Проект подготовила:
Клыкова И.Л.
педагог дополнительного
образования СП «Прометей»
ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина
ж./д. ст. Клявлино
Самарской области
Развитие детской одарённости через занятия декоративно-прикладным творчеством в учреждении дополнительного образования
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Президентская программа «Дети России».
Проблемы:
- 1.Совершенствование системы выявления и поддержки одаренных детей, привлечение родителей к активной работе по решению этой проблемы. Идентификация одаренности того или иного конкретного ребенка должна являться результатом психолого-педагогического мониторинга, носящего комплексный и длительный характер.
- 2.Слабая научно-методическая оснащенность и готовность педагогов дополнительного образования к индивидуализации обучения.
- 3. Одной из проблем является и то, что в работе с одаренными детьми основной акцент делается на развитие способностей детей, тогда как развитию личности, помощи в социально-психологической адаптации, становлению мировоззрения, воспитанию морально-нравственных качеств, мотивации к здоровому образу жизни уделяется гораздо меньше внимания.
Цель проекта:
- -формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми на занятиях художественной направленности;
- - поддержка и развитие одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями;
- -стимулирование мотивации развития способностей;
- -разработка программы по развитию одаренности воспитанников.
Задачи проекта:
- 1.Провести диагностические обследования детей на предмет выявления одаренности, определения их творческого потенциала, интересов и способностей;
- 2.Разработать индивидуальные образовательные маршруты высокомотивированных воспитанников;
- 3.Внедрить новую оценочную деятельность воспитанников «Портфолио»;
- 4.Повышать педагогическую квалификацию по работе с одаренными детьми;
- 5.Разработать и внедрить программу «Одаренные дети», внести изменения в учебно-тематический план, воспитательную работу, использовать современные образовательные технологии на занятиях в объединениях;
- 6.Обеспечить высокий уровень активности участия воспитанников в творческих конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня;
- 7.Провести диагностику уровня устойчивости мотивации воспитанников, ориентации на успех, стремления к достижению социально-значимого результата.
Гипотеза:
- Если разработать и внедрить в деятельность детских объединений художественной направленности работу по программе «Одаренные дети», использовать индивидуальные образовательные маршруты высокомотивированных детей, то это будет способствовать более высокому уровню развития личности ребенка, его стремления к достижению социально-значимых результатов.
Принципы работы с одаренными детьми:
1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
2. Принцип индивидуализации обучения;
3. Принцип создания условий для совместной работы воспитанников при минимальном участии педагога;
4. Принцип опережающего обучения.
Условия для развития одарённых детей:
1.Использование на занятиях современных образовательных технологий .
2. Индивидуальные образовательные маршруты.
3. Проведение конференций, конкурсов, фестивалей.
4. Отчётные выставки и концерты.
5. Интернет-ресурсы
Этапы реализации Проекта
Организационный этап (2016 – 2017 гг.) – включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Этап реализации (2017-2018 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными воспитанниками. На этом этапе планируется активное участие в районных, областных, международных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, выставках, организация научно-исследовательской деятельности воспитанников. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (2018-2019 гг.) – предполагает провести контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.
Предполагаемый результат:
- 1.Разработка и реализация программы «Одаренные дети»
- 2.Разработка модели психолого-педагогической поддержки одаренных детей.
- 3.Создание условий для поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями
Основные мероприятия проекта:
- разработка программы поиска, выявления и поддержки одаренных детей, создание и обновление банка данных;
- организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников;
- повышение квалификации педагогов для работы с одаренными детьми;
- организация и проведение конференций, творческих конкурсов, выставок и т.п.;
- участие в районных, окружных, областных, всероссийских конкурсах, олимпиадах, конференциях;
- информационная поддержка победителей и призеров конкурсов средствами сайтов детских объединений и образовательного учреждения.
Модель одаренного ребенка – Личность:
- здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
- способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
- способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
- способная к саморазвитию и самообразованию;
- обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,
- готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей.
Ожидаемые конечные результаты Проекта:
- совершенствование и формирование системы работы с одаренными детьми;
- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
- стимулирование мотивации развития способностей;
- формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
- проведение конкурсов, концертных программ, выставок, создание сборника лучших работ воспитанников;
- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
- повышение квалификации педагогов;
- достижение высокого качества образования;
- регулярные публикации в средствах массовой информации
Перспективы дальнейшего развития проекта, возможности распространения его опыта .
Данный проект направлен на совершенствование технологий управления работой с одаренными детьми, так как именно они нуждаются в особой поддержке и помощи. Кроме того, внедрение инноваций в управляющую систему образовательного учреждения будет способствовать его дальнейшему развитию. В перспективе возможно обобщение опыта применения новой технологии управления системой работы с одаренными детьми с целью повышения эффективности и качества образования.
Продукты проектной деятельности
1.Программа «Одаренные дети».
2.Портфолио одаренного воспитанника.
3. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка.
4. Методическая копилка.
Программа «Одаренные дети» ( дополнительное образование детей)
Срок реализации: 2016-2019г.г.
(проект программы)
- Направления
- Детские объединения
- Виды образования, область деятельности
- Художественная
-
-
- «Экодизайн» (8-14 лет) срок обучения 4 года.
- Педагог дополнительного образования –Клыкова Ирина Леонидовна
- Декоративное, художественное, изобразительное искусство, эстетическое, культурно-досуговое.
-
- «Живая глина» (7-13 лет) срок обучения 3 года.
- Педагог дополнительного образования- Гаранина Людмила Анатольевна
- Участники Проекта:
- Воспитанники и педагоги дополнительного образования, родители, администрация СП «Прометей».
- учреждение дополнительного образования могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.
цель:
- выявление одарённых детей, создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
задачи
- cоздание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
- проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
- максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области , художественного, декоративно-прикладного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
- внедрение новой оценочной деятельности воспитанника и педагога - «Портфолио»;
- повышение квалификации кадров, работающих с одарёнными детьми.
Организационный этап (2016 – 2017 гг.): разработка программы «Одарённые дети»,выявление одаренных детей и создание банка данных по ним, диагностика потенциальных возможностей детей, повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми
Этап реализации (2017-2018 гг.): непосредственная работа с одаренными детьми, пополнение и обновление банка данных по одарённым детям, методических материалов, диагностических методик, инновационных педагогических технологий, адресованных одарённым детям; - обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов На этом этапе планируется организация и проведение конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности обучающихся. Предусматривается педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
- Завершающий этап (2018-2019 гг.): контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
-
Ожидаемые результаты программы
- совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями;
- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
- стимулирование мотивации развития способностей;
- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
- создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
- разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;
- пополнение сайта СП «Прометей» разделом «Одаренные дети» .
Сотрудничество с семьями способных детей.
- - круглые столы;
- - информационно-практические беседы;
- - информационные лектории с элементами практикума;
- - обучающие семинары;
- - творческие лаборатории родителей;
- - привлечение родителей к совместной творческой деятельности;
- - родительские педагогические тренинги;
- - обмен мнениями.
Создание банка данных одаренных детей
Успехи и достижения