Государственное учреждение «Луганское дошкольное учебное учреждение ясли-сад комбинированного типа №127»
Учитель-дефектолог Киреева Анна Владимировна
КИРЕЕВА АННА ВЛАДИМИРОВНА
Дата рождения 14.12.1981г.
Образование: Славянский государственный педагогический университет 2002-2008
2011 – вторая квалификационная категория
2014 – первая квалификационная категория
Общий педагогический стаж: 12,5 лет
Стаж по специальности (логопедический): 9,5 лет
Работаю в детском саду № 127 учителем – дефектологом в специализированной группе с детьми с задержкой психического развития
Проблема над которой работает дошкольное учреждение
«Подготовка детей с задержкой психического развития к активному социальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, к самореализации в обществе».
Проблема над которой работаю: «Развитие лексико-грамматических категорий у детей с ЗПР с помощью дидактических игр»
Целью моей работы является: формирование и совершенствование лексико - грамматической стороны речи у детей с задержкой психического развития в процессе проведения целенаправленной коррекционной работы с использованием дидактических игр и упражнений.
По выбранной проблеме разработала такие конспекты занятий:
- По лексической теме «Зима» - «Тайна снежинки»
- По лексической теме «Дикие животные» - «Лесные семейки»
- По лексической теме «Продукты питания» - «Подарки для Карлсона»
- По лексической теме «Профессии» - «Какие труды – такие плоды»
- Конспект индивидуального занятия по развитию лексико-грамматических категорий с использованием артикуляционной гимнастики «Зоопарк»
- Конспект открытого занятия «Лес-Чудес»
Для достижения цели, ставлю перед собой следующие задачи :
Научить образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные прилагательные; Упражнять в использовании в речи существительных и прилагательных с уменьшительно –ласкательными суффиксами, глаголов с приставками; Совершенствовать навык детей в правильном согласовании прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже; Обогащать и развивать словарный запас, как путем накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; Совершенствовать умение составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке.
Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Принципы дидактической игры:
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой.
Дидактические игры можно разделить на три основных вида:
Принципы дидактической игры:
- должна опираться на программный материал;
- должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс более сохранные анализаторы;
- должны быть ясны и понятны детям назначения предметов, картинок, пособий, смысл вопросов;
- должны быть внешне привлекательны пособия;
- количество пособий должно соответствовать количеству детей
Дидактические игры (лото "Мебель", "Одежда", "Игрушки", "Овощи", "Фрукты", "Транспорт", "Инструменты" и т.д.) использую и при формировании умения классифицировать предметы.
Когда дети усвоили материал, можно проводить игры
"Кто скорее соберет?", "Что исчезло?", "Что появилось?" , цель которых развивать умение соотносить предметы, обобщать их.
Игра "Чей хвост, чья голова?" помогает решать несколько задач: изучать и закреплять названия диких и домашних животных, птиц. Упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных
Для формирования представлений о части суток использую игры: "Кто работает рано утром?", "Кто работает днем?", "Кто работает ночью?".
"Что вам нужно?", "Дополните предложение", "Скажи по-другому" . Цель этих игр – научить подбирать слова, близкие по значению.
С целью развития словообразования использую с детьми следующие игры: Игра «Назови ласково», «Большие и маленькие» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).
Игра «Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
Игра «Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).
Игра «Скажи наоборот», «Противоположности» (развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова).
Игра «Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; (образование относительных прилагательных).
Игра «Он, она, оно, они», «Мой, моя, мои» (дифференциация рода).
Игра «Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);
Игра «Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);
Игра «Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);
Игра «Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);
Игра «Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);
Игра «Маленькие помощники» (закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА);
Игра «Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);
Использую игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.
Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.
Для наибольшей эффективности дидактических игр и упражнений соблюдаю следующие условия:
- систематичность проведения;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчинённость заданий выбранной речевой цели;
- чередование и вариативность игр и упражнений.
Игру провожу непринужденно,
не пользуясь сложной грамматической
терминологией.
Вывод:
Таким образом, в дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.
Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способом решения тех или иных умственных и практических задач.