Тема раздела: «Музыка и современность.
Синтетические виды искусства».
Тема урока: «Джаз как сплав элементов двух культур».
Джаз — это род профессионального музыкального искусства . Появился он на рубеже XIX – XX столетий на юге США . В джазе соединились традиции европейской и африканской музыкальных культур , элементы народного творчества , религиозных и светских песен негритянского населения и танцевально - бытовая музыка белых поселенцев Америки .
Автор работы: учитель музыки
Корчагина Элеонора Васильевна
МБОУ Лицей №6 г.Воронеж
Предшественниками джаза были театр менестрелей, регтайм, блюз и спиричуэл. Во всех этих направлениях черты африканской музыки переплетались с европейскими элементами .
№ 1. Театр менестрелей
Менестрельный театр , уходящий своими корнями в африканскую и английскую культуры, появился в среде белых американцев. Позднее к нему обратились негритянские исполнители. Первоначальной его задачей являлось сатирическое пародирование негритянского быта . Большую роль в стиле менестрелей играл танец кейкуок .
Кейкуок - негритянский танец под аккомпанемент банджо, гитары или мандолины с характерными ритмическими рисунками : синкопированным ритмом и краткими паузами.
Театр менестрелей породил совершенно новый тип инструментального ансамбля , известного как менестрельный бэнд . Его основу составляли банджо, тамбурин , иногда использовалась скрипка и ударные инструменты. Участниками бэнда были 4 – 6 музыкантов .
Эстетика театра менестрелей восходила к жанру комедии . Некоторые исследователи считают, что именно от него возникли многие новейшие музыкальные течения XX столетия.
№ 2. Регтайм
Регтайм — это стиль фортепианной игры , получивший широкую известность в США в начале XX века. В основе регтайма лежит синкопированная полуимпровизационная тема и ритмический аккомпанемент. Этот стиль оказал воздействие не только на зарождающийся джаз, но и на танцевальную культуру периода 1910–1920- х годов (фокстрот, тустеп и др.).
Регтайм – пьеса строго зафиксированная в нотном тексте, в ней не предоставлялось никаких возможностей импровизации. Крупнейшим представителем стиля был музыкант Скотт Джоплин .
Скотт Джоплин — афроамериканский композитор и пианист, автор 44 регтаймов , наиболее известный из которых — «Артист эстрады». Считается крупнейшим автором рэгтаймов, однако признание получил лишь после смерти.
При жизни его музыка воспринималась афроамериканской общиной как «слишком белая», а белыми — напротив, как «слишком чёрная», не отвечавшая классическим канонам.
№ 3. Спиричуэл
Спиричуэл — вокальный афроамериканский жанр , основанный на религиозных песнопениях . Он сложился еще в XIX веке на юге США, когда невольников, привезенных из Африки, стали крестить и приобщать
к культуре белого американского населения.
Песнопения в этом стиле исполнялись чернокожими рабами во время работы и в период отдыха. Родители пели их своим детям, и так они передавались от поколения к поколению .
Композиции в стиле спиричуэл нередко построены на основе вопросов и ответов , повторяющихся подпевочных интонациях с блюзовыми тонами .
В настоящее время спиричуэл как самостоятельный жанр полностью отсутствует, хотя звучания этого старинного стиля используются музыкантами джаза, блюза, кантри - музыки. В числе наиболее известных исполнителей музыки спиричуэл —
Махалия Джэксон.
№ 4. Блюз
Блюз (тоска, печаль) — музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса».
Изначально блюз представлял собой исключительно «чёрную» музыку, которая исполнялась неграми для негров. Он исполнялся в сопровождении банджо, гитары, позже — фортепиано или инструментального ансамбля. Позже блюз объединился с народной музыкой белых поселенцев (стиль «кантри») и другими стилями, и сам поделился на несколько разновидностей ( городской блюз, ритм-н-блюз, блюз-рок ).
Джаз
Термин «джаз» впервые прозвучал в середине 1910- х годов. Тогда это слово служило для обозначения небольших оркестров и музыки, которую они исполняли .
Главные особенности джаза - нетрадиционные приемы звукоизвлечения и интонирования,
импровизационный характер передачи мелодии, а также ее разработки, постоянная ритмическая пульсация .
Новоорлеанский стиль
Джаз имеет несколько стилевых направлений, первое из которых было сформировано в период с 1900 по 1920 год. Этот стиль, получивший название новоорлеанского, характеризуется коллективной импровизацией мелодической группы оркестра (корнет, кларнет, тромбон) на фоне аккомпанемента ритмогруппы (ударные , духовые или струнные, бас, банджо, фортепиано ).
