СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "АИС и АСУ"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлен теоретический материал по темам: "Автоматизированные информационные системы", "Автоматизированные системы управления", "Классификация АСУ", "Структура АСУ" из раздела 1 "Информационные системы в профессиональной деятельности" по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности "Механизация с/х".

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "АИС и АСУ"»

  Автоматизированные информационные системы (АИС).  Автоматизированные системы управления (АСУ).  Классификация АСУ.  Структура АСУ.

Автоматизированные информационные системы (АИС). Автоматизированные системы управления (АСУ). Классификация АСУ. Структура АСУ.

Автоматизированная информационная система (АИС) это совокупность информационных массивов, технических, программных и языковых средств, предназначенных для сбора, хранения, поиска, обработки и выдачи данных по запросам пользователей. Запрос - формализованное сообщение, поступающее на вход системы и содержащее условие поиска данных.  АИС - это информационные системы, работа которых направляется и регулируется человеком, а основные процессы выполняются автоматически - по заданному алгоритму, без участия человека.

Автоматизированная информационная система (АИС)

  • это совокупность информационных массивов, технических, программных и языковых средств, предназначенных для сбора, хранения, поиска, обработки и выдачи данных по запросам пользователей.
  • Запрос - формализованное сообщение, поступающее на вход системы и содержащее условие поиска данных.

АИС - это информационные системы, работа которых направляется и регулируется человеком, а основные процессы выполняются автоматически - по заданному алгоритму, без участия человека.

АИС применяется практически во всех сферах человеческой деятельности: в управлении предприятием, учреждением, производством; при организации научных исследований; в библиотечном деле, в обучении, при выполнении конструкторских и проектных работ. Большинство современных АИС созданы на базе использования возможностей, предоставляемых компьютером и компьютерными сетями. АИС может использоваться как самостоятельно функционирующее средство, а также как составная часть (подсистема) другой АИС. АИС развиваются в настоящее время быстрыми темпами, повышается объем их хранилищ, совершенствуется механизмы, расширяется перечень услуг, предоставляемых пользователю.

АИС применяется

  • практически во всех сферах человеческой деятельности: в управлении предприятием, учреждением, производством; при организации научных исследований; в библиотечном деле, в обучении, при выполнении конструкторских и проектных работ.

Большинство современных АИС созданы на базе использования возможностей, предоставляемых компьютером и компьютерными сетями.

АИС может использоваться как самостоятельно функционирующее средство, а также как составная часть (подсистема) другой АИС.

АИС развиваются в настоящее время быстрыми темпами, повышается объем их хранилищ, совершенствуется механизмы, расширяется перечень услуг, предоставляемых пользователю.

Важными компонентами АИС являются базы и банки данных. Результаты, полученные при создании и эксплуатации систем искусственного интеллекта, используются сейчас во многих АИС. Важными компонентами АИС, относящихся к классу систем искусственного интеллекта, являются базы знаний (БЗ).

Важными компонентами АИС

являются базы и банки данных.

  • Результаты, полученные при создании и эксплуатации систем искусственного интеллекта, используются сейчас во многих АИС.
  • Важными компонентами АИС, относящихся к классу систем искусственного интеллекта, являются базы знаний (БЗ).
Автоматизированные системы управления (АСУ) это широкий класс информационных систем (получили развитие во второй половине 60-х и 70-х г.г.). Управленческая деятельность во многом связана со сбором, анализом, выработкой, передачей, хранением и преобразованием информации. Своевременно и правильно обработанная информация становится важным производственным ресурсом. Использование компьютерных информационных технологий на всех этапах управления способно повысить эффективность и качество управления. Автоматизированные системы управления (АСУ) – комплекс технических и программных средств, обеспечивающий в тесном взаимодействии с отдельными специалистами или коллективами управление объектом в производственной, научной или общественной сфере.

