СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Развитие познавательного интереса к русскому языку через нетрадиционные формы обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презинтация опыта работы учителя начальных классов МБОУСОШ 38 им. Е. А. Болховитинова по использованию ИКТ технологий на уроках письма (1 класс) и русского языка (2-4 класс). 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие познавательного интереса к русскому языку через нетрадиционные формы обучения"»

Развитие познавательного интереса к русскому языку через нетрадиционные формы обучения

Развитие

познавательного интереса

к русскому языку

через нетрадиционные формы обучения

. «Нигде … игра не превращается с такой легкостью в серьезное, развивающее мыслительный аппарат дело,  как в фонетике»     Пешковский Игры: Ребусы   «Слова рассыпались»  «Ораторы» Загадки  «Слоговой аукцион»  Гриб растет на тонкой ручке,  «Четвертый лишний» Любит дождик он и тучки.  «Кто (что) кем (чем) был раньше?»   «Хвостоглав»  «Наборщик» и др. Скороговорки и чистоговорки  Стихи-игры Пословицы и поговорки  А теперь без лишних ссор Фраза-перевертыш Мы возьмем, к примеру, … сор.  Букву «п» в средину вставим, Кроссворды  Слово новое составим. Рифмовки Всем понравилась игра. За работу, детвора!

. «Нигде … игра не превращается с такой легкостью в серьезное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике» Пешковский

  • Игры:
  • Ребусы

«Слова рассыпались»

«Ораторы»

  • Загадки

«Слоговой аукцион»

Гриб растет на тонкой ручке,

«Четвертый лишний»

Любит дождик он и тучки.

«Кто (что) кем (чем) был раньше?»

«Хвостоглав»

«Наборщик» и др.

  • Скороговорки и чистоговорки
  • Стихи-игры
  • Пословицы и поговорки

А теперь без лишних ссор

  • Фраза-перевертыш

Мы возьмем, к примеру, … сор.

Букву «п» в средину вставим,

  • Кроссворды

Слово новое составим.

  • Рифмовки

Всем понравилась игра.

За работу, детвора!

Добукварный период Стихи – игры Есть зарядка для ума: Со звуком [в] найди слова. Верблюжонок целый воз Для зверей воды привез. Дал вороне, волку, львице Он прохладненькой водицы. Рифмовки  Ва, ва, ва, ва – очень вкусная халва.  Вы, вы, вы, вы – много деток у совы.  Ви, ви, ви, ви – мяч скорее ты лови.  Ву, ву, ву, ву – ел я вкусную айву.  Ве, ве, ве, ве – мы играли на траве. Орфостихи Звук не можем мы увидеть И не можем в руки взять. Озорного невидимку Можем ухом различать. А еще - произносит, Но не трогать и носить. Сколько в слове гласных звуков,  Столько в слове и слогов.  Это правило понятно  Для моих учеников.

Добукварный период

  • Стихи – игры

Есть зарядка для ума:

Со звуком [в] найди слова.

Верблюжонок целый воз

Для зверей воды привез.

Дал вороне, волку, львице

Он прохладненькой водицы.

  • Рифмовки

Ва, ва, ва, ва – очень вкусная халва.

Вы, вы, вы, вы – много деток у совы.

Ви, ви, ви, ви – мяч скорее ты лови.

Ву, ву, ву, ву – ел я вкусную айву.

Ве, ве, ве, ве – мы играли на траве.

  • Орфостихи

Звук не можем мы увидеть

И не можем в руки взять.

Озорного невидимку

Можем ухом различать.

А еще - произносит,

Но не трогать и носить.

Сколько в слове гласных звуков,

Столько в слове и слогов.

Это правило понятно

Для моих учеников.

Основной период Усложнение материала Увеличение объема читаемых текстов Повышение уровня сформированности навыка чтения и письма Углубление анализа содержания прочитанного Игра «Ораторы»  Состязание между девочками и мальчиками. Прочитать буквосочетания. Девочки: ба – бо – бу – бы Бал –бол- бул – был Мальчики: бе – би - бю –бя Бел – бил – бюл – бял Замени слово новым словом на букву «Б» Роскошь – (богатство) Горка – (бугор) Бублик – (баранка) Гармонь – (баян) Двойняшка – (близнец) Силач – (богатырь)

Основной период

  • Усложнение материала
  • Увеличение объема читаемых текстов
  • Повышение уровня сформированности навыка чтения и письма
  • Углубление анализа содержания прочитанного
  • Игра «Ораторы»

Состязание между девочками и мальчиками.

Прочитать буквосочетания.

