СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по возрастным особенностям сюжетно-ролевой игры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по возрастным  особенностям сюжетно-ролевой игры.

Подготовила воспитатель: Романова Татьяна Анатольевна,

воспитатель I категории МДОУ «Детский сад №102»

Цель: повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в воспитательно - образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС

Задачи: Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка. Способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно-ролевых игры.

Просмотр содержимого презентации
«Презен.с.р.игра - копия»

Подготовила воспитатель: Романова Татьяна Анатольевна, воспитатель МДОУ «Детский сад №102» Презентация по возрастным особенностям

Подготовила воспитатель: Романова Татьяна Анатольевна, воспитатель МДОУ «Детский сад №102»

Презентация по возрастным

особенностям

Цель: повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в воспитательно - образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС Задачи: Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка. Способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно-ролевых игры.

Цель: повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в воспитательно - образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС

Задачи: Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка. Способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно-ролевых игры.

Дошкольное детство – это самый важный период становления личности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – ИГРА, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Сюжетно-ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни.

Дошкольное детство – это самый важный период становления личности.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – ИГРА, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Сюжетно-ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни.

Игра глазами выдающихся учёных Платон в своём «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремёслам и воинскому искусству немыслимо без игры. Карл Гросс (немецкий учёный), первый предпринявший попытку систематического изучения игры в конце 19 века считал, что в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование («теория предупреждения») Учёный называет игру изначальной школой поведения. Януш Корчак (польский терапевт и писатель) считал, что игра-это возможность отыскать себя в обществе, человечестве, Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как в народном творчестве - песнях, танцах, фольклоре. Жан Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.

Игра глазами выдающихся учёных

Платон в своём «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремёслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

Карл Гросс (немецкий учёный), первый предпринявший попытку систематического изучения игры в конце 19 века считал, что в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование («теория предупреждения») Учёный называет игру изначальной школой поведения.

Януш Корчак (польский терапевт и писатель) считал, что игра-это возможность отыскать себя в обществе, человечестве, Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как в народном творчестве - песнях, танцах, фольклоре.

Жан Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.

Методы и приемы организации игры

Традиционные и нетрадиционные

Задачи Традиционные Нетрадиционные

Расширять представления детей об окружающей жизни. Обогащать знания детей об окружающей жизни.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Рассказ воспитателя. Чтение художественной литературы.

Беседа.

Отгадывание загадок.

Изучать интересы детей, их любимые игры.

Использование ИКТ для организации виртуальных путешествий. Тематических презентаций Power Point.

Использование мультимедийной аппаратуры для организации виртуальных экскурсий.

Наблюдение за игровыми объединениями детей.

Рисование на тему «Как мы играем», «Мои игрушки».

Беседа на тему «Любимые игры», «Мои друзья».

Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду».

Создавать «материальную основу» для игры. Обогащать «материальную базу» для игры.

Беседа об использовании предметов, игрушек.

Изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек- самоделок, поделок.

Внесение новых игрушек и предметов.

Проведение интервьюирования по теме планируемой игры с использованием видеозаписи.

Использование ширм, витрин, рамок для отдельных сюжетов одной игры.

Показ-панорама планируемой игры

Оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре. Развивать творческие способности детей. Предложение темы игры, новых сюжетов. Обсуждение игрового сюжета. Создание игровой воображаемой ситуации. Создание игровой обстановки. Разработка плана игры. Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры. Распределение ролей. Ролевое участие в игре.  Формировать специфические игровые умения. Придумывание нового сюжета знакомых игр или с новыми героями, например сказочными героями (например, Баба-Яга - продавец, Кащей шофёр, Змей Горыныч- охранник) Показ игровых действий с игрушками, предметами, предметами-заместителями. Употребление условной игровой терминологии. Разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей). Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой. Прием параллельной игры. Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера) Создание разновозрастных игровых триад.

Оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре. Развивать творческие способности детей.

Предложение темы игры, новых сюжетов.

