций слабого звена, а затем постепенно передает их ребенку, выстраивая задания от простого к сложному относительно слабого звена; 3. Взаимодействие может достичь своих целей лишь при эмоциональной вовлеченности ребенка в совместную деятельность, поскольку «аффект есть альфа и омега, начальное и конечное звено, пролог и эпилог всякого психического развития» (Выготский, 1984; с. 297).

особенности коррекционно-развивающих методов:

1. Взаимодействие психолога (педагога) и ребенка строится в соответствии с закономерностями процесса интериоризации: от совместных развернутых действий по внешней программе к самостоятельным свернутым действиям ребенка по интериоризированной программе;

2. В ходе взаимодействия взрослый сначала берет на себя выполнение функций слабого звена, а затем постепенно передает их ребенку, выстраивая задания от простого к сложному относительно слабого звена;

3. Взаимодействие может достичь своих целей лишь при эмоциональной вовлеченности ребенка в совместную деятельность, поскольку «аффект есть альфа и омега, начальное и конечное звено, пролог и эпилог всякого психического развития» (Выготский, 1984; с. 297).

Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе

Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе

Вызванные потенциалы  (сокр. ВП) — электрическая реакция органов (в основном мозга) на внешний раздражитель или на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Наиболее широко используемыми раздражителями являются визуальные для регистрации зрительных ВП, звуковые для регистрации аудиторных ВП и электрические для регистрации соматосенсорных ВП. Запись ВП производится при помощи электроэнцефалографических электродов, расположенных на поверхности головы.

Вызванные потенциалы  (сокр. ВП) — электрическая реакция органов (в основном мозга) на внешний раздражитель или на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Наиболее широко используемыми раздражителями являются визуальные для регистрации зрительных ВП, звуковые для регистрации аудиторных ВП и электрические для регистрации соматосенсорных ВП. Запись ВП производится при помощи электроэнцефалографических электродов, расположенных на поверхности головы.

Связанные с событиями потенциалы представляют собой широкий класс электрофизиологических феноменов, которые специальными методами выделяются из «фоновой», или «сырой», электроэнцефалограммы (ЭЭГ).
  • Связанные с событиями потенциалы представляют собой широкий класс электрофизиологических феноменов, которые специальными методами выделяются из «фоновой», или «сырой», электроэнцефалограммы (ЭЭГ).
До 3-4 лет вызванные потенциалы, регистрируемые во всех каудальных областях, имеют сходную конфигурацию, временные параметры и реактивность при предъявлении различных зрительных стимулов. Это сходство может свидетельствовать об идентичности сенсорных операций осуществляемых в проекционной и заднеассоциативной коре.
  • До 3-4 лет вызванные потенциалы, регистрируемые во всех каудальных областях, имеют сходную конфигурацию, временные параметры и реактивность при предъявлении различных зрительных стимулов. Это сходство может свидетельствовать об идентичности сенсорных операций осуществляемых в проекционной и заднеассоциативной коре.
Качественные изменения в функциональной организации зрительной системы проявляются в 6-7-летнем возрасте, когда выявляется специфическое участие проекционных и непроекционных отделов коры в различных зрительных операциях.
  • Качественные изменения в функциональной организации зрительной системы проявляются в 6-7-летнем возрасте, когда выявляется специфическое участие проекционных и непроекционных отделов коры в различных зрительных операциях.
К подростковому возрасту увеличиваются амплитуда и реактивность поздних компонентов ответа. Однако только у взрослых поздний позитивный комплекс имеет большую амплитуду в левой лобной области в сравнении с правой.
  • К подростковому возрасту увеличиваются амплитуда и реактивность поздних компонентов ответа. Однако только у взрослых поздний позитивный комплекс имеет большую амплитуду в левой лобной области в сравнении с правой.
До 13-14 лет включительно левое полушарие функционирует в перцептивных операциях по правополушарному типу, и только у взрослых выявляется полушарная дихотомия механизмов опознания и идентификации. Созревание лобных областей коры, вовлекаемых в заключительные перцептивные операции, такие как идентификация изображений и их опознание, происходит в течение длительного периода онтогенеза, обеспечивая оптимальные условия для быстрого и адекватного реагирования на поступающую информацию.
  • До 13-14 лет включительно левое полушарие функционирует в перцептивных операциях по правополушарному типу, и только у взрослых выявляется полушарная дихотомия механизмов опознания и идентификации. Созревание лобных областей коры, вовлекаемых в заключительные перцептивные операции, такие как идентификация изображений и их опознание, происходит в течение длительного периода онтогенеза, обеспечивая оптимальные условия для быстрого и адекватного реагирования на поступающую информацию.
базовые факторы, определяющие динамическую локализацию психических функций в онтогенезе: 1. дифференциация и специализация корковых областей; 2. совершенствование процессов их пластической интеграции; 3. . развитие избирательной управляемой активации по мере созревания лобных областей коры и их связей с подкорковыми отделами регуляторной системы.

