Развитие субъектности учащихся в контексте успешной социализации
Субъектность – это психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю.
Это человеческая способность самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность. Она позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующее и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми.
Это основа личности, способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями.
Субъектность
Существуют 2 точки зрения на субъектность ребёнка.
- Ребёнок – изначально объект обучения.
- Ребёнок – изначально субъект обучения.
Субъектность
Основные составляющие феномена «субъектность» учащегося:
Творчество:
1. Развитое воображение.
2. Развитое творческое мышление.
3. Ярко выраженная мотивация на творчество (желание к каждому делу подходить творчески).
4. Нестандартное мышление.
5. Нестандартность восприятия действительности.
6. Открытость новому опыту.
7. Желание преобразовать окружающую действительность.
8. Упорство в достижении цели.
9. Способность к прогнозированию.
10. Стремление к риску.
11. Сверхчувствительность.
12. Развитая интуиция.
13. Умение и желание импровизировать.
14. Умение видеть необычное в обычных вещах.
15. Желание творить, выражать свои чувства в творчестве.
16. Интерес к результату и процессу творческой деятельности.
17. Стремление к гармонии, красоте.
18. Привнесение в каждое дело частички своего сердца
Субъектность
Уникальность :
- 1. Осознание своей неповторимости, индивидуальности.
- 2. Осознание места, времени рождения, семьи, в которой родился, семейных традиций, ритуалов, детского опыта как основы своей уникальности.
- 3. Понимание своей ценности и необходимости для общества и мира в целом.
- 4. Понимание важности своего индивидуального предназначения и его реализации на жизненном пути.
- 5. Знание индивидуальных особенностей своей внешности, характера. Знание своих способностей и умений. Умелое их подчёркивание и оперирование ими в деятельности и общении.
- 6. Принятие своих индивидуальных особенностей как проявления собственной уникальности.
- 7. Поиск и нахождение в дальнейшем своего индивидуального почерка, стиля.
Субъектность
Общение. Понимание и принятие другого:
1. Желание и способность помочь другому.
2. Открытость общению.
3. Отношение к товарищам по общению, как к субъектам.
4. Адекватное отношение к помощи других.
5. Желание и способность помочь другому.
6. Умение слушать и слышать другого.
7. Умение работать в паре, в команде.
8. Развитое чувство «мы», «мы с вами».
9. Желание дружить, общаться.
10. Любовь и уважение к людям.
11. Удовлетворённость от сотрудничества с товарищами.
12. Ощущение единства с окружающим миром.
13. Развитый навык ведения конструктивного диалога.
Субъектность
Рефлексивность:
- 1. Развитость критического мышления (умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д.).
- 2. Умение адекватно оценивать себя.
- 3. Отношение к себе как к субъекту.
- 4. Умение видеть себя, свои положительные и отрицательные стороны, умение адекватно сравнивать себя с другими людьми.
- 5. Готовность заглянуть в свой внутренний мир.
- 6. Понимание важности умения рефлексировать для учебной или трудовой деятельности.
- 7. Удовлетворённость от решения учебных задач.
- 8. Регулярность рефлексивной деятельности учащихся.
- 9. Умение учиться на собственных ошибках.
Субъектность
Самостоятельность:
- 1. Умение без помощи педагога организовать свою деятельность, управлять ею, анализировать, оценивать, корректировать.
- 2. Наличие навыков самоконтроля.
- 3. Умение решать существующие проблемы.
- 4. Умение выстраивать свою учебную деятельность в соответствии с собственными целями и ценностями.
- 5. Умение презентовать себя, свою работу.
Субъектность
Активность:
- 1. Эмоциональная включённость в работу.
- 2. Высокая мотивация к деятельности.
- 3. Наличие учебной активности.
- 4. Наличие творческой активности.
- 5. Наличие коммуникативной активности.
- 6. Наличие надситуативной активности.
Субъектность
Саморазвитие:
- 1. Стремление к самопознанию.
- 2. Становление позитивной «Я-концепции».
- 3. Стремление к духовности, красоте и гармонии.
- 4. Поиск и обретение цели. Постоянное движение к цели.
- 5. Умение мечтать. Обретение красивой, благородной мечты. Попытка её осуществить.
- 6. «Строительство себя» в контексте движения к цели.
- 7. Постоянный поиск себя.
- 8. Расширение границ своих знаний о мире.
- 9. Пробы себя в разнообразных областях знаний.
- 10. Расширение кругозора.
