СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках Живой мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование-это целенаправленная  познавательная деятельность, управляемая  самой личностью для приобретения системных знаний в какой – либо области.

Цель самообразования

•Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания;

•Углубление знаний по разным методикам;

•Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;

•Повышение общекультурного уровня педагога.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках Живой мир"»

Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой – либо области.    Цель самообразования Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания; Углубление знаний по разным методикам; Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики; Повышение общекультурного уровня педагога .

Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой – либо области.

Цель самообразования

  • Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания;
  • Углубление знаний по разным методикам;
  • Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
  • Повышение общекультурного уровня педагога .
 Тема самообразования:    Активизация познавательной деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в коррекционной школе   МОКУ С(К)ОШ-И № 34 Матвеева С.К.

Тема самообразования: Активизация познавательной деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в коррекционной школе

МОКУ С(К)ОШ-И № 34

Матвеева С.К.

Личная карта учителя   Ф.И.О. педагога  Матвеева Светлана Константиновна Дата рождения  10 сентября 1967 г . Образование (когда и какое учебное заведение окончил)  Образование высшее, 1988 год, ЯГУ, Педагогический факультет, отделение ПИМНО. 2013-2014 г.г. - курсы профессиональной переподготовки при Институте непрерывного профессионального образования СВФУ им. М.К.Аммосова по специальности «Олигофренопедагогика». Специальность и квалификация по диплому  учитель начальных классов, олигофренопедагог.  Место работы  МОКУ С(К)ОШ-И № 34 г. Якутска Занимаемая должность Учитель начальных классов Квалификационная категория Высшая Общий трудовой стаж  28 лет Педагогический стаж  28 лет Стаж работы в школе 13 лет.

Личная карта учителя

Ф.И.О. педагога

Матвеева Светлана Константиновна

Дата рождения

10 сентября 1967 г .

Образование (когда и какое учебное заведение окончил)

Образование высшее, 1988 год, ЯГУ, Педагогический факультет, отделение ПИМНО. 2013-2014 г.г. - курсы профессиональной переподготовки при Институте непрерывного профессионального образования СВФУ им. М.К.Аммосова по специальности «Олигофренопедагогика».

Специальность и квалификация по диплому

учитель начальных классов, олигофренопедагог.

Место работы

МОКУ С(К)ОШ-И № 34 г. Якутска

Занимаемая должность

Учитель начальных классов

Квалификационная категория

Высшая

Общий трудовой стаж

28 лет

Педагогический стаж

28 лет

Стаж работы в школе

13 лет.

Курсы повышения квалификации  ноябрь, 2010 г. –краткосрочное повышение квалификации при ИРО и ПК « Федеральные стандарты как инструмент реализации и политики в образовании», 72 часа, удостоверение № 8170;  сентябрь, 2012 г.- краткосрочное   повышение квалификации при институте дополнительного образования ФГБОУ ВПО «ВСГАО» г. Иркутска «Теоретические и методические аспекты обучения умственно отсталых школьников»,72 часа, удостоверение № 3845; март, 2014 г . – участие в образовательно-практической сессии «Просвещенная безопасность: стратегии и механизмы», 8 часов (сертификат); ноябрь, 2014 г . – фундаментальные курсы повышения квалификации при Факультете дополнительного образования педагогического института по программе «Проблемы обучения и воспитания детей с грубыми нарушениями развития», г. Иркутск, 144 ч, удостоверение № 180000081546, рег.№ 2339; август, 2015 г .- краткосрочное повышение квалификации при ИРО и ПК «ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья», 72 часа, удостоверение № 7079.

Курсы повышения квалификации

ноябрь, 2010 г. –краткосрочное повышение квалификации при ИРО и ПК « Федеральные стандарты как инструмент реализации и политики в образовании», 72 часа, удостоверение № 8170;

сентябрь, 2012 г.- краткосрочное   повышение квалификации при институте дополнительного образования ФГБОУ ВПО «ВСГАО» г. Иркутска «Теоретические и методические аспекты обучения умственно отсталых школьников»,72 часа, удостоверение № 3845;

март, 2014 г . – участие в образовательно-практической сессии «Просвещенная безопасность: стратегии и механизмы», 8 часов (сертификат);

ноябрь, 2014 г . – фундаментальные курсы повышения квалификации при Факультете дополнительного образования педагогического института по программе «Проблемы обучения и воспитания детей с грубыми нарушениями развития», г. Иркутск, 144 ч, удостоверение № 180000081546, рег.№ 2339;

август, 2015 г .- краткосрочное повышение квалификации при ИРО и ПК «ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья», 72 часа, удостоверение № 7079.

Проблема : Основой успешной учебной деятельности учащихся является уровень мотивации к данному виду деятельности. У детей, обучающихся по программе 8 вида, мотивация к учебной деятельности развивается медленно и с определёнными трудностями. Она характеризуется неустойчивостью, изменяется под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны учителя.

