СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Проектная деятельность на уроках технологии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: Лутцева Е. А. рассматривает вопрос: как обучать младших школьников проектной деятельности на уроках технологии, УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Проектная деятельность на уроках технологии".»

 Проектная деятельность  в начальной школе.  курс «Технология»  УМК «Школа России»,  ( авт. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.)   Лутцева Елена Андреевна – канд.пед.наук, профессор

Проектная деятельность в начальной школе. курс «Технология» УМК «Школа России», ( авт. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.)

Лутцева Елена Андреевна – канд.пед.наук, профессор

Проблемы темы Что такое проект? Чем отличается проект от других видов творческих заданий?  Что такое школьный проект?  Как обучать младших школьников исследовательской и проектной деятельности?

Проблемы темы

  • Что такое проект? Чем отличается проект от других видов творческих заданий?

  • Что такое школьный проект?

  • Как обучать младших школьников исследовательской и проектной деятельности?

Все ли виды работ можно назвать проектом Работа по образцу  — повторение предложенного объекта, задания, образца . Творческая работа – выполнение предложенного задания с внесением собственных изменений, дополнений; усовершенствование конструкции. Проект  — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, изделия, работы, услуги).  Выполнение проекта составляет   проектную деятельность

Все ли виды работ можно назвать проектом

  • Работа по образцу  — повторение предложенного объекта, задания, образца .
  • Творческая работа – выполнение предложенного задания с внесением собственных изменений, дополнений; усовершенствование конструкции.
  • Проект  — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, изделия, работы, услуги).

  • Выполнение проекта составляет   проектную деятельность

Отличительные характеристики проекта Временное ограничение  — любой проект имеет четкие сроки, временны́е рамки (это не относится к его результатам). В случае, если таких рамок не имеется, деятельность называется операцией и может длиться сколь угодно долго. Уникальные продукты , услуги, результаты. Проект должен порождать значимые уникальные результаты, продукты; в противном случае - это текущая работа. Последовательная разработка  — любой проект развивается во времени, проходя через определенные этапы .

Отличительные характеристики проекта

  • Временное ограничение  — любой проект имеет четкие сроки, временны́е рамки (это не относится к его результатам). В случае, если таких рамок не имеется, деятельность называется операцией и может длиться сколь угодно долго.
  • Уникальные продукты , услуги, результаты. Проект должен порождать значимые уникальные результаты, продукты; в противном случае - это текущая работа.
  • Последовательная разработка  — любой проект развивается во времени, проходя через определенные этапы .

 Признаки того, что деятельность  не является проектом Цель изначально не определена, не конкретна, не достижима и т. п. (например, игра);  Ограничения деятельности изначально не определены или не достижимы сроки, ресурсы, время, качество;  Результат не уникален, например, серийное производство, игра, повседневная работа.  Нет трех этапов проектной деятельности – разработка, выполнение, защита.

Признаки того, что деятельность не является проектом

  • Цель изначально не определена, не конкретна, не достижима и т. п. (например, игра);

  • Ограничения деятельности изначально не определены или не достижимы сроки, ресурсы, время, качество;

  • Результат не уникален, например, серийное производство, игра, повседневная работа.

  • Нет трех этапов проектной деятельности – разработка, выполнение, защита.

Требования к использованию метода проектов 1. Наличие значимой проблемы/задачи . 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов . 3 . Самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся. 4. Четкая выраженность этапов выполнения проекта ( исследование и разработка проекта,  практическая реализация проекта, защита проекта ). 5. Использование исследовательских методов (свойства аналитико-синтетическое мышления): умение выделять проблему, ставить задачи; умение выдвигать гипотезы и выстраивать возможные пути их решения; сбор, систематизация и анализ полученных данных. 6. Результат имеет материальный характер ( изделие,  альбом, газета, доклад, видеофильм и др. ).

Требования к использованию метода проектов

  • 1. Наличие значимой проблемы/задачи .
  • 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов .
  • 3 . Самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся.
  • 4. Четкая выраженность этапов выполнения проекта ( исследование и разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта ).
  • 5. Использование исследовательских методов (свойства аналитико-синтетическое мышления):
  • умение выделять проблему, ставить задачи;
  • умение выдвигать гипотезы и выстраивать возможные пути их решения;
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных.
  • 6. Результат имеет материальный характер ( изделие, альбом, газета, доклад, видеофильм и др. ).