- 11. Моделирование идеального «Я-образа» и стремление ему соответствовать.
- 12. Развитие воли. Подчинение воле инстинктов и импульсов.
Субъектность
Свобода выбора и ответственность за него:
1. Наличие собственного мнения.
2. Умение смело высказывать свои мысли.
3. Умение отстаивать собственную точку зрения.
4. Умение аргументировать свой выбор.
5. Умение предусматривать последствия выбора и нести за него ответственность.
Субъектность
Творчество:
- Развитое воображение.
- Развитое творческое мышление.
- Ярко выраженная мотивация на творчество (желание к каждому делу подходить творчески).
- Нестандартное мышление.
- Нестандартность восприятия действительности.
- Открытость новому опыту.
- Желание преобразовать окружающую действительность.
- Упорство в достижении цели.
- Способность к прогнозированию.
- Стремление к оправданному риску.
- Сверхчувствительность.
- Развитая интуиция.
- Умение и желание импровизировать.
- Умение видеть необычное в обычных вещах.
- Желание творить, выражать свои чувства в творчестве.
- Интерес к результату и процессу творческой деятельности.
- Стремление к гармонии, красоте.
- Привнесение в каждое дело частички своего сердца.
Творчество:
- Использование многообразия методов, ориентированных на развитие творчества, творческой активности (например, Метод Ассоциаций).
- Мини-тренинг творческой активности (упражнения, задания, этюды) по развитию фантазии, воображения, памяти, внимания и творческого мышления – основа любой творческой деятельности.
- Использование творческих разминок.
- Развитие творческого мышления (конвергентого и дивергентного).
- Развитие творческой интуиции.
- Создание ситуаций успеха.
Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся
Уникальность:
- Осознание своей неповторимости, индивидуальности.
- Осознание места, времени рождения, семьи, в которой родился, семейных традиций, ритуалов, детского опыта как основы своей уникальности.
- Понимание своей ценности и необходимости для общества и мира в целом.
- Понимание важности своего индивидуального предназначения и его реализации на жизненном пути.
- Знание индивидуальных особенностей своей внешности, характера. Знание своих способностей и умений. Умелое их подчёркивание и оперирование ими в деятельности и общении.
- Принятие своих индивидуальных особенностей как проявления собственной уникальности.
- Поиск и нахождение в дальнейшем своего индивидуального почерка, стиля.
Уникальность:
- Опора на индивидуальный и коллективный опыт учащихся.
- Опора на сильные стороны ребёнка.
- Опора на жизненный опыт ребёнка.
- Опора на индивидуальные особенности ребёнка (его изюминки).
- Помощь ребёнку в осознании своей уникальности, в принятии своей неповторимости и неординарности.
- Развитие у учащегося чувства необычности своей судьбы, неповторимости себя в мире.
Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся
Общение. Понимание и принятие другого:
- Желание и способность помочь другому.
- Открытость общению.
- Отношение к товарищам по общению, как к субъектам.
- Адекватное отношение к помощи других.
- Желание и способность помочь другому.
- Умение слушать и слышать другого.
- Умение работать в паре, в команде.
- Развитое чувство «мы», «мы с вами».
- Желание дружить, общаться.
- Любовь и уважение к людям.
- Удовлетворённость от сотрудничества с товарищами.
- Ощущение единства с окружающим миром.
- Развитый навык ведения конструктивного диалога.
Общение. Понимание и принятие другого:
- Разрушение коммуникативных барьеров.
- Обучение толерантности.
- Обучение опыту работы в команде.
- Проявление веры в ребёнка, демонстрация оптимизма, доверия. Эмпатия.
- Умение сотрудничать с детьми.
Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся
Рефлексивность:
- Развитость критического мышления (умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д.).
- Умение адекватно оценивать себя.
- Отношение к себе как к субъекту.
- Умение видеть себя, свои положительные и отрицательные стороны, умение адекватно сравнивать себя с другими людьми.
- Готовность заглянуть в свой внутренний мир.
- Понимание важности умения рефлексировать для учебной или трудовой деятельности.
- Удовлетворённость от решения учебных задач.
- Регулярность рефлексивной деятельности учащихся.
- Умение учиться на собственных ошибках.
Рефлексивность:
- Осуществление на занятии полноценной оценочной деятельности учащихся.
- Показ и предоставление педагогом образцов разнообразной оценочной деятельности (процесса и результата деятельности, оценки себя и других).
