СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме : "Технология проектной деятельности в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика, формы и виды проектной технологии в школе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме : "Технология проектной деятельности в школе"»

Технология метода проектов- это вид технологии обучения, реализующей целостную проектную деятельность.
  • Технология метода проектов- это вид технологии обучения, реализующей целостную проектную деятельность.

Из истории метода проектов

  • Из истории метода проектов
  • Метод проектов возник еще в начале нынешнего столетия в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
  • «Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике» [Полат Е.С. Метод проектов]
  • Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу предоставляющие собой реализацию проектов» [Гузеев В.В. Планирование
Учащиеся видят конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили душу. Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества. Профессиональное самоопределение. «На что я способен? Где могу применить свои знания?» При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным –сложное, слабым – по их реальным возможностям. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.
  • Учащиеся видят конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили душу.
  • Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
  • Профессиональное самоопределение. «На что я способен? Где могу применить свои знания?»
  • При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным –сложное, слабым – по их реальным возможностям.
  • Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.
 Проекты можно различать по доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный – он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика; исследовательский (по структуре напоминает научное исследование) – он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов; информационный – направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории; творческий – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению проекта и презентации его результатов;

Проекты можно различать по доминирующей деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный – он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика;
  • исследовательский (по структуре напоминает научное исследование) – он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов;
  • информационный – направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории;
  • творческий – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению проекта и презентации его результатов;
ролево-игровой , участвуя в котором, проектанты берут на себя социальные роли или роли литературных или исторических персонажей, возможно, выдуманных героев с целью воссоздания через игровые ситуации различных ситуаций социальных или деловых отношений; монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины; межпредметные проекты – выполяются ислючительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
  • ролево-игровой , участвуя в котором, проектанты берут на себя социальные роли или роли литературных или исторических персонажей, возможно, выдуманных героев с целью воссоздания через игровые ситуации различных ситуаций социальных или деловых отношений;
  • монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины;
  • межпредметные проекты – выполяются ислючительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
По характеру контактов можно различать проекты: внутриклассные; внутришкольные; региональные; федеральные; международные.

По характеру контактов можно различать проекты:

  • внутриклассные;
  • внутришкольные;
  • региональные;
  • федеральные;
  • международные.
 По продолжительности: мини-проекты , которые могут укладываться в один урок или часть урока; краткосрочные проекты , требующие выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома; среднесрочные проекты выполняются в течение 30-40 ч. При осуществлении такого проекта возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Желательно проведение проектной недели; долгосрочные проекты , которые могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Желательно осуществлять их в рамках ученического научного общества. Весь цикл реализации годичного проекта выполняется во внеурочное время.

По продолжительности:

  • мини-проекты , которые могут укладываться в один урок или часть урока;
  • краткосрочные проекты , требующие выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома;
  • среднесрочные проекты выполняются в течение 30-40 ч. При осуществлении такого проекта возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Желательно проведение проектной недели;
  • долгосрочные проекты , которые могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Желательно осуществлять их в рамках ученического научного общества. Весь цикл реализации годичного проекта выполняется во внеурочное время.
по ведущей деятельности:
  • по ведущей деятельности:
    по сфере применения результатов:
    • по сфере применения результатов:
      по используемым технологиям:
      • по используемым технологиям:
        по способам объединения результатов на этапе презентации:
        • по способам объединения результатов на этапе презентации:

              по организационным формам проведения работы над проектом:   урочный;  урочный;  урочно-внеурочный;   внеурочный;   внешкольный;   урочно-внеурочный;   внеурочный;   внешкольный;
              • по организационным формам проведения работы над проектом:
              • урочный;
              • урочный;
              • урочно-внеурочный; внеурочный; внешкольный;
              • урочно-внеурочный;
              • внеурочный;
              • внешкольный;
              по видам презентации: печатное издание; печатное издание; инсценировка; инсценировка; макет;  видеодемонстрация; макет;  видеодемонстрация; компьютерная демонстрация; компьютерная демонстрация; представление в Интернете;   представление в Интернете;
              • по видам презентации:
              • печатное издание;
              • печатное издание;
              • инсценировка;
              • инсценировка;
              • макет; видеодемонстрация;
              • макет;
              • видеодемонстрация;
              • компьютерная демонстрация;
              • компьютерная демонстрация;
              • представление в Интернете;
              • представление в Интернете;
              по составу участников: по составу участников: внутриклассный; межклассный; разновозрастный; общешкольный; межшкольный; международный. внутриклассный; межклассный; разновозрастный; общешкольный; межшкольный; международный.

              по составу участников:

              • по составу участников:
              • внутриклассный; межклассный; разновозрастный; общешкольный; межшкольный; международный.
              • внутриклассный;
              • межклассный;
              • разновозрастный;
              • общешкольный;
              • межшкольный;
              • международный.
              Стадия работы над проектом Содержание работы 1.  Подготовка  Деятельность учащихся а)определение темы и целей проекта, его исходного положения б)подбор рабочей группы Деятельность учителя  Обсуждают тему проекта с учителем и получают необходимую дополнительную информацию. Определяют цели проекта.  Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

              Стадия работы над проектом

              Содержание работы

              1. Подготовка

              Деятельность учащихся

              а)определение темы и целей проекта, его исходного положения

              б)подбор рабочей группы

              Деятельность учителя

              Обсуждают тему проекта с учителем и получают необходимую дополнительную информацию. Определяют цели проекта.

              Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

              Стадия работы над проектом Содержание работы 2.  планирование Деятельность учащихся а)определение источников информации б)определение способов сбора и анализа информации в)определение способа представления результатов г)установление процедур и критериев оценки результатов проекта д)распределение задач между членами рабочей группы Деятельность учителя Формируют задачи проекта Вырабатывают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся.

