СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "Джаз как сплав элементов двух культур". Искусство (музыка) 9 класс.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учащихся 9 классов, изучающих предмет искусство (музыка) по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Тема урока: «Джаз как сплав элементов двух культур». История развития джазовой музыки, ее истоки (спиричуэл, блюз). Характерные особенности стиля; знаменитые исполнители джазовой музыки; средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Джаз как сплав элементов двух культур". Искусство (музыка) 9 класс.»

Тема раздела: «Музыка и современность. Синтетические виды искусства». Тема урока: «Джаз как сплав элементов двух культур». Джаз — это род профессионального музыкального искусства . Появился он на рубеже XIX – XX столетий на юге США . В джазе соединились традиции  европейской и африканской  музыкальных культур , элементы народного творчества , религиозных и светских песен негритянского населения и танцевально - бытовая музыка белых поселенцев Америки . Автор работы: учитель музыки Корчагина Элеонора Васильевна МБОУ Лицей №6 г.Воронеж

Тема раздела: «Музыка и современность.

Синтетические виды искусства».

Тема урока: «Джаз как сплав элементов двух культур».

Джаз — это род профессионального музыкального искусства . Появился он на рубеже XIX – XX столетий на юге США . В джазе соединились традиции европейской и африканской музыкальных культур , элементы народного творчества , религиозных и светских песен негритянского населения и танцевально - бытовая музыка белых поселенцев Америки .

Автор работы: учитель музыки

Корчагина Элеонора Васильевна

МБОУ Лицей №6 г.Воронеж

Предшественниками джаза были театр менестрелей, регтайм, блюз и спиричуэл. Во всех этих направлениях черты африканской музыки переплетались с европейскими элементами .

Предшественниками джаза были театр менестрелей, регтайм, блюз и спиричуэл. Во всех этих направлениях черты африканской музыки переплетались с европейскими элементами .

№ 1. Театр менестрелей Менестрельный театр , уходящий своими корнями в африканскую и английскую культуры, появился в среде белых американцев. Позднее к нему обратились негритянские исполнители. Первоначальной его задачей являлось сатирическое пародирование негритянского быта . Большую роль в стиле менестрелей играл танец кейкуок . Кейкуок - негритянский танец под аккомпанемент банджо, гитары или мандолины с характерными ритмическими рисунками : синкопированным ритмом и краткими паузами.

1. Театр менестрелей

Менестрельный театр , уходящий своими корнями в африканскую и английскую культуры, появился в среде белых американцев. Позднее к нему обратились негритянские исполнители. Первоначальной его задачей являлось сатирическое пародирование негритянского быта . Большую роль в стиле менестрелей играл танец кейкуок .

Кейкуок - негритянский танец под аккомпанемент банджо, гитары или мандолины с характерными ритмическими рисунками : синкопированным ритмом и краткими паузами.

Театр менестрелей породил совершенно новый тип инструментального ансамбля , известного как менестрельный бэнд . Его основу составляли банджо, тамбурин , иногда использовалась скрипка и ударные инструменты. Участниками бэнда были 4 – 6 музыкантов . Эстетика театра менестрелей восходила к жанру комедии . Некоторые исследователи считают, что именно от него возникли многие новейшие музыкальные течения XX столетия.

Театр менестрелей породил совершенно новый тип инструментального ансамбля , известного как менестрельный бэнд . Его основу составляли банджо, тамбурин , иногда использовалась скрипка и ударные инструменты. Участниками бэнда были 4 – 6 музыкантов .

Эстетика театра менестрелей восходила к жанру комедии . Некоторые исследователи считают, что именно от него возникли многие новейшие музыкальные течения XX столетия.

№ 2. Регтайм Регтайм — это стиль фортепианной игры , получивший широкую известность в США в начале XX века. В основе регтайма лежит синкопированная полуимпровизационная тема и ритмический аккомпанемент. Этот стиль оказал воздействие не только на зарождающийся джаз, но и на танцевальную культуру периода 1910–1920- х годов (фокстрот, тустеп и др.).

2. Регтайм

Регтайм — это стиль фортепианной игры , получивший широкую известность в США в начале XX века. В основе регтайма лежит синкопированная полуимпровизационная тема и ритмический аккомпанемент. Этот стиль оказал воздействие не только на зарождающийся джаз, но и на танцевальную культуру периода 1910–1920- х годов (фокстрот, тустеп и др.).

