Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой – либо области.
Цель самообразования
- Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания;
- Углубление знаний по разным методикам;
- Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
- Повышение общекультурного уровня педагога .
Тема самообразования: Активизация познавательной деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в коррекционной школе
МОКУ С(К)ОШ-И № 34
Матвеева С.К.
Личная карта учителя
Ф.И.О. педагога
Матвеева Светлана Константиновна
Дата рождения
10 сентября 1967 г .
Образование (когда и какое учебное заведение окончил)
Образование высшее, 1988 год, ЯГУ, Педагогический факультет, отделение ПИМНО. 2013-2014 г.г. - курсы профессиональной переподготовки при Институте непрерывного профессионального образования СВФУ им. М.К.Аммосова по специальности «Олигофренопедагогика».
Специальность и квалификация по диплому
учитель начальных классов, олигофренопедагог.
Место работы
МОКУ С(К)ОШ-И № 34 г. Якутска
Занимаемая должность
Учитель начальных классов
Квалификационная категория
Высшая
Общий трудовой стаж
28 лет
Педагогический стаж
28 лет
Стаж работы в школе
13 лет.
Курсы повышения квалификации
ноябрь, 2010 г. –краткосрочное повышение квалификации при ИРО и ПК « Федеральные стандарты как инструмент реализации и политики в образовании», 72 часа, удостоверение № 8170;
сентябрь, 2012 г.- краткосрочное повышение квалификации при институте дополнительного образования ФГБОУ ВПО «ВСГАО» г. Иркутска «Теоретические и методические аспекты обучения умственно отсталых школьников»,72 часа, удостоверение № 3845;
март, 2014 г . – участие в образовательно-практической сессии «Просвещенная безопасность: стратегии и механизмы», 8 часов (сертификат);
ноябрь, 2014 г . – фундаментальные курсы повышения квалификации при Факультете дополнительного образования педагогического института по программе «Проблемы обучения и воспитания детей с грубыми нарушениями развития», г. Иркутск, 144 ч, удостоверение № 180000081546, рег.№ 2339;
август, 2015 г .- краткосрочное повышение квалификации при ИРО и ПК «ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья», 72 часа, удостоверение № 7079.
Проблема :
- Основой успешной учебной деятельности учащихся является уровень мотивации к данному виду деятельности. У детей, обучающихся по программе 8 вида, мотивация к учебной деятельности развивается медленно и с определёнными трудностями.
- Она характеризуется неустойчивостью, изменяется под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны учителя.
Диагностический этап: Проблема:
Прочные знания, умения и навыки младшие школьники приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшими предпосылками которой являются интерес и внимание. В этой связи становится актуальным поиск таких подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе, который обеспечивал бы целостное формирование личности школьника, способность к эффективной саморегуляции.
В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении учащихся в коррекционной школе VIII вида. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей.
Выбор направления и темы самообразования.
Работа по проблеме самообразования
Формулирование цели и задач самообразования.
Определение круга источников информации.
Выбор формы самообразования.
Составление плана самообразования.
Определение результата самообразования.
Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Изучение литературы по проблеме:
- Апиш, Ф.Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации - М.: МГОУ, 2003. -180 с.
- Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка /Т.Г.Богданова, Т.В. Корнилова.- М.: 1994. – 128 с.
- Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- с.345.
- Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие /Г.Ю.Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2005.- 98 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - М.: АПКРО, 2005. - 212 с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя /А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с. с. 13-15.
- Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика, 2009. - №2. - С. 5-8.
8. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей /Н.Г.Морозова. - М.: 2002. - 232 Сухарева, Г.Е. Вопросы исследования познавательных качеств у детей с интеллектуальными нарушениями /Г.Е.Сухарева.- М., 1986.-127 с.
9. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников /Н.Ф.Талызина.- М: 1988. - 97 с.
10. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов /Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 227 с.
11. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников./Т.И. Шамова.- М.: Педагогика, 1982. –208 с.
12. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов пед. Институтов /Г.И.Щукина. - М.: Просвещение, 1979.-366 с.
13. Щукина, Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. — 358 с.
14. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 1988.- с.334. и др.
