Развитие
познавательного интереса
к русскому языку
через нетрадиционные формы обучения
. «Нигде … игра не превращается с такой легкостью в серьезное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике» Пешковский
«Слова рассыпались»
«Ораторы»
«Слоговой аукцион»
Гриб растет на тонкой ручке,
«Четвертый лишний»
Любит дождик он и тучки.
«Кто (что) кем (чем) был раньше?»
«Хвостоглав»
«Наборщик» и др.
- Скороговорки и чистоговорки
А теперь без лишних ссор
Мы возьмем, к примеру, … сор.
Букву «п» в средину вставим,
Слово новое составим.
Всем понравилась игра.
За работу, детвора!
Добукварный период
Есть зарядка для ума:
Со звуком [в] найди слова.
Верблюжонок целый воз
Для зверей воды привез.
Дал вороне, волку, львице
Он прохладненькой водицы.
Ва, ва, ва, ва – очень вкусная халва.
Вы, вы, вы, вы – много деток у совы.
Ви, ви, ви, ви – мяч скорее ты лови.
Ву, ву, ву, ву – ел я вкусную айву.
Ве, ве, ве, ве – мы играли на траве.
Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А еще - произносит,
Но не трогать и носить.
Сколько в слове гласных звуков,
Столько в слове и слогов.
Это правило понятно
Для моих учеников.
Основной период
- Увеличение объема читаемых текстов
- Повышение уровня сформированности навыка чтения и письма
- Углубление анализа содержания прочитанного
Состязание между девочками и мальчиками.
Прочитать буквосочетания.
Девочки: ба – бо – бу – бы
Бал –бол- бул – был
Мальчики: бе – би - бю –бя
Бел – бил – бюл – бял
- Замени слово новым словом на букву «Б»
Роскошь – (богатство)
Горка – (бугор)
Бублик – (баранка)
Гармонь – (баян)
Двойняшка – (близнец)
Силач – (богатырь)
Виды упражнений и игр в основной период
- Интеллектуальная разминка.
Мама попросила вас сходить в магазин и сделать покупки на букву «В». Что ты купишь:
Блиц – опрос.
В булочной - ватрушку
Все ответы на вопросы должны начинаться с буквы «В»
В молочном отделе - варенец
- Место, где пассажиры ожидают прихода поезда, парохода и проч. (Вокзал)
В овощном отделе – вишню, виноград
- Как называют человека, который все время говорит неправду, лжет? (Врун)
В бакалее – вермишель, ваниль, варенье.
В кондитерской – вафли
- Какое полное имя у Леры? (Валерия)
- Что мы вдыхаем своими легкими? (Воздух)
ОНАРОВ (ворона) ТААВ (вата) СОВЛО (волос)
- Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)
Из букв данного слова собери новые слова
- Что сочинял Винни-Пух? (Ворчалки)
ВОРОТНИК (вор, рот, кит, кот, тон, тик, крот, ров)
- Название последнего дня недели. (Воскресенье)
- Замени первую букву, чтобы получилось новое слово
Борона – (ворона) Голос – (волос)
Сода – (вода) Сова – (Вова)
Творческие задания
- «Составь предложение». Игра на развитие творческого мышления. Используя два заданных слова, добавляя свои слова, составить несколько предложений. ( Простые предложения можно записать, составить схему ).
Облако, обычный. (Например, «Обычно облако раскрашивают белым цветом», «По небу плыло обычное облако»)
Одежда, океан. (Мальчик прямо в одежде оказался в океане. Одежду волной смыло в океан.)
Остроумный, осьминог. (Осьминог сказал остроумную шутку. Ученик остроумно высказался по поводу ног осьминога.)
Игра для развития воображения и расширение словарного запаса. По предложенной ситуации, ребенок должен сказать, бывает ли то, о чем идет речь.
Облако растет на осине.
Овчарка – это взрослая овечка.
Опята растут на пнях.
Тема:
«Написание слов с мягким знаком»
Актуализация знаний
Что за буква? Кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласный прочитать.
ье ьё ью ья
Эта буква – хитрый знак.
О себе он скажет так:
«Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море,
Угол в уголь, брата в «брать»…
Так что всем несдобровать.
соль – солью
полю – полью
Коля – колья
листья сучья
На сучьях деревьев жёлтые листья.
деревья
На суч ь ях д е рев ь ев ж ё лт ые лист ь я.
сучья - ветви
Работа с парами слов
- фасоль
- дельфин
- бельё
- письмо
- тюльпан
- семья
- вьюга
- тополь
- платье
- больной
- вольер
- воробьи
Я крылата и легка,
И свищу я без свистка.
Налечу, на лету
Все вокруг замету.
7 я
вьюга метель
Знакомство с новыми словарными словами
учитель учит е ль
учительница учительница
Наша учительница учит нас читать, считать, красиво писать
Русский язык
- «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
«Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят».
Если же вдруг появился союз,
То запятая тогда – лишний груз.
- Я правила в школе учить начинаю,
Теперь очень твердо, уверенно знаю:
«ЖИ-ШИ» пишем с «И»,
«ЧА-ЩА» пишем с «А»
ЩУчерок, пруЖина, ЧУдесный, маШИна,
ЧУлан и задаЧА, снеЖИнка … УдаЧА!
- Проблемная ситуация в стихах
«Чего не хватает»
1. Это … нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки … кармане,
Скачут … самого утра.
… дворе и … бульваре,
… переулке и … саду,
И … каждом тротуаре
… прохожих … виду.
2. Не шумит в реке камыш…,
Не шумит под полом мыш…
В этот час такая тиш…!
Только слышно: «Спи, малыш…»
- Ежи – и + е + ВИКА = ежевика
- Сахар - … (Захар)
- *б к*м у*х *б б*г з*к с*у (алфавит)
С удвоенной согласной
Не выучил слова.
Теперь учитель точно
Ему поставит «два».
Ну, что ж, дружок Незнайка,
Поможем мы тебе.
И не оставит класс наш
Тебя, малыш, в беде…
Не на ледяной площадке –
В ученической тетрадке
Он чертил круги коньками
Для Сережи и для Ани.
(Циркуль)
Выводы
- Используя Интернет-ресурсы, мультимедиа продукты урок, внеклассное мероприятие, родительское собрание можно провести ярко, запоминающе, эффективно…
- Используя ИКТ в исследовательских и частично-поисковых видах работы, можно значительно повысить познавательный интерес учеников, развивать их творческий потенциал, поддерживать интерес, активность на различных этапах урока и внеклассной деятельности по предмету
- При демонстрации мультимедийных презентаций на уроке появляются широкие возможности для интеграции различных знаний
- Включение аудиофайлов позволяет совершить заочную экскурсию в лес, ощутить таинственную атмосферу.