Автоматизированные системы управления (АСУ)

  • это широкий класс информационных систем (получили развитие во второй половине 60-х и 70-х г.г.).
  • Управленческая деятельность во многом связана со сбором, анализом, выработкой, передачей, хранением и преобразованием информации.
  • Своевременно и правильно обработанная информация становится важным производственным ресурсом.
  • Использование компьютерных информационных технологий на всех этапах управления способно повысить эффективность и качество управления.

Автоматизированные системы управления (АСУ) – комплекс технических и программных средств, обеспечивающий в тесном взаимодействии с отдельными специалистами или коллективами управление объектом в производственной, научной или общественной сфере.

Основное преимущество АСУ перед традиционными методами управления состоит в том, что для принятия необходимых решений управленческому персоналу предоставляется более полная, своевременная и достоверная информация в удобной для восприятия форме, и в нужное время. Цель разработки и внедрения АСУ - улучшение качества управления системами различных видов. Внедрение АСУ обычно приводит к совершенствованию организационных структур и методов управления, более гибкой регламентации документооборота и процедур управления, упорядочению использования и создания нормативов, совершенствованию организации производства.

Основное преимущество АСУ

  • перед традиционными методами управления состоит в том, что для принятия необходимых решений управленческому персоналу предоставляется более полная, своевременная и достоверная информация в удобной для восприятия форме, и в нужное время.

Цель разработки и внедрения АСУ - улучшение качества управления системами различных видов.

Внедрение АСУ обычно приводит к совершенствованию организационных структур и методов управления, более гибкой регламентации документооборота и процедур управления, упорядочению использования и создания нормативов, совершенствованию организации производства.

Классификация АСУ. Системы управления предприятием (АСУП) АСУП - наиболее распространенная и наиболее сложная разновидность АСУ. Управление производством – сложный процесс, требующий согласованной деятельности конструкторов, технологов, производственников, экономистов, специалистов по снабжению и сбыту. В задачи управления входят: 1) разработка новых изделий; 2) определение технологий изготовления изделий, проектирование оснастки; 3) расчет пропускной способности оборудования, потребностей во всех видах ресурсов и производственной программы (плана); 4) учет процесса производства, контроль за расходом комплектующих, сырья, ресурсов; 5) расчет издержек производства и основных технико-экономических показателей (прибыли, рентабельности, себестоимости и др.).

Классификация АСУ.

Системы управления предприятием (АСУП)

  • АСУП - наиболее распространенная и наиболее сложная разновидность АСУ.
  • Управление производством – сложный процесс, требующий согласованной деятельности конструкторов, технологов, производственников, экономистов, специалистов по снабжению и сбыту.
  • В задачи управления входят:
  • 1) разработка новых изделий;
  • 2) определение технологий изготовления изделий, проектирование оснастки;
  • 3) расчет пропускной способности оборудования, потребностей во всех видах ресурсов и производственной программы (плана);
  • 4) учет процесса производства, контроль за расходом комплектующих, сырья, ресурсов;
  • 5) расчет издержек производства и основных технико-экономических показателей (прибыли, рентабельности, себестоимости и др.).

Функциональная структура АСУП

Система формирования выходной информации

Источник информации

Система сбора информации

База данных

Система обработки и анализа информации

5

3

4

2

1

Источник информации

1

  • Блок 1 – источники информации. В их роли могут выступать учетчики на различных участках производства, снабжения и сбыта, датчики на рабочих местах. Среди источников информации могут быть и внешние - заказы на поставку продукции, нормативные акты, информация о ценах и др. документация.
  • Блок 2 выполняет предварительную обработку данных (проверку и уточнение), а затем передает ее в базу данных (блок 3) или непосредственно для последующей обработки и анализа (блок 4).
  • Блок 3 - база или банк данных. Данные являются результатом сбора информации, измерений характеристик объектов и процессов управления и в таких системах представляются в соответствии с определенными стандартами, образуя базу данных.
  • Блок 4 обработки и анализа информации - центральный блок АСУ.
  • Блок 5 – система формирования выходной информации – обеспечивает подготовку (обычно в печатном виде) различного рода сводок, справок, форм, технологических карт, чертежей и проектной документации, необходимых на производственных участках.
Классификация АСУ. отраслевые системы управления (ОАСУ)   системы управления технологическими процессами: гибкие производственные системы (ГПС); системы подготовки производства (АСУПП); системы контроля качества продукции (АСК); системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ); гибкие производственные системы (ГПС); системы подготовки производства (АСУПП); системы контроля качества продукции (АСК); системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ); гибкие производственные системы (ГПС); системы подготовки производства (АСУПП); системы контроля качества продукции (АСК); системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ); интегрированные системы , объединяющие перечисленные виды АСУ в различных комбинациях (например АСУП-ГПС и т.д.).

