Работа социального педагога с неблагополучными семьями
Социальный педагог
МКОУ Землянской СОШ с УИОП
Сухоруких Людмила Георгиевна
состоящие
на учёте
Педагогически
запущенные
Многодетные
Группа
«риска»
Опекаемые
Неполные
социально
не защищённые
Семьи
Ученики
Проблемные
Остальные
СОЦИАЛЬНЫЙ
ПЕДАГОГ
нуждающиеся в
консультациях по
поводу оказания
социально –
педагогической
помощи ученику
начинающие
неопытные
учителя
Педагоги
«ГРУППА РИСКА»
Родители
Семьи
Дети
Неблагополучные
Неполные
Из неблагополучных семей
Из неполных семей
Не имеющие постоянного места работы
Состоящ и е на учёте
49 , из них
3 , из них 4 уч-ся школы
49 , из них 50 уч-ся школы
5%
П ДН- 0
КДНиЗП – 2
ВУ – 5
Подопечные - 18
- Разведены 28
- Одинокие 1 3
- Вдовы 8
3
малообеспеченные- 1 4
многодетные - 12
- Текущий контроль за соблюдением режима работы школы.
- Систематический контроль за успеваемостью учащихся.
- Просветительская работа по законодательству.
- Формирование правовой культуры подростков.
- Профилактическая социально-педагогическая работа.
- Социально-педагогичекий анализ поступка, выявление причин.
- Обеспечение тесного взаимодействия с семьей.
- Выявление у подростка положительных качеств, способностей и реализация их кружковой и общественной деятельности.
- Постоянный ненавязчивый контроль за соблюдением режима и успеваемостью.
- Адекватная помощь в учебе.
- Поощрение за успехи.
- Просветительская, профилактическая деятельность по формированию правовой культуры.
- Разъяснительная работа. Деятельно-практический разбор поступка.
- Контроль за обязательным принятием справедливых решений и мер.
- Социально-психологическое сопровождение ребенка: обследование Специалистами, профилактические меры. воздействия (контроль за соблюдением режима и успеваемостью).
- Постоянное поощрение за достигнутые успехи.
- Систематическая помощь подростку в учебно-познавательной
деятельности.
- Вовлечение в кружковую деятельность.
-Обеспечение постоянной связи с семьей.
(общая средовая дезадаптация (семья, школа, окружение),
нарушение процесса общения, отклонения в поведении (трудновоспитуемость),
нарушение процесса формирования ведущей деятельности (труднообучаемость),
нарушение развитие личности (нравственные, интеллектуальные проблемы).
- Профилактические беседы.
- Коррекция семейного воспитания.
- Вовлечение детей в деятельность по интересам (кружки, секции, клубы).
- Блокирование нежелательных социальных связей.
- Вовлечение в общественно-значимую деятельность.
- Разработка и реализация комплексных программ сопровождения.
- Разработка и реализация индивидуальных программ самовоспитания
Работа социального педагога с «Неблагополучной семьей»
- Сегодня семья переживает серьезный кризис. Утрачены многие семейно-нравственные позиции, изменилось отношение родителей к детям. Нарушен психологический микросоциум семьи.
- В сегодняшних условиях многие семьи не готовы взять полную ответственность за воспитание своих детей, т.к. изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье.
- В этой ситуации неустойчивые семьи стали еще более нестабильными.
Работа с семьей является одной из самых трудных сфер деятельности педагогов .
- Как сделать взаимодействие школы и родителей эффективным, радостным, полезным?
- Как сделать так, чтобы родители стремились с удовольствием идти на встречу с педагогами, психологами, а не рассматривали приход в школу как печальную повинность?
- Как помочь родителям наладить конструктивные взаимоотношения с собственными детьми, как помочь им в решении сложных проблем взаимопонимания с ними, как помочь услышать друг друга, понять, принять, в любых ситуациях; научиться уважительно относится к позициям, потребностям и интересам ребенка и своим собственным?
- Как понять педагогу, родителю причины своих проблем взаимоотношений с детьми, как найти выходы из трудных жизненных ситуаций, как научиться сохранять самообладание в конфликте?
- Эти и многие другие вопросы станут предметом рассмотрения и практической проработки программы работы социального педагога с неблагополучной семьей.
Схема работы социального педагога с неблагополучной семьей:
Этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей
- Постановка семьи на социальный патронаж.
- Неблагополучная семья, имеющая несовершеннолетних детей, ставится на социальный патронаж к социальному педагогу школы решением Совета профилактики школы или Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- Разрабатывается план действий по решению проблем семьи.
- Знакомство с семьей. Изучение семьи.
- Социальный педагог собирает информацию о семье и сопоставляет сведения, полученные из разных источников.
- Изучает данные о составе семьи, о внешних и внутренних контактах семьи.
- Узнает о ценностях, нормах, правилах и представлениях данной семьи; о способностях и возможностях членов семьи.
- Собирает информацию о материальном обеспечении, особенностях организации быта; о состоянии здоровья; образе жизни, привычках членов семьи.
- Составление акта обследования жилищных условий.
Этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей
- Составление плана действий по решению проблемы семьи.
- Социальный педагог школы ( по соглашению с КДНиЗП ) подключает (по мере необходимости) всех заинтересованных лиц к решению проблемы семьи и включает в план работы с семьей мероприятия, проводимые работниками других учреждений и организаций (например инспектора ОДН, социального педагога центра психологической помощи семьи ц. «Доверие»», врача).
- Копия плана с указанием конкретных сроков и ответственных предоставляется директору школы. План содержит конкретные меры по решению проблем семьи.
- Контроль за осуществлением намеченных сроков возлагается на социального педагога школы.
- Содержание работы с семьей определяется имеющимися у семьи проблемами.
- Как правило, проблемы неблагополучной семьи многообразны и многочисленны. Поэтому социальный педагог организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях и связанных с семьей по долгу службы.
- Вопрос о снятии семьи с социального патронажа рассматривается по ходатайству социального педагога школы решением Совета профилактики школы или КДН и ЗП.
- Цель комплексной работы с семьей состоит в изменении ситуации в семье таким образом, чтобы семья смогла сама себя обеспечить и не нуждаться в помощи извне.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи :
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Эффективность работы с неблагополучной семьей:
- Социально - педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.