Источники самообразования
Материалы СМИ
Литература
(методическая, научно-популярная, публицистическая )
Дистанционное обучение
Курсы повышения квалификации
Изучение ресурсов сети интернет
Источники самообразования
Участие в конкурсах, проектах
Конференции, семинары, педчтения
Самотоятельная исследовательская, поисковая деятельность
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план
- групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения педагогов интерната, а также через участие в жизни школы-интерната, посещение семинаров, конференций, курсов повышения квалификации и т.д.
Прогностический этап Цель:
Практическая работа по повышению познавательного интереса и активности учащихся с нарушениями интеллекта в учебной и внеурочной деятельности.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач :
- Выявить уровень сформированности познавательного интереса у учащихся класса.
- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме самообразования.
- Предусмотреть поэтапную организацию работы, направленную на активизацию познавательной деятельности у учащихся класса.
- Формирование положительного отношения к учению, к изучаемому предмету.
- Повышение активности на уроках и внеклассных занятиях.
- Разработать и применить комплекс заданий в урочной и внеурочной деятельности по формированию познавательной активности с учетом психофизических особенностей учащихся
- Организовать работу кружка «Лекарственные растения соснового бора» с целью повышения интереса к изучаемому предмету «Живой мир», расширения знаний учащихся о лекарственных растениях, произрастающих в северных условиях. ( 2 этап)
1.Диагностический этап: (2012-2013 г.г.)
- Уровень мотивации к учению, методика автора Натальи Георгиевны Лускановой,
- направленность учебной мотивации по диагностической методике «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» автора Галины Юрьевны Ксензовой (уровень сформированности познавательных интересов у учащихся класса по предмету «Живой мир»)
- методика Николая Петровича Капустина, диагностика уровня воспитанности учащихся класса (блок: отношение к природе)
Методы исследования:
- наблюдения
- анкетирование учащихся
- беседы с учащимися
- проведение диагностических методик
- беседы с родителями
План мероприятий:
№
Мероприятия
1
2
Сроки реализации
Знакомство с методической литературой по теме
3
Изучение индивидуальных особенностей детей
2012-2013
2012-2013
Классные и внеклассные мероприятия, способствующие развитию творческих способностей школьников
4
2015-2016
2012-2016
Открытые уроки и занятия по теме.
5
2013-2015
Участие школьников в конкурсах по теме
6
2012-2016
Выступление на МО учителей, отчеты по теме самообразования, обмен опытом.
2015-2016
Предполагаемые результаты:
- поиск материала и составление пакета дидактических материалов по предмету, конспектов сценариев уроков;
- повышение активизации познавательной деятельности учащихся.
- совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ.
Сроки: 2012-2013 год, в течение года
- Литература изучена, тема самообразования выбрана как тема дипломной работы. (курсы переподготовки, СВФУ «Олигофренопедагогика»)
- Проведена первичная диагностика учащихся с использованием методик следующих авторов:
- Н. Г. Лускановой (Уровень мотивации к учению);
- Г. Ю. Ксензовой (направленность учебной мотивации по диагностической методике «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», выявлен уровень сформированности познавательных интересов у учащихся класса по предмету «Живой мир» )
- Н. П. Капустина (диагностика уровня воспитанности учащихся класса)
- Выявлен у учащихся класса низкий уровень мотивации к учению, уровень сформированности познавательных интересов ниже среднего в целом по классу.
Для формирования положительного отношения к учению, повышению интереса к предмету выделяю следующие направления работы:
- забота о создании общей положительной атмосферы на уроке, снижение тревожности детей;
- создание у ребёнка ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей удовлетворенность, уверенность в себе, высокую самооценку и радость;
- опора более широко, чем в массовой школе, на игру как ведущую деятельность ребёнка с нарушением интеллекта;
- целенаправленное эмоциональное стимулирование детей на уроке.
План самообразования на 2013-2014 г
Пользуюсь в своей работе следующими способами активизации познавательной деятельности учащихся, такими как игровые методы, введение в урок занимательности, самостоятельная работа учащихся, творческая работа учащихся, проведение нетрадиционных уроков ( уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-состязания) и др.
Большое внимание на уроках «Живой мир» уделяю развитию речи и обогащению словаря учащихся .
- Разработка заданий по диагностике знаний учащихся (методическая литература, использование материалы сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
- Продолжить изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта. Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.
