«Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»
УЧЕНИК ШКОЛЫ
XXI в :
ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ
XXI в :
- Подвержен мощному потоку «ненужной» информации, которая ему интересна!!!
- Зачастую инфантилен.
- Предпочитает избежать активной мыслительной деятельности.
- Не может самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.
- Ему трудно быть коммуникабельным, контактным. Он не умеет дружить.
- умеет самостоятельно приобретать знания;
- применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
ИДЕАЛ
Низкая мотивация к обучению в школе
- Как учить детей без принуждения?
- Как сделать предмет простым для понимания?
- Как пробудить интерес к обучению?
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
разработана в
конце XX века
в США
американскими педагогами:
Дженни Стил,
Керт Мередис,
Чарльзом Темплом ,
Скоттом Уолтером.
Цель ТРКМ:
обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
«Мы не учим их;
Мы создаем условия, в которых они учатся» С.Паперт
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:
- не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
- - коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. ( Л.С. Выготский)
ФАЗЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приемы используемые на фазе вызова
- «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики»)
- Проблемные вопросы;
- «Толстые и тонкие» вопросы;
- Рассказ-предположение по ключевым словам;
- Перепутанные логические цепочки;
- Кластеры;
- Таблицы
Фаза осмысления
Стадия осмысления содержания может осуществляться по-разному: чтение текста, рассказ учителя, просмотр видеофильма. Тут большую роль играет внимание, поэтому что не у всех учеников получается правильно. После завершения индивидуальной работы проверяют друг друга, сверяются либо в группах, либо в парах. В конце всего этого звучит верный вариант , и все могут проверить качество своей работы.
Приемы, используемые в фазе осмысления
- Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун».
- Ведение различных записей: бортовой журнал;
- Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Приемы, используемые в фазе рефлексии
- Резюме (Я понял(а), что…).
- Синквейн;
- Кластер;
- Возврат к ключевым словам;
- Устный круглый стол;
- Различные виды дискуссий;
- Написание творческих работ;
- Исследование по отдельным вопросам
Приемы используемые в ТРКМ
Инсерт –
маркировка текста на полях значками по мере его чтения.
Делает зримым процесс накопления информации
- « V » – уже знал
- «+» – новое
- «-» – думал иначе
- «?» – не понял, есть вопросы.
Инсерт
При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу:
В первоначальные записи вносятся изменения, дополнения ручкой с ц в е т н ы м стержнем.
« V »
«+»
Уже знал
«-»
новое
«?»
Думал иначе
Есть вопросы, не понял
Из практики (5 кл.):
- « V » – уже знал
- «+» – новое (требует записи в тетрадь)
- «-» – не понял, есть вопросы.
Результат: продуктивное чтение текста
Кластер («гроздь», « пучок», «созвездие»)
Это способ позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий:
- 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «центром» идеи, темы.
- 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
- 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Кластер («гроздь», « пучок», «созвездие»)
Красный
флаг
Марсово
поле
Народное
собрание
Граждане
Право
вето
2 консула
Народный
трибун
Управление
в Римской
республике
Законы и война
Сенат
Форум
5 класс
Огромная власть
Памятка для работы с кластером
- Не бояться записывать все, что приходит на ум.
- Дать волю воображению и интуиции.
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Постараться построить как можно больше связей.
- Не следовать по заранее определенному плану.
Ключевые (опорные) слова (словосочетания, термины)
Учитель выбирает 4—7 ключевых слов (в зависимости от объема текста, в котором они встречаются) и выписывает их на доску. Учащиеся, работая в группе, паре или индивидуально, дают общую трактовку этих терминов и предполагают, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им сейчас предстоит изучить. (Н.: историческое сочинение в 5 кл. «Саламинское сражение» - Саламин, персы, Аттика, афиняне, стратег Фемистокл, хитрость, победа)
Сюжетная таблица
Суть работы с этой таблицей – читая текст ученик делает пометки, создавая «скелет» текста: (Н.: «Русско-японская война 1904-1905гг») таблица заполняется сразу, по ходу работы с текстом
КТО?
Генерал А.М. Стессель
ЧТО?
КОГДА?
Падение Порт-Артура
ГДЕ?
20.12.1904г
ПОЧЕМУ?
Ляодунский п-ов
Предательство, трусость
«Концептуальная таблица»
полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты, свойства, по которым это сравнение происходит .
Линии сравнения
Юго-Запад Руси (Галицко-Волынское княжество)
1.Климат и геостратегическое положение
Северо-Запад
(Новгород)
2.Занятия и экономическое развитие
Северо-Восток
(Владимиро-Суздальское княжество)
3.Социально-политическое развитие
4. Князья-правители
5. Политические модели правления
Сводная таблица «Плюс. Минус. Интересно»
«+» (факты носят положительный характер)
«-» (отрицательное значение)
Введены пенсии колхозникам, паспорта
Возросли темпы роста с/х. продукции
Быстрые темпы развития тяжёлой промышленности
Запуск первого в мире иск. спутника Земли
Искусств. материалы, тепловозы, электровозы
«!» (мне это интересно)
Потеря кадров механизаторов и др.
Упадок личного хозяйства
«Кукурузная» эпопея
Кризис в освоении целинны – эрозия почв
Продовольственный кризис
Предприятия лёгкой пром. отставали в развитии
Реформа управления народным хозяйством
Экономический курс Маленкова – интенсивный путь
Экономический курс Хрущева – экстенсивный путь
Социальная политика направлена на улучшение жизни народа
Взаимоопрос
Один из способов работы в парах.
- Используется в фазе «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.
- Используется в фазе «вызова». Технология применения: Два ученика получают карточку с понятием, датой, именем на оборотной стороне записывают объяснение, задают друг другу вопросы по содержанию написанного, передают следующей паре.
Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
РЕЗУМЕ ( используется в фазе «рефлексии ».
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Что дает ТРКМ обучающимся
- повышение эффективности восприятия информации
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что дает ТРКМ учителю
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
«Вы прекрасные учителя,
и у вас прекрасные ученики!»