СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Подвиг любви бескорыстной. (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по произведению Н.Некрасова "Русские женщины".

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Подвиг любви бескорыстной. (7 класс)»

тема Ресурс подготовила учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей ВКО Подольская Ирина Александровна

тема

Ресурс подготовила

учитель русского языка и литературы

КГУ СОШ № 4 г.Семей ВКО

Подольская Ирина Александровна

Цели и задачи  Раскрыть художественное своеобразие поэмы  Н. Некрасова «Русские женщины».  Раскрыть смысл названия поэмы; особенности  изображения русского национального характера.

Цели и задачи

  • Раскрыть художественное своеобразие поэмы

Н. Некрасова «Русские женщины».

  • Раскрыть смысл названия поэмы; особенности

изображения русского национального характера.

Цели и задачи 1-й урок – урок-концерт; 2-й урок в рамках RWCT  инсценирование произведения учащимися  составление кратких конспектов;  метод ассоциаций  ЖИГСО I;  стратегия УГЛЫ;  эссе  саморефлексия  работа в группах  коллективная учителя с классом.

Цели и задачи

1-й урок – урок-концерт;

2-й урок в рамках RWCT

  • инсценирование произведения учащимися
  • составление кратких конспектов;
  • метод ассоциаций
  • ЖИГСО I;
  • стратегия УГЛЫ;
  • эссе
  • саморефлексия
  • работа в группах
  • коллективная учителя с классом.
Литература – история – живопись - музыка Поэма Н. Некрасова «Русские женщины». Книжная выставка. Фрагменты фильма «Звезда пленительного счастья». «14 декабря 1825г.» в портретах, иллюстрациях, документах. Дидактический материал для каждого учащегося. «Карта путешествия» для каждой группы. Оценки – символическая карета 5 цветов для каждой группы. Памятки для учащихся. Газета «Своей судьбой гордимся мы…» Фломастеры, ватман, бумага… Синтез. оборудование

Литература – история – живопись - музыка

Поэма Н. Некрасова «Русские женщины».

Книжная выставка.

Фрагменты фильма «Звезда пленительного счастья».

«14 декабря 1825г.» в портретах, иллюстрациях, документах.

Дидактический материал для каждого учащегося.

«Карта путешествия» для каждой группы.

Оценки – символическая карета 5 цветов для каждой группы.

Памятки для учащихся.

Газета «Своей судьбой гордимся мы…»

Фломастеры, ватман, бумага…

Синтез. оборудование

1 группа уч-ся готовит литературно-музыкальную композицию; 2 группа учащихся готовит техническую поддержку урока; 3 группа учащихся оформляет кабинет в стиле гостиной Все ученики познакомятся по учебнику истории с событиями 14 декабря 1825 года; Прочесть всю поэму Н.Некрасова «Русские женщины».    Синтез. оборудование
  • 1 группа уч-ся готовит литературно-музыкальную композицию;
  • 2 группа учащихся готовит техническую поддержку урока;
  • 3 группа учащихся оформляет кабинет в стиле гостиной
  • Все ученики познакомятся по учебнику истории с событиями 14 декабря 1825 года;
  • Прочесть всю поэму Н.Некрасова «Русские женщины».

Синтез. оборудование

Цитата Одоевский Вдруг ангелы с лазури низлетели, Явилися, как дочери земли, И узникам с улыбкой утешенья Любовь и мир душевный принесли. Поэт, декабрист А. Одоевский

Цитата Одоевский

Вдруг ангелы с лазури низлетели,

Явилися, как дочери земли,

И узникам с улыбкой утешенья

Любовь и мир душевный принесли.

Поэт, декабрист А. Одоевский

Цитата Вера Фигнер  Не найдем ли мы в этих женщинах то необыкновенное, что поражало и восхищало их современников. Вера Фигнер.

Цитата Вера Фигнер

Не найдем ли мы в этих женщинах то необыкновенное, что поражало и восхищало их современников.

Вера Фигнер.

Цитата декабрист Беляев  Слава и краса нашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности, таких чудных, идеальных жен! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твердости, при всей юности, нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена ваши! Декабрист А.П. Беляев.

Цитата декабрист Беляев

Слава и краса нашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности, таких чудных, идеальных жен! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твердости, при всей юности, нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена ваши!

