Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализации.
АООП.
(Адаптированная основная
общеобразовательная программа).
Специальная индивидуальная программа развития
это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.
Вариант 2 АООП– это вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития.
Выделяют 3 группы:
1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП со спастическим тетрапарезом, гиперкинезами и т.д.), в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);
2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;
3) дети с умеренной умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала;
Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Структура СИПР
1.Индивидуальные сведения о ребенке
2.Структура СИПР
3.Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года
4.Индивидуальный учебный план.
4.1. Расписание занятий
5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре
6.Содержание образования:
6.1.Базовые учебные действия
6.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
6.3.Психолого-педагогическое сопровождение
6.4.Нравственное развитие
6.5.Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
6.6. Внеурочная деятельность
7.Программа сотрудничества с семьей
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
ФИО ребенка: Анисимов Данила Сергеевич Возраст ребенка: 20.07.2004г. (12 лет) Место жительства: г. Светлоград, ул. Гагарина,37 Отец: Анисимов Сергей Валентинович Мать: Анисимова Олеся Михайловна Год обучения в ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №17»: первый год Ступень обучения: 1 Группа (особые потребности): 3
Характеристика
Характеристика отражает:
1) бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к
образованию ребенка;
2) заключение ПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии
ребенка;
4) особенности проявления познавательных процессов: восприятий,
внимания, памяти, мышления;
5) состояние сформированности устной речи и речемыслительных
операций;
6) характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;
7) сформированость социально значимых знаний, навыков, умений:
8) потребность в уходе и присмотре.
9) выводы.
Индивидуальный учебный план
Предметные области
Язык и речевая практика
Учебные предметы
Групповые
Математика
Речь и альтернативная коммуникация
Окружающий мир
3
Математические представления
Индивидуаль-ные занятия
занятия
Окружающий природный мир
2
Учитель
2
Окружающий социальный мир
Учитель-
+
Искусство
Человек
1
+
логопед
Педагог-
3
Музыка и
+
психолог
Физическая культура
Изобразительная деятельность
2
движение
+
3
Адаптивная
Коррекционно-развивающие занятия
+
Логопедия
2
+
физическая культура
Развитие психомоторных и сенсорных процессов
2
+
Самообслуживание
1
+
Итого
1
+
1
22
+
1
2
+
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Время
8 20 - 9 00
Понедельник
1.Речь и альтернативная коммуникация
9 10 – 9 50
Вторник
Среда
10 00 – 10 40
2.Человек
1.Окружающий природный мир
2.Математические
3.Изобразительная деятельность
11 00 – 11 40
1. Речь и альтернативная коммуникация
представления
2.Музыка
3.Самообслуживание
4.Адаптивная физкультура
11 50 – 12 20
5. Классный час
3. Человек
4.Окружающий социальный мир
5. Ритмика
4.Изобразительная деятельность
Четверг
8 20 - 9 00
1. Окружающий природный мир
9 10 – 9 50
Пятница
1. Музыка
2. Математические
10 00 – 10 40
Суббота
---
2. Речь и альтернативная коммуникация
3.Самообслуживание
11 00 – 11 40
представления
3. Человек
4. Адаптивная физкультура
4. Изобразительная деятельность
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ (КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК)
С УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ И ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ
Специалист
Педагог-психолог
Занятие
Развитие психомоторных и сенсорных процессов
Дни недели
Понедельник
Учитель-логопед
Время
12 20 – 12 40
Логопедия
Среда
Понедельник
12 20 – 12 40
9 10 – 9 30
Среда
11 50 – 12 10
Содержание образования СИПР
Включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план .
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ В УХОДЕ И ПРИСМОТРЕ
режимные моменты
учитель
Подзавтрак
+
Гигиенические процедуры
воспитатель
+
Обед
+
Переодевание на физкультуру
+
Переодевание на ритмику
+
Переодевание на прогулку и с прогулки
+
Уход домой
+
+
+
+
В разработке СИПР для учащихся нашего класса под руководством зам. директора по УВР принимали участие: учитель, учитель-логопед, педагог-психолог.
ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ
Задачи
Мероприятия
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка
Сроки проведения
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации
- Индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)
Отчет о проведении
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения
- участие родителей в разработке СИПР
в течение уч. года
- Родительские собрания по темам:
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях
- «Трудности адаптационного периода первоклассников.
- посещение родителями уроков/занятий;
сентябрь
1 четверть
- информирование электронными средствами;
2 четверть
- «Привитие интереса к учебной деятельности».
- консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в учебных и домашних условиях, о способах развития мелкой моторики, выбор единых подходов и приемов работы;
в течение уч. года
- привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий.
- личные встречи, беседы;
в течение
в течение уч. года
- «Роль микроклимата в семье. Авторитет родителей».
уч. года
в течение уч. года
3 четверть
4 четверть
- Воспитание трудолюбия и здорового образа жизни».
- Подведение итогов года. Организация летних каникул
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
- Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Посуда», «Одежда и обувь», «Музыкальные инструменты». Предметные и сюжетные картинки, подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы, различные по форме, величине, цвету наборы материалов ( в т.ч. природного); наборы предметов для занятий ( типа «Нумикон», Монтессори и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до10); мозаики, трафареты, геометрические фигуры.
- Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
- Мячи разных размеров, флажки, гимнастическая стенка.
- Музыкальные инструменты (бубен, барабан, погремушка, дудочка, свистулька), музыкальный центр, аудиозаписи.
- Ноутбук, презентации, видеозаписи.
Мониторинг результатов обучения проводится в начале и конце года. На основе анализа диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
____
СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
ПО ИТОГАМ РЕАЛИЗАЦИИ СИПР НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД.
1 - не освоено 2- освоено частично 3- освоено полностью
№ п/п
Специалист.
Ф.И.О.
Год обуче-ния
Ф.И. учащегося
специалиста
Предмет
Начало года
с учителем
по инструк
самостоятельно
ции, образцу
Конец года
с учите
лем
по инструкции, образцу
Самос
тоятельно
Учитель: __________________________ ____________________
Учитель-логопед: __________________ _____________________
Педагог-психолог: __________________ _____________________
Родители: _____________________ ___________________
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Спасибо за внимание!