базовые факторы, определяющие динамическую локализацию психических функций в онтогенезе:

1.

дифференциация и специализация корковых областей;

2.

совершенствование процессов их пластической интеграции;

3.

. развитие избирательной управляемой активации по мере созревания лобных областей коры и их связей с подкорковыми отделами регуляторной системы.

Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе   Подготовила Савинова Алиса

Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе

Подготовила Савинова Алиса

Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе содержит ряд ступеней, эволюционное содержание которых состоит в поэтапном включении (ассимиляция) комиссуральных структур разного уровня и филогенетической зрелости в обеспечение целостной психической деятельности.
  • Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе содержит ряд ступеней, эволюционное содержание которых состоит в поэтапном включении (ассимиляция) комиссуральных структур разного уровня и филогенетической зрелости в обеспечение целостной психической деятельности.
Морфологическое и функциональное развитие мозга стремится к поэтапному закреплению иерархии дифференцированных подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий. Каждая зона мозга привносит в этот системнодинамический процесс свой индивидуальный
  • Морфологическое и функциональное развитие мозга стремится к поэтапному закреплению иерархии дифференцированных подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий. Каждая зона мозга привносит в этот системнодинамический процесс свой индивидуальный "талант", специфический вклад, постоянно видоизменяющийся в зависимости от конкретного возрастного периода и степени его востребованности извне.
основные векторы становления кортикализации психических процессов в онтогенезе правшей.

основные векторы становления кортикализации психических процессов в онтогенезе правшей.

основные уровни организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе.   На первом этапе (от внутриутробного периода вплоть до 2-3 лет) основополагающими являются транскортикальные связи стволового уровня - прежде всего спайки гипоталамодиэнцефальной области - и базальных ядер.

основные уровни организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе.

  • На первом этапе (от внутриутробного периода вплоть до 2-3 лет) основополагающими являются транскортикальные связи стволового уровня - прежде всего спайки гипоталамодиэнцефальной области - и базальных ядер.
От 3 до 7-8 лет характеризуется выступающей на первый план активизацией межгиппокампалъных комиссуральных систем. Благодаря прогрессирующим афферентным и эфферентным ипси- и контралатеральным проекциям, а также интимным связям со спаечными образованиями свода и прозрачной перегородки, межгиппокампальный комплекс начинает играть ведущую роль в организации межполушарного обеспечения полисенсорной межмодальной интеграции и, что самое главное, мнестических процессов, на которых в этом возрасте лежит основная ответственность за онтогенез в целом.
  • От 3 до 7-8 лет характеризуется выступающей на первый план активизацией межгиппокампалъных комиссуральных систем.
  • Благодаря прогрессирующим афферентным и эфферентным ипси- и контралатеральным проекциям, а также интимным связям со спаечными образованиями свода и прозрачной перегородки, межгиппокампальный комплекс начинает играть ведущую роль в организации межполушарного обеспечения полисенсорной межмодальной интеграции и, что самое главное, мнестических процессов, на которых в этом возрасте лежит основная ответственность за онтогенез в целом.
Завершающим является этап приоритетного значения комплекса транс-каллозальных связей, продолжающийся до 12-15 лет. Прежде эта главная мозговая комиссура была включена в актуализацию межгемисферного обмена преимущественно между гомотопическими областями задних отделов мозга.
  • Завершающим является этап приоритетного значения комплекса транс-каллозальных связей, продолжающийся до 12-15 лет. Прежде эта главная мозговая комиссура была включена в актуализацию межгемисферного обмена преимущественно между гомотопическими областями задних отделов мозга.