Классификация АСУ.

отраслевые системы управления (ОАСУ)

 

системы управления технологическими процессами:

  • гибкие производственные системы (ГПС); системы подготовки производства (АСУПП); системы контроля качества продукции (АСК); системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ);
  • гибкие производственные системы (ГПС); системы подготовки производства (АСУПП); системы контроля качества продукции (АСК); системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ);
  • гибкие производственные системы (ГПС);
  • системы подготовки производства (АСУПП);
  • системы контроля качества продукции (АСК);
  • системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ);

интегрированные системы , объединяющие перечисленные виды АСУ в различных комбинациях (например АСУП-ГПС и т.д.).

Важные компоненты АСУ

аппаратное обеспечение, программное обеспечение, информационное обеспечение, математическое, лингвистическое, организационно-методическое, правовое, эргономическое обеспечение.

Современное ПО АСУП бывает универсальным, которое можно использовать на крупных предприятиях для любого типа производственного процесса, либо типовым для средних и малых предприятий данной отрасли производства.

Информационное обеспечение АСУ охватывает множество документов, необходимых для управления производством – правовую, нормативную, техническую, конструкторскую, технологическую, учетную документацию и схемы ее движения, различные классификаторы, кодификаторы и другие информационные массивы, представленные в электронном виде.

Информационная база АСУ – это система показателей, описывающих объекты управления: характеристики и свойства зданий, сооружений, оборудования, сырья и материалов, выпускаемой продукции, кадрового потенциала, поставщиков, клиентов, производственные показатели и т.п.

  • В информационной базе информация не только накапливается и хранится, но и обрабатывается, нередко с использованием методов искусственного интеллекта. Это позволяет в рамках информационной базы решить многие задачи, связанные с поиском, слиянием, обобщением информации.
  • Информационная база АСУ – основа безбумажной технологии управления.

Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при функционировании системы.

Организационно-методическое обеспечение – совокупность документов, определяющих организационную структуру объекта и системы автоматизации, необходимых для выполнения конкретных автоматизируемых функций.

Важные компоненты АСУ

Лингвистическое обеспечение – языковые средства, используемые на различных стадиях создания и эксплуатации НИТ для повышения эффективности разработки и обеспечения общения человека и ЭВМ.

Логистика – управление материальными потоками (заготовка материалов и комплектующих изделий), управление производством, управление сбытом готовой продукции. Все компоненты логистики тесно интегрированы с финансовой бухгалтерией и функционируют на единой информационной базе.

Основные комплексы задач логистики:

  • - управление продажами (сбыт) готовой продукции через оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю;
  • - управление материальными потоками, включая материально-техническое обеспечение производственной деятельности предприятия и управление запасами.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения в условиях функционирования АСУ, и юридический статус результатов ее функционирования.

Эргономическое обеспечение – совокупность взаимосвязанных требований, направленных на согласование психологических, физиологических характеристик и возможностей человека-оператора, параметров рабочей среды на рабочем месте.

Основными элементами АСУ являются автоматизированные рабочие места. Создаются для повышения эффективности труда сотрудников производственной и непроизводственной сферы.  Автоматизированной рабочее место (АРМ) – это совокупность методических, языковых, аппаратных и программных средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя; совокупность конструктивных и формальных средств, ориентированных по месту конкретной работы и предназначенных для решения конкретной задачи у конкретного пользователя.  Цели разработки АРМ: максимальная ориентация с адаптацией на пользователя; проблемная ориентация – отображение всех этапов технологического процесса решения конкретной задачи и общение на языке пользователя.