Декабрист А.П. Беляев.

Цитата Н.Н. Некрасова Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны  Вы что-нибудь прекраснее встречали.  Их имена забыться не должны. Н.А. Некрасов.

Цитата Н.Н. Некрасова

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Н.А. Некрасов.

Цитата Ф. Достоевский  Они бросили все: знатность, богатство, связи, родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой только может быть. Ни в чем не повинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли все, что перенесли их осужденные мужья… Ф.М. Достоевский.

Цитата Ф. Достоевский

Они бросили все: знатность, богатство, связи, родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой только может быть. Ни в чем не повинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли все, что перенесли их осужденные мужья…

Ф.М. Достоевский.

органайзер 1 часть Какие произведения вы читали о декабристах? Кто такие декабристы? Что вы знаете о декабрьских событиях 1825г.? Кого вы знаете из декабристов? Какую роль играли женщины в декабрьских событиях 1825г.? Что с ними случилось?

органайзер

1 часть

Какие произведения вы читали о декабристах?

Кто такие декабристы?

Что вы знаете о декабрьских событиях 1825г.?

Кого вы знаете из декабристов?

Какую роль играли женщины в декабрьских событиях 1825г.?

Что с ними случилось?

2 часть органайзер 14 декабря 1825г., они стали как бы соучастницами мужчин в освобождающем движении ЖЕНЩИНА  Декабризм оказал глубокое нравственное влияние на женщин, раскрыл их лучшие душевные качества, пробудил готовность к самопожертвованию, мужеству, энергию, показал, что они обладают неисчерпаемым запасом любви и участия ЖЕНА МАТЬ 11 из женщин преодолели то путешествие, которое сам царь считал «ужасным»… Добровольно стали ссыльнокаторжными, последовав за своими мужьями.

2 часть

органайзер

14 декабря 1825г., они стали как бы соучастницами мужчин в освобождающем движении

ЖЕНЩИНА

Декабризм оказал глубокое нравственное влияние на женщин, раскрыл их лучшие душевные качества, пробудил готовность к самопожертвованию, мужеству, энергию, показал, что они обладают неисчерпаемым запасом любви и участия

ЖЕНА

МАТЬ

11 из женщин преодолели то путешествие, которое сам царь считал «ужасным»…

Добровольно стали ссыльнокаторжными, последовав за своими мужьями.

Часть 3 Что их подвигло на это решение? Что они вернули своим мужьям? Что получили взамен?

Часть 3

Что их подвигло на это решение?

Что они вернули своим мужьям?

Что получили взамен?

Вывод 1 Дворянское воспитание внушало христианские идеи любви и всепрощения, верность старинным устоям. Дочери и сестры участников войны 1812г. Вместе со всеми пережили то время особого подъема национального самосознания и патриотизма, по влиянием которого складывались их понятия о чести, любви к Родине. Заложенные в детские годы нравственные принципы дали о себе знать в трудную минуту жизни.

Вывод 1

  • Дворянское воспитание внушало христианские идеи любви и всепрощения, верность старинным устоям.
  • Дочери и сестры участников войны 1812г. Вместе со всеми пережили то время особого подъема национального самосознания и патриотизма, по влиянием которого складывались их понятия о чести, любви к Родине.
  • Заложенные в детские годы нравственные принципы дали о себе знать в трудную минуту жизни.
Задание 1. Проранжируйте понятия по степени личной значимости. РАНЖИР – распределение по порядку, построение в шеренгу по росту. ____ здоровье ____ семья ____ родина ____ почет ____ любовь ____ долг ____ богатство ____ предательство ____ честь ____ свобода

Задание 1.

Проранжируйте понятия по степени личной значимости.

РАНЖИР – распределение по порядку, построение в шеренгу по росту.

____ здоровье

____ семья

____ родина

____ почет

____ любовь

____ долг

____ богатство

____ предательство

____ честь

____ свобода

 Изучить полученную информацию.  Выработать план ответа.  Найти ключевую фразу, помогающую понять  идею автора.  Аргументировать свой ответ из текста. Задание 2 ЖИГСО I 1 группа 2 группа 3 группа Изучить историческую справку о жизни Е. Трубецкой. Изучить события Изучить историческую справку о жизни М. Волконской. 14 декабря 1825г. 4 группа 5 группа История создания А.С. Пушкиным стихотворения «Во глубине сибирских руд». История создания поэмы Н.А. Некрасовым «Русские женщины».
  • Изучить полученную информацию.
  • Выработать план ответа.
  • Найти ключевую фразу, помогающую понять

идею автора.