              Стадия работы над проектом

              Содержание работы

              2. планирование

              Деятельность учащихся

              а)определение источников информации

              б)определение способов сбора и анализа информации

              в)определение способа представления результатов

              г)установление процедур и критериев оценки результатов проекта

              д)распределение задач между членами рабочей группы

              Деятельность учителя

              Формируют

              задачи

              проекта

              Вырабатывают и

              обосновывают

              критерии успеха

              проектной

              деятельности

              Предлагает идеи,

              высказывает

              предложения.

              Наблюдает за

              работой учащихся.

              Стадия работы над проектом Содержание работы 3.  исследование Деятельность учащихся а)сбор и уточнение информации б)выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта в)выбор оптимального варианта хода проекта г)поэтапное выполнение исследовательских задач Деятельность учителя  Поэтапное выполнение задачи проекта  Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

              Стадия работы над проектом

              Содержание работы

              3. исследование

              Деятельность учащихся

              а)сбор и уточнение информации

              б)выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

              в)выбор оптимального варианта хода проекта

              г)поэтапное выполнение исследовательских задач

              Деятельность учителя

              Поэтапное выполнение задачи проекта

              Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

              Стадия работы над проектом Содержание работы 4.  Выводы а)анализ информации б)формулирование выводов Деятельность учащихся Деятельность учителя  Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект  Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

              Стадия работы над проектом

              Содержание работы

              4. Выводы

              а)анализ информации

              б)формулирование выводов

              Деятельность учащихся

              Деятельность учителя

              Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

              Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

              Стадия работы над проектом Содержание работы 5.  Представление (защита) проекта и оценка его результатов Деятельность учащихся а)подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов б)анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Деятельность учителя  Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

              Стадия работы над проектом

              Содержание работы

              5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

              Деятельность учащихся

              а)подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов

              б)анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

              Деятельность учителя

              Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке

              Слушает, задает

              вопросы в роли

              рядового участника.

              При необходимости

              направляет процесс

              анализа. Оценивает

              усилия учащихся,

              качество отчета,

              креативность,

              качество

              использования источников, потенциал продолжения проекта

              Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная( индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов и распределение ролей). Использование исследовательских методов.

              Основные требования к использованию метода проектов:

              • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.
              • Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
              • Самостоятельная( индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
              • Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов и распределение ролей).
              • Использование исследовательских методов.
              Методический паспорт проектной работы Адресация  - тема, цели, задачи,  - возраст учащихся, класс,  - время работы над проектом,  - режим работы. Обеспечение  - материально-техническое, учебно-материальное, информационное  - ЗУН и общеучебные навыки, необходимые для самостоятельной работы  - специфические умения и навыки, необходимые для работы над проектом  - мотивация к работе

              Методический паспорт проектной работы

              • Адресация

              - тема, цели, задачи,

              - возраст учащихся, класс,

              - время работы над проектом,

              - режим работы.

              • Обеспечение

              - материально-техническое, учебно-материальное, информационное

              - ЗУН и общеучебные навыки, необходимые для самостоятельной работы

              - специфические умения и навыки, необходимые для работы над проектом

              - мотивация к работе

              Методический паспорт проектной работы 3. Предполагаемые приращения : Новое содержание по каждой теме, Новые практические приемы, Обобщенные понятия, представления, на получение которых направлен результат проекта, Развитие навыков самостоятельной  работы, мыслительной деятельности, Воспитание толерантности, расширение кругозора. 4. Статус проекта : автор-разработчик, опыт использования, степень распространения

              Методический паспорт проектной работы

              3. Предполагаемые приращения :

              • Новое содержание по каждой теме,
              • Новые практические приемы,
              • Обобщенные понятия, представления, на получение которых направлен результат проекта,
              • Развитие навыков самостоятельной

              работы, мыслительной деятельности,

              • Воспитание толерантности, расширение кругозора.

              4. Статус проекта : автор-разработчик, опыт использования, степень распространения

              Роль учителя в ходе выполнения проектной деятельности

              Роль учителя в ходе выполнения проектной деятельности

                ПРОЕКТ - « ПЯТЬ П »  То есть проект — это « пять П »: П роблема — П роектирование (планирование) — П оиск информации — П родукт — П резентация. Шестое «П» проекта — его П ортфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом, должен иметь свой конкретный продукт!

                ПРОЕКТ - « ПЯТЬ П »

                • То есть проект — это « пять П »:
                • П роблема — П роектирование (планирование) — П оиск информации — П родукт — П резентация.
                • Шестое «П» проекта — его П ортфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
                • Важное правило: каждый этап работы над проектом, должен иметь свой конкретный продукт!
                Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства;  Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция;  Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ...; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.
                • Web-сайт;
                • Анализ данных социологического опроса;
                • Атлас;
                • Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план;
                • Видеофильм;
                • Видеоклип;
                • Выставка;
                • Газета;
                • Действующая фирма;
                • Журнал;
                • Законопроект;
                • Игра;
                • Карта;
                • Коллекция;
                • Костюм;
                • Макет;
                • Модель;
                • Музыкальное произведение;
                • Мультимедийный продукт;
                • Оформление кабинета;
                • Пакет рекомендаций;
                • Письмо в ...;
                • Праздник;
                • Прогноз;
                • Публикация;
                • Путеводитель;
                • Серия иллюстрации;
                • Система школьного самоуправления;
                • Сказка;
                • Справочник;
                • Сравнительно-сопоставительный анализ;
                • Статья;
                • Сценарий;
                • Учебное пособие;
                • Чертеж;
                • Экскурсия.