Проблема :

  • Основой успешной учебной деятельности учащихся является уровень мотивации к данному виду деятельности. У детей, обучающихся по программе 8 вида, мотивация к учебной деятельности развивается медленно и с определёнными трудностями.
  • Она характеризуется неустойчивостью, изменяется под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны учителя.
 Диагностический этап:  Проблема:   Прочные знания, умения и навыки младшие школьники приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшими предпосылками которой являются интерес и внимание. В этой связи становится актуальным поиск таких подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе, который обеспечивал бы целостное формирование личности школьника, способность к эффективной саморегуляции. В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении учащихся в коррекционной школе VIII вида. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей.

Диагностический этап: Проблема:

Прочные знания, умения и навыки младшие школьники приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшими предпосылками которой являются интерес и внимание. В этой связи становится актуальным поиск таких подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе, который обеспечивал бы целостное формирование личности школьника, способность к эффективной саморегуляции.

В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении учащихся в коррекционной школе VIII вида. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей.

Выбор направления и темы самообразования.    Работа по проблеме самообразования Формулирование цели и задач самообразования. Определение круга источников информации. Выбор формы самообразования.   Составление плана самообразования. Определение результата самообразования. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Выбор направления и темы самообразования.

Работа по проблеме самообразования

Формулирование цели и задач самообразования.

Определение круга источников информации.

Выбор формы самообразования.

Составление плана самообразования.

Определение результата самообразования.

Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Изучение литературы по проблеме:   Апиш, Ф.Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации - М.: МГОУ, 2003. -180 с. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка /Т.Г.Богданова, Т.В. Корнилова.- М.: 1994. – 128 с. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- с.345. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие /Г.Ю.Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2005.- 98 с. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - М.: АПКРО, 2005. - 212 с. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя /А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. с. 13-15. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика, 2009. - №2. - С. 5-8.

Изучение литературы по проблеме:

  • Апиш, Ф.Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации - М.: МГОУ, 2003. -180 с.
  • Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка /Т.Г.Богданова, Т.В. Корнилова.- М.: 1994. – 128 с.
  • Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- с.345.
  • Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие /Г.Ю.Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2005.- 98 с.
  • Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - М.: АПКРО, 2005. - 212 с.
  • Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя /А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. с. 13-15.
  • Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика, 2009. - №2. - С. 5-8.
8. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей /Н.Г.Морозова. - М.: 2002. - 232 Сухарева, Г.Е. Вопросы исследования познавательных качеств у детей с интеллектуальными нарушениями /Г.Е.Сухарева.- М., 1986.-127 с. 9. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников /Н.Ф.Талызина.- М: 1988. - 97 с.  10. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов /Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 227 с. 11. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников./Т.И. Шамова.- М.: Педагогика, 1982. –208 с. 12. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов пед. Институтов /Г.И.Щукина. - М.: Просвещение, 1979.-366 с. 13. Щукина, Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. — 358 с. 14. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 1988.- с.334. и др.

8. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей /Н.Г.Морозова. - М.: 2002. - 232 Сухарева, Г.Е. Вопросы исследования познавательных качеств у детей с интеллектуальными нарушениями /Г.Е.Сухарева.- М., 1986.-127 с.

9. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников /Н.Ф.Талызина.- М: 1988. - 97 с.

10. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов /Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 227 с.

11. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников./Т.И. Шамова.- М.: Педагогика, 1982. –208 с.

12. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов пед. Институтов /Г.И.Щукина. - М.: Просвещение, 1979.-366 с.

13. Щукина, Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. — 358 с.

14. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 1988.- с.334. и др.

Источники самообразования Материалы СМИ Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая ) Дистанционное обучение Курсы повышения квалификации Изучение ресурсов сети интернет Источники самообразования Участие в конкурсах, проектах Конференции, семинары, педчтения Самотоятельная исследовательская, поисковая деятельность

Источники самообразования

Материалы СМИ

Литература

(методическая, научно-популярная, публицистическая )

Дистанционное обучение

Курсы повышения квалификации

Изучение ресурсов сети интернет

Источники самообразования

Участие в конкурсах, проектах

Конференции, семинары, педчтения

Самотоятельная исследовательская, поисковая деятельность

Формы самообразования:     индивидуальная – через индивидуальный план   групповая – через участие в деятельности школьного методического  объединения педагогов интерната, а также через участие в жизни школы-интерната, посещение семинаров, конференций, курсов повышения квалификации и т.д.

Формы самообразования:

  •   индивидуальная – через индивидуальный план
  •   групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения педагогов интерната, а также через участие в жизни школы-интерната, посещение семинаров, конференций, курсов повышения квалификации и т.д.
 Прогностический этап   Цель: Практическая работа по повышению познавательного интереса и активности учащихся с нарушениями интеллекта в учебной и внеурочной деятельности.