Главные достоинства проектов высокая степень самостоятельности , развитие инициативности учащихся, развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта исследовательской деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Главные достоинства проектов

  • высокая степень самостоятельности ,
  • развитие инициативности учащихся,
  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий,
  • приобретение детьми опыта исследовательской деятельности,
  • межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты ФГОС НОО

Муз

РЯ

ЛЧт

ИЯ

Мат

Ок М

Физ

Тех

ИЗО

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные:

(управление своей деятельностью)

принятие цели, планирование,

контроль и коррекция;, оце нка

Основы системы

научных знаний

Самоопределение:

внутренняя позиция школьника;

самоидентификация;

самоуважение и самооценка

Опыт « предметной » деятельности по получению,

преобразованию

и применению

нового знания

Коммуникативные:

речевая деятельность;

навыки сотрудничества

Смыслообразование:

мотивация (учебная,

социальная);

Познавательные:

  • работа с информацией;
  • работа с учебными моделями;
  • использование знако-символи-

ческих средств, общих схем

решения;

  • выполнение логических операций

наблюдения, сравнения, классификации,

анализа, установления аналогий,

обобщения, подведения под понятие;

  • определение границ собственного

знания и «незнания»

Ценностная и

морально-этическая

ориентация:

ориентация на выполнение

морально-нравственных норм;

способность к решению

моральных проблем на

основе децентрации; оценка

своих поступков

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

С какого класса ученики  относительно самостоятельно  способны выполнять проекты?

С какого класса ученики относительно самостоятельно способны выполнять проекты?

Ответ: с третьего класса, когда появляется способность обсуждать, договариваться, работать в группе.

Ответ: с третьего класса, когда появляется

способность обсуждать, договариваться,

работать в группе.

Ведущие цели 1- 4 классов в курсе технологии Цель 1 и 2 классов – накопление предметных знаний и умений , воспитание личностных качеств, развитие основ творческой деятельности, самостоятельности. ОБУЧАЮЩИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ    Цель 3-4 классов – развитие основ творческой деятельности , освоение новых материалов путём переноса известных знаний и умений в новые ситуации, формирование коммуникативных качеств , приобретение социального опыта.  ПРОЕКТЫ

Ведущие цели 1- 4 классов в курсе технологии

Цель 1 и 2 классов – накопление предметных знаний и умений , воспитание личностных качеств, развитие основ творческой деятельности, самостоятельности.

ОБУЧАЮЩИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Цель 3-4 классов – развитие основ творческой деятельности , освоение новых материалов путём переноса известных знаний и умений в новые ситуации, формирование коммуникативных качеств , приобретение социального опыта.

ПРОЕКТЫ

Школьный проект Проект школьника предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов , которые позволяют решить  некую значимую проблему  в результате самостоятельных  действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов Школьный проект нельзя считать полноценным в его взрослом понимании, т.к. он не дает реально новый продукт. Новизна носит субъективный характер – новое для самого ученика. Есть и проблемы в степени самостоятельности выполнения проектных заданий (см.далее).

Школьный проект

Проект школьника предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов , которые позволяют решить некую значимую проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов

Школьный проект нельзя считать полноценным в его взрослом понимании, т.к. он не дает реально новый продукт. Новизна носит субъективный характер – новое для самого ученика. Есть и проблемы в степени самостоятельности выполнения проектных заданий (см.далее).

Приемы познавательной (внутренней) деятельности:   приемы  внимания,     запоминания;     оперирования образами,     представлениями,     понятиями,     суждениями,     умозаключениями,     мыслительными операциями и действиями; приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем;     приемы рефлексии и др.

Приемы познавательной (внутренней) деятельности:

  приемы

  • внимания,
  •     запоминания;
  •     оперирования образами,
  •     представлениями,
  •     понятиями,
  •     суждениями,
  •     умозаключениями,
  •     мыслительными операциями и действиями;
  • приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем;
  •     приемы рефлексии и др.

