Жукова Марина Викторовна Воспитатель I квалификационной категории общеобразовательной школы-интерната I-II ступеней № 2 г. Енакиева
Профориентационная работа с младшими школьниками
Основные задания профессиональной ориентации
- ознакомление учащихся с профессиями и правилами выбора профессии
- воспитание направленности на самопознание и собственную активность как основу профессионального самоопределения;
- формирование умения сопоставлять свои способности с требованиями, необходимыми для приобретения конкретной профессии;
- обеспечение развития профессионально важных качеств личности.
Профессиональная
Профессиональная
диагностика
информация
Профессиональная
ориентация
Профессиональная консультация
Профессиональная адаптация
Профессиональный
отбор и подбор
Профессиональная информация
дает младшим
учащиеся проявляют
школьникам возможность ознакомиться с
свои индивидуальные
различными профессиями, с
склонности,
содержанием трудовой
психофизиологические
деятельности, с
возможности; умение сопоставить их с
требованиями профессии, к
требованиями, которые
эти профессии ставят
которой они имеют
интерес и наклонности .
перед человеком, а также с тем, где
ими можно овладеть
Человек – знаковая система
Человек - природа
Человек - техника
Человек – художественный
образ
Человек - человек
Классификация профессий
Развитие потребности в учебном,
общественно полезном труде
Овладение некоторыми
доступными элементами
Формирование
труда
интереса к профессии
различных профессий
Знакомство
с миром
профессий
Цель
профориентации
школьников
I-IV классов
Обучение в школе, учителя
телевидение
книги
родители
ФАКТОРЫ,
КОТОРЫЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮТ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ
УЧАЩИХСЯ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
нет специальных передач, которые в определенной
последовательности дают ученикам младшего
кинофильмы, различные телешоу и
школьного возраста информацию о различных
другие передачи часто дают одностороннюю,
значительное засилье зарубежной кино продукции,
которая имеет непосредственное влияние на формирование
специальностях
как правило, романтического характера, информацию о профессиях
взглядов, позиций школьников младшего школьного возраста
влияние школы обусловливает
заинтересованность учеников лишь
специальностями педагогической отрасли
Они являются хорошим помощником в ориентировании детей в сложном мире профессий. Однако литературы, которая бы могла в доступной форме рассказывать детям о различных видах трудовой деятельности, практически нет - и это одна из причин незначительного влияния этого фактора на формирование интересов у школьников.
Ученики начальных классов
часто подражают своим родителям: манере поведения, одеваться, стилю общения, а также хотят иметь профессию такую же как у мамы или папы.
Стадии становления профессионального самосознания
1.Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий
2.Стадия профессионального самопознания
3.Стадия профессионального самоопределения
Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий
- Возраст становления самосознания – 2,5-3 года – 10-12 лет
- Ребенок: насыщение сознания представлениями о мире профессий; проигрывание действий, основанных на наблюдениях за взрослыми
- Педагог: создание максимально разнообразной палитры впечатлений о мире профессий
- Ребенок: может анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно
Стадия профессионального самопознания
- Ребенок: освоил определенные представления о разнообразных профессиях;
НО – мало знаний, умений, готовности, что создает запрос на самопознание
- Педагог: занятия характеризуются направленностью на выявление личностных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии
- Ребенок : формирование первичных ожиданий от профессии и от себя в профессии
Стадия профессионального самоопределения
- Ребенок: завершился процесс становления профессионального самосознания
- Педагог: профориентационные занятия содей-ствуют осмысленному выбору профессиональ-ного пути
- Ребенок: сформированный маршрут в овладении профессией, наличие устойчивых интересов, осознание личностных изменений, обусловленных требованиями профессии
Формы профориентационной работы
- ЭКСКУРСИИ
- КОНКУРСЫ
- ВСТРЕЧИ
- ПРАЗДНИКИ, СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ
- ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ, РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
- УРОКИ-ОТКРЫТИЯ
Методы профориентационной работы
- ИГРА
- БЕСЕДА
- РАССКАЗ
- НАБЛЮДЕНИЯ
- ДЕМОНСТРАЦИЯ НАГЛЯДНОЙ АГИТАЦИИ