Регтайм – пьеса строго зафиксированная в нотном тексте, в ней не предоставлялось никаких возможностей импровизации. Крупнейшим представителем стиля был музыкант Скотт Джоплин . Скотт Джоплин  — афроамериканский композитор и пианист, автор 44 регтаймов , наиболее известный из которых — «Артист эстрады». Считается крупнейшим автором рэгтаймов, однако признание получил лишь после смерти. При жизни его музыка воспринималась афроамериканской общиной как «слишком белая», а белыми — напротив, как «слишком чёрная», не отвечавшая классическим канонам.

Регтайм – пьеса строго зафиксированная в нотном тексте, в ней не предоставлялось никаких возможностей импровизации. Крупнейшим представителем стиля был музыкант Скотт Джоплин .

Скотт Джоплин  — афроамериканский композитор и пианист, автор 44 регтаймов , наиболее известный из которых — «Артист эстрады». Считается крупнейшим автором рэгтаймов, однако признание получил лишь после смерти.

При жизни его музыка воспринималась афроамериканской общиной как «слишком белая», а белыми — напротив, как «слишком чёрная», не отвечавшая классическим канонам.

№ 3. Спиричуэл Спиричуэл — вокальный афроамериканский жанр , основанный на религиозных песнопениях . Он сложился еще в XIX веке на юге США, когда невольников, привезенных из Африки, стали крестить и приобщать к культуре белого американского населения. Песнопения в этом стиле исполнялись чернокожими рабами во время работы и в период отдыха. Родители пели их своим детям, и так они передавались от поколения к поколению .

3. Спиричуэл

Спиричуэл вокальный афроамериканский жанр , основанный на религиозных песнопениях . Он сложился еще в XIX веке на юге США, когда невольников, привезенных из Африки, стали крестить и приобщать

к культуре белого американского населения.

Песнопения в этом стиле исполнялись чернокожими рабами во время работы и в период отдыха. Родители пели их своим детям, и так они передавались от поколения к поколению .

Композиции в стиле спиричуэл нередко построены на основе вопросов и ответов , повторяющихся подпевочных интонациях с блюзовыми тонами . В настоящее время спиричуэл как самостоятельный жанр полностью отсутствует, хотя звучания этого старинного стиля используются музыкантами джаза, блюза, кантри - музыки. В числе наиболее известных исполнителей музыки спиричуэл — Махалия Джэксон.

Композиции в стиле спиричуэл нередко построены на основе вопросов и ответов , повторяющихся подпевочных интонациях с блюзовыми тонами .

В настоящее время спиричуэл как самостоятельный жанр полностью отсутствует, хотя звучания этого старинного стиля используются музыкантами джаза, блюза, кантри - музыки. В числе наиболее известных исполнителей музыки спиричуэл —

Махалия Джэксон.

№ 4. Блюз Блюз (тоска, печаль) — музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Изначально блюз представлял собой исключительно «чёрную» музыку, которая исполнялась неграми для негров. Он исполнялся в сопровождении банджо, гитары, позже — фортепиано или инструментального ансамбля. Позже блюз объединился с народной музыкой белых поселенцев (стиль «кантри») и другими стилями, и сам поделился на несколько разновидностей ( городской блюз, ритм-н-блюз, блюз-рок ).

4. Блюз

Блюз (тоска, печаль) — музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса».

Изначально блюз представлял собой исключительно «чёрную» музыку, которая исполнялась неграми для негров. Он исполнялся в сопровождении банджо, гитары, позже — фортепиано или инструментального ансамбля. Позже блюз объединился с народной музыкой белых поселенцев (стиль «кантри») и другими стилями, и сам поделился на несколько разновидностей ( городской блюз, ритм-н-блюз, блюз-рок ).

Джаз Термин «джаз» впервые прозвучал в середине 1910- х годов. Тогда это слово служило для обозначения небольших оркестров и музыки, которую они исполняли . Главные особенности джаза - нетрадиционные приемы звукоизвлечения и интонирования, импровизационный характер передачи мелодии, а также ее разработки, постоянная ритмическая пульсация .

Джаз

Термин «джаз» впервые прозвучал в середине 1910- х годов. Тогда это слово служило для обозначения небольших оркестров и музыки, которую они исполняли .

Главные особенности джаза - нетрадиционные приемы звукоизвлечения и интонирования,

импровизационный характер передачи мелодии, а также ее разработки, постоянная ритмическая пульсация .

Новоорлеанский стиль Джаз имеет несколько стилевых направлений, первое из которых было сформировано в период с 1900 по 1920 год. Этот стиль, получивший название новоорлеанского, характеризуется коллективной импровизацией мелодической группы оркестра (корнет, кларнет, тромбон) на фоне аккомпанемента ритмогруппы (ударные , духовые или струнные, бас, банджо, фортепиано ).

