СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация проекта" Послушные пальчики трудятся-речь малышей формируется"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект был разработан и реализован на базе МДОУ "Ясли-сад№302 города Донецка" для детей младшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта" Послушные пальчики трудятся-речь малышей формируется"»

Проект «Послушные пальчики трудятся – речь малышей формируется»  II младшая группа Составила: Кузниченко Инна Викторовна Воспитатель II квалификационной категории МДОУ «Ясли-сад № 302 г. Донецка» 2016-2017 уч.г.

Проект «Послушные пальчики трудятся – речь малышей формируется» II младшая группа

Составила:

Кузниченко Инна Викторовна

Воспитатель II квалификационной категории

МДОУ «Ясли-сад № 302 г. Донецка»

2016-2017 уч.г.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.  Руке посвящаются стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: а ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает? В пословицах: все дело в его руках; глаза боятся, а руки делают. Во всем этом отражается психология, внутренний мир, состояние человека. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова).Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Цель:  Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики руки и развитие речи у детей младшего дошкольного возраста  Задачи:  - Изучить литературу и опыта работ по данной теме.  - Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.  - Формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать тактильную чувствительность рук.  - Развитие речи через речевые игры, звукоподражание, речевая активность.  - Совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе.  - Формировать умение доводить начатое дело до конца.  - Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.  - Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики руки и развитие речи у детей младшего дошкольного возраста Задачи: - Изучить литературу и опыта работ по данной теме. - Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. - Формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать тактильную чувствительность рук. - Развитие речи через речевые игры, звукоподражание, речевая активность. - Совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе. - Формировать умение доводить начатое дело до конца. - Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры. - Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Характеристика проекта Вид проекта: познавательно-игровой (по целевой установке), групповой (по составу участников), долгосрочный (по срокам реализации)  Тип проекта:  творческий  Участники проекта: дети II мл. группы, педагоги, родители  Сроки и этапы проекта:  сентябрь 2016 - май 2017 База реализации проекта: МДОУ «Ясли - сад № 302 г. Донецка»

Характеристика проекта

Вид проекта: познавательно-игровой (по целевой установке), групповой (по составу участников), долгосрочный (по срокам реализации) Тип проекта: творческий Участники проекта: дети II мл. группы, педагоги, родители Сроки и этапы проекта: сентябрь 2016 - май 2017

База реализации проекта: МДОУ «Ясли - сад № 302 г. Донецка»

Ожидаемый результат Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.   - У детей расширен активный словарь, совершенствована грамматическая  структура речи.  Развита мелкая ручная моторика.  Формированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита  тактильная чувствительность рук у детей.  - У детей сформировано умение доводить начатое дело до конца.  - Совершенствован эстетический вкус, воспитан аккуратность в работе.

Ожидаемый результат

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. - У детей расширен активный словарь, совершенствована грамматическая структура речи. Развита мелкая ручная моторика. Формированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита тактильная чувствительность рук у детей. - У детей сформировано умение доводить начатое дело до конца. - Совершенствован эстетический вкус, воспитан аккуратность в работе.

Этапы реализации проекта: 1.Подготовительный этап: определение  темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата; изучение методической  литература по теме: Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»; О.Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры»; С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»; А. Хворостовцев «Умные ручки»;? С. Е. Большакова  «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». оформление стенда для родителей: «Значение развитие моторики рук для  речевой активности ребенка» «Пальчиковые игры с детьми» «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап:

  • определение  темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
  • изучение методической  литература по теме:

Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»; О.Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры»; С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»; А. Хворостовцев «Умные ручки»;? С. Е. Большакова  «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».

  • оформление стенда для родителей:

«Значение развитие моторики рук для  речевой активности ребенка» «Пальчиковые игры с детьми» «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

2.Основной этап:

упражнения с прищепками

Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала возьмите руки ребенка в свои и выполните упражнение в месте с ним.

Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Руке посвящаются стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: а ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает? В пословицах: все дело в его руках; глаза боятся, а руки делают. Во всем этом отражается психология, внутренний мир, состояние человека. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником.

упражнения с прищепками

Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова).Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с прищепками позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются. Гусь крикливый   Гусь крикливый, С длинным носом, Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. Жук Шея словно знак вопроса. Жук летит, Гусь идёт гулять в луга Жуж-ж-ж-ж-жит, Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. И гогочет: Жуж-ж-ж-ж-жит «Га-га-га!» Е.Янушко И усами шевелит! В. Цвынтарный

Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с прищепками позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.

Гусь крикливый  

Гусь крикливый,

С длинным носом,

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Жук

Шея словно знак вопроса.

Жук летит,

Гусь идёт гулять в луга

Жуж-ж-ж-ж-жит,

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

И гогочет:

Жуж-ж-ж-ж-жит

«Га-га-га!» Е.Янушко

И усами шевелит! В. Цвынтарный

Кыш! Сильно кусает Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. Котёнок – глупыш! Крапива Посмотрите: притаилась Он думает это – И пушистой притворилась! Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. Белые гуси Не палец, а мышь! Но я же играю с тобою, малыш! Мы тебя, крапива, знаем, Белые гуси на речку идут, А будешь кусаться – скажу тебе: Никогда срывать не станем! Е. Николаева Белые гуси гусяток ведут. Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. «Кыш!» М. Рогожникова Белые гуси вышли на луга, Крикнули гуси: «Га – га – га!» Е. Пожиленко

Кыш!

Сильно кусает

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Котёнок – глупыш!

Крапива

Посмотрите: притаилась

Он думает это –

И пушистой притворилась!

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Белые гуси

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

Мы тебя, крапива, знаем,

Белые гуси на речку идут,

А будешь кусаться – скажу тебе:

Никогда срывать не станем! Е. Николаева

Белые гуси гусяток ведут.

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

«Кыш!» М. Рогожникова

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси:

«Га – га – га!» Е. Пожиленко

Квиллинг  – эффективное средство развития мелкой моторики рук и творчества у детей.

Квиллинг – эффективное средство развития мелкой моторики рук и творчества у детей.

3. Заключительный этап: Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы: Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы. Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности. Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной. Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

3. Заключительный этап:

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  • Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.
  • Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.
  • Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.
  • Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!