"Дисгенетический синдром" функционального генеза

  • характеризуется системнодинамической задержкой и искажением формирования как парного взаимодействия (с явной тенденцией к относительной функциональной автономии мозговых гемисфер), так и латерализации полушарий в ходе онтогенеза любого психического процесса.
Наиболее частое резюме традиционного клинического обследования -констатация типа
  • Наиболее частое резюме традиционного клинического обследования -констатация типа "практически здоров", "вариант нормы" и т.п. В результате неврологического обследования по (Б.А. Архипову) обнаружено, что для этих детей характерно накопление дизэмбриогенети-ческих стигм: лицевые асимметрии, асимметрии глазных щелей, лопаток, наличие кифосколиоза, неправильного роста зубов, дистонии концевых фаланг, наличие пигментных пятен, невусов, ангиом. Данные стигматы сочетаются с явлениями дизонтогенеза ритмики мозга, специфическими особенностями гормонального и иммунного статуса.
Наиболее достоверными и постоянными симптомами являются сочетанные глазодвигательные, вестибуло-моторные и вегетативные дисфункции. Дисгенетический синдром, наряду с целым рядом нейродинамических и эмоциональных отклонений, включает как латеральные (лево- и правополушарные), так и межполушарные патологические стигматы, которые актуализируются на всех уровнях функционирования вербальных и невербальных психических процессов.
  • Наиболее достоверными и постоянными симптомами являются сочетанные глазодвигательные, вестибуло-моторные и вегетативные дисфункции.
  • Дисгенетический синдром, наряду с целым рядом нейродинамических и эмоциональных отклонений, включает как латеральные (лево- и правополушарные), так и межполушарные патологические стигматы, которые актуализируются на всех уровнях функционирования вербальных и невербальных психических процессов.
В двигательной сфере имеет место накопление амбидекстральных черт и псевдолеворукости. Наблюдаются грубые дефекты как реципрокных, так и синергических сенсо-моторных координации с обилием синкинезий и патологических ригидных телесных установок. Дефицитарен динамический праксис. В речевой сфере налицо тенденция к амбилатерализации полушарий мозга и задержка дебюта формирования доминантного по речи полушария вплоть до 10-12 лет.
  • В двигательной сфере имеет место накопление амбидекстральных черт и псевдолеворукости. Наблюдаются грубые дефекты как реципрокных, так и синергических сенсо-моторных координации с обилием синкинезий и патологических ригидных телесных установок. Дефицитарен динамический праксис.
  • В речевой сфере налицо тенденция к амбилатерализации полушарий мозга и задержка дебюта формирования доминантного по речи полушария вплоть до 10-12 лет.
Отличительной чертой дисгенетического синдрома в
  • Отличительной чертой дисгенетического синдрома в "норме" является его возрастная динамика, актуализирующаяся -внешне- в резкой элиминации дефектов. Однако сенсибилизированное нейропсихологическое обследование всякий раз выявляет ту же дефицитарность, что и в младшем возрасте, но в модифицированном варианте.
Метод «замещающего онтогенеза»  в качестве базового здесь выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Первой и основной коррекционной мишенью при этом является формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонтальных взаимодействий. Метод

Метод «замещающего онтогенеза»

  • в качестве базового здесь выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Первой и основной коррекционной мишенью при этом является формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонтальных взаимодействий.
  • Метод "замещающего онтогенеза", апробированный и широко внедренный в практику, доказал свою высокую валидность и как эффективный инструмент, и как язык описания при работе с отклоняющимся развитием, обусловленным дизонтогенезом межполушарных взаимодействий.
Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей

Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей

Нейропсихологический подход к анализу развития психических функций в онтогенезе направлен на выявление соотношения и взаимосвязи, существующей между созревающими структурами мозга, связями между ними и формирующимися на их основе психическими функциями, т.е. с проблемой становления структурно-функциональной организации мозга и психики.
  • Нейропсихологический подход к анализу развития психических функций в онтогенезе направлен на выявление соотношения и взаимосвязи, существующей между созревающими структурами мозга, связями между ними и формирующимися на их основе психическими функциями, т.е. с проблемой становления структурно-функциональной организации мозга и психики.
Для успешной адаптации и нормального психофизиологического развития необходимо гармоническое взаимодействие между морфогенезом мозга и социальными воздействиями . Гетерохронность развития мозговых структур и вариативность воздействия социальных условий создают предпосылки к возникновению индивидуальные различий, особенностей в развитии психических функций каждого ребенка как в пределах одновозрастной популяции, так и между разновозрастными детьми.
  • Для успешной адаптации и нормального психофизиологического развития необходимо гармоническое взаимодействие между морфогенезом мозга и социальными воздействиями . Гетерохронность развития мозговых структур и вариативность воздействия социальных условий создают предпосылки к возникновению индивидуальные различий, особенностей в развитии психических функций каждого ребенка как в пределах одновозрастной популяции, так и между разновозрастными детьми.
Нейропсихологический подход позволяет выявлять эти особенности и дает возможность учитывать их в процессе социального воздействия, в частности, обучения.  Методологической основой этого направления нейропсихологии - дифференциальной нейропсихологии, или нейропсихологии индивидуальных различий, являются, в первую очередь, представления о системной локализации ВПФ и синдромном анализе нарушений ВПФ А.Р.Лурия , представления П.К.Анохина о функциональных системах и их гетерохронном развитии; представления Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и др. о биологической и социальной детерминации развития психики.