Основными элементами АСУ

являются автоматизированные рабочие места. Создаются для повышения эффективности труда сотрудников производственной и непроизводственной сферы.

Автоматизированной рабочее место (АРМ) – это совокупность методических, языковых, аппаратных и программных средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя; совокупность конструктивных и формальных средств, ориентированных по месту конкретной работы и предназначенных для решения конкретной задачи у конкретного пользователя.

Цели разработки АРМ:

  • максимальная ориентация с адаптацией на пользователя;
  • проблемная ориентация – отображение всех этапов технологического процесса решения конкретной задачи и общение на языке пользователя.
Основные элементы АРМ Информационное обеспечение – информационные массивы данных (банк данных) и нормативно-правовой информации какой-либо предметной области. Банк данных включает одну или несколько БД. Информационный сервис АРМ – возможность формирования запросов произвольного вида и получения необходимых справок по ним, возможность визуального отображения на экране хода выполняемых расчетов. Программное обеспечение – программные средства, обеспечивающие работу ПК и позволяющие решать задачи, стоящие перед специалистами предметной области. Техническое обеспечение. Большинство АРМ организовано на основе ПК, хотя в качестве главного звена могут использоваться большие универсальные ЭВМ, малые ЭВМ. Типичный состав устройств ЭВМ: ЭВМ с одним или несколькими МП, ВЗУ, ОЗУ и кэш-памятью и шинами, служащими для взаимной увязки устройств, устройства ввода-вывода, дополнительные устройства, модем, линии связи.

Основные элементы АРМ

Информационное обеспечение – информационные массивы данных (банк данных) и нормативно-правовой информации какой-либо предметной области. Банк данных включает одну или несколько БД. Информационный сервис АРМ – возможность формирования запросов произвольного вида и получения необходимых справок по ним, возможность визуального отображения на экране хода выполняемых расчетов.

Программное обеспечение – программные средства, обеспечивающие работу ПК и позволяющие решать задачи, стоящие перед специалистами предметной области.

Техническое обеспечение.

Большинство АРМ организовано на основе ПК, хотя в качестве главного звена могут использоваться большие универсальные ЭВМ, малые ЭВМ. Типичный состав устройств ЭВМ: ЭВМ с одним или несколькими МП, ВЗУ, ОЗУ и кэш-памятью и шинами, служащими для взаимной увязки устройств, устройства ввода-вывода, дополнительные устройства, модем, линии связи.

Виды АРМ В разрезе выполняемых функций АРМ: По режиму эксплуатации АРМ: - проблемные По характеру профессиональной ориентации (по решаемым задачам) АРМ: - технологические - индивидуальные - групповые - АРМ технического и вспомогательного персонала (решение задач, связанных с высокой степенью регламентации процедур: получения, передачи, хранения и печати документов, ведения делопроизводства) - работающие в режиме сетей - АРМ специалиста (разработка документов, принятие управленческих решений, исследование проблем на моделях) - АРМ руководителя (контроль за исполнением, проведение совещаний, анализ текущего состояния дел, планирование работы и т.д.) Требования, предъявляемые к АРМ руководителя – наличие развитой базы, постоянно пополняемой оперативной и достоверной информацией, наглядность представления информации.

Виды АРМ

В разрезе выполняемых функций АРМ:

По режиму эксплуатации АРМ:

- проблемные

По характеру профессиональной ориентации (по решаемым задачам) АРМ:

- технологические

- индивидуальные

- групповые

- АРМ технического и вспомогательного персонала (решение задач, связанных с высокой степенью регламентации процедур: получения, передачи, хранения и печати документов, ведения делопроизводства)

- работающие в режиме сетей

- АРМ специалиста (разработка документов, принятие управленческих решений, исследование проблем на моделях)

- АРМ руководителя (контроль за исполнением, проведение совещаний, анализ текущего состояния дел, планирование работы и т.д.)