Прогностический этап Цель:

Практическая работа по повышению познавательного интереса и активности учащихся с нарушениями интеллекта в учебной и внеурочной деятельности.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач :   Выявить уровень сформированности познавательного интереса у учащихся класса. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме самообразования. Предусмотреть поэтапную организацию работы, направленную на активизацию познавательной деятельности у учащихся класса. Формирование положительного отношения к учению, к изучаемому предмету. Повышение активности на уроках и внеклассных занятиях.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач :

  • Выявить уровень сформированности познавательного интереса у учащихся класса.
  • Изучить психолого-педагогическую литературу по теме самообразования.
  • Предусмотреть поэтапную организацию работы, направленную на активизацию познавательной деятельности у учащихся класса.
  • Формирование положительного отношения к учению, к изучаемому предмету.
  • Повышение активности на уроках и внеклассных занятиях.
Разработать и применить комплекс заданий в урочной и внеурочной деятельности по формированию познавательной активности с учетом психофизических особенностей учащихся Организовать работу кружка «Лекарственные растения соснового бора» с целью повышения интереса к изучаемому предмету «Живой мир», расширения знаний учащихся о лекарственных растениях, произрастающих в северных условиях. ( 2 этап)
  • Разработать и применить комплекс заданий в урочной и внеурочной деятельности по формированию познавательной активности с учетом психофизических особенностей учащихся
  • Организовать работу кружка «Лекарственные растения соснового бора» с целью повышения интереса к изучаемому предмету «Живой мир», расширения знаний учащихся о лекарственных растениях, произрастающих в северных условиях. ( 2 этап)
1.Диагностический этап: (2012-2013 г.г.)    Используемые методики: Уровень мотивации к учению, методика автора Натальи Георгиевны Лускановой, направленность учебной мотивации по диагностической методике «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» автора Галины Юрьевны Ксензовой (уровень сформированности познавательных интересов у учащихся класса по предмету «Живой мир») методика Николая Петровича Капустина, диагностика уровня воспитанности учащихся класса (блок: отношение к природе)

1.Диагностический этап: (2012-2013 г.г.)

  • Используемые методики:
  • Уровень мотивации к учению, методика автора Натальи Георгиевны Лускановой,
  • направленность учебной мотивации по диагностической методике «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» автора Галины Юрьевны Ксензовой (уровень сформированности познавательных интересов у учащихся класса по предмету «Живой мир»)
  • методика Николая Петровича Капустина, диагностика уровня воспитанности учащихся класса (блок: отношение к природе)
 Методы исследования:   наблюдения анкетирование учащихся беседы с учащимися проведение диагностических методик беседы с родителями

Методы исследования:

  • наблюдения
  • анкетирование учащихся
  • беседы с учащимися
  • проведение диагностических методик
  • беседы с родителями
План мероприятий:   № Мероприятия 1 2 Сроки реализации Знакомство с методической литературой по теме 3 Изучение индивидуальных особенностей детей 2012-2013 2012-2013 Классные и внеклассные мероприятия, способствующие развитию творческих способностей школьников 4 2015-2016 2012-2016 Открытые уроки и занятия по теме. 5 2013-2015 Участие школьников в конкурсах по теме 6 2012-2016 Выступление на МО учителей, отчеты по теме самообразования, обмен опытом. 2015-2016

План мероприятий:

Мероприятия

1

2

Сроки реализации

Знакомство с методической литературой по теме

3

Изучение индивидуальных особенностей детей

2012-2013

2012-2013

Классные и внеклассные мероприятия, способствующие развитию творческих способностей школьников

4

2015-2016

2012-2016

Открытые уроки и занятия по теме.

5

2013-2015

Участие школьников в конкурсах по теме

6

2012-2016

Выступление на МО учителей, отчеты по теме самообразования, обмен опытом.

2015-2016

Предполагаемые результаты:   поиск материала и составление пакета дидактических материалов по предмету, конспектов сценариев уроков; повышение активизации познавательной деятельности учащихся. совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ.

Предполагаемые результаты:

  • поиск материала и составление пакета дидактических материалов по предмету, конспектов сценариев уроков;
  • повышение активизации познавательной деятельности учащихся.
  • совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ.
Сроки: 2012-2013 год, в течение года    Результат: Литература изучена, тема самообразования выбрана как тема дипломной работы. (курсы переподготовки, СВФУ «Олигофренопедагогика») Проведена первичная диагностика учащихся с использованием методик  следующих авторов: Н. Г. Лускановой (Уровень мотивации к учению); Г. Ю. Ксензовой (направленность учебной мотивации по диагностической методике «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», выявлен уровень сформированности познавательных интересов у учащихся класса по предмету «Живой мир» ) Н. П. Капустина (диагностика уровня воспитанности учащихся класса)   Выявлен у учащихся класса низкий уровень мотивации к учению, уровень сформированности познавательных интересов ниже среднего в целом по классу.

Сроки: 2012-2013 год, в течение года

  • Результат:
  • Литература изучена, тема самообразования выбрана как тема дипломной работы. (курсы переподготовки, СВФУ «Олигофренопедагогика»)
  • Проведена первичная диагностика учащихся с использованием методик следующих авторов:
  • Н. Г. Лускановой (Уровень мотивации к учению);
  • Г. Ю. Ксензовой (направленность учебной мотивации по диагностической методике «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», выявлен уровень сформированности познавательных интересов у учащихся класса по предмету «Живой мир» )
  • Н. П. Капустина (диагностика уровня воспитанности учащихся класса)  
  • Выявлен у учащихся класса низкий уровень мотивации к учению, уровень сформированности познавательных интересов ниже среднего в целом по классу.
Для формирования положительного отношения к учению, повышению интереса к предмету выделяю следующие направления работы:   забота о создании общей положительной атмосферы на уроке, снижение тревожности детей; создание у ребёнка ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей удовлетворенность, уверенность в себе, высокую самооценку и радость; опора более широко, чем в массовой школе, на игру как ведущую деятельность ребёнка с нарушением интеллекта; целенаправленное эмоциональное стимулирование детей на уроке.