Условия успешного выполнения проекта     Формирование самостоятельной деятельности учащихся      Дошкольники     Начальная школа     Основная школа   Совместная работа детей со взрослым Работа под руководством учителя  Работа под контролем учителя Самостоятельное решение проблемы в группе (к 10-ти годам) Самостоятельность, как качество личности , формируется постепенно. Полная самостоятельность при целенаправленной работе взрослых над этой проблемой наступает только к моменту полового созревания человека. Поэтому в начальтной школе полностью самостоятельно проект не может быть выполнен. Важна направляющая поддерживающая роль учителя. Самостоятельное решение проблемы в группе (10-11 лет) Индивидуальная самостоятельная деятельность ( к 12-13-ти годам) 14

Условия успешного выполнения проекта

Формирование самостоятельной деятельности учащихся

Дошкольники

Начальная школа

Основная школа

Совместная работа детей со взрослым

Работа под руководством учителя

Работа под контролем учителя

Самостоятельное решение проблемы в группе (к 10-ти годам)

Самостоятельность, как качество личности , формируется постепенно. Полная самостоятельность при целенаправленной работе взрослых над этой проблемой наступает только к моменту полового созревания человека. Поэтому в начальтной школе полностью самостоятельно проект не может быть выполнен. Важна направляющая поддерживающая роль учителя.

Самостоятельное решение проблемы в группе (10-11 лет)

Индивидуальная самостоятельная деятельность ( к 12-13-ти годам)

14

 Проект в начальной школе – это частично самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения, выполненная под руководством учителя .    Базовая основа творческого проекта (проектные качества и умения)   знания и умения : - технико-технологические, математические, биологические, художественные и др. исследовательские  умения   наблюдать, сравнивать , выявлять новое неизвестное, видеть известное в неизвестном, выдвигать гипотезы, обобщать…  Включению учеников в проектную деятельность должна предшествовать работа по освоению достаточной базы предметных знаний и умений и развитие основ творческого мышления.  умение работать с информацией искать (в книгах, Интернете, спрашивать…), отбирать,  оформлять (тексты, фотографии, иллюстрации…) воображение, ассоциативность , умение выявлять противоречия, гибкость мышления, видение взаимосвязей явлений (системность)…  качества творческого мышления коммуникативные умение обсуждать, слушать, вести диалог, умение работать в группе, умение выполнять социальные роли. 14
  • Проект в начальной школе это частично самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения, выполненная под руководством учителя .

Базовая основа творческого проекта

(проектные качества и умения)

знания и умения :

- технико-технологические,

  • математические, биологические,
  • художественные и др.

исследовательские

умения

наблюдать, сравнивать , выявлять новое неизвестное, видеть известное в неизвестном, выдвигать гипотезы, обобщать…

Включению учеников в проектную деятельность должна предшествовать работа по освоению достаточной базы предметных знаний и умений и развитие основ творческого мышления.

умение работать с информацией

  • искать (в книгах, Интернете, спрашивать…),
  • отбирать,
  • оформлять (тексты, фотографии, иллюстрации…)

воображение, ассоциативность , умение выявлять противоречия, гибкость мышления, видение взаимосвязей явлений (системность)…

качества творческого мышления

коммуникативные

  • умение обсуждать, слушать, вести диалог,
  • умение работать в группе,
  • умение выполнять социальные роли.

14

Способы открытия учениками нового знания

и практического умения

(освоение универсальных способов действия )

Поисковая деятельность учащихся

(коллективная или групповая, по возможности самостоятельная)

Способы открытия нового

Виды работ

Пробные поисковые, тренировочные упражнения

поиск способа выполнения технологического приёма , например, наклеивание, разметка по шаблону, линейке и т.д.

Изучение свойств материалов, конструктивных особенностей…

Практическое исследование объекта

Демонстрация сложной конструкции в разборе

использование полуфабриката для разборки конструкции перед учащимися

Перенос известного в схожую, новую ситуацию

изучение нового материала в сравнении с известными, например, свойства бумаги и ткани, способы разметки картона и ткани и др.

Анализ источников информации

наблюдение изделий, полуфабрикатов, , инструкционных карт, схем, информации на электронных носителях-CD, в Интернете и др.