Новоорлеанский стиль

Джаз имеет несколько стилевых направлений, первое из которых было сформировано в период с 1900 по 1920 год. Этот стиль, получивший название новоорлеанского, характеризуется коллективной импровизацией мелодической группы оркестра (корнет, кларнет, тромбон) на фоне аккомпанемента ритмогруппы (ударные , духовые или струнные, бас, банджо, фортепиано ).

Из множества оркестров, обратившихся к этому стилю , можно выделить группу Дж. Кинга Оливера «Creole Jazz Band». Помимо Оливера (корнетист), в нее входили кларнетист Джонни Доддс и Луи Армстронг, в дальнейшем ставший основателем собственных оркестров — «Hot Five » и «Hot Seven», где вместо кларнета он взял трубу .

Из множества оркестров, обратившихся к этому стилю , можно выделить группу Дж. Кинга Оливера «Creole Jazz Band». Помимо Оливера (корнетист), в нее входили кларнетист Джонни Доддс и Луи Армстронг, в дальнейшем ставший основателем собственных оркестров — «Hot Five » и «Hot Seven», где вместо кларнета он взял трубу .

Чикагский стиль В 1920- х годах сложился чикагский стиль со свойственными ему особенностями исполнения танцевальных пьес. Главной здесь стала сольная импровизация , следующая за коллективным изложением основной темы . Значительный вклад в развитие этого стиля внесли белые музыканты - профессионалы . Благодаря им джазовая музыка обогатилась элементами европейской гармонии и исполнительской техники . В отличие от горячего новоорлеанского южного стиля , более северный чикагский стиль стал гораздо прохладнее .

Чикагский стиль

В 1920- х годах сложился чикагский стиль со свойственными ему особенностями исполнения танцевальных пьес. Главной здесь стала сольная импровизация , следующая за коллективным изложением основной темы .

Значительный вклад в развитие этого стиля внесли белые музыканты - профессионалы . Благодаря им джазовая музыка обогатилась элементами европейской гармонии и исполнительской техники . В отличие от горячего новоорлеанского южного стиля , более северный чикагский стиль стал гораздо прохладнее .

Свинг В начале 1930- х годов появился новый джазовый стиль свинг (от англ.— « качаться» ). Он был связан с музыкальной деятельностью крупных оркестров — биг - бэндов. Количество музыкантов в таком оркестре — 10–20 человек .

Свинг

В начале 1930- х годов появился новый джазовый стиль свинг (от англ.— « качаться» ). Он был связан с музыкальной деятельностью крупных оркестров биг - бэндов. Количество музыкантов в таком оркестре — 10–20 человек .

В конце 1920- х и в 1930- х годах большим успехом пользовались джазовые бик - бэнды Эллингтона, Хендерсона, Рассела , Миллера и др .

В конце 1920- х и в 1930- х годах большим успехом пользовались джазовые бик - бэнды

Эллингтона, Хендерсона, Рассела , Миллера и др .

Развитие грамзаписи способствовало самому широкому распространению джаза в США и Западной Европе. Вскоре появился так называемый коммерческий джаз , симфоджаз и другие разновидности эстрадной музыки с использованием джазовых элементов .

Развитие грамзаписи способствовало самому широкому распространению джаза в США и Западной Европе. Вскоре появился так называемый коммерческий джаз , симфоджаз и другие разновидности эстрадной музыки с использованием джазовых элементов .

Стиль бибоп В начале 1940 - х годов сложился стиль бибоп ( звукоподражательное слово ), главные черты которого — диссонирующие темы , усложненность мелодии, ритма, гармонии. Большую роль здесь играла личность музыканта - импровизатора. Основоположниками бибопа стали: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианист Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч. 

Стиль бибоп

В начале 1940 - х годов сложился стиль бибоп

( звукоподражательное слово ), главные черты которого — диссонирующие темы , усложненность мелодии, ритма, гармонии. Большую роль здесь играла личность музыканта - импровизатора. Основоположниками бибопа стали: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианист Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч. 

Стиль кул В 1950- е годы появился стиль кул («прохладный»). Его появление связывают с именем саксофониста Лестера Янга. Главные черты стиля кул — эмоциональная сдержанность, плавность и спокойствие звучания мелодии . К стилю кул обращались белые музыканты (пианист Дейв Брубек, саксофонист Пол Дезмонд).

Стиль кул

В 1950- е годы появился стиль кул («прохладный»). Его появление связывают с именем саксофониста Лестера Янга. Главные черты стиля кул — эмоциональная сдержанность, плавность и спокойствие звучания мелодии . К стилю кул обращались белые музыканты (пианист Дейв Брубек, саксофонист Пол Дезмонд).