Из множества оркестров, обратившихся к этому стилю , можно выделить группу Дж. Кинга Оливера «Creole Jazz Band». Помимо Оливера (корнетист), в нее входили кларнетист Джонни Доддс и Луи Армстронг, в дальнейшем ставший основателем собственных оркестров — «Hot Five » и «Hot Seven», где вместо кларнета он взял трубу .
Чикагский стиль
В 1920- х годах сложился чикагский стиль со свойственными ему особенностями исполнения танцевальных пьес. Главной здесь стала сольная импровизация , следующая за коллективным изложением основной темы .
Значительный вклад в развитие этого стиля внесли белые музыканты - профессионалы . Благодаря им джазовая музыка обогатилась элементами европейской гармонии и исполнительской техники . В отличие от горячего новоорлеанского южного стиля , более северный чикагский стиль стал гораздо прохладнее .
Свинг
В начале 1930- х годов появился новый джазовый стиль свинг (от англ.— « качаться» ). Он был связан с музыкальной деятельностью крупных оркестров — биг - бэндов. Количество музыкантов в таком оркестре — 10–20 человек .
В конце 1920- х и в 1930- х годах большим успехом пользовались джазовые бик - бэнды
Эллингтона, Хендерсона, Рассела , Миллера и др .
Развитие грамзаписи способствовало самому широкому распространению джаза в США и Западной Европе. Вскоре появился так называемый коммерческий джаз , симфоджаз и другие разновидности эстрадной музыки с использованием джазовых элементов .
Стиль бибоп
В начале 1940 - х годов сложился стиль бибоп
( звукоподражательное слово ), главные черты которого — диссонирующие темы , усложненность мелодии, ритма, гармонии. Большую роль здесь играла личность музыканта - импровизатора. Основоположниками бибопа стали: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианист Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч.
Стиль кул
В 1950- е годы появился стиль кул («прохладный»). Его появление связывают с именем саксофониста Лестера Янга. Главные черты стиля кул — эмоциональная сдержанность, плавность и спокойствие звучания мелодии . К стилю кул обращались белые музыканты (пианист Дейв Брубек, саксофонист Пол Дезмонд).
Джазовые школы, течения, стили.
В 1950 - х годах возникло множество самых разнообразных джазовых школ, течений, стилей. В их числе хард - боп («твердый»), связанный с именами исполнителей Блейки и Брауна; фри - джаз («свободный»), представителями которого были Коулмен, Черри, Айлер; модальный джаз , воплотившийся в композициях Дейвиса, Колтрейна; джаз - рок , представляемый Кориа, Хенкком, Маклафлином и др .
Существует также эйсид - джаз («кислотный джаз» ). Сам термин впервые прозвучал в 1988 году . Это легкая околоджазовая музыка танцевального характера. Эйсид - джаз основывается на широком использовании сэмплов (образцов), секвенсорных деталей, скрэтчей (скрип виниловой пластинки ) , электронных звуков и т . д .
Джаз взаимодействовал с различными течениями. К джазовым интонациям и ритмам обращались многие известные композиторы. Среди них Равель, Дебюсси, Хиндемит, Мийо, Гершвин, Бернстайн, Стравинский и др .
В нашей стране увлечение джазом началось в 1920- х годах. В 1922 году в Москве появился «Эксцентрический джаз - бэнд» Цфасмана, Лундстрема, в Ленинграде — оркестры Теплицкого, Ландсберга . Но наибольший интерес представлял «Теа - джаз» Утесова, организованный в 1929 году в Ленинграде и осуществивший несколько удачных эстрадных постановок («Джаз на повороте», «Музыкальный магазин»). Появление массовой советской песни многим обязано оркестру Утесова, который был связан с Дунаевским, Блантером, Богословским и др .
В 1938 году появился Государственный джаз СССР, возглавляемый Блантером и Кнушевицким.
А в середине 1950- х годов советский джаз стал наконец считаться профессиональным исполнительским искусством . В это время были сформированы оркестры Лундстрема , Паулса и др .
Советский джаз представлен самыми разными стилями : традиционными («Ленинградский диксиленд», ретро-группа «Диапазон»), би - боп (Голощекин), современный свинг (Лундстрем, Кролл), модальный джаз («Аллегро») , джаз - рок («Арсенал») , фри - джаз (трио Генелина).
Джаз - рок («Арсенал»)