Основной прием – пробные упражнения по поиску и освоению способов выполнения технологических операций. Свойства материалов и конструктивные особенности объектов открываются реальным их исследованием (доминирует в 1 кл. конструкция ножниц, кисточки, тактильное ощущение материалов их называние соответствующих их свойств). Важно, чтобы рассказов и объяснений учителя по возможности не было. Только реальные наблюдения, сравнения, описания, рассуждения исследуемых явлений (см. слайд 5 – познавательные результаты)

Условия успешного выполнения проекта Задания на развитие творческого мышления (1 кл.)

Условия успешного выполнения проекта

Задания на развитие творческого мышления (1 кл.)

Условия успешного выполнения проекта Задания на развитие творческого мышления  (2 кл.)

Условия успешного выполнения проекта

Задания на развитие творческого мышления (2 кл.)

Условия успешного выполнения проекта Задание на развитие творческого мышления (3 кл.)

Условия успешного выполнения проекта

Задание на развитие творческого мышления (3 кл.)

Условия успешного выполнения проекта Задания на развитие исследовательских качеств (1 кл.)

Условия успешного выполнения проекта

Задания на развитие исследовательских качеств (1 кл.)

Условия успешного выполнения проекта Задания на развитие исследовательских качеств (2 кл.)

Условия успешного выполнения проекта

Задания на развитие исследовательских качеств (2 кл.)

Условия успешного выполнения проекта Освоение основный универсальных понятий и способов деятельности (2 кл.)

Условия успешного выполнения проекта

Освоение основный универсальных понятий и способов деятельности (2 кл.)

Условия успешного выполнения проекта Освоение основный универсальных понятий и способов деятельности (3 кл.)

Условия успешного выполнения проекта

Освоение основный универсальных понятий

и способов деятельности (3 кл.)

Условия успешного выполнения проекта Освоение основный универсальных понятий и способов деятельности (4 кл.)

Условия успешного выполнения проекта

Освоение основный универсальных понятий

и способов деятельности (4 кл.)

Результаты проектной деятельности  младших школьников  Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт :  Формы и результаты творческих проектов  . коллективные проекты индивидуальные проекты Изделие (подарки) Комплексная работа  (газета, макет, праздник, выступление, театральная постановка…) Социальная помощь 25

Результаты проектной деятельности младших школьников

  • Результат проектной деятельности личностно или общественно значимый продукт :
  • Формы и результаты творческих проектов .

коллективные проекты

индивидуальные проекты

Изделие

(подарки)

Комплексная работа

(газета, макет, праздник,

выступление, театральная

постановка…)

Социальная помощь

25

Последовательность работы над проектом

1 этап. Разработка проекта

Для чего?

(назначение и польза)

Это нужно мне или другим

Что делать?

  • Изделие или информация
  • Какая конструкция изделия или форма подачи информации.
  • Какие материалы использовать.
  • Зарисовки, схемы, эскизы объекта.
  • Выбор лучшего варианта.

Как делать?

(технология изготовления изделия)

  • Выбор технологической последовательности выполнения.
  • Возможные конструкторско-технологические проблемы.
  • Как решить эти проблемы.
  • Инструменты.

(объект)

(форма представления информации)

Выполнение проекта складывается из трех этапов. Это его отличает от простой творческой работы по теме. На первом интеллектуальном этапе обсуждается замысел и идея проекта (проектное задание), вырисовывается конкретный образ будущего изделия, обсуждаются конструктивные и технологические особенности, подбираются материалы и инструменты. Здесь же решаются предполагаемые конструкторско-технологические проблемы. Результат первого этапа – понимание того, что будет делаться, как, из чего, чем. Возможны эскизы, чертежи, зарисовки, схемы.

Результат 1 этапа – определение формы представления

результата, документация

Последовательность работы над проектом 2 этап.  Выполнение проекта Воплощаем замысел Распределение ролей (обязанностей) в коллективном проекте. Изготовление изделия или подготовка информации. Дополнения, исправления (в конструкции, форме, технологии)   Что решили делать и для чего. Как рождался образ объекта. Какие проблемы возникали. Как решались проблемы. Что получилось. Что делали  и как? Результат 2 этапа – продукт (информационно-практический) 3 этап .  Защита проекта (презентация) На втором этапе проект реализуется. Здесь могут возникать непредвиденные прежде конструкторские и технологические проблемы. Надо стимулировать поиск их решения, в сложных случаях можно давать подсказки. На третьем этапе ученики готовятся к защите и защищают свои проекты. Защиты должны быть краткими. Поэтому они готовятся по предложенному плану. Ученики предъявляют результаты свой работы и дают краткий рассказ. Рекомендуется задавать вопросы по процессу проделанной работы.