  • Аргументировать свой ответ из текста.

Задание 2

ЖИГСО I

1 группа

2 группа

3 группа

Изучить историческую справку о жизни Е. Трубецкой.

Изучить события

Изучить историческую справку о жизни М. Волконской.

14 декабря 1825г.

4 группа

5 группа

История создания А.С. Пушкиным стихотворения «Во глубине сибирских руд».

История создания поэмы Н.А. Некрасовым «Русские женщины».

Задание 3 Синквей __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________

Задание 3

Синквей

  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
Синквей __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________

Синквей

  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
  • __________________________
СИНКВЕЙН - пятистишие 1 строка – 1 слово – название стихотворения, объект исследования, обычно существительное. 2 строка – 2 прилагательных или причастия, описывающие заданную тему. 3 строка – 3 глагола, т.е. действия относящиеся к теме. 4 строка – 4 слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – 1 слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

СИНКВЕЙН - пятистишие

1 строка 1 слово – название стихотворения, объект исследования, обычно существительное.

2 строка 2 прилагательных или причастия, описывающие заданную тему.

3 строка 3 глагола, т.е. действия относящиеся к теме.

4 строка 4 слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строка 1 слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

6 2 3 4 1 5 П.И.А. П.И.А. П.И.А. П.И.А. П.И.А. П.И.А. группа группа группа группа группа группа

6

2

3

4

1

5

П.И.А.

П.И.А.

П.И.А.

П.И.А.

П.И.А.

П.И.А.

группа

группа

группа

группа

группа

группа

Вывод 2  Материалы о проводах Волконской в Сибирь впервые были опубликованы в 1875г. В журнале «Русская старина», когда цензурные гонения на декабрьскую тему – через 50 лет после восстания! – были прекращены. В журнале поместили лирические заметки Зинаиды Волконской, воспевшие сестру по духу и ее подвиг: «О ты, пришедшая отдохнуть в моем жилище, ты, которую я знала в течение только трех дней и назвала своим другом! Образ твой лег мне на душу. Я вижу тебя заочно: твой высокий стан встает передо мною, как величавая мысль, а грациозные движения твои так же мелодичны, как небесные звезды, по верованию древних. У них тебя глаза, волосы, цвет лица, как у девы, рожденной на берегах Ганга, и подобно ей, ЖИЗНЬ ТВОЯ ЗАПЕЧЕТЛЕНА ДОЛГОМ И ЖЕРТВОЮ… Было время, говорила ты, голос твой был звучный, но страдания заглушили его… Однако я слышала твое пение: оно не умолкло, оно никогда не умолкает: твои речи, твоя молодость, твой взгляд, все существо твое издает звуки, которые в будущем… ЖИЗНЬ ТВОЯ НЕ ЕСТЬ ЛИ ГИМН…»

Вывод 2

Материалы о проводах Волконской в Сибирь впервые были опубликованы в 1875г. В журнале «Русская старина», когда цензурные гонения на декабрьскую тему – через 50 лет после восстания! – были прекращены. В журнале поместили лирические заметки Зинаиды Волконской, воспевшие сестру по духу и ее подвиг: «О ты, пришедшая отдохнуть в моем жилище, ты, которую я знала в течение только трех дней и назвала своим другом! Образ твой лег мне на душу. Я вижу тебя заочно: твой высокий стан встает передо мною, как величавая мысль, а грациозные движения твои так же мелодичны, как небесные звезды, по верованию древних. У них тебя глаза, волосы, цвет лица, как у девы, рожденной на берегах Ганга, и подобно ей, ЖИЗНЬ ТВОЯ ЗАПЕЧЕТЛЕНА ДОЛГОМ И ЖЕРТВОЮ… Было время, говорила ты, голос твой был звучный, но страдания заглушили его… Однако я слышала твое пение: оно не умолкло, оно никогда не умолкает: твои речи, твоя молодость, твой взгляд, все существо твое издает звуки, которые в будущем… ЖИЗНЬ ТВОЯ НЕ ЕСТЬ ЛИ ГИМН…»

Жизнь, запечатленная жертвой и долгом 14 декабря 1825г. царь  НИКОЛАЙ I РОССИЯ храбрые смерть отважные казнь преданные НЕРЧИНСК каторга мужественные слезы бескорыстные потери самоотверженные унижения стойкие смелые А.С. Пушкин А.С. Грибоедов долг Я М.Ю. Лермонтов честь семь Н.А. Некрасов

Жизнь, запечатленная жертвой и долгом

14 декабря 1825г.