Для формирования положительного отношения к учению, повышению интереса к предмету выделяю следующие направления работы:

  • забота о создании общей положительной атмосферы на уроке, снижение тревожности детей;
  • создание у ребёнка ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей удовлетворенность, уверенность в себе, высокую самооценку и радость;
  • опора более широко, чем в массовой школе, на игру как ведущую деятельность ребёнка с нарушением интеллекта;
  • целенаправленное эмоциональное стимулирование детей на уроке.
План самообразования на 2013-2014 г   Пользуюсь в своей работе следующими способами активизации познавательной деятельности учащихся, такими как игровые методы, введение в урок занимательности, самостоятельная работа учащихся, творческая работа учащихся, проведение нетрадиционных уроков ( уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-состязания) и др. Большое внимание на уроках «Живой мир» уделяю развитию речи и обогащению словаря учащихся .

План самообразования на 2013-2014 г

Пользуюсь в своей работе следующими способами активизации познавательной деятельности учащихся, такими как игровые методы, введение в урок занимательности, самостоятельная работа учащихся, творческая работа учащихся, проведение нетрадиционных уроков ( уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-состязания) и др.

Большое внимание на уроках «Живой мир» уделяю развитию речи и обогащению словаря учащихся .

Разработка заданий по диагностике знаний учащихся (методическая литература, использование материалы сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год. Продолжить изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта. Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.
  • Разработка заданий по диагностике знаний учащихся (методическая литература, использование материалы сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
  • Продолжить изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта. Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.
 Установить творческое сотрудничество с учителями начальных классов по вопросам темы самообразования, по вопросам работы в программах: Microsoft Excel, Microsoft office Power Point (работа с интернетом). Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы. Участие в системе школьной методической работы: продолжить работу в качестве учителя начальных классов, участвовать в работе по ОЭР школы-интерната. Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
  • Установить творческое сотрудничество с учителями начальных классов по вопросам темы самообразования, по вопросам работы в программах: Microsoft Excel, Microsoft office Power Point (работа с интернетом).
  • Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
  • Участие в системе школьной методической работы: продолжить работу в качестве учителя начальных классов, участвовать в работе по ОЭР школы-интерната.
  • Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Практический этап:  Программа  по изучению растительного мира в сосновом бору  «В мире растений»   Программа содержит работу учащихся начальных классов, обучающихся по программе 8 вида школы-интерната по изучению и наблюдению за ростом растений, произрастающих на территории интерната в сосновом бору, включает коллективную работу учащихся по высадке растений в клумбы и уходу за посадками.

Практический этап: Программа по изучению растительного мира в сосновом бору «В мире растений»

Программа содержит работу учащихся начальных классов, обучающихся по программе 8 вида школы-интерната по изучению и наблюдению за ростом растений, произрастающих на территории интерната в сосновом бору, включает коллективную работу учащихся по высадке растений в клумбы и уходу за посадками.

Актуальность :   При изучении тем курса учащиеся знакомятся с разнообразием растений в сосновом бору. Они знакомятся с их биологическими особенностями, приобретают первичные навыки по размножению, выращиванию растений и уходу за ними, по ведению наблюдений за ростом и развитием растений, учатся обобщать итоги проведенной работы, учатся первичным навыкам проектной деятельности.  Тем самым учащиеся, получая навыки ухода за растениями, проходят социальную адаптацию, реабилитацию и подготовку к будущей жизни.

Актуальность : При изучении тем курса учащиеся знакомятся с разнообразием растений в сосновом бору. Они знакомятся с их биологическими особенностями, приобретают первичные навыки по размножению, выращиванию растений и уходу за ними, по ведению наблюдений за ростом и развитием растений, учатся обобщать итоги проведенной работы, учатся первичным навыкам проектной деятельности. Тем самым учащиеся, получая навыки ухода за растениями, проходят социальную адаптацию, реабилитацию и подготовку к будущей жизни.

Цель: Изучение растений, произрастающих в сосновом бору.

Цель:

Изучение растений, произрастающих в сосновом бору.

Основные задачи курса :   Ознакомление с видами растений, произрастающих в сосновом бору. Углубление знаний и умений учащихся и привитие первичных практических навыков по уходу за растениями в местных условиях. Формирование навыков гербаризации растений, собранных в сосновом бору и дальнейшее изучение растений на уроках живого мира. Формирование бережного отношения к окружающей среде, природе.  Развитие инициативы, творчества детей через совместную деятельность.