Последовательность работы над проектом

2 этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

  • Распределение ролей (обязанностей) в коллективном проекте.
  • Изготовление изделия или подготовка информации.
  • Дополнения, исправления (в конструкции, форме, технологии)

  • Что решили делать и для чего.
  • Как рождался образ объекта.
  • Какие проблемы возникали.
  • Как решались проблемы.
  • Что получилось.

Что делали

и как?

Результат 2 этапа – продукт (информационно-практический)

3 этап . Защита проекта (презентация)

На втором этапе проект реализуется. Здесь могут возникать непредвиденные прежде конструкторские и технологические проблемы. Надо стимулировать поиск их решения, в сложных случаях можно давать подсказки.

На третьем этапе ученики готовятся к защите и защищают свои проекты. Защиты должны быть краткими. Поэтому они готовятся по предложенному плану. Ученики предъявляют результаты свой работы и дают краткий рассказ. Рекомендуется задавать вопросы по процессу проделанной работы.

Схема проектного задания (по технологии) 2.Конструкция 1 . Образ изделия 3.Материалы Цветная бумага Тонкий картон ситец ПВА тесьма 6.Инструменты карандаш ножницы 5. Конструкторские и технологические проблемы библиотека Интернет 4.1.Информация Энциклопедия … Неподвижное соединение Рисунок, эскиз Рисунки, эскизы вариантов Рисунки, эскизы вариантов Тема проекта кисточка 4.Технология изготовления Чертежи 1. Разметка по шаблону и линейке Шаблон по рис.в журнале 2. Вырезание ножницами Точечное, 3. Склеивание деталей За всю поверхность 4. Отделка тесьма

Схема проектного задания (по технологии)

2.Конструкция

1 . Образ изделия

3.Материалы

Цветная бумага

Тонкий картон

ситец

ПВА

тесьма

6.Инструменты

карандаш

ножницы

5. Конструкторские и технологические проблемы

библиотека

Интернет

4.1.Информация

Энциклопедия …

Неподвижное соединение

Рисунок, эскиз

Рисунки, эскизы вариантов

Рисунки, эскизы вариантов

Тема проекта

кисточка

4.Технология изготовления

Чертежи

1. Разметка по шаблону и линейке

Шаблон по рис.в журнале

2. Вырезание ножницами

Точечное,

3. Склеивание деталей

За всю поверхность

4. Отделка

тесьма

Схема проектного задания (по технологии) 2.Конструкция 1 . Образ изделия 3.Материалы Цветная бумага Тонкий картон ситец ПВА тесьма 6.Инструменты карандаш ножницы 5. Конструкторские и технологические проблемы библиотека Интернет 4.1.Информация Энциклопедия … Неподвижное соединение Рисунок, эскиз Рисунки, эскизы вариантов Рисунки, эскизы вариантов Тема проекта кисточка 4.Технология изготовления Чертежи 1. Разметка по шаблону и линейке Шаблон по рис.в журнале 2. Вырезание ножницами Точечное, 3. Склеивание деталей За всю поверхность 4. Отделка тесьма

Схема проектного задания (по технологии)

2.Конструкция

1 . Образ изделия

3.Материалы

Цветная бумага

Тонкий картон

ситец

ПВА

тесьма

6.Инструменты

карандаш

ножницы

5. Конструкторские и технологические проблемы

библиотека

Интернет

4.1.Информация

Энциклопедия …

Неподвижное соединение

Рисунок, эскиз

Рисунки, эскизы вариантов

Рисунки, эскизы вариантов

Тема проекта

кисточка

4.Технология изготовления

Чертежи

1. Разметка по шаблону и линейке

Шаблон по рис.в журнале

2. Вырезание ножницами

Точечное,

3. Склеивание деталей

За всю поверхность

4. Отделка

тесьма

Деление класса на рабочие проектные группы    Проблемы:  неравнозначное участие учеников в группе (сильный работает, остальные смотрят);  трудность оценки работы каждого участника проекта;  приобретает ли каждый ученик опыт проектной деятельности?   Спонтанно, произвольно   по рядом стоящим партам;  по желанию учащихся; по произвольному выбору учителя.  По способностям группа «сильных» учеников; группа «слабых» учеников; группы «средних» учеников .    Проблемы:  подготовка дифференцированных заданий;  соперничество групп (личностное).      Достоинства:  равнозначное участие учеников в группе;  оценка реальной работы каждого участника проекта;  приобретение каждым учеником опыта проектной деятельности.