царь

НИКОЛАЙ I

РОССИЯ

храбрые

смерть

отважные

казнь

преданные

НЕРЧИНСК

каторга

мужественные

слезы

бескорыстные

потери

самоотверженные

унижения

стойкие

смелые

А.С. Пушкин

А.С. Грибоедов

долг

Я

М.Ю. Лермонтов

честь

семь

Н.А. Некрасов

Эссе Ф.И. Ученика(-цы)7 класса «____» «___»________________ 2010г. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ эссе

Эссе

Ф.И.

Ученика(-цы)7 класса «____»

«___»________________ 2010г. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

эссе

Вывод 3  Душевная щедрость и твердая воля, действенная любовь и умение пострадать за ближнего, гражданское мужество – все то, что впитала в себя нравственность декабристок, - волновала и волнует нас и поныне, поэтому проходят годы, но подвиг во имя любви бескорыстной тревожит наши души и сегодня.

Вывод 3

Душевная щедрость и твердая воля, действенная любовь и умение пострадать за ближнего, гражданское мужество – все то, что впитала в себя нравственность декабристок, - волновала и волнует нас и поныне, поэтому проходят годы, но подвиг во имя любви бескорыстной тревожит наши души и сегодня.

Пометочная карта Ф.И.___________________________ 7 класс «____» «____»_______________ 2010г. Удачно выступил в роли спикера 1. КЛАСТЕР 2. РАНЖИР Активно участвовал в работе группы Много дополнял. мои предложения были одобрены 3. Работа со статьей Внимательно слушал, самостоятельно работал 4. Работа в группе Был пассивным слушателем 5. Вопросы герою/ автору ИТОГО 6. УГЛЫ оценка в баллах от «о» - «5» 7. ЭССЕ 8. Оценка за урок «___»

Пометочная карта

Ф.И.___________________________

7 класс «____»

«____»_______________ 2010г.

Удачно выступил в роли спикера

1. КЛАСТЕР

2. РАНЖИР

Активно участвовал в работе группы

Много дополнял. мои предложения были одобрены

3. Работа со статьей

Внимательно слушал, самостоятельно работал

4. Работа в группе

Был пассивным слушателем

5. Вопросы герою/ автору

ИТОГО

6. УГЛЫ

оценка в баллах от «о» - «5»

7. ЭССЕ

8. Оценка за урок

«___»

Домашнее задание Сопоставьте поэмы «Княгиня М.Н. Волконская» и «Княгиня Трубецкая» - «4». Выполните задание №3 по рабочей тетради для 7 класса с. 35- «3» Постройте модель пространства художественного мира поэмы Н.А. Некрасова - «4». Составьте развернутый цитатный план по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» - «5».

Домашнее задание

  • Сопоставьте поэмы «Княгиня М.Н. Волконская» и «Княгиня Трубецкая» - «4».
  • Выполните задание №3 по рабочей тетради для 7 класса с. 35- «3»
  • Постройте модель пространства художественного мира поэмы Н.А. Некрасова - «4».
  • Составьте развернутый цитатный план по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» - «5».
Памятка-вкладыш  Жизнь изменилась, ужас перед Сибирью она (Екатерина Трубецкая) преодолела другими, еще более жуткими ужасами; да, она повысила требования к личности и женщину наряду с мужчиной повела на эшафот и на расстрел. Но духовная красота остается красотой и в отдаленности времен, и обаятельный образ женщины второй четверти прошлого столетия сияет и теперь в немеркнущем блеске прежних дней.  Марк Сергеев

Памятка-вкладыш

Жизнь изменилась, ужас перед Сибирью она (Екатерина Трубецкая) преодолела другими, еще более жуткими ужасами; да, она повысила требования к личности и женщину наряду с мужчиной повела на эшафот и на расстрел. Но духовная красота остается красотой и в отдаленности времен, и обаятельный образ женщины второй четверти прошлого столетия сияет и теперь в немеркнущем блеске прежних дней.