Девочки: ба – бо – бу – бы

Бал –бол- бул – был

Мальчики: бе – би - бю –бя

Бел – бил – бюл – бял

  • Замени слово новым словом на букву «Б»

Роскошь – (богатство)

Горка – (бугор)

Бублик – (баранка)

Гармонь – (баян)

Двойняшка – (близнец)

Силач – (богатырь)

Виды упражнений и игр в основной период  «За покупками на «В». Интеллектуальная разминка. Мама попросила вас сходить в магазин и сделать покупки на букву «В». Что ты купишь:  Блиц – опрос. В булочной - ватрушку  Все ответы на вопросы должны начинаться с буквы «В» В молочном отделе - варенец Место, где пассажиры ожидают прихода поезда, парохода и проч. (Вокзал) В овощном отделе – вишню, виноград Как называют человека, который все время говорит неправду, лжет? (Врун) В бакалее – вермишель, ваниль, варенье. В кондитерской – вафли Какое полное имя у Леры? (Валерия) Слова рассыпались Что мы вдыхаем своими легкими? (Воздух) ОНАРОВ (ворона) ТААВ (вата) СОВЛО (волос)  Наборщик Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей) Из букв данного слова собери новые слова Что сочинял Винни-Пух? (Ворчалки) ВОРОТНИК (вор, рот, кит, кот, тон, тик, крот, ров) Название последнего дня недели. (Воскресенье) Замени первую букву, чтобы получилось новое слово Борона – (ворона) Голос – (волос) Цифра. (Восемь) Сода – (вода) Сова – (Вова)

Виды упражнений и игр в основной период

  • «За покупками на «В».
  • Интеллектуальная разминка.

Мама попросила вас сходить в магазин и сделать покупки на букву «В». Что ты купишь:

Блиц – опрос.

В булочной - ватрушку

Все ответы на вопросы должны начинаться с буквы «В»

В молочном отделе - варенец

  • Место, где пассажиры ожидают прихода поезда, парохода и проч. (Вокзал)

В овощном отделе – вишню, виноград

  • Как называют человека, который все время говорит неправду, лжет? (Врун)

В бакалее – вермишель, ваниль, варенье.

В кондитерской – вафли

  • Какое полное имя у Леры? (Валерия)
  • Слова рассыпались
  • Что мы вдыхаем своими легкими? (Воздух)

ОНАРОВ (ворона) ТААВ (вата) СОВЛО (волос)

  • Наборщик
  • Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)

Из букв данного слова собери новые слова

  • Что сочинял Винни-Пух? (Ворчалки)

ВОРОТНИК (вор, рот, кит, кот, тон, тик, крот, ров)

  • Название последнего дня недели. (Воскресенье)
  • Замени первую букву, чтобы получилось новое слово

Борона – (ворона) Голос – (волос)

  • Цифра. (Восемь)

Сода – (вода) Сова – (Вова)

Творческие задания «Составь предложение».  Игра на развитие творческого мышления. Используя два заданных слова, добавляя свои слова, составить несколько предложений. ( Простые предложения можно записать, составить схему ). Облако, обычный. (Например, «Обычно облако раскрашивают белым цветом», «По небу плыло обычное облако») Одежда, океан. (Мальчик прямо в одежде оказался в океане. Одежду волной смыло в океан.) Остроумный, осьминог. (Осьминог сказал остроумную шутку. Ученик остроумно высказался по поводу ног осьминога.)   «Бывает ли такое» Игра для развития воображения и расширение словарного запаса. По предложенной ситуации, ребенок должен сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Облако растет на осине. Овчарка – это взрослая овечка. Опята растут на пнях.

Творческие задания

  • «Составь предложение». Игра на развитие творческого мышления. Используя два заданных слова, добавляя свои слова, составить несколько предложений. ( Простые предложения можно записать, составить схему ).

Облако, обычный. (Например, «Обычно облако раскрашивают белым цветом», «По небу плыло обычное облако»)

Одежда, океан. (Мальчик прямо в одежде оказался в океане. Одежду волной смыло в океан.)

Остроумный, осьминог. (Осьминог сказал остроумную шутку. Ученик остроумно высказался по поводу ног осьминога.)

  • «Бывает ли такое»

Игра для развития воображения и расширение словарного запаса. По предложенной ситуации, ребенок должен сказать, бывает ли то, о чем идет речь.

Облако растет на осине.

Овчарка – это взрослая овечка.

Опята растут на пнях.

Тема: «Написание слов с мягким знаком»

Тема:

«Написание слов с мягким знаком»

Актуализация знаний  Загадка Что за буква? Кто узнает? Звука не обозначает, Может только показать, Как согласный прочитать.  ье ьё ью ья Эта буква – хитрый знак. О себе он скажет так: «Я волшебник. Захочу – Появлюсь и превращу Мел, которым пишут в школе, В мель, опасную на море, Угол в уголь, брата в «брать»… Так что всем несдобровать.

Актуализация знаний

  • Загадка

Что за буква? Кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласный прочитать.

ье ьё ью ья

Эта буква – хитрый знак.

О себе он скажет так:

«Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море,

Угол в уголь, брата в «брать»…

Так что всем несдобровать.

соль – солью полю – полью Коля – колья  листья сучья  На сучьях деревьев жёлтые листья. деревья  На суч ь ях д е рев ь ев ж ё лт ые лист ь я.  сучья - ветви

соль – солью

полю – полью

Коля – колья

листья сучья

На сучьях деревьев жёлтые листья.