Деление класса на рабочие проектные группы

Проблемы:

  • неравнозначное участие учеников в группе (сильный работает, остальные смотрят);
  • трудность оценки работы каждого участника проекта;
  • приобретает ли каждый ученик опыт проектной деятельности?

Спонтанно, произвольно

  • по рядом стоящим партам;
  • по желанию учащихся;
  • по произвольному выбору учителя.

По способностям

  • группа «сильных» учеников;
  • группа «слабых» учеников;
  • группы «средних» учеников .

Проблемы:

  • подготовка дифференцированных заданий;
  • соперничество групп (личностное).

Достоинства:

  • равнозначное участие учеников в группе;
  • оценка реальной работы каждого участника проекта;
  • приобретение каждым учеником опыта проектной деятельности.

1 класс – коллективная творческая работа (предпроектная)

1 класс – коллективная творческая работа (предпроектная)

2 класс – коллективная творческая работа (предпроектная)

2 класс – коллективная творческая работа (предпроектная)

3 класс – групповой проект

3 класс – групповой проект

4 класс – групповой проект

4 класс – групповой проект

Оценка выполнения проекта  Соответствие результата заданной (выбранной) теме. Качество практического результата, «продукта». Определение, поиск и решение возникших в ходе выполнения проекта проблем .  Степень самостоятельности выполнения проекта. Участие каждого члена группы в работе по выполнению проекта (активность, результативность работы, решение проблем)

Оценка выполнения проекта

  • Соответствие результата заданной (выбранной) теме.
  • Качество практического результата, «продукта».
  • Определение, поиск и решение возникших в ходе выполнения проекта проблем .

  • Степень самостоятельности выполнения проекта.
  • Участие каждого члена группы в работе по выполнению проекта (активность, результативность работы, решение проблем)

Субъекты проектной деятельности Педагог  – руководитель проекта. Моделирует и задает проектный замысел.  Учащиеся – исполнители проекта (совместно со взрослыми).  Взрослые (педагоги, родители), активно участвуют в выполнении проекта (но не заменяют учащихся).

Субъекты проектной деятельности

  • Педагог – руководитель проекта. Моделирует и задает проектный замысел.

  • Учащиеся – исполнители проекта (совместно со взрослыми).

  • Взрослые (педагоги, родители), активно участвуют в выполнении проекта (но не заменяют учащихся).

Роль учителя (педагога) в выполнении проекта младшими школьниками Мотивация учащихся на проектную деятельность  Помощь в определении задач проекта и возможных способов их решения  Рекомендация источников информации  Консультационная поддержка  Помощь в подготовке защиты проекта  Помощь в оценке результатов проектной деятельности

Роль учителя (педагога) в выполнении проекта младшими школьниками

  • Мотивация учащихся на проектную деятельность

  • Помощь в определении задач проекта и возможных способов их решения

  • Рекомендация источников информации

  • Консультационная поддержка

  • Помощь в подготовке защиты проекта

  • Помощь в оценке результатов проектной деятельности

Функции учащихся, выполняющих проект Приятие проблемы, замысла проекта.  Выбор (из предложенных) или определение своей темы проекта.  Определение путей решения проблемы.  Поиск и отбор необходимой информации.  Определение практического продукта (сообщение, изделие).  Оформление практического результата.  Защита проекта.  Что решают сами ученики? Что они выполняют при помощи взрослых?

Функции учащихся, выполняющих проект

  • Приятие проблемы, замысла проекта.

  • Выбор (из предложенных) или определение своей темы проекта.

  • Определение путей решения проблемы.

  • Поиск и отбор необходимой информации.

  • Определение практического продукта (сообщение, изделие).

  • Оформление практического результата.

  • Защита проекта.

Что решают сами ученики? Что они выполняют

при помощи взрослых?

