Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Проектная деятельность
22.04.2016 г.
Автономное профессиональное образовательное учреждение
Удмуртской Республики
«Техникум радиоэлектроники и информационных технологий»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
ФГОС Раздел II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
1. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
30.08.17
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект … должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
ПРОЕКТ - метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении.
В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.
ПРОЕКТ – это реалистичный замысел о желаемом будущем.
Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.
Практико-ориентированный
проект
30.08.17
деятельность
Цель проекта
Решение практических задач заказчика проекта.
Проектный продукт
Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации
Тип деятельности учащегося
Практическая деятельность в определённой учебно-предметной области.
Формируемая компетентность
Деятельностная
Исследовательский проект
30.08.17
исследование
Цель проекта
Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.
Проектный продукт
Результат исследования, оформленный установленным образом.
Тип деятельности учащегося
Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями.
Формируемая компетентность
Мыслительная
Информационный проект
30.08.17
информация
Цель проекта
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении.
Проектный продукт
Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому либо вопросу.
Тип деятельности учащегося
Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации.
Формируемая компетентность
Информационная
30.08.17
Творческий проект
творчество
Цель проекта
Привлечение интереса публики к проблеме проекта.
Проектный продукт
Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Тип деятельности учащегося
Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики.
Формируемая компетентность
Коммуникативная
30.08.17
Игровой или ролевой
проект
игра
Цель проекта
Представление публике опыта участия в решении проблемы проекта.
Проектный продукт
Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.).
Тип деятельности учащегося
Деятельность, связанная с групповой коммуникацией.
Формируемая компетентность
Коммуникативная
30.08.17
Для решения проблемы
студент применит имеющиеся
знания и новые,
приобретенные в ходе работы
Алгоритм
учебного
проекта
Задай студенту вопросы
Результат
Методы и
способы
Что
получится?
Как?
Цель
Проблема
Задачи
Зачем?
Что
делать?
Почему?
Учебный
продукт
Мотивация
Целе
полагание
Планирование
Постановка
задач
Проблема,
значимая
для студента
Ожидаемый
результат
Этапы работы
1. Определяем проблему проекта
Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для студента, ее решение должно быть важно для обучающегося.
Проблема – задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа, требующая исследования и поиска решений.
Ситуация может приобрести проблемный характер если:
- имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,
- требуется установить сходства и различия,
- важно установить причинно-следственные связи,
- необходимо обосновать выбор,
- требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями,
- стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
10
Формулируем тему проекта
Требования к теме:
- актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;
- содержательность, информативность и разработанность в науке;
- возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес);
- формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему;
- тема должна быть конкретной.
Выбирая тему, необходимо помнить следующее:
1. Эта тема должна быть вам действительно интересна.
2. Результаты вашей проектной деятельности должны иметь реальное практическое значение (то есть, если это сценарий, то по нему можно сделать постановку, если это разработка участка, то он действительно должен быть разработан и засажен по вашему плану).
3. Материал собранный вами по теме должен быть полезен другим людям, заинтересованным в этом вопросе
10
2. Ставим цель проекта
Правильная формулировка цели предопределяет результативность работы.
Определить цель исследования - значит, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
На основе выявленной студентом проблемы, он ставит цель своего проекта. Цель отвечает на вопрос: «ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации (чтобы она совпала с идеальной, с точки зрения студента)?»
Цель звучит емко, лаконично и отражает тему проекта.
13
3. Формулируем задачи проекта
Определяем шаги, которые необходимо сделать, чтобы раскрыть тему и достичь поставленной цели
Задачи указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен).
-определить..
-изыскать..
-привлечь..
-научить..
-сформулировать..
-развить…
-исследовать..
14
4. Поиск и сбор информации
Прежде всего студентам необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов.
Обучающиеся (с помощью преподавателя) выбирают способ сбора информации:
- наблюдение,
- анкетирование,
- социологический опрос,
- интервьюирование,
- проведение экспериментов,
- работа со средствами массовой информации,
- работа с литературой.
14
5. Обработка полученной информации
Обработка полученной информации – это прежде всего её понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Студентам потребуются умения интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для обучающихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы.
14
6. Этап обобщения информации
Обработка полученной информации – это прежде всего её понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Студентам потребуются умения интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для обучающихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы.
- Систематизация полученных данных ;
- Объединение в единое целое всей информации;
- Выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов.
14
7. Представление полученных результатов работы (презентация)
Студенты представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация;
демонстрируют приобретенные знания и умения;
рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.
Итоговое представление результатов работы над проектом
14
Критерии оценивания проекта
Оформление и выполнение проекта:
1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность и значимость работы.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
5. Качество записи: Оформление, соответствие, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.
14
Критерии защиты проекта
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объём тезауруса, убедительность и убежденность.
2. Объём и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.
3. Культура речи, использование наглядных средств, манера, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, доброжелательность, контактность.
14
30.08.17
Полезная литература
- Светенко Т.В. Учебный проект в школе. Книга для учителей. Псков, 2000 г.
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?- М.: Первое сентября, 2010 г.
30.08.17
Примерная тематика индивидуальных проектов
Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины для профессиональных образовательных организаций
Примерные темы рефератов (докладов),индивидуальных проектов
30.08.17
Организация проектной деятельности в АПОУ УР «ТРИТ»
1
ФИО преподавателя
Иванова Е.Е.
2
Русский язык Литература
История Обществознание
Основы права
Москова О.М.
3
Ратников А.В.
Иностранный язык
4
Физическая культура
ОБЖ
Загумёнова Л.А.
5
Фонарёва И.В.
30.08.17
№ п/п
ФИО преподавателя
2
Русский язык Литература
Москова О.М.
История Обществознание
Основы права
- Языковой портрет современника (творческий проект – эссе).
- СМИ и культура речи (информационный проект – буклет)
- Вопросы экологии русского языка (исследовательский проект – исследовательская работа)
- Грамматические нормы русского языка (практико-ориентированный проект – учебный стенд)
- Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики. (практико-ориентированный проект – учебная презентация)
Иностранный язык
30.08.17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!