Нейропсихологический подход позволяет выявлять эти особенности и дает возможность учитывать их в процессе социального воздействия, в частности, обучения.

Методологической основой этого направления нейропсихологии - дифференциальной нейропсихологии, или нейропсихологии индивидуальных различий, являются, в первую очередь, представления о системной локализации ВПФ и синдромном анализе нарушений ВПФ А.Р.Лурия , представления П.К.Анохина о функциональных системах и их гетерохронном развитии; представления Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и др. о биологической и социальной детерминации развития психики.

Нарушение баланса биологических и социальных условий развития, а также селективное выпадение биологических и социальных условий в онтогенезе приводит к различным изменениям в психическом развитии ребенка. Вариативность развития психических функций у детей в ряде случаев не связана с патологией мозга или психики ребенка и имеет обратимый характер. Такую форму развития можно обозначить как
  • Нарушение баланса биологических и социальных условий развития, а также селективное выпадение биологических и социальных условий в онтогенезе приводит к различным изменениям в психическом развитии ребенка.
  • Вариативность развития психических функций у детей в ряде случаев не связана с патологией мозга или психики ребенка и имеет обратимый характер. Такую форму развития можно обозначить как "иррегулярность психического развития" ребенка (ИПР). Причиной других отклонений психического развития могут быть микрофункциональные нарушения мозга - "минимальные мозговые дисфункции" (ММ Д). В этом случае происходит изменение функционирования отдельных мозговых структур или мозга в целом.
Комплексная методика нейропсихологического обследования памяти состоит из трех блоков, каждый из которых включает в себя набор тестов, необходимых для оценки состояния памяти в одной из трех основных модальностей: слухо-речевой, зрительной и двигательной. Для проведения синдромного анализа был выделен ряд параметров слухоречевой, зрительной и двигательной памяти, которые по данным нейро-психологических исследований соотносятся с работой определенных зон мозга.
  • Комплексная методика нейропсихологического обследования памяти состоит из трех блоков, каждый из которых включает в себя набор тестов, необходимых для оценки состояния памяти в одной из трех основных модальностей: слухо-речевой, зрительной и двигательной. Для проведения синдромного анализа был выделен ряд параметров слухоречевой, зрительной и двигательной памяти, которые по данным нейро-психологических исследований соотносятся с работой определенных зон мозга.
Количественные оценки могут быть интегрированы в 2 вида шкал:   модальные шкалы, отражающие состояние отдельных видов памяти и отдельных звеньев каждого вида памяти испытуемого; 2. нейропсихологическую шкалу, отражающую состояние структур мозга, связанных с памятью.

Количественные оценки могут быть интегрированы в 2 вида шкал:

  • модальные шкалы, отражающие состояние отдельных видов памяти и отдельных звеньев каждого вида памяти испытуемого;
  • 2. нейропсихологическую шкалу, отражающую состояние структур мозга, связанных с памятью.
Общая характеристика памяти у детей  7-10 лет Для анализа состояния памяти детей в пределах одной возрастной группы можно использовать данные по диапазону разброса абсолютных показателей по разным параметрам. Это может свидетельствовать об определенной неустойчивости этого параметра в общей функциональной системе памяти. С другой стороны, большой разброс показателей свидетельствует о разных возможностях детей, входящих в группу, и отражает общую картину актуального уровня развития детей. Было обнаружено, что в разных возрастных группах с небольшими различиями наиболее вариативными оказываются такие характеристики памяти, как прочность следов в кратковременной памяти, устойчивость произвольной регуляции и контроля мнестической деятельности, стабильность удержания стимула в смысловом и перцептивном поле, пространственно-временная организация запоминаемого материала, а также кинестетические и кинетические схемы памяти.

Общая характеристика памяти у детей 7-10 лет

Для анализа состояния памяти детей в пределах одной возрастной группы можно использовать данные по диапазону разброса абсолютных показателей по разным параметрам. Это может свидетельствовать об определенной неустойчивости этого параметра в общей функциональной системе памяти. С другой стороны, большой разброс показателей свидетельствует о разных возможностях детей, входящих в группу, и отражает общую картину актуального уровня развития детей.