Время и место выполнения проектов   На уроках (монопроекты по учебным предметам, межпредметные на уроках технологии).  Во внеурочное время (межпредметные, познавательные, социальные).

Время и место выполнения проектов

  • На уроках (монопроекты по учебным предметам, межпредметные на уроках технологии).

  • Во внеурочное время (межпредметные, познавательные, социальные).

 фильм (видео-, мульт-), газета, альбом комплексная работа, изделие социальная помощь  фильм (видео-, мульт-), газета, альбом комплексная работа, изделие социальная помощь монопроекты (предметные) междисциплинарные монопроекты (предметные) междисциплинарные индивидуальные групповы, коллективные индивидуальные групповы, коллективные Типы проектов младших школьников По форме результата По охвату учебных дисциплин По продолжительности краткосрочные (от урока до одной недели) средней продолжительности (от недели до месяца) долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев) По количеству участников 41
  • фильм (видео-, мульт-), газета, альбом комплексная работа, изделие социальная помощь
  • фильм (видео-, мульт-), газета, альбом
  • комплексная работа, изделие
  • социальная помощь
  • монопроекты (предметные) междисциплинарные
  • монопроекты (предметные)
  • междисциплинарные
  • индивидуальные групповы, коллективные
  • индивидуальные
  • групповы,
  • коллективные

Типы проектов младших школьников

По форме результата

По охвату учебных дисциплин

По продолжительности

краткосрочные (от урока до одной недели)

средней продолжительности (от недели до месяца)

долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

По количеству участников

41

Примерные темы проектов  Праздники и традиции Традиции мастерства (об истории местных ремесел, производств) Бабушкин сундучок (истории семейных реликвий) История нашего города. Исторические здания моего города. Имя моей улицы. День рождения в нашем классе. Новогодняя мастерская. Масленица. День Победы. 41

Примерные темы проектов

Праздники и традиции

  • Традиции мастерства (об истории местных ремесел, производств)
  • Бабушкин сундучок (истории семейных реликвий)
  • История нашего города.
  • Исторические здания моего города.
  • Имя моей улицы.
  • День рождения в нашем классе.
  • Новогодняя мастерская.
  • Масленица.
  • День Победы.

41

Примерные темы проектов  Монопредметные, познавательные Кто живет в нашем лесу? Почему птицы осенью улетают на юг? Бабочки (муравьи, водомерки…). Почему корабли не тонут? Как появились цифры. Всегда ли алфавит был таким. Сказка ложь, да в ней намек. Нужны ли людям собаки (кошки). Нужны ли собакам (кошкам) люди? Для чего человеку нужна кровь (сердце, печень,волосы…)?  И другие   41

Примерные темы проектов

Монопредметные, познавательные

  • Кто живет в нашем лесу?
  • Почему птицы осенью улетают на юг?
  • Бабочки (муравьи, водомерки…).
  • Почему корабли не тонут?
  • Как появились цифры.
  • Всегда ли алфавит был таким.
  • Сказка ложь, да в ней намек.
  • Нужны ли людям собаки (кошки). Нужны ли собакам (кошкам) люди?
  • Для чего человеку нужна кровь (сердце, печень,волосы…)?

И другие

41

Примерные темы проектов  Социальные проекты ( направления деятельности): Спектакли для малышей. Шефская помощь малышам (дом малютки, детский дом). Участие в праздниках детских садов. Посильная помощь старикам, инвалидам, живущим по соседству. Подготовка и проведение праздников для пенсионеров и инвалидов (изготовление подарков, концерты).  Участие в благоустройстве территории школы, жилых дворов.  И другие.  Выполняются под руководством учителя и при активном участии родителей. 41

Примерные темы проектов

Социальные проекты ( направления деятельности):

  • Спектакли для малышей.
  • Шефская помощь малышам (дом малютки, детский дом).
  • Участие в праздниках детских садов.
  • Посильная помощь старикам, инвалидам, живущим по соседству.
  • Подготовка и проведение праздников для пенсионеров и инвалидов (изготовление подарков, концерты).
  • Участие в благоустройстве территории школы, жилых дворов.

И другие.

Выполняются под руководством учителя и при активном участии родителей.

41

Спасибо за внимание! 41

Спасибо за внимание!

41