Тема. «Происхождение и
ранняя история славян»
Учитель истории и обществознания:
Колупаева Марина Валериевна.
Цели исследовательской работы:
- - рассмотреть вопрос об индоевропейцах и их происхождении;
- - определить прародину древних славян;
- - исследовать вопрос о становлении восточнославянского мира.
Основные задачи:
- - подобрать документальный, монографический и иллюстрационный материал к теме;
- - определить основные спорные вопросы темы;
- - обработать и отобрать необходимый материал по спорным вопросам.
Места находок стоянок древнейших людей в Евразии (возраст -около 1 млн. лет)
Крупнейшие очаги рассообразования (отмечены кружками) и пути заселения древнейших народов (отмечены стрелками) на территории Евразии
Типы европеоидной расы: а - северный; б - южный; в - смешанный
Разнообразие языковых семей
- Урало – самодийская языковая семья
- финно – угорская группа
- тюркская группа
- Индоевропейская языковая семья
- германская
- романская
- балтийская
- иранская
- славянская
Гипотеза №1 Все народы Евразии некогда представляли единую этническую общность – индоевропейцы. Доказательство №1 (лингвисты):
- - русское слово «мать» имеет параллели не только в славянских, но и также в литовском ( motina ), латышском ( mate ) , древнепрусском ( muti ), древнеиндийском ( mata ) , авестийском ( matar ), новоперсидском ( madar ), армянском ( mair ) , латинском ( mater ), ирландском ( и mathir ), других современных и мертвых языках;
- - не меньше однокоренных «собратьев» и у слова «искать» - от сербохорватского искати и литовского ieskoti (искать) до древнеиндийского icchati ( искать, спрашивать) и английского to ask (спрашивать).
Доказательство №2
Так называемыми аргументами времени (т.е. показателями времени существования тех или иных явлений) служат слова – «культурные указатели», обозначающие такие изменения в технике или экономике, которые могут быть соотнесены с уже известными, датированными археологическими материалами.
К числу подобных аргументов относятся совпадавшие у большинства народов, говоривших на индоевропейских языках, термины, которыми именовались пахота, плуг, боевые колесницы, утварь, а самое главное – два термина общеевропейского характера, восходящие, несомненно, к завершающей эпохе неолита: название меди
(от индоевропейского корня ai –разжигать огонь)
и наковальни, камня (от индоевропейского ak –острый).
Гипотеза №2 Прародина индоевропейцев - центрально-европейская часть Евразии ( бассейны рек Рейна, Вислы и Днепра, включая Прибалтику). Аргумент №1
Сложным оказалось решение вопроса о прародине индоевропейцев.
В качестве аргументов места ( т.е. указателей на какие-либо географические реалии) использовались слова, обозначавшие растения, животных, минералы, части ландшафта, формы хозяйственной деятельности и социальной организации.
Самыми показательными в пространственном отношении следует признать наиболее устойчивые топонимы –гидронимы (наименование водных объектов: рек, озер и т.п.), а также название такой древесной породы, как бук (так называемый аргумент бука ), и такой рыбы, как лосось (так называемый аргумент лосося) .
Сопоставление всех пространственных аргументов оказалось исключительно сложной процедурой.
Не удивительно, что единой, общепринятой точки зрения по поводу того, где исконно обитали носители праиндоевропейского языка пока не существует.
Аргумент №2
Были предложены следующие локализации:
- - байкало-дунайская;
- - южно-русская (междуречье Днепра и Дона,
включая Крымский полуостров);
- - волжско-енисейская (включая северный Прикаспий, Арал и северный Балхаш);
- - восточно-анатолийская;
- - центрально-европейская ( бассейны рек Рейна, Вислы и Днепра, включая Прибалтику);
- - и некоторые другие.
Аргумент №3
Из них наиболее обснованной считается восточно-анатолийская. Тщательный анализ лингвистических материалов, мифологии праиндоевропейцев
(точнее следов мифов, сохранившихся у их потомков) и сопоставление этих данных с результатами исследований палеобиологов позволяли им определить в качестве наиболее вероятной прародины индоевропейцев район современной Восточной Анатолии вокруг озера Ван и Урмия.
Гипотеза №3 Расселение индоевропейцев приходится на рубеж IV - III тыс. до н.э. Аргумент №1
На рубеже IV – III тыс. до н.э. жизнь индоевропейских племён стала преображаться. Начались глобальные климатические изменения: понизилась температура, повысилась континентальность - более жаркие, чем прежде, летние месяцы чередовались со все более суровыми зимами.