Было обнаружено, что в разных возрастных группах с небольшими различиями наиболее вариативными оказываются такие характеристики памяти, как прочность следов в кратковременной памяти, устойчивость произвольной регуляции и контроля мнестической деятельности, стабильность удержания стимула в смысловом и перцептивном поле, пространственно-временная организация запоминаемого материала, а также кинестетические и кинетические схемы памяти.

Сравнительный анализ развития памяти в возрасте 7-10 лет.

Прослеживается динамика изменения абсолютных показателей по всем параметрам, связанная с уменьшении количества допускаемых в тестировании ошибок по мере увеличения возраста детей. В возрасте 7-10 лет наиболее интенсивно осуществляется формирование и стабилизация таких параметров слухоречевой и зрительной памяти как устойчивость к интерференции, эффективность запоминания, устойчивость регуляции и контроля, а также параметров, связанных с межполушарным взаимодействием в двигательной памяти.

Понятие "позитивный нейропсихологический синдром развития памяти".

Основным фактором здесь выступает развитие памяти, а образующими синдром "позитивными симптомами" становятся те параметры разных видов памяти, которые получают наиболее выраженное развитие в этом возрастном периоде. позитивный нейропси-хологический синдром развития памяти в возрасте 7 - 10 лет связан с более активным включением в формирование функциональных систем памяти различных структур передних и задних отделов левого полушария, преимущественно, структур задних отделов.

Отклонения в развитии памяти у детей группы риска.   « Негативный нейропсихологический синдром развития слухоречевой памяти».  В его состав войдут такие симптомы, как: повышенная тормозимость слухоречевых следов интерферирующими воздействиями, трудности заучивания слухоречевых стимулов несмотря на многократные предъявления материала, снижение объема воспроизведения слухоречевого материала непосредственно после предъявления, большое количество персевераций и замен при воспроизведении слухоречевого и зрительного материала, трудности в смысловом объединения слухоречевых стимулов, нарушение запоминания порядка слухоречевых стимулов в виде инертных стереотипов и неустойчивость в сохранении порядка зрительных стимулов.

Отклонения в развитии памяти у детей группы риска.

  • « Негативный нейропсихологический синдром развития слухоречевой памяти».

В его состав войдут такие симптомы, как: повышенная тормозимость слухоречевых следов интерферирующими воздействиями, трудности заучивания слухоречевых стимулов несмотря на многократные предъявления материала, снижение объема воспроизведения слухоречевого материала непосредственно после предъявления, большое количество персевераций и замен при воспроизведении слухоречевого и зрительного материала, трудности в смысловом объединения слухоречевых стимулов, нарушение запоминания порядка слухоречевых стимулов в виде инертных стереотипов и неустойчивость в сохранении порядка зрительных стимулов.

При соотнесении этих параметров с соответствующими мозговыми структурами можно определить распределенную топическую локализацию этого синдрома :   (передние отделы левого полушария, задние отделы левого полушария, задние отделы правого полушария). Это означает, что в формировании системы слухоречевой памяти возможен функциональный дефицит, связанный с работой, в первую очередь, мозговых зон левого полушария, а также задних отделов правого полушария. По результатам тестирования группы риска, в которой преобладают штрафные баллы по зрительной памяти можно описать «негативный нейропсихологический синдром развития зрительной памяти «.

При соотнесении этих параметров с соответствующими мозговыми структурами можно определить распределенную топическую локализацию этого синдрома :

  • (передние отделы левого полушария, задние отделы левого полушария, задние отделы правого полушария). Это означает, что в формировании системы слухоречевой памяти возможен функциональный дефицит, связанный с работой, в первую очередь, мозговых зон левого полушария, а также задних отделов правого полушария. По результатам тестирования группы риска, в которой преобладают штрафные баллы по зрительной памяти можно описать «негативный нейропсихологический синдром развития зрительной памяти «.
Функции программирования и контроля и успешность обучения у первоклассников   Как известно, возможность произвольной регуляции психических процессов зависит от степени зрелости определенных функциональных мозговых систем, в первую очередь связанных с блоком программирования, регуляции и контроля (Лурия, 1969). Подготовила Слободина Анастасия

Функции программирования и контроля и успешность обучения у первоклассников

Как известно, возможность произвольной регуляции психических процессов зависит от степени зрелости определенных функциональных мозговых систем, в первую очередь связанных с блоком программирования, регуляции и контроля (Лурия, 1969).

