Формирование положительной мотивации школьников к изучению математики
учитель математики МОБУ Увальской СОШ с. Новокиевский Увал
Акинфиева Татьяна Петровна
«Способствовать взрослению ребенка с его развивающимися силами - значит делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным». Ш.А. Амонашвили
«Из чаши педагогической мудрости мы можем взять столько, сколько в состоянии взять, и можем обогатить ее настолько, насколько богаты сами».
… Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности...
Из концепции организации
российского образования
ПОИСК
Формирование положительной мотивации школьников к изучению математики
Задачи:
использование специальных
диагностических методик
выявления личностных
особенностей и начального
уровня учебной
мотивации учащихся
изучение психолого
– педагогической и учебно –
методической литературы по
теме мотивации обучения
математике
выявление дидактических
средств, способствующих
формированию
положительных мотивов к
изучению математики в
условиях школы
проверка эффективности
предложенных средств
в реальной практике
провести анализ, система
тизацию и обобщение
результатов, полученных
в ходе реализации проекта
Теоретическая база опыта
Многочисленные психологические исследования (П.Я.Гальперин и П.Голу, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова и др.) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
Сводная карта состояния мотивации учения
Направления работы
организация самостоятельной деятельности учащихся
обеспечение высокой степени мотивации к изучению нового материала через использование развивающих приёмов
формирование содержательной мотивации учебной деятельности
формирование всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования
Организация самостоятельной деятельности учащихся
Формы работы
Результаты работы
приемы смысловой переработки математических понятий ;
осознание обобщенных способов решения задач;
приемы краткой и наиболее рациональной записи в виде конспекта;
приемы поиска дополнительной информации (с библиографическими справочниками, словарями, энциклопедиями);
использование творческих домашних заданий, в том числе с использованием компьютера;
проектная деятельность учащихся.
Умение пользоваться дополнительной и справочной литературой
Написание рефератов
Составление презентаций
Исследовательская деятельность и защита проектов.
Обеспечение высокой степени мотивации к изучению нового материала через использование развивающих приёмов
Формы работы
Результаты работы
Разминки
Буквенный диктант
Числовой диктант
Графический диктант
Задания со сменой установки
повышение интереса к предмету
создание ситуации успеха
активность всех учащихся
Формирование содержательной мотивации учебной деятельности
Формы работы
Результаты работы
сочетание разных способов подачи математической информации: числовой, алгебраический, словесный,
в виде рисунка;
Параллелизм при изучении тем;
методы проблемно-развивающего обучения
обеспечение высокой степени мотивации к изучению нового материала вследствие возбуждения мыслительной деятельности, испытание при этом чувства эмоционального удовлетворения и, следовательно, лучшее
его усвоение.
Выбор индивидуального образовательного маршрута -
создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении математике
Выбор ИОМ определяется:
- познавательными интересами;
- «успешностью» учебной деятельности;
- «профессиональными мечтами»;
- жизненными планами;
- готовностью к их реализации.
Индивидуальная профильная программа
Форма развития способностей
Содержание работы с детьми
Базовая подготовка учащихся, обеспечивающая развитие творческого потенциала детей
Блочно-модульное обучение, дифференциация обучения.
КСО, групповая и самостоятельная формы работы
Проблемное обучение, ИКТ
ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Проектная деятельность
Предпрофильная подготовка
Занятия по подготовке к экзаменам
Поддержка и развитие выявленных интересов, склонностей, способностей (внешкольное и дополнительное образование)
Творческие конкурсы, фестивали, олимпиады
(очные и заочные);
Защита исследовательских проектов
Предметные недели
Кружковая работа
Курсы по подготовке к ЕГЭ
Самообразование
Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах
Работа в библиотеке, медиотеке
Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам
Индивидуальные консультации экспертов по подготовке исследовательских работ
Формирование всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования
Формы работы
Результаты работы
создание мини-проектов
уроки –путешествия
уроки – сказки
занятия математического кружка «Школа Пифагора» предметная неделя математики
школьные и районные олимпиады
высокая познавательная активность
формирование активной жизненной позиции
воспитание патриотизма
призовые места в общешкольных конкурсах «на лучшую математическую газету», в номинации «самая оригинальная газета»; 1 место в общешкольном конкурсе «Декада любимых уроков и внеклассных мероприятий» на лучшее мероприятие по предмету.
Высокая оценка коллег открытого занятия кружка «Логические задачи и загадки»
Кружок «Школа Пифагора»
- привитие интереса учащихся к математике;
- углубление и расширение знаний учащихся по предмету;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
- воспитание настойчивости, инициативы;
- стимулирование творческой активности;
- развитие индивидуальных задатков и способностей;
- создание условий для самообразования и самореализации.
Результативность работы над проектом
- устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;
- сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
- способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
- социальные компетентности, развитие социального опыта.
Результаты обучения
Результаты участия в олимпиадах школьников
Год
Форма проведения мероприятия (тема)
2015-2016
Уровень
Всероссийская олимпиада по математике
2016-2017
Результат
Всероссийский
Конкурс «Лисенок»
диплом I степени –1,
сертификаты участия-18
Международный
диплом I степени -2,
диплом II степени -2,
диплом III степени -2,
сертификаты участия- 5
Спасибо за внимание