- Установить творческое сотрудничество с учителями начальных классов по вопросам темы самообразования, по вопросам работы в программах: Microsoft Excel, Microsoft office Power Point (работа с интернетом).
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
- Участие в системе школьной методической работы: продолжить работу в качестве учителя начальных классов, участвовать в работе по ОЭР школы-интерната.
- Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Практический этап: Программа по изучению растительного мира в сосновом бору «В мире растений»
Программа содержит работу учащихся начальных классов, обучающихся по программе 8 вида школы-интерната по изучению и наблюдению за ростом растений, произрастающих на территории интерната в сосновом бору, включает коллективную работу учащихся по высадке растений в клумбы и уходу за посадками.
Актуальность : При изучении тем курса учащиеся знакомятся с разнообразием растений в сосновом бору. Они знакомятся с их биологическими особенностями, приобретают первичные навыки по размножению, выращиванию растений и уходу за ними, по ведению наблюдений за ростом и развитием растений, учатся обобщать итоги проведенной работы, учатся первичным навыкам проектной деятельности. Тем самым учащиеся, получая навыки ухода за растениями, проходят социальную адаптацию, реабилитацию и подготовку к будущей жизни.
Цель:
Изучение растений, произрастающих в сосновом бору.
Основные задачи курса :
- Ознакомление с видами растений, произрастающих в сосновом бору.
- Углубление знаний и умений учащихся и привитие первичных практических навыков по уходу за растениями в местных условиях.
- Формирование навыков гербаризации растений, собранных в сосновом бору и дальнейшее изучение растений на уроках живого мира.
- Формирование бережного отношения к окружающей среде, природе.
- Развитие инициативы, творчества детей через совместную деятельность.
- Предполагаемые результаты и ожидания:
- Изучение растительного мира в сосновом бору на территории интерната окажет положительное воздействие на общее развитие учащихся. Учащиеся изучат растительность соснового бора, будут заботиться, ухаживать за растениями. Работа над программой позволит учащимся закрепить и расширить свои знания по многим вопросам школьного курса живого мира. Поможет детям лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.
В результате целенаправленной работы по курсу программы у учащихся будут развиваться навыки совместной деятельности, формироваться культура общения в процессе коллективной работы. У детей повысится познавательный интерес, сформируется в процессе работы коллективизм, они станут бережнее относиться к растениям. Учащиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни по выращиванию и уходу за растениями.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
- Виды растений, произрастающих в сосновом бору.
- Приспособление растений к условиям среды: почва, вода, температура и влажность воздуха, освещенность.
- Учащиеся должны уметь:
- - высаживать некоторые виды растений;
- - ухаживать за высаженными растениями в клумбы: применять несложные агротехнические приемы при проведении работ по их уходу и размножению.
- - вести записи в Дневниках наблюдений (кратко, с использованием символов)
По итогам изучения материала программы используются в работе с учащимися следующие критерии оценивания результатов своей работы:
№
1
Критерии оценивания
Усвоение знаний, умений и навыков по изучаемому предмету
2
Кто оценивает
Дополнительная оценка
Руководитель
Воспитание аккуратности и бережного отношения к растениям.
3
Развитие познавательных интересов и активности
Руководитель
педагог-психолог
Руководитель
Воспитатель
Мониторинг ЗУН по итогам занятий кружка «Лекарственные растения Якутии» (1-й год обучения, 2012-2013 учебный год) Тема: Комнатные растения
№
ФИО учащегося
1
Герань (Пеларгония)
2
Д.Марина
ПР
И. Олеся.
Алоэ.
3
4
С. Катя
Ц. Юля
Традесканция.
ПР
Кактус
Мониторинг ЗУН по итогам занятий кружка
№
ФИО учащегося
1
Мышиный горошек
Д.Марина
2
И. Олеся
3
Герань луговая
4
С. Катя
Ц. Юля
Ромашка аптечная
Тысячелистник обыкновенный
Тема: «Комнатные лекарственные растения»
Цель: проверить знание учащимися комнатных растений, прививать интерес к цветоводству.
В рамках школьного конкурса «Педагог-исследователь» прошли два открытых занятия кружка:
Тема: "Чудесный и полезный шиповник"
Цель: познакомить учащихся с декоративным кустарником – шиповником, его лекарственными свойствами.
