СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "Диофантовы уравнения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последовательность защиты проекта на научно-практической конференции

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Диофантовы уравнения"»

Диофантовы уравнения Выполнил:  обучающийся 11 «Б» класса  МБОУ «Гимназия»  Терехов Даниил  Научный руководитель: Терехова Надежда Анатольевна учитель математики высшей категории

Диофантовы уравнения

Выполнил: обучающийся 11 «Б» класса

МБОУ «Гимназия»

Терехов Даниил

Научный руководитель:

Терехова Надежда Анатольевна

учитель математики высшей категории

Цель: Систематизировать способы решения линейных диофантовых уравнений. Гипотеза: умение решать диофантовы уравнения полезно не только при подготовке к математическим олимпиадам и к ЕГЭ, они также могут описывать и бытовые ситуации, встречающиеся на нашем жизненном пути.

Цель:

  • Систематизировать способы решения линейных диофантовых уравнений.

Гипотеза:

  • умение решать диофантовы уравнения полезно не только при подготовке к математическим олимпиадам и к ЕГЭ, они также могут описывать и бытовые ситуации, встречающиеся на нашем жизненном пути.
Задачи : познакомиться с теоретическим блоком, связанным с личностью Диофанта-ученого и его математическими исследованиями;  научиться решать уравнения в целых числах разных уровней сложности и классифицировать методы решений; в помощь учителю создать приложение, в которое будет входить подборка разных задач; в помощь учителю создать интерактивный тест в формате *. ppt , помогающий определить степень усвоения темы учениками;

Задачи :

  • познакомиться с теоретическим блоком, связанным с личностью Диофанта-ученого и его математическими исследованиями;
  • научиться решать уравнения в целых числах разных уровней сложности и классифицировать методы решений;
  • в помощь учителю создать приложение, в которое будет входить подборка разных задач;
  • в помощь учителю создать интерактивный тест в формате *. ppt , помогающий определить степень усвоения темы учениками;
Методы: источниковедческий анализ литературы; математическая обработка данных; решение уравнений; классификация уравнений; обобщение   Линейные диофантовы уравнения  Объект

Методы:

  • источниковедческий анализ литературы;
  • математическая обработка данных;
  • решение уравнений;
  • классификация уравнений;
  • обобщение
  • Линейные диофантовы уравнения

Объект

Практическая значимость моей работы заключается в использовании ее на углубленных занятиях по математике, при подготовке к математическим олимпиадам и к ЕГЭ.

Практическая значимость моей

работы заключается в

использовании ее на углубленных

занятиях по математике, при

подготовке к математическим

олимпиадам и к ЕГЭ.

Немного о Диофанте

Немного

о Диофанте

Однородное линейное уравнение  ax + by = 0  Теорема 1: Если числа a и b взаимно простые, то уравнение имеет бесконечно много решений в целых числах, которые находятся во взаимно однозначном соответствии с множеством целых чисел Z и описываются формулой:  , где - «номер» решения

Однородное линейное уравнение

ax + by = 0

Теорема 1: Если числа a и b взаимно простые, то уравнение имеет бесконечно много решений в целых числах, которые находятся во взаимно однозначном соответствии с множеством целых чисел Z и описываются формулой:

, где - «номер» решения

Общее линейное уравнение  ax + by = с  Теорема 2:  Если наибольший общий делитель d  коэффициентов a и b больше 1, а свободный член с не делится на d , то уравнение ax + by = с не имеет решений в целых числах.  Теорема 3: Любое уравнение ax + by = с , где НОД ( a;b) =1, имеет хотя бы одно решение в целых числах.

Общее линейное уравнение

ax + by = с

Теорема 2: Если наибольший общий делитель d коэффициентов a и b больше 1, а свободный член с не делится на d , то уравнение ax + by = с не имеет решений в целых числах.