Требования, предъявляемые к АРМ руководителя – наличие развитой базы, постоянно пополняемой оперативной и достоверной информацией, наглядность представления информации.

 Системы, построенные на базе комплексов АРМ, имеют недостатки:   специализированы по конкретным участкам учета и не могут быть перепрофилированы; настройка каждого отдельного АРМ в системе ограничена, что затрудняет возможность наращивания функциональности системы; разрабатываются в разных интерфейсах с использованием различного вида инструментов, что влечет за собой жесткую привязку персонала к работе на конкретном АРМ.  Направления развития АРМ: усовершенствование технического, информационного и программного обеспечения с целью работы специалистов и руководителей без посредника – профессионального программиста или оператора; включение отдельных (локальных) АРМ в единый комплекс предприятия, отрасли, т.е. активное использование коммуникаций.

Системы, построенные на базе комплексов АРМ, имеют недостатки:

  • специализированы по конкретным участкам учета и не могут быть перепрофилированы;
  • настройка каждого отдельного АРМ в системе ограничена, что затрудняет возможность наращивания функциональности системы;
  • разрабатываются в разных интерфейсах с использованием различного вида инструментов, что влечет за собой жесткую привязку персонала к работе на конкретном АРМ.

Направления развития АРМ:

  • усовершенствование технического, информационного и программного обеспечения с целью работы специалистов и руководителей без посредника – профессионального программиста или оператора;
  • включение отдельных (локальных) АРМ в единый комплекс предприятия, отрасли, т.е. активное использование коммуникаций.

Преимущества, которые предоставляет АСУ:

  • необходимая оперативность контроля и гибкость управления предприятием;
  • возможность получения непротиворечивых и полных данных о финансово-экономическом состоянии предприятия;
  • обеспечение оперативного доступа к аналитической информации о работе предприятия со стороны служб управления в процессе принятия решений;
  • наличие автоматизированной системы ведения отчетной документации и автоматизацию документооборота в целом;
  • снижение трудоемкости по составлению всевозможных отчетов и справок, выполнению типовых расчетов;
  • возможность статистического анализа показателей работы предприятия и определение на его основе мероприятий по совершенствованию производственной деятельности и сокращению материальных потерь;
  • внедрение обоснованного рационального планирования;
  • использование современных методологий управления предприятием;
  • улучшение условий труда управленческого аппарата;
  • наличие нескольких уровней защиты информации от несанкционированного доступа и многоуровневое разграничение привилегий доступа;
  • возможность автоматизации деятельности международных компаний, подразделения которых работают с различными план - счетами, валютами, с учетом различных нормативных и правовых отношений.

АСУ только предоставляет преимущества, реализовать их – задача людей, поэтому особое внимание при внедрении АСУ уделяется именно человеческому фактору. Любая из технических систем – лишь механизм для повышения эффективности управления, принятия правильных стратегических и тактических решений на основе своевременной и достоверной информации, выдаваемой компьютером.

Управление автотранспортными перевозками заключается в Обеспечении целенаправленного, планомерного воздействия управляющей системы на перевозочный процесс по определенной технологии с использованием различных методов и средств в целях обеспечения своевременности доставки, повышения ритмичности работы транспорта, равномерной загрузки транспортной сети.

Управление автотранспортными перевозками заключается в

  • Обеспечении целенаправленного, планомерного воздействия управляющей системы на перевозочный процесс по определенной технологии с использованием различных методов и средств в целях обеспечения своевременности доставки, повышения ритмичности работы транспорта, равномерной загрузки транспортной сети.
Для АТП как объекта управления характерны следующие особенности: Зависимость организации и функционирования системы перевозок от технологических процессов клиентов, а также влияние транспортного процесса на экономические результаты их деятельности (обратная связь); Зависимость активности элементов организационной структуры и эффективности управления перевозками от внешних условий; Одновременное воздействие множества факторов на процессы транспортировки, часть из которых имеет в себе элементы случайности.