Джазовые школы, течения, стили. В 1950 - х годах возникло множество самых разнообразных джазовых школ, течений, стилей. В их числе хард - боп («твердый»), связанный с именами исполнителей Блейки и Брауна; фри - джаз («свободный»), представителями которого были Коулмен, Черри, Айлер; модальный джаз , воплотившийся в композициях Дейвиса, Колтрейна; джаз - рок , представляемый Кориа, Хенкком, Маклафлином и др .

Джазовые школы, течения, стили.

В 1950 - х годах возникло множество самых разнообразных джазовых школ, течений, стилей. В их числе хард - боп («твердый»), связанный с именами исполнителей Блейки и Брауна; фри - джаз («свободный»), представителями которого были Коулмен, Черри, Айлер; модальный джаз , воплотившийся в композициях Дейвиса, Колтрейна; джаз - рок , представляемый Кориа, Хенкком, Маклафлином и др .

Существует также эйсид - джаз («кислотный джаз» ). Сам термин впервые прозвучал в 1988 году . Это легкая околоджазовая музыка танцевального характера. Эйсид - джаз основывается на широком использовании сэмплов (образцов), секвенсорных деталей, скрэтчей (скрип виниловой пластинки ) , электронных звуков и т . д .

Существует также эйсид - джаз («кислотный джаз» ). Сам термин впервые прозвучал в 1988 году . Это легкая околоджазовая музыка танцевального характера. Эйсид - джаз основывается на широком использовании сэмплов (образцов), секвенсорных деталей, скрэтчей (скрип виниловой пластинки ) , электронных звуков и т . д .

Джаз взаимодействовал с различными течениями. К джазовым интонациям и ритмам обращались многие известные композиторы. Среди них Равель, Дебюсси, Хиндемит, Мийо, Гершвин, Бернстайн, Стравинский и др .

Джаз взаимодействовал с различными течениями. К джазовым интонациям и ритмам обращались многие известные композиторы. Среди них Равель, Дебюсси, Хиндемит, Мийо, Гершвин, Бернстайн, Стравинский и др .

В нашей стране увлечение джазом началось в 1920- х годах. В 1922 году в Москве появился «Эксцентрический джаз - бэнд» Цфасмана, Лундстрема, в Ленинграде — оркестры Теплицкого, Ландсберга . Но наибольший интерес представлял «Теа - джаз» Утесова, организованный в 1929 году в Ленинграде и осуществивший несколько удачных эстрадных постановок («Джаз на повороте», «Музыкальный магазин»). Появление массовой советской песни многим обязано оркестру Утесова, который был связан с Дунаевским, Блантером, Богословским и др .

В нашей стране увлечение джазом началось в 1920- х годах. В 1922 году в Москве появился «Эксцентрический джаз - бэнд» Цфасмана, Лундстрема, в Ленинграде — оркестры Теплицкого, Ландсберга . Но наибольший интерес представлял «Теа - джаз» Утесова, организованный в 1929 году в Ленинграде и осуществивший несколько удачных эстрадных постановок («Джаз на повороте», «Музыкальный магазин»). Появление массовой советской песни многим обязано оркестру Утесова, который был связан с Дунаевским, Блантером, Богословским и др .

 В 1938 году появился Государственный джаз СССР, возглавляемый Блантером и Кнушевицким. А в середине 1950- х годов советский джаз стал наконец считаться профессиональным исполнительским искусством . В это время были сформированы оркестры Лундстрема , Паулса и др .

В 1938 году появился Государственный джаз СССР, возглавляемый Блантером и Кнушевицким.

А в середине 1950- х годов советский джаз стал наконец считаться профессиональным исполнительским искусством . В это время были сформированы оркестры Лундстрема , Паулса и др .

Советский джаз представлен самыми разными стилями : традиционными («Ленинградский диксиленд», ретро-группа «Диапазон»), би - боп (Голощекин), современный свинг (Лундстрем, Кролл), модальный джаз («Аллегро») , джаз - рок («Арсенал») , фри - джаз (трио Генелина).

Советский джаз представлен самыми разными стилями : традиционными («Ленинградский диксиленд», ретро-группа «Диапазон»), би - боп (Голощекин), современный свинг (Лундстрем, Кролл), модальный джаз («Аллегро») , джаз - рок («Арсенал») , фри - джаз (трио Генелина).

Джаз - рок («Арсенал»)

Джаз - рок («Арсенал»)