- Постоянное использование на занятиях начальной, промежуточной и итоговой рефлексии.
- Совместная рефлексивная деятельность.
- Информирование учащихся о важности ведения рефлексивных дневников, листков, проведения психостазии. Обучение воспитанников всем видам рефлексивной деятельности.
Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся
Самостоятельность:
- Умение решать существующие проблемы.
- Умение выстраивать свою учебную деятельность в соответствии с собственными целями и ценностями.
- Умение презентовать себя, свою работу.
Самостоятельность:
Умение без помощи педагога организовать свою деятельность, управлять ею, анализировать, оценивать, корректировать.
- Использование учебных проектов.
- «Культивирование» самостоятельности учащихся.
- Оказание скрытой (косвенной) помощи ребёнку.
- Умение организовать самостоятельную работу учащихся.
- Привитие учащимся чувства ответственности за сделанную ими работу.
- Предоставление учащимся права выбирать тот вид деятельности, который им наиболее интересен на данный момент, то задание, которое им важно.
- Оставление за ребёнком права решать, что ему делать.
- Педагог даёт учащимся такие задания, в которых полностью раскрывается их самостоятельность. Например, мини-исследование. Они ищут информацию по проблеме, экспериментируют…
- Использование проблемных вопросов и проблемных ситуаций.
- Наличие навыков самоконтроля.
Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся
Активность:
- Эмоциональная включённость в работу.
- Высокая мотивация к деятельности.
- Наличие учебной активности.
- Наличие творческой активности.
- Наличие коммуникативной активности.
- Наличие надситуативной активности.
Активность:
- Создание личностно-значимых ситуаций.
- Поощрение активности, инициативы, интересных высказываний, смелых мыслей.
- Помощь в преодолении внутренних противоречий и личностных комплексов, мешающих активно включаться в учебную деятельность.
- Стимулирование учащихся на деятельность. Материальное поощрение: грамоты, медали, «корона короля/королевы объединения», сувениры, призы, подарки и т.д. И нематериальное: конкурсы, смотры, поездки, похвала, подбадривание, моральная поддержка и помощь, проявление уважения, любви.
- Определение с учащимися основной общей цели учебной деятельности (для чего учимся, выступаем, какие задачи перед собой ставим), совместное поэтапное продвижение вперёд, к заданной цели.
- Определение основной индивидуальной цели учебной деятельности каждого учащегося. Помощь воспитаннику в его продвижении вперёд.
Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся
Саморазвитие:
- Стремление к самопознанию.
- Становление позитивной «Я-концепции».
- Стремление к духовности, красоте и гармонии.
- Поиск и обретение цели. Постоянное движение к цели.
- Умение мечтать. Обретение красивой, благородной мечты. Попытка её осуществить.
- «Строительство себя» в контексте движения к цели.
- Постоянный поиск себя.
- Расширение границ своих знаний о мире.
- Пробы себя в разнообразных областях знаний.
- Расширение кругозора.
- Моделирование идеального «Я-образа» и стремление ему соответствовать.
- Развитие воли. Подчинение воле инстинктов и импульсов.
Саморазвитие:
- Постоянная поддержка, подбадривание учащихся.
- Постоянная работа с учащимися в зоне ближайшего развития.
- Возвышение ребёнка в процессе общения.
- Использование активных, интерактивных методов обучения.
- Помощь в становлении позитивной «Я-концепции».
- Развитие способов умственных действий.
- Развитие познавательных процессов (критическое мышление: синтез, анализ, сравнение, обобщение; воображение, восприятие, память, внимание).
- Оказание необходимой, «скрытой» (косвенной) помощи.
- Демонстрация уважения к ребёнку.
- Конструктивная критика.
- Эмоциональное включение учащихся в учебную деятельность. Создание эмоционального фона, эмоционального включения учащихся в деятельность.
- Формирование потребности в саморазвитии.
- Формирование чувства юмора у учащихся как средства личностного развития.
- Обеспечение процесса самопознания.
Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся
Свобода выбора и ответственность за него:
- Наличие собственного мнения.
- Умение смело высказывать свои мысли.
- Умение отстаивать собственную точку зрения.
- Умение аргументировать свой выбор.
- Умение предусматривать последствия выбора и нести за него ответственность.
Свобода выбора и ответственность:
- Свобода выбора заданий.
- Свобода выбора способа действий.
- Свобода высказывания своего мнения, выражения эмоций.
- Свобода самовыражения.
- Свобода критики (доброжелательной).
Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся