тема
Ресурс подготовила
учитель русского языка и литературы
КГУ СОШ № 4 г.Семей ВКО
Подольская Ирина Александровна
Цели и задачи
- Раскрыть художественное своеобразие поэмы
Н. Некрасова «Русские женщины».
- Раскрыть смысл названия поэмы; особенности
изображения русского национального характера.
Цели и задачи
1-й урок – урок-концерт;
2-й урок в рамках RWCT
- инсценирование произведения учащимися
- составление кратких конспектов;
- метод ассоциаций
- ЖИГСО I;
- стратегия УГЛЫ;
- эссе
- саморефлексия
- работа в группах
- коллективная учителя с классом.
Литература – история – живопись - музыка
Поэма Н. Некрасова «Русские женщины».
Книжная выставка.
Фрагменты фильма «Звезда пленительного счастья».
«14 декабря 1825г.» в портретах, иллюстрациях, документах.
Дидактический материал для каждого учащегося.
«Карта путешествия» для каждой группы.
Оценки – символическая карета 5 цветов для каждой группы.
Памятки для учащихся.
Газета «Своей судьбой гордимся мы…»
Фломастеры, ватман, бумага…
Синтез. оборудование
- 1 группа уч-ся готовит литературно-музыкальную композицию;
- 2 группа учащихся готовит техническую поддержку урока;
- 3 группа учащихся оформляет кабинет в стиле гостиной
- Все ученики познакомятся по учебнику истории с событиями 14 декабря 1825 года;
- Прочесть всю поэму Н.Некрасова «Русские женщины».
Синтез. оборудование
Цитата Одоевский
Вдруг ангелы с лазури низлетели,
Явилися, как дочери земли,
И узникам с улыбкой утешенья
Любовь и мир душевный принесли.
Поэт, декабрист А. Одоевский
Цитата Вера Фигнер
Не найдем ли мы в этих женщинах то необыкновенное, что поражало и восхищало их современников.
Вера Фигнер.
Цитата декабрист Беляев
Слава и краса нашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности, таких чудных, идеальных жен! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твердости, при всей юности, нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена ваши!
Декабрист А.П. Беляев.
Цитата Н.Н. Некрасова
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Н.А. Некрасов.
Цитата Ф. Достоевский
Они бросили все: знатность, богатство, связи, родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой только может быть. Ни в чем не повинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли все, что перенесли их осужденные мужья…
Ф.М. Достоевский.
органайзер
1 часть
Какие произведения вы читали о декабристах?
Кто такие декабристы?
Что вы знаете о декабрьских событиях 1825г.?
Кого вы знаете из декабристов?
Какую роль играли женщины в декабрьских событиях 1825г.?
Что с ними случилось?
2 часть
органайзер
14 декабря 1825г., они стали как бы соучастницами мужчин в освобождающем движении
ЖЕНЩИНА
Декабризм оказал глубокое нравственное влияние на женщин, раскрыл их лучшие душевные качества, пробудил готовность к самопожертвованию, мужеству, энергию, показал, что они обладают неисчерпаемым запасом любви и участия
ЖЕНА
МАТЬ
11 из женщин преодолели то путешествие, которое сам царь считал «ужасным»…
Добровольно стали ссыльнокаторжными, последовав за своими мужьями.
Часть 3
Что их подвигло на это решение?
Что они вернули своим мужьям?
Что получили взамен?
Вывод 1
- Дворянское воспитание внушало христианские идеи любви и всепрощения, верность старинным устоям.
- Дочери и сестры участников войны 1812г. Вместе со всеми пережили то время особого подъема национального самосознания и патриотизма, по влиянием которого складывались их понятия о чести, любви к Родине.
- Заложенные в детские годы нравственные принципы дали о себе знать в трудную минуту жизни.
Задание 1.
Проранжируйте понятия по степени личной значимости.
РАНЖИР – распределение по порядку, построение в шеренгу по росту.
____ здоровье
____ семья
____ родина
____ почет
____ любовь
____ долг
____ богатство
____ предательство
____ честь
____ свобода
- Изучить полученную информацию.