Теорема 3: Любое уравнение ax + by = с , где

НОД ( a;b) =1, имеет хотя бы одно решение в целых числах.

ax + by = с  Методы решения линейных уравнений метод перебора; отношение делимости; выделение целой части; метод «спуска»; алгоритм Евклида

ax + by = с

Методы решения линейных уравнений

  • метод перебора;
  • отношение делимости;
  • выделение целой части;
  • метод «спуска»;
  • алгоритм Евклида
Метод перебора;  Отношение делимости;  Выделение целой части Задача 1 : У осьминога 8 ног, а у морской звезды 5. Сколько в аквариуме тех и других, если всего у них 39 ног? Пусть х – количество осьминогов, у – количество морских звезд,  тогда  получаем уравнение Выразим у через х,  т.к у – натуральное число, то   должно делится на 5, значит:  Ответ: 3 осьминога и 3 звезды

Метод перебора; Отношение делимости; Выделение целой части

Задача 1 : У осьминога 8 ног, а у морской звезды 5. Сколько в аквариуме тех и других, если всего у них 39 ног?

Пусть х – количество осьминогов, у – количество морских звезд,

тогда получаем уравнение

Выразим у через х,

т.к у – натуральное число, то

должно делится на 5, значит:

Ответ: 3 осьминога и 3 звезды

Метод «спуска» Задача 2: Решить в целых числах уравнение 79у-23х=1  Т.к. 79 и 23 взаимно простые числа, то уравнение имеет хотя - бы одно решение в целых числах. Выразим переменную, имеющую наименьший по модулю коэффициент  , т.к. х – целое, то Продолжим : , пусть  Обозначим Делая обратную подстановку, получим: , значит   Ответ:

Метод «спуска»

Задача 2: Решить в целых числах уравнение 79у-23х=1

Т.к. 79 и 23 взаимно простые числа, то уравнение имеет хотя - бы

одно решение в целых числах.

Выразим переменную, имеющую наименьший по модулю коэффициент

, т.к. х – целое, то

Продолжим :

, пусть

Обозначим

Делая обратную подстановку, получим:

, значит

Ответ:

Алгоритм Евклида Задача 2 : Решить в целых числах уравнение 79у-23х=1   Алгоритм Евклида заключается в последовательном делении наибольшего коэффициента на наименьший и предыдущего делителя на предыдущий остаток, нахождении наибольшего общего делителя двух чисел. Из (3) выразим остаток 1=10 – 3*3, из (2): 3 = 23 – 10*2, тогда  Из (1) выразим остаток 10 = 79 – 23*3 и подставим в последнее равенство Сопоставляя с исходным уравнением 79у-23х=1, получим частное решение данного уравнения . Применяя одну из теорем, получим общее решение .

Алгоритм Евклида

Задача 2 : Решить в целых числах уравнение 79у-23х=1

Алгоритм Евклида заключается в последовательном делении наибольшего коэффициента на наименьший и предыдущего делителя на предыдущий остаток, нахождении наибольшего общего делителя двух чисел.

Из (3) выразим остаток 1=10 – 3*3, из (2): 3 = 23 – 10*2, тогда

Из (1) выразим остаток 10 = 79 – 23*3 и подставим в последнее равенство

Сопоставляя с исходным уравнением 79у-23х=1, получим частное решение

данного уравнения . Применяя одну из теорем, получим

общее решение

.

 Выводы: познакомился с теоретическим блоком, связанным с личностью Диофанта-ученого и его математическими исследованиями;  научился решать линейные диофантовы уравнения; классифицировал методы решений; в помощь учителю создал приложение, в которое поместил подборку разных задач; в помощь учителю создал интерактивный тест в формате *. ppt , помогающий определить степень усвоения темы учениками;

Выводы:

  • познакомился с теоретическим блоком,

связанным с личностью Диофанта-ученого и его

математическими исследованиями;

  • научился решать линейные диофантовы

уравнения;

  • классифицировал методы решений;
  • в помощь учителю создал приложение, в которое

поместил подборку разных задач;

  • в помощь учителю создал интерактивный тест в

формате *. ppt , помогающий определить степень

усвоения темы учениками;

Заключение:  В ходе данного исследования я овладел новыми математическими навыками, научился решать диофантовы уравнения разными методами. На примерах показал, что умение решать диофантовы уравнения полезно не только при подготовке к математическим олимпиадам и к ЕГЭ, они также могут описывать и бытовые ситуации, встречающиеся на нашем жизненном пути.

Заключение:

В ходе данного исследования я овладел новыми математическими навыками, научился решать диофантовы уравнения разными методами. На примерах показал, что умение решать диофантовы уравнения полезно не только при подготовке к математическим олимпиадам и к ЕГЭ, они также могут описывать и бытовые ситуации, встречающиеся на нашем жизненном пути.