Достижения учащихся:
- Январь, 2013 г.- участие в конкурсе детских проектов "Я умею, я могу, я знаю..." с темой "Ромашка- королева лугов и полей" (сертификаты);
- январь 2014 г. - участие в конкурсе детских проектов "Я умею, я могу, я знаю..." с темой "Подснежники- первые вестники якутской весны" (сертификаты);
- на муниципальном уровне:
- февраль, 2013г. - участие в 1 городской очно-заочной экологической конференции «Мой мир» для учащихся с ограниченными возможностями, МОБУ ДОД «Дворец детского творчества» (сертификат);
- март 2015 г. – участие в III экологической конференции «Мой мир» в секции «Цветоводство и овощеводство»; МОБУ ДОД «Дворец детского творчества», Центр естественно-научного технического творчества; 3 ученицы 4 класса (диплом III степени);
- май, 2015 г. – участие в окружном конкурсе исследовательских работ «Первые шаги-2015» с проектом «Неизвестный цветок»; на базе МОБУ СОШ № 33 им. Л.А.Колосовой; 3 ученицы 4 класса (сертификат).
- На республиканском уровне:
- январь, 2015 г .– участие в III республиканском конкурсе детских проектов «Я умею, я могу, я знаю…» с проектом «Неизвестный цветок»; 3 ученицы 4 класса (сертификат);
- январь, 2015 г .– участие в III республиканском конкурсе детских проектов «Я умею, я могу, я знаю…» с проектом «Неизвестный цветок»; 3 ученицы 4 класса (сертификат);
- на федеральном уровне:
- апрель, 2013 г.- участие в IV всероссийском конкурсе детских исследовательских работ (проектов) "Мои первые открытия" (сертификаты участия);
- сентябрь 2014 г. – заочное участие участницы кружка «Лекарственные растения Якутии» с творческой работой «Осенний лес» в I всероссийском конкурсе творческих работ учащихся «Дары природы», Чебоксары, Республики Чувашия ;
- февраль, 2015 г. – участие во всероссийском конкурсе Скворечник», Всероссийский центр гражданских и молодежных инициатив «Идея», г. Оренбург, с творческими работами учащихся (дипломы 2 и 3 степени).
- ноябрь 2013 г .- участие в IV Международном конкурсе исследовательских работ учащихся и студентов "Открываю мир..." (дипломы лауреатов).
- октябрь 2014 г. - заочное участие в I международном конкурсе творческих работ учащихся «Моя жизнь в школе», Чебоксары, Республики Чувашия (диплом 2 степени).
Публикации детских работ:
- на республиканском уровне:
- январь, 2015 г – проект «Социальный проект 7 класса» в сборнике детских творческих проектов по материалам городских и республиканских конкурсов «Я умею, я могу, я знаю…»; Министерство образования РС(Я); Управление образования Окружной администрации г. Якутска , МОКУ СКОШ-И №34, г. Якутск, 30 января 2015 г..
- на федеральном уровне:
- февраль, 2014 г. - проект учащихся «Ромашка-королева лугов и полей» в сборнике исследовательских работ учащихся и студентов IV Международного конкурса «Открываю мир», выпуск IV, 30 декабря 2013 г.; НОУ ДПО «Экспертно-методический центр» г.Чебоксары.
Обобщение и распространение педагогического опыта:
- на муниципальном уровне:
- июнь, 2013 г.- участие в конкурсе на грант главы по благоустройству г. Якутска с проектом «Чочур- Муран – уникальная местность долины Туймаада».
- на республиканском уровне:
- март, 2015 г. – выступление на республиканском научно-методическом семинаре «Педагогические условия подготовки к самостоятельной жизни воспитанников-сирот в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида» ( ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, Педагогический институт) с темой: « Подготовка учащихся СКОШ-И 8 вида к самостоятельной жизни и труду через изучение лекарственных растений Якутии» (сертификат).
