СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "Живопись первой половины XIX века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация посвящена основным направлениям живописи первой половины XIX века. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Живопись первой половины XIX века"»

Русская живопись первой половины XIX века. Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Но при этом официально признанным методом был классицизм. Академия художеств превратилась в консервативное и косное учреждение, препятствовавшее любым попыткам художников проявить свободу в творчестве. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников отнюдь не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.

Русская живопись первой половины XIX века.

Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Но при этом официально признанным методом был классицизм. Академия художеств превратилась в консервативное и косное учреждение, препятствовавшее любым попыткам художников проявить свободу в творчестве. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников отнюдь не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.

Василий Андреевич Тропинин  Орест Адамович Кипренский  Карл Павлович Брюллов    Александр Андреевич Иванов  Алексей Гаврилович Венецианов
  • Василий Андреевич Тропинин

  • Орест Адамович Кипренский

  • Карл Павлович Брюллов  

  • Александр Андреевич Иванов

  • Алексей Гаврилович Венецианов

Василий Андреевич Тропинин родился   (30) марта   1776 год  в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Дочь графа вышла замуж за выдающегося военачальника  И. М.  Моркова , и село Тропинина и он сам стали собственностью Моркова. Василия другие крепостные ненавидели, так как его отец был старостой, но Василий никогда не жаловался на избиения и издевательства крепостных, в том числе за то, что он с детства рисовал людей и обнаруживал их характерные черты в своих рисунках.

Первые работы художника относят к романтизму. Будучи в Санкт-Петербурге, он находился в среде горожан, мелких и средних помещиков, с которых позже и стал писать портреты, что привело его к реализму.

Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть качества героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей.

Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей.

Василий Андреевич Тропинин  Орест Адамович Кипренский  Карл Павлович Брюллов    Александр Андреевич Иванов  Алексей Гаврилович Венецианов
  • Василий Андреевич Тропинин

  • Орест Адамович Кипренский

  • Карл Павлович Брюллов  

  • Александр Андреевич Иванов

  • Алексей Гаврилович Венецианов

Орест Кипренский , внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 ( 24 ) марта  1782 года  на  мызе  Нежинской (д.  Нежново , где установлена мемориальная доска, а в 2014 году планируется установка памятника) (близ  Копорья , на территории нынешней  Ленинградской области ). По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе [1] .

Получив вольную, в  1788 году  был зачислен в Воспитательное училище при  петербургской Академии художеств  под фамилией Кипренский. Учился в академии до  1803 года . Жил в  Москве  ( 1809 год ),  Твери  ( 1811 год ),  Петербурге  ( 1812 год ), а в 1816—1822 и с 1828 года — в  Риме  и  Неаполе .

О. Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В Италии работу приняли за творение  Рембрандта . В 1809 году Кипренский создает «Портрет Е. В. Давыдова».

Наиболее известные произведения — портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в  Третьяковской галерее , а также автопортрет (1808), изображения поэтов  К. Н. Батюшкова  (1815), Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург,  В. А. Жуковского  (1816).

В 1827 году О. А. Кипренским по заказу  А.А. Дельвига  был выполнен  портрет   А. С. Пушкина  (весной того же года Пушкин стал моделью В. Тропинина). На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому.

Василий Андреевич Тропинин  Орест Адамович Кипренский  Карл Павлович Брюллов    Александр Андреевич Иванов  Алексей Гаврилович Венецианов
  • Василий Андреевич Тропинин

  • Орест Адамович Кипренский

  • Карл Павлович Брюллов  

  • Александр Андреевич Иванов

  • Алексей Гаврилович Венецианов

Карл Па́влович Брюлло́в -   русский [3] художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель  академизма .

Творчество К. П. Брюллова стало вершиной позднего  русского романтизма , когда чувство гармонической цельности и красоты мира сменилось ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям, необычайным темам и ситуациям. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема — не борьба героев, как в  классицизме , а судьбы огромных человеческих масс. В своем центральном произведении  «Последний день Помпеи» (1830—1833)  Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе. Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, Брюллов совершил в своём творчестве показательную для эпохи романтизма эволюцию — от радостного приятия жизни ранних произведений («Всадница», 1832) до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848), предвосхитив достижения мастеров второй половины века, например, таких как  И. Е. Репин  («Портрет М. П. Мусоргского», 1881). Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.

Василий Андреевич Тропинин  Орест Адамович Кипренский  Карл Павлович Брюллов    Александр Андреевич Иванов  Алексей Гаврилович Венецианов
  • Василий Андреевич Тропинин

  • Орест Адамович Кипренский

  • Карл Павлович Брюллов  

  • Александр Андреевич Иванов

  • Алексей Гаврилович Венецианов

Александр Иванов родился 16 ( 28 ) июля  1806 года  в семье художника. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в  Императорскую Академию Художеств . Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников, учился под руководством своего отца, профессора живописи  Андрея Ивановича Иванова .

Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в  1830 году  отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в  Дрездене , прибыл в  Рим .

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека»  Микеланджело  в  Сикстинской капелле  и в написании эскизов на разные библейские сюжеты.

Ободренный успехом, Иванов принялся за « Явление Христа народу » [6] . Работа затянулась на двадцать лет ( 18361857 ), и только в  1858 году  Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность [ источник не указан 1646 дней ] .

Иванов скончался 3 (15) июля  1858 года  от  холеры . Был похоронен в  Санкт-Петербурге  на  Новодевичьем кладбище [7] . В 1936 году перезахоронен с переносом памятника на  Тихвинском кладбище   Александро-Невской лавры [8]  .

Василий Андреевич Тропинин  Орест Адамович Кипренский  Карл Павлович Брюллов    Александр Андреевич Иванов  Алексей Гаврилович Венецианов
  • Василий Андреевич Тропинин

  • Орест Адамович Кипренский

  • Карл Павлович Брюллов  

  • Александр Андреевич Иванов

  • Алексей Гаврилович Венецианов

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов  ( 1780 — 1847 ) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член  Петербургской академии художеств , основатель так называемой  венециановской школы .  Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал  Н. В. Гоголя  (1834),  В. П. Кочубея  (1830-е),  Н. М. Карамзина  (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Портрет также олицетворял единство старой Академии (К. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, считался патриархом Академии) с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов  ( 17801847 ) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член  Петербургской академии художеств , основатель так называемой  венециановской школы .

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал  Н. В. Гоголя  (1834),  В. П. Кочубея  (1830-е),  Н. М. Карамзина  (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Портрет также олицетворял единство старой Академии (К. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, считался патриархом Академии) с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.

Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!