Подготовила Слободина Анастасия

Для определения уровня функции программирования и контроля, а также успешности обучения Н.Н. Полянской и Л.В. Яблоковой было произведено сравнение характера выполнения проб, направленных на оценку состояния функций программирования и контроля, в группах хорошо и плохо успевающих учеников.
  • Для определения уровня функции программирования и контроля, а также успешности обучения Н.Н. Полянской и Л.В. Яблоковой было произведено сравнение характера выполнения проб, направленных на оценку состояния функций программирования и контроля, в группах хорошо и плохо успевающих учеников.
Полное нейропсихологическое обследование было проведено на 47 учениках двух первых классов средней московской школы (возраст детей от 6 лет 6 мес. до 7 лет 6 мес.). Дети были разделены на хорошо и слабо успевающих учеников (12 и 16 человек).
  • Полное нейропсихологическое обследование было проведено на 47 учениках двух первых классов средней московской школы (возраст детей от 6 лет 6 мес. до 7 лет 6 мес.).
  • Дети были разделены на хорошо и слабо успевающих учеников (12 и 16 человек).
пробы на реакцию выбора реципрокную координацию пробы на реакцию выбора реципрокную координацию динамический праксис графическая проба динамический праксис графическая проба свободные и направленные ассоциации (названия действий и растений)     свободные и направленные ассоциации (названия действий и растений)     пробы, направленные на исследование состояния функций блока программирования и контроля
  • пробы на реакцию выбора реципрокную координацию
  • пробы на реакцию выбора
  • реципрокную координацию
  • динамический праксис графическая проба
  • динамический праксис
  • графическая проба
  • свободные и направленные ассоциации (названия действий и растений)
  • свободные и направленные ассоциации (названия действий и растений)

пробы, направленные на исследование состояния функций блока программирования и контроля

Проба «реакция выбора»   проводилась в двух вариантах: «простом» - поднимать на один стук правую руку, а на два стука - левую «конфликтном» - стучать два раза в ответ на один стук, и один раз - в ответ на два стука

Проба «реакция выбора»

проводилась в двух вариантах:

«простом» - поднимать на один стук правую руку, а на два стука - левую

«конфликтном» - стучать два раза в ответ на один стук, и один раз - в ответ на два стука

Дети с высокой успеваемостью

Дети с низкой успеваемостью

  • легко усваивают инструкцию, но в начале выполнения пробы допускают ошибки, которые тут же замечаются и коррегируются самостоятельно. Иногда можно было отметить лишь легкую тенденцию к неправильному движению, которая немедленно подавлялась самим ребенком.
  • легко усваивают инструкцию, но в начале выполнения пробы допускают ошибки, которые тут же замечаются и коррегируются самостоятельно.
  • Иногда можно было отметить лишь легкую тенденцию к неправильному движению, которая немедленно подавлялась самим ребенком.
  • Большая часть детей с низкой успеваемостью без особого труда усваивала инструкцию. Однако, сама инструкция плохо регулировала избирательные действия ребенка. Меньшая часть не могла сличить свои действия с усвоенной инструкцией и попеременно поднимала то правую, то левую руку, не замечая своих ошибок - инструкция не служила программой, регулирующей их двигательные реакции.
  • Большая часть детей с низкой успеваемостью без особого труда усваивала инструкцию. Однако, сама инструкция плохо регулировала избирательные действия ребенка.
  • Меньшая часть не могла сличить свои действия с усвоенной инструкцией и попеременно поднимала то правую, то левую руку, не замечая своих ошибок - инструкция не служила программой, регулирующей их двигательные реакции.
Проба на реципрокную координацию

Проба на реципрокную координацию

Дети с высокой успеваемостью Дети с низкой успеваемостью Действие повторяется хорошо, достаточно легко. Большая часть детей быстро и правильно усваивает эти движения. Действие повторяется хорошо, достаточно легко. Большая часть детей быстро и правильно усваивает эти движения. Большая часть детей с низкой успеваемостью без особого труда усваивала инструкцию. Однако, сама инструкция плохо регулировала избирательные действия ребенка. Меньшая часть не могла сличить свои действия с усвоенной инструкцией и попеременно поднимала то правую, то левую руку, не замечая своих ошибок - инструкция не служила программой, регулирующей их двигательные реакции. Большая часть детей с низкой успеваемостью без особого труда усваивала инструкцию. Однако, сама инструкция плохо регулировала избирательные действия ребенка. Меньшая часть не могла сличить свои действия с усвоенной инструкцией и попеременно поднимала то правую, то левую руку, не замечая своих ошибок - инструкция не служила программой, регулирующей их двигательные реакции.