Основные задачи курса :

  • Ознакомление с видами растений, произрастающих в сосновом бору.
  • Углубление знаний и умений учащихся и привитие первичных практических навыков по уходу за растениями в местных условиях.
  • Формирование навыков гербаризации растений, собранных в сосновом бору и дальнейшее изучение растений на уроках живого мира.
  • Формирование бережного отношения к окружающей среде, природе.
  • Развитие инициативы, творчества детей через совместную деятельность.
 Предполагаемые результаты и ожидания:   Изучение растительного мира в сосновом бору на территории интерната окажет положительное воздействие на общее развитие учащихся. Учащиеся изучат растительность соснового бора, будут заботиться, ухаживать за растениями. Работа над программой позволит учащимся закрепить и расширить свои знания по многим вопросам школьного курса живого мира. Поможет детям лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.  В результате целенаправленной работы по курсу программы у учащихся будут развиваться навыки совместной деятельности, формироваться культура общения в процессе коллективной работы. У детей повысится познавательный интерес, сформируется в процессе работы коллективизм, они станут бережнее относиться к растениям.  Учащиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни по выращиванию и уходу за растениями.
  • Предполагаемые результаты и ожидания:
  • Изучение растительного мира в сосновом бору на территории интерната окажет положительное воздействие на общее развитие учащихся. Учащиеся изучат растительность соснового бора, будут заботиться, ухаживать за растениями. Работа над программой позволит учащимся закрепить и расширить свои знания по многим вопросам школьного курса живого мира. Поможет детям лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.

В результате целенаправленной работы по курсу программы у учащихся будут развиваться навыки совместной деятельности, формироваться культура общения в процессе коллективной работы. У детей повысится познавательный интерес, сформируется в процессе работы коллективизм, они станут бережнее относиться к растениям. Учащиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни по выращиванию и уходу за растениями.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:   Учащиеся должны знать:  Виды растений, произрастающих в сосновом бору. Приспособление растений к условиям среды: почва, вода, температура и влажность воздуха, освещенность.  Учащиеся должны уметь: - высаживать некоторые виды растений; - ухаживать за высаженными растениями в клумбы: применять несложные агротехнические приемы при проведении работ по их уходу и размножению. - вести записи в Дневниках наблюдений (кратко, с использованием символов)

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

  • Учащиеся должны знать:
  • Виды растений, произрастающих в сосновом бору.
  • Приспособление растений к условиям среды: почва, вода, температура и влажность воздуха, освещенность.
  • Учащиеся должны уметь:
  • - высаживать некоторые виды растений;
  • - ухаживать за высаженными растениями в клумбы: применять несложные агротехнические приемы при проведении работ по их уходу и размножению.
  • - вести записи в Дневниках наблюдений (кратко, с использованием символов)
По итогам изучения материала программы используются в работе с учащимися следующие критерии оценивания результатов своей работы:   № 1 Критерии оценивания  Усвоение знаний, умений и навыков по изучаемому предмету 2 Кто оценивает Дополнительная оценка Руководитель Воспитание аккуратности и бережного отношения к растениям. 3 Развитие познавательных интересов и активности Руководитель педагог-психолог Руководитель Воспитатель

По итогам изучения материала программы используются в работе с учащимися следующие критерии оценивания результатов своей работы:

1

Критерии оценивания

Усвоение знаний, умений и навыков по изучаемому предмету

2

Кто оценивает

Дополнительная оценка

Руководитель

Воспитание аккуратности и бережного отношения к растениям.

3

Развитие познавательных интересов и активности

Руководитель

педагог-психолог

Руководитель

Воспитатель

  Мониторинг ЗУН по итогам занятий кружка  «Лекарственные растения Якутии»  (1-й год обучения, 2012-2013 учебный год)   Тема: Комнатные растения    № ФИО учащегося 1 Герань (Пеларгония)   2 Д.Марина ПР И. Олеся. Алоэ. 3   4 С. Катя           Ц. Юля   Традесканция.            ПР     Кактус                                          

Мониторинг ЗУН по итогам занятий кружка «Лекарственные растения Якутии» (1-й год обучения, 2012-2013 учебный год)  Тема: Комнатные растения

ФИО учащегося

1

Герань (Пеларгония)

 

2

Д.Марина

ПР

И. Олеся.

Алоэ.

3

 

4

С. Катя

 

 

 

 

 

Ц. Юля

 

Традесканция.

 

 

 

 

 

ПР

 

 

Кактус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг ЗУН по итогам занятий кружка  № ФИО учащегося 1 Мышиный горошек Д.Марина   2 И. Олеся 3    Герань луговая   4   С. Катя       Ц. Юля    Ромашка аптечная                     Тысячелистник обыкновенный                                        

Мониторинг ЗУН по итогам занятий кружка

ФИО учащегося

1

Мышиный горошек

Д.Марина

 

2

И. Олеся

3

 

Герань луговая

 

4

 

С. Катя

 

 

 

Ц. Юля

 

Ромашка аптечная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тысячелистник обыкновенный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель 2012-2013г.г Тема: «Комнатные лекарственные растения» Цель: проверить знание учащимися комнатных растений, прививать интерес к цветоводству. В рамках школьного конкурса «Педагог-исследователь» прошли два открытых занятия кружка: февраль 2013-2014 г.г. Тема:
  • апрель 2012-2013г.г

Тема: «Комнатные лекарственные растения»

Цель: проверить знание учащимися комнатных растений, прививать интерес к цветоводству.

В рамках школьного конкурса «Педагог-исследователь» прошли два открытых занятия кружка:

  • февраль 2013-2014 г.г.

Тема: "Чудесный и полезный шиповник"

Цель: познакомить учащихся с декоративным кустарником – шиповником, его лекарственными свойствами.

 Достижения учащихся:  На школьном уровне: Январь, 2013 г.- участие в конкурсе детских проектов

Достижения учащихся:

  • На школьном уровне:
  • Январь, 2013 г.- участие в конкурсе детских проектов "Я умею, я могу, я знаю..." с темой "Ромашка- королева лугов и полей" (сертификаты);
  • январь 2014 г. - участие в конкурсе детских проектов "Я умею, я могу, я знаю..." с темой "Подснежники- первые вестники якутской весны" (сертификаты);
  • на муниципальном уровне:
  • февраль, 2013г. - участие в 1 городской очно-заочной экологической конференции «Мой мир» для учащихся с ограниченными возможностями, МОБУ ДОД «Дворец детского творчества» (сертификат);
  • март 2015 г. – участие в III экологической конференции «Мой мир» в секции «Цветоводство и овощеводство»; МОБУ ДОД «Дворец детского творчества», Центр естественно-научного технического творчества; 3 ученицы 4 класса (диплом III степени);
  • май, 2015 г. – участие в окружном конкурсе исследовательских работ «Первые шаги-2015» с проектом «Неизвестный цветок»; на базе МОБУ СОШ № 33 им. Л.А.Колосовой; 3 ученицы 4 класса (сертификат).
На республиканском уровне: январь, 2015 г .– участие в III республиканском конкурсе детских проектов «Я умею, я могу, я знаю…» с проектом «Неизвестный цветок»; 3 ученицы 4 класса (сертификат); январь, 2015 г .– участие в III республиканском конкурсе детских проектов «Я умею, я могу, я знаю…» с проектом «Неизвестный цветок»; 3 ученицы 4 класса (сертификат); на федеральном уровне: апрель, 2013 г.- участие в IV всероссийском конкурсе детских исследовательских работ (проектов)
  • На республиканском уровне:
  • январь, 2015 г .– участие в III республиканском конкурсе детских проектов «Я умею, я могу, я знаю…» с проектом «Неизвестный цветок»; 3 ученицы 4 класса (сертификат);
  • январь, 2015 г .– участие в III республиканском конкурсе детских проектов «Я умею, я могу, я знаю…» с проектом «Неизвестный цветок»; 3 ученицы 4 класса (сертификат);
  • на федеральном уровне:
  • апрель, 2013 г.- участие в IV всероссийском конкурсе детских исследовательских работ (проектов) "Мои первые открытия" (сертификаты участия);
  • сентябрь 2014 г. – заочное участие участницы кружка «Лекарственные растения Якутии» с творческой работой «Осенний лес» в I всероссийском конкурсе творческих работ учащихся «Дары природы», Чебоксары, Республики Чувашия ;
  • февраль, 2015 г. – участие во всероссийском конкурсе Скворечник», Всероссийский центр гражданских и молодежных инициатив «Идея», г. Оренбург, с творческими работами учащихся (дипломы 2 и 3 степени).

на международном уровне: ноябрь 2013 г .- участие в IV Международном конкурсе исследовательских работ учащихся и студентов
  • на международном уровне:
  • ноябрь 2013 г .- участие в IV Международном конкурсе исследовательских работ учащихся и студентов "Открываю мир..." (дипломы лауреатов).
  • октябрь 2014 г. - заочное участие в I международном конкурсе творческих работ учащихся «Моя жизнь в школе», Чебоксары, Республики Чувашия (диплом 2 степени).
Публикации детских работ: на республиканском уровне: январь, 2015 г – проект «Социальный проект 7 класса» в сборнике детских творческих проектов по материалам городских и республиканских конкурсов «Я умею, я могу, я знаю…»; Министерство образования РС(Я); Управление образования Окружной администрации г. Якутска , МОКУ СКОШ-И №34, г. Якутск, 30 января 2015 г..  на федеральном уровне: февраль, 2014 г. - проект учащихся «Ромашка-королева лугов и полей» в сборнике исследовательских работ учащихся и студентов IV Международного конкурса «Открываю мир», выпуск IV, 30 декабря 2013 г.; НОУ ДПО «Экспертно-методический центр» г.Чебоксары.

Публикации детских работ:

  • на республиканском уровне:
  • январь, 2015 г – проект «Социальный проект 7 класса» в сборнике детских творческих проектов по материалам городских и республиканских конкурсов «Я умею, я могу, я знаю…»; Министерство образования РС(Я); Управление образования Окружной администрации г. Якутска , МОКУ СКОШ-И №34, г. Якутск, 30 января 2015 г..
  • на федеральном уровне:
  • февраль, 2014 г. - проект учащихся «Ромашка-королева лугов и полей» в сборнике исследовательских работ учащихся и студентов IV Международного конкурса «Открываю мир», выпуск IV, 30 декабря 2013 г.; НОУ ДПО «Экспертно-методический центр» г.Чебоксары.
Обобщение и распространение педагогического опыта:   на муниципальном уровне: июнь, 2013 г.- участие в конкурсе на грант главы по благоустройству г. Якутска с проектом «Чочур- Муран – уникальная местность долины Туймаада». на республиканском уровне: март, 2015 г. – выступление на республиканском научно-методическом семинаре «Педагогические условия подготовки к самостоятельной жизни воспитанников-сирот в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида» ( ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, Педагогический институт) с темой: « Подготовка учащихся СКОШ-И 8 вида к самостоятельной жизни и труду через изучение лекарственных растений Якутии» (сертификат). на федеральном уровне: сентябрь, 2012 г. – выступление на научно-практическом семинаре «Создание здоровьесберегающей среды в условиях коррекционного учреждения» (Восточно-Сибирская Академия образования, ИДО), на базе СКОШ-И № 34 г. Иркутск (сертификат)

Обобщение и распространение педагогического опыта:

  • на муниципальном уровне:
  • июнь, 2013 г.- участие в конкурсе на грант главы по благоустройству г. Якутска с проектом «Чочур- Муран – уникальная местность долины Туймаада».
  • на республиканском уровне:
  • март, 2015 г. – выступление на республиканском научно-методическом семинаре «Педагогические условия подготовки к самостоятельной жизни воспитанников-сирот в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида» ( ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, Педагогический институт) с темой: « Подготовка учащихся СКОШ-И 8 вида к самостоятельной жизни и труду через изучение лекарственных растений Якутии» (сертификат).
  • на федеральном уровне:
  • сентябрь, 2012 г. – выступление на научно-практическом семинаре «Создание здоровьесберегающей среды в условиях коррекционного учреждения» (Восточно-Сибирская Академия образования, ИДО), на базе СКОШ-И № 34 г. Иркутск (сертификат)
на международном уровне: март, 2013 г. – участие в международной научно-практической конференции «Инновации и традиции в современном образовании» (кафедра педагогики Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, Профориентационный Центр «Ступени Роста», МОБУ СОШ № 21 г. Якутска») по направлению «Профориентация школьников» (сертификат); декабрь, 2013 г.- участие в 1 Международной заочной научно-практической конференции «Педагогические технологии в современном образовании» (г. Чебоксары, Образовательный центр INCEPTUM) с научно-методической работой «Проект «Лесная зона на пришкольном участке как условие личностно-развивающей среды для учащихся» (свидетельство);
  • на международном уровне:
  • март, 2013 г. – участие в международной научно-практической конференции «Инновации и традиции в современном образовании» (кафедра педагогики Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, Профориентационный Центр «Ступени Роста», МОБУ СОШ № 21 г. Якутска») по направлению «Профориентация школьников» (сертификат);
  • декабрь, 2013 г.- участие в 1 Международной заочной научно-практической конференции «Педагогические технологии в современном образовании» (г. Чебоксары, Образовательный центр INCEPTUM) с научно-методической работой «Проект «Лесная зона на пришкольном участке как условие личностно-развивающей среды для учащихся» (свидетельство);
 Публикации: на муниципальном уровне: май, 2015 г.- статья «Активизация познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках «Живой мир» в информационно-методическом журнале «Столичное образование № 6» (свидетельство о публикации). на федеральном уровне: октябрь, 2012 г.- статья «Фитотерапия как одна из методик оздоровления детей в условиях интерната» в сборнике «Социализация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности в современных условиях»; ФГБОУ ВПО «Восточно-сибирская академия образования», факультет специальной педагогики и психологии, кафедра педагогики и психологии специального обучения и воспитания» (сборник статей, представленных на заочной конференции в г. Иркутске, 24-26 октября 2012 г.); на международном уровне: февраль, 2014 г. - статья «Лесная зона — эколого-оздоровительная среда школы» в сборнике участников 1 Международной заочной научно-практической конференции, г. Чебоксары, Образовательный центр INCEPTUM.

Публикации:

  • на муниципальном уровне:
  • май, 2015 г.- статья «Активизация познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках «Живой мир» в информационно-методическом журнале «Столичное образование № 6» (свидетельство о публикации).
  • на федеральном уровне:
  • октябрь, 2012 г.- статья «Фитотерапия как одна из методик оздоровления детей в условиях интерната» в сборнике «Социализация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности в современных условиях»; ФГБОУ ВПО «Восточно-сибирская академия образования», факультет специальной педагогики и психологии, кафедра педагогики и психологии специального обучения и воспитания» (сборник статей, представленных на заочной конференции в г. Иркутске, 24-26 октября 2012 г.);
  • на международном уровне:
  • февраль, 2014 г. - статья «Лесная зона — эколого-оздоровительная среда школы» в сборнике участников 1 Международной заочной научно-практической конференции, г. Чебоксары, Образовательный центр INCEPTUM.
Участие в школьном туре конкурса детских проектов: «Я умею, я могу. Я знаю…» с темой «Подснежники-первые вестники якутской весны» (январь 2013 г.) 4/21/17

Участие в школьном туре конкурса детских проектов: «Я умею, я могу. Я знаю…» с темой «Подснежники-первые вестники якутской весны» (январь 2013 г.)