Обсуждение игрового сюжета.

Создание игровой воображаемой ситуации.

Создание игровой обстановки. Разработка плана игры.

Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры. Распределение ролей. Ролевое участие в игре.

Формировать специфические игровые умения.

Придумывание нового сюжета знакомых игр или с новыми героями, например сказочными героями (например, Баба-Яга - продавец, Кащей шофёр, Змей Горыныч- охранник)

Показ игровых действий с игрушками, предметами, предметами-заместителями.

Употребление условной игровой терминологии.

Разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей).

Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой.

Прием параллельной игры. Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера)

Создание разновозрастных игровых триад.

Структурные элементы сюжетно- ролевой игры

Структурные элементы сюжетно- ролевой игры

  • Сюжет (тема) игры - это , по Даниил Боисович Эльконину, та сфера действительности, которая отражается в игре.
  • Содержание – это то, что конкретно отражается в игре.
  • Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация – совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.
  • Замысел – план действий, задуманный играющими.
  • Роль – это образ существа (человека, животного) или предмета, который ребёнок изображает в игре.
  • Ролевое (игровое) действие – это деятельность ребёнка в роли. Определённая комбинация, последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре.
  • Ролевое (игровое взаимодействие) предполагает осуществление взаимоотношений с партнёром (партнёрами) по игре, диктуемых ролью, т.к. ребёнок, взявший на себя какую- либо роль, должен принимать во внимание и роль своего партнёра по игре, координируя с ним свои действия.
  • Правила – это порядок, предписание действий в игре.
Название игры Младшая группа Ряжение Семья Средняя группа + Доктор Мама, папа, дети + Старший возраст + объединение с парикмахерской, доктором Доктор Магазин бытовые сюжеты, транспорт медсестра, карта больного Овощи, фрукты, посуда, игрушки аптека, регистратура, скорая помощь, врачи - специалисты отделы: хлебный, молочный, кондитерский отделы: гастроном, рыба, мясо, обувь, одежда, мебель, бытовая техника.

Название игры

Младшая группа

Ряжение

Семья

Средняя группа

+

Доктор

Мама, папа, дети

+

Старший возраст

+

объединение с парикмахерской, доктором

Доктор

Магазин

бытовые сюжеты, транспорт

медсестра, карта больного

Овощи, фрукты, посуда, игрушки

аптека, регистратура, скорая помощь, врачи - специалисты

отделы: хлебный, молочный, кондитерский

отделы: гастроном, рыба, мясо, обувь, одежда, мебель, бытовая техника.

Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет): В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям. Задачи воспитателя: в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом; развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с  игрушками в новые игровые ситуации; развивать умение выполнять действия в соответствии с ролями; развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода. Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны.

Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр

Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет):

В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления,

дети еще только обучаются игровым действиям.

Задачи воспитателя:

  • в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
  • развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с

игрушками в новые игровые ситуации;

  • развивать умение выполнять действия в соответствии с ролями;
  • развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.

Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые

игровые зоны.

Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр

Средняя группа:

Задачи воспитателя:

  • в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей,

совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;

  • учить детей готовить обстановку для игры — подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное

место;

  • развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов

развивать умение использовать предметы-заместители.

  • В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные

игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть

использованы для игр «Аптека» и «Больница».

  • Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в

сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам

для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во

второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды,

обуви и др.

Старшая и подготовительная группы:

Задачи воспитателя:

  • развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
  • развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
  • учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
  • учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
  • развивать умение использовать предметы-заместители.

Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных.

Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала - чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах должны быть мягкие игровые модули.

В группах старшего дошкольного возраста необходимы так же различные макеты для развития режиссерских игр детей.

Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности. Поэтому в группах старшего возраста могут появиться такие ранее не известные игры, как «Туристическая фирма» или «Рекламное агентство», «Телевидение» и др.

По-прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов-заместителей

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!