Дети с высокой успеваемостью

Дети с низкой успеваемостью

  • Действие повторяется хорошо, достаточно легко. Большая часть детей быстро и правильно усваивает эти движения.
  • Действие повторяется хорошо, достаточно легко. Большая часть детей быстро и правильно усваивает эти движения.
  • Большая часть детей с низкой успеваемостью без особого труда усваивала инструкцию. Однако, сама инструкция плохо регулировала избирательные действия ребенка. Меньшая часть не могла сличить свои действия с усвоенной инструкцией и попеременно поднимала то правую, то левую руку, не замечая своих ошибок - инструкция не служила программой, регулирующей их двигательные реакции.
  • Большая часть детей с низкой успеваемостью без особого труда усваивала инструкцию. Однако, сама инструкция плохо регулировала избирательные действия ребенка.
  • Меньшая часть не могла сличить свои действия с усвоенной инструкцией и попеременно поднимала то правую, то левую руку, не замечая своих ошибок - инструкция не служила программой, регулирующей их двигательные реакции.
Проба на динамический праксис («ладонь-кулак-ребро» - ЛКР, с последующим переключением на «кулак-ладонь-ребро» - КЛР)

Проба на динамический праксис («ладонь-кулак-ребро» - ЛКР, с последующим переключением на «кулак-ладонь-ребро» - КЛР)

Дети с высокой успеваемостью

Дети с низкой успеваемостью

  • После трехкратного показа последовательности движений хорошо успевающие дети в подавляющем большинстве запоминают порядок движений кисти руки. Лишь в отдельных случаях необходим повторный показ. Допустив единичные ошибки, ребенок может самостоятельно их заметить и перейти к безошибочному выполнению программы. правильное переключение с одной программы движений на другую
  • После трехкратного показа последовательности движений хорошо успевающие дети в подавляющем большинстве запоминают порядок движений кисти руки. Лишь в отдельных случаях необходим повторный показ. Допустив единичные ошибки, ребенок может самостоятельно их заметить и перейти к безошибочному выполнению программы.
  • правильное переключение с одной программы движений на другую
  • чаще требовалось ее повторное предъявление, а в отдельных случаях и совместное выполнение. Были случаи, когда программа заменялась хаотичным порядком элементов. Наиболее выраженные трудности у таких детей возникают при переходе от одной программы к другой, при формировании нового двигательного навыка.
  • чаще требовалось ее повторное предъявление, а в отдельных случаях и совместное выполнение.
  • Были случаи, когда программа заменялась хаотичным порядком элементов.
  • Наиболее выраженные трудности у таких детей возникают при переходе от одной программы к другой, при формировании нового двигательного навыка.
Графическая проба  Заключается в рисовании двух сменяющихся звеньев. Ее выполнение, в отличие от всех предыдущих проб, зависит от уровня развития зрительно-моторных координации и тонкой моторики, что максимально сближает эту пробу с письмом.

Графическая проба

Заключается в рисовании двух сменяющихся звеньев. Ее выполнение, в отличие от всех предыдущих проб, зависит от уровня развития зрительно-моторных координации и тонкой моторики, что максимально сближает эту пробу с письмом.

Дети с высокой успеваемостью

Дети с низкой успеваемостью

  • Сличение выполняемого действия с образцом было достаточно устойчивым, а переключение с одного элемента на другой протекало без особых затруднений. Единичные ошибки обычно самостоятельно исправлялись ребенком. Дети этой группы не испытывали трудностей переключения с одного элемента программы на другой, и в их рисунках мы не встречали персевераций одного элемента, изменений программы, ухода от нее.
  • Сличение выполняемого действия с образцом было достаточно устойчивым, а переключение с одного элемента на другой протекало без особых затруднений.
  • Единичные ошибки обычно самостоятельно исправлялись ребенком.
  • Дети этой группы не испытывали трудностей переключения с одного элемента программы на другой, и в их рисунках мы не встречали персевераций одного элемента, изменений программы, ухода от нее.
  • Не всегда усваивают программу. В наиболее грубых случаях происходит подмена программы повторением одного из элементов или полное ее искажение. В тех случаях, когда ребенок удерживает программу, часто встречаются трудности переключения с одного элемента на другой, проявляющиеся в персевераторном повторении элементов, а в менее грубых случаях - в появлении между элементами горизонтальных линий («площадок»).
  • Не всегда усваивают программу. В наиболее грубых случаях происходит подмена программы повторением одного из элементов или полное ее искажение.
  • В тех случаях, когда ребенок удерживает программу, часто встречаются трудности переключения с одного элемента на другой, проявляющиеся в персевераторном повторении элементов, а в менее грубых случаях - в появлении между элементами горизонтальных линий («площадок»).
Выполнение ассоциативных экспериментов  (названия действий и растений) в группах хорошо и плохо успевающих первоклассников не различалось по количеству актуализируемых слов и по количеству и ошибок. Однако, ответы хорошо успевающих учеников отличались большим лексическим и тематическим разнообразием, лучшей семантической организацией. Словарь слабо успевающих детей был более ограничен и инфантилен.