деревья

На суч ь ях д е рев ь ев ж ё лт ые лист ь я.

сучья - ветви

Работа с парами слов фасоль дельфин бельё письмо тюльпан семья вьюга тополь платье больной вольер воробьи Я крылата и легка, И свищу я без свистка. Налечу, на лету Все вокруг замету. 7 я вьюга метель

Работа с парами слов

  • фасоль
  • дельфин
  • бельё
  • письмо
  • тюльпан
  • семья
  • вьюга
  • тополь
  • платье
  • больной
  • вольер
  • воробьи

Я крылата и легка,

И свищу я без свистка.

Налечу, на лету

Все вокруг замету.

7 я

вьюга метель

Знакомство  с новыми словарными словами учитель учит е ль учительница учительница Наша учительница учит нас читать, считать, красиво писать

Знакомство с новыми словарными словами

учитель учит е ль

учительница учительница

Наша учительница учит нас читать, считать, красиво писать

Русский язык «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно: «Дети рисуют, играют, сидят, Спорят, смеются, поют, говорят». Если же вдруг появился союз, То запятая тогда – лишний груз. Я правила в школе учить начинаю,  Теперь очень твердо, уверенно знаю:  «ЖИ-ШИ» пишем с «И»,  «ЧА-ЩА» пишем с «А»  ЩУчерок, пруЖина, ЧУдесный, маШИна,  ЧУлан и задаЧА, снеЖИнка … УдаЧА! Проблемная ситуация в стихах  «Чего не хватает» 1. Это … нашего двора Чемпионы, мастера Носят прыгалки … кармане, Скачут … самого утра. … дворе и … бульваре, … переулке и … саду, И … каждом тротуаре … прохожих … виду. 2. Не шумит в реке камыш…, Не шумит под полом мыш…  В этот час такая тиш…!  Только слышно: «Спи, малыш…»

Русский язык

  • «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно:

«Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят».

Если же вдруг появился союз,

То запятая тогда – лишний груз.

  • Я правила в школе учить начинаю,

Теперь очень твердо, уверенно знаю:

«ЖИ-ШИ» пишем с «И»,

«ЧА-ЩА» пишем с «А»

ЩУчерок, пруЖина, ЧУдесный, маШИна,

ЧУлан и задаЧА, снеЖИнка … УдаЧА!

  • Проблемная ситуация в стихах

«Чего не хватает»

1. Это … нашего двора

Чемпионы, мастера

Носят прыгалки … кармане,

Скачут … самого утра.

… дворе и … бульваре,

… переулке и … саду,

И … каждом тротуаре

… прохожих … виду.

2. Не шумит в реке камыш…,

Не шумит под полом мыш…

В этот час такая тиш…!

Только слышно: «Спи, малыш…»

Ежи – и + е + ВИКА = ежевика Сахар - … (Захар) *б к*м у*х *б б*г з*к с*у (алфавит) С удвоенной согласной Не выучил слова. Теперь учитель точно Ему поставит «два». Ну, что ж, дружок Незнайка, Поможем мы тебе. И не оставит класс наш Тебя, малыш, в беде… Не на ледяной площадке – В ученической тетрадке Он чертил круги коньками Для Сережи и для Ани.  (Циркуль)
  • Ежи – и + е + ВИКА = ежевика
  • Сахар - … (Захар)
  • *б к*м у*х *б б*г з*к с*у (алфавит)

С удвоенной согласной

Не выучил слова.

Теперь учитель точно

Ему поставит «два».

Ну, что ж, дружок Незнайка,

Поможем мы тебе.

И не оставит класс наш

Тебя, малыш, в беде…

Не на ледяной площадке –

В ученической тетрадке

Он чертил круги коньками

Для Сережи и для Ани.

(Циркуль)

Выводы Используя Интернет-ресурсы, мультимедиа продукты урок, внеклассное мероприятие, родительское собрание можно провести ярко, запоминающе, эффективно… Используя ИКТ в исследовательских и частично-поисковых видах работы, можно значительно повысить познавательный интерес учеников, развивать их творческий потенциал, поддерживать интерес, активность на различных этапах урока и внеклассной деятельности по предмету При демонстрации мультимедийных презентаций на уроке появляются широкие возможности для интеграции различных знаний Включение аудиофайлов позволяет совершить заочную экскурсию в лес, ощутить таинственную атмосферу.

Выводы

  • Используя Интернет-ресурсы, мультимедиа продукты урок, внеклассное мероприятие, родительское собрание можно провести ярко, запоминающе, эффективно…
  • Используя ИКТ в исследовательских и частично-поисковых видах работы, можно значительно повысить познавательный интерес учеников, развивать их творческий потенциал, поддерживать интерес, активность на различных этапах урока и внеклассной деятельности по предмету
  • При демонстрации мультимедийных презентаций на уроке появляются широкие возможности для интеграции различных знаний
  • Включение аудиофайлов позволяет совершить заочную экскурсию в лес, ощутить таинственную атмосферу.