- Выработать план ответа.
- Найти ключевую фразу, помогающую понять
идею автора.
- Аргументировать свой ответ из текста.
Задание 2
ЖИГСО I
1 группа
2 группа
3 группа
Изучить историческую справку о жизни Е. Трубецкой.
Изучить события
Изучить историческую справку о жизни М. Волконской.
14 декабря 1825г.
4 группа
5 группа
История создания А.С. Пушкиным стихотворения «Во глубине сибирских руд».
История создания поэмы Н.А. Некрасовым «Русские женщины».
Задание 3
Синквей
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
Синквей
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
- __________________________
СИНКВЕЙН - пятистишие
1 строка – 1 слово – название стихотворения, объект исследования, обычно существительное.
2 строка – 2 прилагательных или причастия, описывающие заданную тему.
3 строка – 3 глагола, т.е. действия относящиеся к теме.
4 строка – 4 слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – 1 слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
6
2
3
4
1
5
П.И.А.
П.И.А.
П.И.А.
П.И.А.
П.И.А.
П.И.А.
группа
группа
группа
группа
группа
группа
Вывод 2
Материалы о проводах Волконской в Сибирь впервые были опубликованы в 1875г. В журнале «Русская старина», когда цензурные гонения на декабрьскую тему – через 50 лет после восстания! – были прекращены. В журнале поместили лирические заметки Зинаиды Волконской, воспевшие сестру по духу и ее подвиг: «О ты, пришедшая отдохнуть в моем жилище, ты, которую я знала в течение только трех дней и назвала своим другом! Образ твой лег мне на душу. Я вижу тебя заочно: твой высокий стан встает передо мною, как величавая мысль, а грациозные движения твои так же мелодичны, как небесные звезды, по верованию древних. У них тебя глаза, волосы, цвет лица, как у девы, рожденной на берегах Ганга, и подобно ей, ЖИЗНЬ ТВОЯ ЗАПЕЧЕТЛЕНА ДОЛГОМ И ЖЕРТВОЮ… Было время, говорила ты, голос твой был звучный, но страдания заглушили его… Однако я слышала твое пение: оно не умолкло, оно никогда не умолкает: твои речи, твоя молодость, твой взгляд, все существо твое издает звуки, которые в будущем… ЖИЗНЬ ТВОЯ НЕ ЕСТЬ ЛИ ГИМН…»
Жизнь, запечатленная жертвой и долгом
14 декабря 1825г.
царь
НИКОЛАЙ I
РОССИЯ
храбрые
смерть
отважные
казнь
преданные
НЕРЧИНСК
каторга
мужественные
слезы
бескорыстные
потери
самоотверженные
унижения
стойкие
смелые
А.С. Пушкин
А.С. Грибоедов
долг
Я
М.Ю. Лермонтов
честь
семь
Н.А. Некрасов
Эссе
Ф.И.
Ученика(-цы)7 класса «____»
«___»________________ 2010г. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
эссе
Вывод 3
Душевная щедрость и твердая воля, действенная любовь и умение пострадать за ближнего, гражданское мужество – все то, что впитала в себя нравственность декабристок, - волновала и волнует нас и поныне, поэтому проходят годы, но подвиг во имя любви бескорыстной тревожит наши души и сегодня.
Пометочная карта
Ф.И.___________________________
7 класс «____»
«____»_______________ 2010г.
Удачно выступил в роли спикера
1. КЛАСТЕР
2. РАНЖИР
Активно участвовал в работе группы
Много дополнял. мои предложения были одобрены
3. Работа со статьей
Внимательно слушал, самостоятельно работал
4. Работа в группе
Был пассивным слушателем
5. Вопросы герою/ автору
ИТОГО
6. УГЛЫ
оценка в баллах от «о» - «5»
7. ЭССЕ
8. Оценка за урок
«___»
Домашнее задание
- Сопоставьте поэмы «Княгиня М.Н. Волконская» и «Княгиня Трубецкая» - «4».
- Выполните задание №3 по рабочей тетради для 7 класса с. 35- «3»
- Постройте модель пространства художественного мира поэмы Н.А. Некрасова - «4».