Выполнение ассоциативных экспериментов

  • (названия действий и растений)
  • в группах хорошо и плохо успевающих первоклассников не различалось по количеству актуализируемых слов и по количеству и ошибок. Однако, ответы хорошо успевающих учеников отличались большим лексическим и тематическим разнообразием, лучшей семантической организацией. Словарь слабо успевающих детей был более ограничен и инфантилен.

Нейропсихологическая поддержка классов коррекционно- развивающего обучения   Следует отметить две основные задачи нейропсихолога: диагностическая коррекционно-развивающая

Нейропсихологическая поддержка классов коррекционно- развивающего обучения

Следует отметить две основные задачи нейропсихолога:

диагностическая

коррекционно-развивающая

Наблюдение нейропсихолога является включенным, т.е., он не только наблюдает со стороны, но в определенных случаях приходит на помощь ребенку. При этом анализирует - какая форма помощи оказалась эффективной.
  • Наблюдение нейропсихолога является включенным, т.е., он не только наблюдает со стороны, но в определенных случаях приходит на помощь ребенку.
  • При этом анализирует - какая форма помощи оказалась эффективной.
Опыт динамического диагностического прослеживания показывает, что у детей классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) обнаруживаются следующие трудности (в данном случае, они упорядочены по частоте встречаемости):
  • Опыт динамического диагностического прослеживания показывает, что у детей классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) обнаруживаются следующие трудности (в данном случае, они упорядочены по частоте встречаемости):
1. сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестичеких процессов, недостаточная сформированность речи; 2. недостаточное развитие функций программирования и контроля; 3. зрительно-пространственные и квази-пространственные трудности; 4 и 5 место делят трудности переработки слуховой и зрительной информации.

1. сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестичеких процессов, недостаточная сформированность речи;

2. недостаточное развитие функций программирования и контроля;

3. зрительно-пространственные и квази-пространственные трудности;

4 и 5 место делят трудности переработки слуховой и зрительной информации.

1.

  • Групповые занятия включают комплексы методик, направленных на коррекцию часто встречаемых трудностей. Это, прежде всего, программирование и контроль, пространственные и квазипространственные синтезы, мнестические и речевые процессы.
  • Групповые занятия включают комплексы методик, направленных на коррекцию часто встречаемых трудностей. Это, прежде всего, программирование и контроль, пространственные и квазипространственные синтезы, мнестические и речевые процессы.

2.

  • В микрогруппах (от 2-х до 4-х человек) может вестись работа по преодолению сходных видов недоразвития высших психических функций, например, зрительного или слухового гнозиса и т.п.
  • В микрогруппах (от 2-х до 4-х человек) может вестись работа по преодолению сходных видов недоразвития высших психических функций, например, зрительного или слухового гнозиса и т.п.

3.

  • Индивидуальная форма занятий наиболее эффективна для работы над развитием самых "слабых" психических функций, т.к. позволяет наиболее полно и развернуто обеспечить переход от развернутого действия к свернутому, от внешнего к внутреннему, от совместного к самостоятельному.
  • Индивидуальная форма занятий наиболее эффективна для работы над развитием самых "слабых" психических функций, т.к. позволяет наиболее полно и развернуто обеспечить переход от развернутого действия к свернутому, от внешнего к внутреннему, от совместного к самостоятельному.

Коррекционно-развивающая работа может принимать групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы:

Исследование учебного потенциала младших школьников   Использование оценки учебного потенциала для выявления когнитивного развития ребенка отвечает необходимости учета когнитивного разнообразия, т.е. учета разных вариантов способности обучаться и извлекать пользу из помощи во время решения задачи. Целью оценки учебного потенциала является отделение потенциальных возможностей от достигнутого уровня развития.

Исследование учебного потенциала младших школьников

  • Использование оценки учебного потенциала для выявления когнитивного развития ребенка отвечает необходимости учета когнитивного разнообразия, т.е. учета разных вариантов способности обучаться и извлекать пользу из помощи во время решения задачи.
  • Целью оценки учебного потенциала является отделение потенциальных возможностей от достигнутого уровня развития.