4/21/17

Сидорова Катя-участие во всероссийском конкурсе рисунков «Дары осени»(сертификат)  Цымбал Юля –участие во всероссийском конкурсе рассказов «Моя жизнь в школе» (2 место , диплом)

Сидорова Катя-участие во всероссийском конкурсе рисунков «Дары осени»(сертификат) Цымбал Юля –участие во всероссийском конкурсе рассказов «Моя жизнь в школе» (2 место , диплом)

Участие в республиканском конкурсе «Я умею, я могу, я знаю»(сертификат)

Участие в республиканском конкурсе «Я умею, я могу, я знаю»(сертификат)

3 место в III экологической конференции «Мой мир»

3 место в III экологической конференции «Мой мир»

Гербарий

Гербарий

Гербарий

Гербарий

Зарисовки

Зарисовки

Занятие кружка

Занятие кружка

Результаты деятельности кружка

Результаты деятельности кружка

 Ромашка  Стоит в лесу кудряшка  -Белая рубашка,  В серединке - золотая,  Кто она такая? Когда  мое  горлышко  болит,  Ромашка  поможет , она  исцелит .  Я  ею  горлышко  пополощу ,  Станет  все  в  порядке ,  И  я  в  школу  пойду .

Ромашка

  • Стоит в лесу кудряшка
  • -Белая рубашка,
  • В серединке - золотая,
  • Кто она такая?
  • Когда мое горлышко болит, Ромашка поможет , она исцелит . Я ею горлышко пополощу , Станет все в порядке , И я в школу пойду .
Земляника Птичка встала спозаранку, Капелькой умылась, Полетела на полянку – Очень удивилась: - Я вчера летала здесь, Песни пела, прыгала, Что полянка покраснела, Почему не видела? Птичка с веточки вспорхнула И под кустик заглянула: - Видно, солнышко пригрело Земляника вся поспела! Спелая, сладкая, Красная, ароматная:  В саду растет клубника, А в лесу что? (Земляника)  

Земляника

  • Птичка встала спозаранку,
  • Капелькой умылась,
  • Полетела на полянку –
  • Очень удивилась:
  • - Я вчера летала здесь,
  • Песни пела, прыгала,
  • Что полянка покраснела,
  • Почему не видела?
  • Птичка с веточки вспорхнула
  • И под кустик заглянула:
  • - Видно, солнышко пригрело
  • Земляника вся поспела!
  • Спелая, сладкая,
  • Красная, ароматная:
  • В саду растет клубника,
  • А в лесу что? (Земляника)

 

Пижма   В широколиственных лесах  И на обочинах дорожек  Её ты встретишь всю в цветах,  Похожих чем-то на горошек.  Но сильный камфорный букет  Не любят мухи и москиты,  Оставит от ожога след -  Её соцветья ядовиты.  Пусть пижма - скромна,  да лечебная все же она,  Не зря же цветки  на таблетки похожи,  Еще - на цыплят,  ярко- желтых пока,  На ощупь - на замшевый  носик щенка.

Пижма

В широколиственных лесах

И на обочинах дорожек

Её ты встретишь всю в цветах,

Похожих чем-то на горошек.

Но сильный камфорный букет

Не любят мухи и москиты,

Оставит от ожога след -

Её соцветья ядовиты.

Пусть пижма - скромна, да лечебная все же она, Не зря же цветки на таблетки похожи, Еще - на цыплят, ярко- желтых пока, На ощупь - на замшевый носик щенка.

Умения и навыки ухода за растениями:

Умения и навыки ухода за растениями:

Усвоение знаний, умений и навыков (знание изученных видов комнатных лекарственных растений, изученных видов лекарственных растений флоры Якутии)

Усвоение знаний, умений и навыков (знание изученных видов комнатных лекарственных растений, изученных видов лекарственных растений флоры Якутии)

Развитие познавательного интереса

Развитие познавательного интереса

   Воспитание бережного отношения к растениям:

  Воспитание бережного отношения к растениям:

Обобщающий этап:  2014-2015 год. составление пакета дидактических материалов по предмету, конспектов сценариев уроков; совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ; повышение активизации познавательной деятельности учащихся; формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде, природе, навыков ухода за растениями;  Развитие инициативы, творчества детей через совместную деятельность.

Обобщающий этап: 2014-2015 год.

  • составление пакета дидактических материалов по предмету, конспектов сценариев уроков;
  • совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;
  • повышение активизации познавательной деятельности учащихся;
  • формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде, природе, навыков ухода за растениями;
  • Развитие инициативы, творчества детей через совместную деятельность.
Самообразование имеет двойной результат:   происходят изменения в качествах личности педагога, в его профессиональной компетентности и опосредованно в качестве деятельности образовательного учреждения.   Следовательно, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое педагогической деятельности и саморазвития учителя как важного фактора и условия развития его профессиональной компетентности.

Самообразование имеет двойной результат: происходят изменения в качествах личности педагога, в его профессиональной компетентности и опосредованно в качестве деятельности образовательного учреждения.

Следовательно, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое педагогической деятельности и саморазвития учителя как важного фактора и условия развития его профессиональной компетентности.

© 2017 1131 10