Для АТП как объекта управления характерны следующие особенности:

  • Зависимость организации и функционирования системы перевозок от технологических процессов клиентов, а также влияние транспортного процесса на экономические результаты их деятельности (обратная связь);
  • Зависимость активности элементов организационной структуры и эффективности управления перевозками от внешних условий;
  • Одновременное воздействие множества факторов на процессы транспортировки, часть из которых имеет в себе элементы случайности.
Функции, подлежащие автоматизации управления в АТП Планирование – обеспечивает выбор программы деятельности и наиболее экономического способа ее выполнения на заданный отрезок времени Контроль – выявление ситуаций соответствия планового и фактического состояния перевозочных процессов на основе обработки текущей информации, которая должна поступать в реальном масштабе времени из АТП, с борта ПС и контрольных пунктов на маршруте Регулирование – на основе сравнения текущей и плановой информации о состоянии технологических процессов выпуска ПС на маршруты и исполнения перевозок вырабатываются оперативные решения, ликвидирующие последствия возмущений и непрерывно поддерживающие процессы в заданном оптимальном режиме.

Функции, подлежащие автоматизации управления в АТП

  • Планирование – обеспечивает выбор программы деятельности и наиболее экономического способа ее выполнения на заданный отрезок времени
  • Контроль – выявление ситуаций соответствия планового и фактического состояния перевозочных процессов на основе обработки текущей информации, которая должна поступать в реальном масштабе времени из АТП, с борта ПС и контрольных пунктов на маршруте
  • Регулирование – на основе сравнения текущей и плановой информации о состоянии технологических процессов выпуска ПС на маршруты и исполнения перевозок вырабатываются оперативные решения, ликвидирующие последствия возмущений и непрерывно поддерживающие процессы в заданном оптимальном режиме.
Модель объекта управления на АТП Входной блок системы отражает по существу начальную стадию процесса организации перевозок. Непосредственно процесс транспортировки соответствует центральной стадии, т.е. описывает процесс перевозки как таковой. Выходной блок отражает заключительную стадию процесса перевозки.

Модель объекта управления на АТП

  • Входной блок системы отражает по существу начальную стадию процесса организации перевозок. Непосредственно процесс транспортировки соответствует центральной стадии, т.е. описывает процесс перевозки как таковой. Выходной блок отражает заключительную стадию процесса перевозки.
Иерархическая структура управления АТП

Иерархическая структура управления АТП

Задачи управления, решаемые на уровне АСУ АТП Учет и анализ деятельности АТП; Технико-экономическое планирование; Оперативное управление перевозочным процессом; Управление производственным процессом ТО и ТР ПС; Управление материально-техническим снабжением; Управление кадрами; Управление капитальными вложениями и производственными фондами.

Задачи управления, решаемые на уровне АСУ АТП

  • Учет и анализ деятельности АТП;
  • Технико-экономическое планирование;
  • Оперативное управление перевозочным процессом;
  • Управление производственным процессом ТО и ТР ПС;
  • Управление материально-техническим снабжением;
  • Управление кадрами;
  • Управление капитальными вложениями и производственными фондами.
Основная цель разработки АСУ АТП - Повышение эффективности работы ПС, за счет централизации функции планирования перевозок и оперативного управления транспортным процессом. Повышение производительности ПС и снижение затрат на перевозки предусматриваются за счет: Минимизации потерь рабочего времени по организационным причинам; Уменьшения величины простоев автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями; Повышения коэффициента использования грузоподъемности транспортных средств и сокращения расстояний перевозок за счет оптимизации маршрутов перевозок.

Основная цель разработки АСУ АТП -

Повышение эффективности работы ПС, за счет централизации функции планирования перевозок и оперативного управления транспортным процессом.