- на федеральном уровне:
- сентябрь, 2012 г. – выступление на научно-практическом семинаре «Создание здоровьесберегающей среды в условиях коррекционного учреждения» (Восточно-Сибирская Академия образования, ИДО), на базе СКОШ-И № 34 г. Иркутск (сертификат)
- на международном уровне:
- март, 2013 г. – участие в международной научно-практической конференции «Инновации и традиции в современном образовании» (кафедра педагогики Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, Профориентационный Центр «Ступени Роста», МОБУ СОШ № 21 г. Якутска») по направлению «Профориентация школьников» (сертификат);
- декабрь, 2013 г.- участие в 1 Международной заочной научно-практической конференции «Педагогические технологии в современном образовании» (г. Чебоксары, Образовательный центр INCEPTUM) с научно-методической работой «Проект «Лесная зона на пришкольном участке как условие личностно-развивающей среды для учащихся» (свидетельство);
Публикации:
- на муниципальном уровне:
- май, 2015 г.- статья «Активизация познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках «Живой мир» в информационно-методическом журнале «Столичное образование № 6» (свидетельство о публикации).
- на федеральном уровне:
- октябрь, 2012 г.- статья «Фитотерапия как одна из методик оздоровления детей в условиях интерната» в сборнике «Социализация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности в современных условиях»; ФГБОУ ВПО «Восточно-сибирская академия образования», факультет специальной педагогики и психологии, кафедра педагогики и психологии специального обучения и воспитания» (сборник статей, представленных на заочной конференции в г. Иркутске, 24-26 октября 2012 г.);
- на международном уровне:
- февраль, 2014 г. - статья «Лесная зона — эколого-оздоровительная среда школы» в сборнике участников 1 Международной заочной научно-практической конференции, г. Чебоксары, Образовательный центр INCEPTUM.
Участие в школьном туре конкурса детских проектов: «Я умею, я могу. Я знаю…» с темой «Подснежники-первые вестники якутской весны» (январь 2013 г.)
4/21/17
Сидорова Катя-участие во всероссийском конкурсе рисунков «Дары осени»(сертификат) Цымбал Юля –участие во всероссийском конкурсе рассказов «Моя жизнь в школе» (2 место , диплом)
Участие в республиканском конкурсе «Я умею, я могу, я знаю»(сертификат)
3 место в III экологической конференции «Мой мир»
Гербарий
Гербарий
Зарисовки
Занятие кружка
Результаты деятельности кружка
Ромашка
- -Белая рубашка,
- В серединке - золотая,
- Кто она такая?
- Когда мое горлышко болит, Ромашка поможет , она исцелит . Я ею горлышко пополощу , Станет все в порядке , И я в школу пойду .
Земляника
- Птичка встала спозаранку,
- Капелькой умылась,
- Полетела на полянку –
- Очень удивилась:
- - Я вчера летала здесь,
- Песни пела, прыгала,
- Что полянка покраснела,
- Почему не видела?
- Птичка с веточки вспорхнула
- И под кустик заглянула:
- - Видно, солнышко пригрело
- Земляника вся поспела!
- Спелая, сладкая,
- Красная, ароматная:
- В саду растет клубника,
- А в лесу что? (Земляника)
Пижма
В широколиственных лесах
И на обочинах дорожек
Её ты встретишь всю в цветах,
Похожих чем-то на горошек.
Но сильный камфорный букет
Не любят мухи и москиты,
Оставит от ожога след -
Её соцветья ядовиты.
Пусть пижма - скромна, да лечебная все же она, Не зря же цветки на таблетки похожи, Еще - на цыплят, ярко- желтых пока, На ощупь - на замшевый носик щенка.
Умения и навыки ухода за растениями:
Усвоение знаний, умений и навыков (знание изученных видов комнатных лекарственных растений, изученных видов лекарственных растений флоры Якутии)
Развитие познавательного интереса
Воспитание бережного отношения к растениям:
Обобщающий этап: 2014-2015 год.
- составление пакета дидактических материалов по предмету, конспектов сценариев уроков;
- совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;
- повышение активизации познавательной деятельности учащихся;
- формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде, природе, навыков ухода за растениями;
- Развитие инициативы, творчества детей через совместную деятельность.
Самообразование имеет двойной результат: происходят изменения в качествах личности педагога, в его профессиональной компетентности и опосредованно в качестве деятельности образовательного учреждения.
Следовательно, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое педагогической деятельности и саморазвития учителя как важного фактора и условия развития его профессиональной компетентности.