Руководитель проекта: Пинчукова Е.Ф.
Цели:
- Создать условия для подготовки детей 1-2 классов к обучению основам экологии.
- Сформировать у детей представление о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через различные виды деятельности.
- Создание уголка юного исследователя (приобретение и самостоятельное изготовление оборудования для него, привлечение к этой деятельности детей).
Задачи:
- образовательные: 1. Обогащение представлений детей об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении:
- вода;
- воздух;
- песок;
- глина;
- свет и цвет;
- тепло и холод;
- вес.
- Освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
- Формирование умений наблюдать, сравнивать, делать простейшие выводы.
- Воспитание потребности к самостоятельному исследованию жизни, поиску ответов на сложные вопросы.
- Воспитание воли, терпения, творческого мышления, умения отстаивать своё мнение..
- Воспитание основ экологической культуры.
- Формирование навыков общения.
Уголок юного исследователя.
№
п п
Иссле- дуемый объект или явление
1
Название мероприятия (опыта, эксперимента)
Вода
Цель опыта
Узнаём, какая вода.
Материал,
оборудование
Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льётся.
Вода – волшебница.
- Две одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой;
- набор мелких цветных предметов.
Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах и вкус)
- Три одинаковые ёмкости с водой;
- гуашевая краска;
- пакетик растворим. кофе;
- кусочки сахара;
- одинаковые стаканчики.
Вытеснение воды.
Показать, что предметы, опущенные в воду, вытесняют её, и уровень воды в ёмкости поднимается.
Домашнее облако.
- Две литровые банки, наполненные равным количеством воды;
- камешки.
Познакомить с круговоротом воды в природе.
Сад в банке.
- Трёхлитровая банка;
- кубики льда;
- кипяток.
Наблюдать с детьми круговорот воды в природе.
- Большая банка (не менее трех литров);
- древесный уголь;
- земля для цветов;
- ростки и семена растений;
- полиэтиленовая плёнка
- резинка.
Лёд и пар - это тоже вода.
Познакомить детей с тремя состояниями воды: жидким, твёрдым и газообразным.
Солёная вода.
-Формочки для песка или надувные шарики;
- большой таз;
- морозильная камера;
- кипяток;
- стекло.
Очищение воды.
Сравнение плотности солёной и чистой воды.
- Два стакана;
- соль;
-два сырых яйца.
Познакомить детей с возможностью очищения воды с помощью угольного фильтра: показать, что частички песка и камешки образуют сито, которое не пропускает крупные частички грязи, а мелкие примеси задерживаются в слое активи- рованного угля
- Стакан воды;
- земля;
- вата;
- активированный уголь;
- марля;
- камушки или песок;
- бумажная салфетка;
-пластиковая бутылка.
2
Воздух
Что в пакете?
Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, неви- димый, лёгкий.
Игра с соломинкой.
Игры с воздушными шариками и соломинкой.
-Полиэтиленовые пакеты.
Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
Продолжать знакомить детей с тем¸ что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
Выдувание мыльных пузырей.
- Трубочки для коктейля;
- ёмкости с водой.
- Два воздушных шарика: один, надутый слабо,- мягкий; другой, надутый сильно,- упругий.
Научить пускать мыльные пузыри. Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образу- ется пузырь.
- Тарелки;
-трубочки с колечками на конце;
- мыльный раствор и ёмкость для него.
3
Вес.
Лёгкий – тяжёлый.
Показать, что предметы бывают лёг- кие и тяжёлые. Научить определять вес предметов.
Измерение веса.
- Пёрышко и камень;
- непрозрачные пластиковые бутылки с песком и листьями, водой и травой.
Продолжаем учить определять вес предметов с помощью самодельного устройства.
Весы.
- Легко растягивающаяся резинка;
- небольшая коробка;
- большой лист белой бумаги;
-скотч.
Учить сравнивать вес предметов с помощью самодельных весов.
- Две одинаковые картонные или пластиковые коробочки;
- нитки;
- плечики для одежды;
-предметы для взвешивания.
4
Плавает - тонет.
Показать, что в основном все лёгкие предметы обладают плавучестью.
Подводная лодка.
Температура
(теп- лота)
- Таз с водой;
- пробка;
- гвоздь;
-пенопласт;
- камень;
- дощечка;
- песок (и т.д.);
- лист бумаги;
- маркер.
Горячо – холодно.
Показать, что подводная лодка может изменять свой вес: когда её отсеки наполнены воздухом, она всплывает на поверхность; наполнены водой - опустится под воду.
- Глубокая миска с водой;
- пластиковый стаканчик; - трубочка для коктейля с «гармошкой».
Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
- Пластиковые бутылки с водой, находящиеся в тени и на солнечной стороне;
- предметы, лежащие под лучами солнца и в тени.
Чудесный мешочек.
Продолжать учить определять температуру твёрдых предметов: металлические - холоднее, деревянные – теплее.
Разноцвет-
ные конфетки.
5
Волшебные шарики.
- Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пласт- массы.
Показать, что разные материалы нагреваются по-разному: одни нагре- ваются быстрее, другие- медленнее.
Свет.
Показать детям, что при нагревании воздух рас- ширяется, а при охлаждении - сжимается.
Что в коробке?
- Неглубокие чашечки;
- маленькие разноцветные конфетки;
-охлаждённое сливочное масло
- ложки: деревянная, метал- лическая и пластмассовая.
- Пластиковая бутылка;
- воздушный шарик;
- холодильник.
Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик).
- Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь
- фонарик.
Мир меняет цвет.
Солнечные зайчики.
Показать детям, как можно одни цвета пре- вращать в другие,
6
- Цветной картон;
- цветные плёночные светофильтры;
- клей.
Показать, что с по- мощью зеркала можно поймать солнечный луч и направить его на любой предмет.
Песок.
Радуга в доме.
- Зеркало;
- солнечная погода.
Показать, что белый цвет состоит из разных цветов.
Песочные струйки.
Чудесные фигурки.
- Таз с водой;
- зеркало;
- солнечная погода.
Знакомство со свойством сухого песка- сыпучестью.
- Пластиковые бутылочки;
- сухой песок;
- воронки.
Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.
- Песок;
- вода;
- совочки;
- ведёрки;
-формочки.
7
Глина.
Песочные часы.
Познакомить детей с тем, какие часы были в древности. Научить ценить время.
Узнаём, какая глина.
- Две одинаковые пластиковые бутылки;
- обычные часы;
- клей;
- песок.
Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся.
Глиняные шарики.
- Куски глины;
- ёмкость (ведёрко);
- вода.
Учить определять свойства глины: мягкость, пластич- ность.
- Глиняные пред- меты;
-глина;
- миска с водой;
- подставки для работы;
- тряпочки.
Вода не имеет запаха.
Какая жидкость прозрачнее?
Давайте спрячем в этих стаканах кусочки печенья.
Вытеснение воды.
Вода хороший растворитель.
Вода меняет свой цвет.
Что лучше плавает?
Плавает - тонет.
Очищение воды с помощью угольного фильтра.
Цветные льдинки.
Домашнее облако.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и всё же
Без него мы жить не можем.
Что в пакете?
Игры с соломинкой.
Игры с воздушными шариками.
Ветер по морю гуляет.
«Подводная лодка».
Выдуваем мыльные пузыри.
Игры с магнитом.
Самодельные весы.
Кто в цветочке живет?