Введение в историю
5 класс
Что изучает наука история?
Д/з: записи
в тетрадях
План урока:
- Что такое история?
- Зачем надо изучать историю?
- Что изучает наука история?
Что такое история?
История
- Процесс развития человеческого общества, личности во времени
- Наука, которая изучает этот процесс
ἱστορία (греч.) - «расследование, узнавание, установление»
Что такое история?
Где узнать?
Откуда?
Исторические
источники
=
улики
историк
следователь
исследует
изучает
пишет
учебник
автор
публикует
историк
научные
труды
Исторические
источники
Зачем надо изучать историю?
История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.
Как вы понимаете эти слова?
3 января 106 до н. э. — 7 декабря 43 до н. э.,
- древнеримский политик и философ, блестящий оратор.
Марк Туллий Цицерон
Зачем надо изучать историю?
История добывает для юности разум стариков.
Как вы понимаете
эти слова?
Диодор Сицилийский
(прим. 90 — 30 гг. до н. э.) — древнегреческий историк и мифограф; родом из Агириума на Сицилии.
Зачем надо изучать историю?
История - самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики.
Как вы понимаете
эти слова?
Махатма Га́нди
(19 ноября 1917 — 31 октября 1984) — индийский политический деятель, премьер-министр Индии в 1966—1977 и 1980—1984 годах.
Что изучает наука история?
историк
Что?
Где?
Когда?
исторический
историческое время
историческое пространство
факт
Почему?
Какие последствия?
Что изучает наука история?
исторический
факт
как его отражение в исторической науке (факт — знание).
как явление, имевшее место в истории
В исторической науке факт рассматривается в двух смыслах:
1) как явление, имевшее место в истории;
2) как его отражение в исторической науке (факт — знание).
Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого.
Сами по себе «голые факты» как «фрагменты действительности» могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Таким образом, между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему аучно-историческим фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки. Не означает ли такое наличие различных интерпретаций исторических фактов, что исторической истины нет или их несколько? Нет, не означает. Просто меняются наши представления об истине. Движение науки идет как бы от неполной, относительной истины к более полной. Но абсолютной истины, как известно, не существует, поэтому, пока живет общество, не будет написано и «последней главы» истории
Взаимосвязь
9
изучает
Что изучает наука история?
исторический
факт
изучает
изучает
историк
историк
Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Таким образом, между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему аучно-историческим фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки. Не означает ли такое наличие различных интерпретаций исторических фактов, что исторической истины нет или их несколько? Нет, не означает. Просто меняются наши представления об
Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение.
историк
10
Что изучает наука история?
исторический
факт
как его отражение в исторической науке (факт — знание).
как явление, имевшее место в истории
Таким образом, между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему аучно-историческим фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки. Не означает ли такое наличие различных интерпретаций исторических фактов, что исторической истины нет или их несколько? Нет, не означает. Просто меняются наши представления об истине. Движение науки идет как бы от неполной, относительной истины к более полной. Но абсолютной истины, как известно, не существует, поэтому, пока живет общество, не будет написано и «последней главы» истории
Интерпретация
Научно-
исторический
факт
Событие
11
Что изучает наука история?
Существует ли историческая истина?
Да,
но их несколько!
НЕТ!
Существует!
Просто представления
об истине меняются.
Абсолютная
истина
Относительная
истина
Повторим:
- Что такое история?
- Как переводится слово «ἱστορία»?
- Где можно найти знания о прошлом?
- На основе чего историк пишет свои научные труды?
- Что изучает история как наука?
- Что такое исторический факт?
- Что стоит между событием реально произошедшим и его отражением в исторической науке?
Проверь себя!
- Задание № 1 Кто так сказал?
История - самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики.
Диодор Сицилийский
Инди́ра Приядарши́ни Га́нди
Марк Туллий Цицерон
Проверь себя!
- Задание №2 Кто так сказал?
История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.
Диодор Сицилийский
Инди́ра Приядарши́ни Га́нди
Марк Туллий Цицерон
Проверь себя!
- Задание №3 Кто так сказал?
История добывает для юности разум стариков.
Диодор Сицилийский
Инди́ра Приядарши́ни Га́нди
Марк Туллий Цицерон
Проверь себя!
- Задание № 4 восстановите правильную последовательность:
- учитель жизни,
- История —
- живая память,
- свет истины,
- свидетель прошлого,
- вестник старины.
254316
- Все люди участвуют в созидании истории, стало быть, каждый из нас, хотя бы в самой ничтожной доле, обязан содействовать ее красоте и не давать ей быть слишком безобразной.
- Жюль Франсуа Эли Леметр -
Как вы понимаете
эти слова?
(1853 – 1914)
Франц. критик, писатель и драматург, член Франц. академии