Диофантовы уравнения
Выполнил: обучающийся 11 «Б» класса
МБОУ «Гимназия»
Терехов Даниил
Научный руководитель:
Терехова Надежда Анатольевна
учитель математики высшей категории
Цель:
- Систематизировать способы решения линейных диофантовых уравнений.
Гипотеза:
- умение решать диофантовы уравнения полезно не только при подготовке к математическим олимпиадам и к ЕГЭ, они также могут описывать и бытовые ситуации, встречающиеся на нашем жизненном пути.
Задачи :
- познакомиться с теоретическим блоком, связанным с личностью Диофанта-ученого и его математическими исследованиями;
- научиться решать уравнения в целых числах разных уровней сложности и классифицировать методы решений;
- в помощь учителю создать приложение, в которое будет входить подборка разных задач;
- в помощь учителю создать интерактивный тест в формате *. ppt , помогающий определить степень усвоения темы учениками;
Методы:
- источниковедческий анализ литературы;
- математическая обработка данных;
- решение уравнений;
- классификация уравнений;
- обобщение
- Линейные диофантовы уравнения
Объект
Практическая значимость моей
работы заключается в
использовании ее на углубленных
занятиях по математике, при
подготовке к математическим
олимпиадам и к ЕГЭ.
Немного
о Диофанте
Однородное линейное уравнение
ax + by = 0
Теорема 1: Если числа a и b взаимно простые, то уравнение имеет бесконечно много решений в целых числах, которые находятся во взаимно однозначном соответствии с множеством целых чисел Z и описываются формулой:
, где - «номер» решения
Общее линейное уравнение
ax + by = с
Теорема 2: Если наибольший общий делитель d коэффициентов a и b больше 1, а свободный член с не делится на d , то уравнение ax + by = с не имеет решений в целых числах.
Теорема 3: Любое уравнение ax + by = с , где
НОД ( a;b) =1, имеет хотя бы одно решение в целых числах.
ax + by = с
Методы решения линейных уравнений
- метод перебора;
- отношение делимости;
- выделение целой части;
- метод «спуска»;
- алгоритм Евклида
Метод перебора; Отношение делимости; Выделение целой части
Задача 1 : У осьминога 8 ног, а у морской звезды 5. Сколько в аквариуме тех и других, если всего у них 39 ног?
Пусть х – количество осьминогов, у – количество морских звезд,
тогда получаем уравнение
Выразим у через х,
т.к у – натуральное число, то
должно делится на 5, значит:
Ответ: 3 осьминога и 3 звезды
Метод «спуска»
Задача 2: Решить в целых числах уравнение 79у-23х=1
Т.к. 79 и 23 взаимно простые числа, то уравнение имеет хотя - бы
одно решение в целых числах.
Выразим переменную, имеющую наименьший по модулю коэффициент
, т.к. х – целое, то
Продолжим :
, пусть
Обозначим
Делая обратную подстановку, получим:
, значит
Ответ:
Алгоритм Евклида
Задача 2 : Решить в целых числах уравнение 79у-23х=1
Алгоритм Евклида заключается в последовательном делении наибольшего коэффициента на наименьший и предыдущего делителя на предыдущий остаток, нахождении наибольшего общего делителя двух чисел.
Из (3) выразим остаток 1=10 – 3*3, из (2): 3 = 23 – 10*2, тогда
Из (1) выразим остаток 10 = 79 – 23*3 и подставим в последнее равенство
Сопоставляя с исходным уравнением 79у-23х=1, получим частное решение
данного уравнения . Применяя одну из теорем, получим
общее решение
.
Выводы:
- познакомился с теоретическим блоком,
связанным с личностью Диофанта-ученого и его
математическими исследованиями;
- научился решать линейные диофантовы
уравнения;
- классифицировал методы решений;
- в помощь учителю создал приложение, в которое
поместил подборку разных задач;
- в помощь учителю создал интерактивный тест в
формате *. ppt , помогающий определить степень
усвоения темы учениками;
Заключение:
В ходе данного исследования я овладел новыми математическими навыками, научился решать диофантовы уравнения разными методами. На примерах показал, что умение решать диофантовы уравнения полезно не только при подготовке к математическим олимпиадам и к ЕГЭ, они также могут описывать и бытовые ситуации, встречающиеся на нашем жизненном пути.