Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики
Н.М. Погорелова
Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.
Б. Паскаль
Что такое творчество?
- Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
- Творчество неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью.
- Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Творческие возможности зависят не только от умственных способностей, но и от определённых черт характера.
.
Условия творческого развития
А) Свободная атмосфера в школе и классе.
Б) Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь детям.
В) Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя.
Г) Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, здоровью, к его способностям.
Виды творчества на уроке математики
Виды
творчества
«научное»
творчество
практическое
творчество
художеств.
творчество
Этапы развития творчества
- Подготовительный (элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности)
- Исследовательский (творчество в изучении предмета, через решение проблемных ситуаций)
- Самовыражение через различные виды деятельности (например, сочинение «хитрых» задач, математических сказок, составление математических кроссвордов, закономерностей, ребусов)
Творческое развитие доступно каждому ребёнку .
Типы задач для развития активного самостоятельного, творческого мышления (по В.А. Крутецкому)
- - задачи с не сформулированным вопросом;
- - задачи с недостающими данными;
- - задачи с излишними данными;
- - задачи с несколькими решениями;
- - задачи с меняющимся содержанием;
- - задачи на логическое мышление.
Упражнения для развития «художественного» творчества
а) составление задач, примеров;
б) выполнение рисунков, чертежей;
в) уроки фантазии «Путешествие с окружностью» (треугольником, квадратом, лучом и т. д.);
г) составление рисунков, узоров из треугольников, квадратов и кругов;
д) сочинение математических сказок.
Примеры детского творчества
Математическая сказка
Отрицательные и положительные числа.
Жили-были отрицательные числа и положительные, построили два дома. В правом доме заселились положительные числа, а в левом - отрицательные. Каждый день председатель двух домов, Нулик, которого звали начало чисел, ходил по домам и смотрел, не заселились ли отрицательные в положительный дом, а положительные в отрицательный. Так каждый год, каждый месяц это продолжалось.
Ребусы
Точка
Поверхность
Конус
Как вы это объясните 2+2=5 ?
Игры с геометрическими фигурами
которые можно сложить
из простых
геометрических
фигур.
Улыбнитесь… «Математическая поэзия»
В заключении…
Работа над развитием творческих способностей у детей должна быть длительной и целенаправленной . Конечно, умственную самостоятельность и «смекалку» нельзя ни «вдолбить», ни «вложить» ни в чью голову. Результаты надежды лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранные с надлежащим остроумием и занимательностью.
- Работа над развитием творческих способностей у детей должна быть длительной и целенаправленной . Конечно, умственную самостоятельность и «смекалку» нельзя ни «вдолбить», ни «вложить» ни в чью голову. Результаты надежды лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранные с надлежащим остроумием и занимательностью.
Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.
Константин Георгиевич Паустовский