В результате снизились урожаи зерновых культур, земледелие перестало давать гарантированные средства для обеспечения жизни людей в зимние месяцы, а также дополнительные корма для животных. Постепенно усилилась роль скотоводства. Увеличение стад, связанное с этими процессами, потребовало расширения пастбищ и поиска новых территорий, где могли бы прокормиться и люди, и животные.
Взоры индоевропейцев обратились к бескрайним степям Евразии.
Наступил период освоения соседних земель.
Аргумент №2
Экологический кризис заставил человека перейти от потребляющих форм ведения хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящим (земледелие и скотоводство).
В археологии такой переход принято называть «неолитической революцией».
Аргумент 3.
Особые масштабы миграция племен, прежде составлявших индоевропейскую общность, приобрела с изобретением колесного транспорта, а также приручением и использованием для верховой езды лошадей. Это позволило скотоводам перейти от оседлого образа жизни к кочевому или полукочевому. Следствием изменения хозяйственно-культурного уклада стал распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы.
Древнеевропейцы и становление славян во 2-ом – начале 1-ого тыс. до н.э.
Древнеевропейская общность ( 1500-1200 г. до н.э. – культура курганных могил)
- кельты
- балты
- италики
- иллирийцы
- германцы
- славяне:
- неукрепленные поселения;
- жилище-наземные постройки столбовой конструкции;
- основа экономики –земледелие (плуг, тягловая сила, сельскохозяйственные продукты - полба, ячмень, овес, рожь, горох, чечевица, лен, мак и репа);
- бронзовое литье;
- обряд трупосожжения.
Ранние славяне (венеды) (середина I тыс. до н.э.)
Культура подклешевых погребений
(бассейн среднего и верхнего течения Вислы и Варты). Расселяются до среднего течения Одера на западе, до Волыни и Припятского Полесья на востоке
- Начальный этап развития общеславянского языка.
- Территория – лесной, равнинный регион с наличием озер и болот; в стороне от морей, горных хребтов и степей.
- Соседи – германцы, скифы.
Кельто-славянское взаимодействие (400 г. до н.э. -200 г. до н.э.)
- Заимствованы более совершенные формы ремесла.
- Первое диалектное разграничение.
- Трансформация культуры подклешевых погребений в пшеворскую.
Средний этап эволюции праславянского языка ( пшеворская культура) конец тыс. до н.э. – начало нашей эры
- Территория – Волынь и Верхнее Поднепровье, на востоке до левобережных районов Среднего Поднепровья.
- Взаимодействие - германцы и сарматы.
- Сложился славяно-иранский культурный и этнический симбиоз – анты (от Нижнего Дуная до Северного Донца).
Славяне в римское время I в. до и. э. — IV в. н. э.
Зубрицкая культура
Летопись
Нестор-летописец. Скульптор М. Антокольский.
Нестор «Повесть временных лет» ( XII в)
- Праславяне – часть европейского народа.
- Прародина – среднее течение Дуная.
Нестор 9 восточнославянских племен
- Поляне – по берегам Днепра, недалеко от устья Десны
- Северяне – в бассейне Десны и Сейма
- Радимичи – на верхних притоках Днепра
- Древляне – по Припяти
- Дреговичи – между Припятью и Западной Двиной
- Полочане – по реке Полоте
- Ильменские словене – вдоль Волхва, Шелони, Ловати и Мсты
- Кривичи – в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги
- Вятичи – по Оке
Великое переселение народов
Пражско –корчакская культура ( к северу от Карпат, между верхними течениями Одера и Днестра, правобережные земли Среднего Поднепровья, междуречье Дуная и Днестра)
- Славени
- Волыняне, древляне, поляне и дреговичи
Культура сопок (в бассейне озер Псковского и Ильменя)
Новгородские
(ильменские)
словене
Ладьи древних Русичей
Тушемлинская культура ( в Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье )
Кривичи
Две волны расселения славянских племен
Лесная полоса Восточно-европейской равнины
Радимичи,
вятичи,
северяне
Анты Пеньковская культура ( нижний Дунай на западе, до Северного Донца на востоке)
Тиверцы,
хорваты,
уличи
ИСТОКИ: откуда есть-пошли славяне
Маврикий пишет:
«…Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению…
Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище…»
Прошедшие века только закалили…
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!
Спасибо
за
внимание!