Марк Сергеев

Приглашение на урок  Уважаемая Надежда Геннадьевна  !  Приглашаю Вас принять участие в уроках по произведению Н.А. Некрасова «Русские женщины».   Уроки состоятся  26.11. 16 г.  Время проведения 9.45 - 12.20  Место проведения  – ГУ «СОШ № 4 » ,    кабинет  № 10. Учитель Подольская И.А. Т. 56 – 08 - 87

Приглашение на урок

Уважаемая Надежда Геннадьевна !

Приглашаю Вас принять участие в уроках по произведению Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Уроки состоятся 26.11. 16 г.

Время проведения 9.45 - 12.20

Место проведения – ГУ «СОШ № 4 » , кабинет № 10.

Учитель Подольская И.А.

Т. 56 – 08 - 87

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Вести с урока

Главные события 1825г. поясняют «тени», они же являются главными действующими лицами во время инсценирования поэмы Н. Некрасова «Русские женщины».

Тени: Сулейменова А., Кабдулгазиева Р., Нищавли Л., Битибаева Г., Байтуринова А. Ученицы 7 кл. «А»

Крепостная Россия. Помещики. Мы в ХIХ веке.

Ведущая – Кузнецова С.

Барин – Мирзоахметов Х.

Барыня – Тсупбекова М.

Стратегия УГЛЫ.

- Считаете ли вы подвигом любви бескорыстной то, что

Е. Трубецкая поехала за мужем в Сибирь?

Как здорово, что учителя города, объединившись, отстаивали свою точку зрения, споря с учениками класса и студентами-филологами. Это был незабываемый, самый удивительный этап урока.

Никулина Е.Е. сш. № 3, Беркова О.Н. сш. № 2, Даутова Г.Ж. сш. № 36, Пустыникова сш. № 17, Подольская И.А. сш. № 4.

«Нет, я поеду, я должна…»

Княгиня Е.Трубецкая – Насибулина Р.

Губернатор Цедлер - Жакупжанов Ж.

Фрагмент поэмы. Н.А. Некрасов «Русские женщины»

Княгиня Е. Трубецкая - Насибулина М. ученица 7 класса «А»

Единство. Долг. Судьба. Единство, долг и судьба ведут нас по жизни. Только когда мы все вместе, мы сможем достойно пройти наш жизненный путь. Прислушайтесь к своему сердцу. Пусть оно будет открыто только добру. Пусть честь и достоинство станут главными вашими спутниками.

Книжная полка

Книжная полка

литература

  • Русская словесность: мир художественной литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина: - Алматы: Атамура, 2003. – 352 с. (Тема 9 с.104 – 121.)
  • Русская словесность: Методическое руководство: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина, И.Р. Махракова. – Алматы: Атамура, 2003. – 192с. (Тема 9 с.80 – 83.)
  • Русская словесность. Рабочая тетрадь: Для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина, И.Р. Махракова. – Алматы: Атамура, 2003. – 96 с. (Тема 9 с.33 – 36.)
  • Волконская М.Н. Записки М.Н. Волконской. Предисл. М. Сергеева. Примеч. Б.Г. Кокошко. М., «Молодая гвардия», 1977. – 96с.
  • Мейлах Б.С. Декабристы и Пушкин: Страницы героико-трагической истории. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. – 368 с., ил.
  • Нечкина М.В. Декабристы. – М.: Наука, 1982 – 182с. (Серия «Страницы истории нашей Родины»).
  • Павлюченко Э.А. В добровольном изгнании. О женах и сестрах декабристов. -4-е изд., испр., доп. – М.: Наука, 1986. – 160с. (Серия «Страницы истории нашей Родины»).
  • Сергеев М.Д. Подвиг любви бескорыстной. (Декабристки.) 2-е изд. Рассказы, документы. М., «Молодая гвардия», 1976. – 208с.
  • Якушин В.И. Некрасов в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004. – 320с.: ил., 16л. цв. вкл. – (Писатель в школе).