Повышение производительности ПС и снижение затрат на перевозки предусматриваются за счет:

  • Минимизации потерь рабочего времени по организационным причинам;
  • Уменьшения величины простоев автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями;
  • Повышения коэффициента использования грузоподъемности транспортных средств и сокращения расстояний перевозок за счет оптимизации маршрутов перевозок.
Схема оперативного планирования перевозок Диспетчер работает на ПЭВМ в интерактивном режиме. Имея банк исходных данных, содержащий информацию о кратчайших расстояниях между вершинами ТС, марках ПС, списочном парке предприятия, списочном составе водителей, диспетчер центра управления перевозками на основе выданного программой решения производит планирование маршрутов по критерию обеспечения рациональной загрузки ПС. Далее формируются сменно-суточные задания водителям с последующей распечаткой путевой документации и плановых заданий. Обработка путевых листов также автоматизирована. Расчет технико-экономических показателей осуществляется специальной программой на ПЭВМ.

Схема оперативного планирования перевозок

  • Диспетчер работает на ПЭВМ в интерактивном режиме. Имея банк исходных данных, содержащий информацию о кратчайших расстояниях между вершинами ТС, марках ПС, списочном парке предприятия, списочном составе водителей, диспетчер центра управления перевозками на основе выданного программой решения производит планирование маршрутов по критерию обеспечения рациональной загрузки ПС.

Далее формируются сменно-суточные задания водителям с последующей распечаткой путевой документации и плановых заданий. Обработка путевых листов также автоматизирована. Расчет технико-экономических показателей осуществляется специальной программой на ПЭВМ.

Схема информационных потоков в системе доставки грузов

Схема информационных потоков в системе доставки грузов

Схема основных информационных потоков при управлении АТП

Схема основных информационных потоков при управлении АТП

Таблица 4.1. Специализированное программное обеспечение для обработки путевой и перевозочной документации Характеристики систем 1С-Рарус: Автотранспорт* Основные пользователи системы Бухгалтерия, дис­петчерская Связь с бухгалтерскими системами (1С): 1С-Рарус: Автохозяйство* расчет заработной платы водителей Ининг-Автопарк** Технический отдел, диспетчерская, склад запасных частей выписка счетов для за­казчиков Да ТрансЛогистик Soft: Путевые листы*** Технический отдел, диспетчерская, склад запасных частей Да складской учет движения материалов Да Бухгалтерия, тех­нический отдел, диспетчерская Нет Да Нет амортизация и переоценка основных средств Да Нет Да Взаиморасчеты: с заказчиками Да Да с водителями по горючему Да Да Да Нет информации Учет горючего Да Нет Нет Да Да Да Учет масла Да Нет Да Да Да Учет износа ресурсов Нет Да Да Аренда автомобилей Нет Да Учет спецтехники Нет Нет Да * Встроена в «1С:Бухгалтерия». ** Представление данных в оригинальном формате. *** Встроена в «ЮБухгалтерия» по заработной плате.   Нет Нет Нет Да Нет   Да Да   Нет Да   Да    

Таблица 4.1. Специализированное программное обеспечение для обработки путевой и перевозочной документации

Характеристики систем

1С-Рарус: Автотранспорт*

Основные пользователи системы

Бухгалтерия, дис­петчерская

Связь с бухгалтерскими системами (1С):

1С-Рарус: Автохозяйство*

расчет заработной платы водителей

Ининг-Автопарк**

Технический отдел, диспетчерская, склад запасных частей

выписка счетов для за­казчиков

Да

ТрансЛогистик Soft: Путевые листы***

Технический отдел, диспетчерская, склад запасных частей

Да

складской учет движения материалов

Да

Бухгалтерия, тех­нический отдел, диспетчерская

Нет

Да

Нет

амортизация и переоценка основных средств

Да

Нет

Да

Взаиморасчеты: с заказчиками

Да

Да

с водителями по горючему

Да

Да

Да

Нет информации

Учет горючего

Да

Нет

Нет

Да

Да

Да

Учет масла

Да

Нет

Да

Да

Да

Учет износа ресурсов

Нет

Да

Да

Аренда автомобилей

Нет

Да

Учет спецтехники

Нет

Нет

Да

* Встроена в «1С:Бухгалтерия». ** Представление данных в оригинальном формате. *** Встроена в «ЮБухгалтерия» по заработной плате.

 

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

 

Да

Да

 

Нет

Да

 

Да