- Составьте развернутый цитатный план по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» - «5».
Памятка-вкладыш
Жизнь изменилась, ужас перед Сибирью она (Екатерина Трубецкая) преодолела другими, еще более жуткими ужасами; да, она повысила требования к личности и женщину наряду с мужчиной повела на эшафот и на расстрел. Но духовная красота остается красотой и в отдаленности времен, и обаятельный образ женщины второй четверти прошлого столетия сияет и теперь в немеркнущем блеске прежних дней.
Марк Сергеев
Приглашение на урок
Уважаемая Надежда Геннадьевна !
Приглашаю Вас принять участие в уроках по произведению Н.А. Некрасова «Русские женщины».
Уроки состоятся 26.11. 16 г.
Время проведения 9.45 - 12.20
Место проведения – ГУ «СОШ № 4 » , кабинет № 10.
Учитель Подольская И.А.
Т. 56 – 08 - 87
Спасибо за внимание
Вести с урока
Главные события 1825г. поясняют «тени», они же являются главными действующими лицами во время инсценирования поэмы Н. Некрасова «Русские женщины».
Тени: Сулейменова А., Кабдулгазиева Р., Нищавли Л., Битибаева Г., Байтуринова А. Ученицы 7 кл. «А»
Крепостная Россия. Помещики. Мы в ХIХ веке.
Ведущая – Кузнецова С.
Барин – Мирзоахметов Х.
Барыня – Тсупбекова М.
Стратегия УГЛЫ.
- Считаете ли вы подвигом любви бескорыстной то, что
Е. Трубецкая поехала за мужем в Сибирь?
Как здорово, что учителя города, объединившись, отстаивали свою точку зрения, споря с учениками класса и студентами-филологами. Это был незабываемый, самый удивительный этап урока.
Никулина Е.Е. сш. № 3, Беркова О.Н. сш. № 2, Даутова Г.Ж. сш. № 36, Пустыникова сш. № 17, Подольская И.А. сш. № 4.
«Нет, я поеду, я должна…»
Княгиня Е.Трубецкая – Насибулина Р.
Губернатор Цедлер - Жакупжанов Ж.
Фрагмент поэмы. Н.А. Некрасов «Русские женщины»
Княгиня Е. Трубецкая - Насибулина М. ученица 7 класса «А»
Единство. Долг. Судьба. Единство, долг и судьба ведут нас по жизни. Только когда мы все вместе, мы сможем достойно пройти наш жизненный путь. Прислушайтесь к своему сердцу. Пусть оно будет открыто только добру. Пусть честь и достоинство станут главными вашими спутниками.
Книжная полка
литература
- Русская словесность: мир художественной литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина: - Алматы: Атамура, 2003. – 352 с. (Тема 9 с.104 – 121.)
- Русская словесность: Методическое руководство: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина, И.Р. Махракова. – Алматы: Атамура, 2003. – 192с. (Тема 9 с.80 – 83.)
- Русская словесность. Рабочая тетрадь: Для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина, И.Р. Махракова. – Алматы: Атамура, 2003. – 96 с. (Тема 9 с.33 – 36.)
- Волконская М.Н. Записки М.Н. Волконской. Предисл. М. Сергеева. Примеч. Б.Г. Кокошко. М., «Молодая гвардия», 1977. – 96с.
- Мейлах Б.С. Декабристы и Пушкин: Страницы героико-трагической истории. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. – 368 с., ил.
- Нечкина М.В. Декабристы. – М.: Наука, 1982 – 182с. (Серия «Страницы истории нашей Родины»).
- Павлюченко Э.А. В добровольном изгнании. О женах и сестрах декабристов. -4-е изд., испр., доп. – М.: Наука, 1986. – 160с. (Серия «Страницы истории нашей Родины»).
- Сергеев М.Д. Подвиг любви бескорыстной. (Декабристки.) 2-е изд. Рассказы, документы. М., «Молодая гвардия», 1976. – 208с.
- Якушин В.И. Некрасов в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004. – 320с.: ил., 16л. цв. вкл. – (Писатель в школе).