СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Развитие субъектности учащихся в контексте успешной социализации"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Субъектность - базовое качество личности. Развитая субъектность является показателем взрослого, самостоятельного человека, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, уметь выстраивать качественые отношения с другими людьми, успешного в своей профессиональной деятельности и личной жизни. Задача современного педагога - развитие субъектности у обучающихся. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие субъектности учащихся в контексте успешной социализации"»

Развитие субъектности учащихся в контексте успешной социализации

Развитие субъектности учащихся в контексте успешной социализации

Субъектность – это психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю. Это человеческая способность самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность. Она позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующее и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми. Это основа личности, способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями. Субъектность

Субъектность – это психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю.

Это человеческая способность самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность. Она позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующее и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми.

Это основа личности, способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями.

Субъектность

Существуют 2 точки зрения на субъектность ребёнка.  Ребёнок – изначально объект обучения.  Ребёнок – изначально субъект обучения. Субъектность

Существуют 2 точки зрения на субъектность ребёнка.

  • Ребёнок – изначально объект обучения.
  • Ребёнок – изначально субъект обучения.

Субъектность

Основные составляющие феномена «субъектность» учащегося: Творчество: 1.  Развитое воображение. 2.  Развитое творческое мышление. 3.  Ярко выраженная мотивация на творчество (желание к каждому делу подходить творчески). 4.  Нестандартное мышление. 5.  Нестандартность восприятия действительности. 6.  Открытость новому опыту. 7.  Желание преобразовать окружающую действительность. 8.  Упорство в достижении цели. 9.  Способность к прогнозированию. 10.  Стремление к риску. 11.  Сверхчувствительность. 12.  Развитая интуиция. 13.  Умение и желание импровизировать. 14.  Умение видеть необычное в обычных вещах. 15.  Желание творить, выражать свои чувства в творчестве. 16.  Интерес к результату и процессу творческой деятельности. 17.  Стремление к гармонии, красоте. 18.  Привнесение в каждое дело частички своего сердца Субъектность

Основные составляющие феномена «субъектность» учащегося:

Творчество:

1. Развитое воображение.

2. Развитое творческое мышление.

3. Ярко выраженная мотивация на творчество (желание к каждому делу подходить творчески).

4. Нестандартное мышление.

5. Нестандартность восприятия действительности.

6. Открытость новому опыту.

7. Желание преобразовать окружающую действительность.

8. Упорство в достижении цели.

9. Способность к прогнозированию.

10. Стремление к риску.

11. Сверхчувствительность.

12. Развитая интуиция.

13. Умение и желание импровизировать.

14. Умение видеть необычное в обычных вещах.

15. Желание творить, выражать свои чувства в творчестве.

16. Интерес к результату и процессу творческой деятельности.

17. Стремление к гармонии, красоте.

18. Привнесение в каждое дело частички своего сердца

Субъектность

Уникальность : 1.  Осознание своей неповторимости, индивидуальности. 2.  Осознание места, времени рождения, семьи, в которой родился, семейных традиций, ритуалов, детского опыта как основы своей уникальности. 3.  Понимание своей ценности и необходимости для общества и мира в целом. 4.  Понимание важности своего индивидуального предназначения и его реализации на жизненном пути. 5.  Знание индивидуальных особенностей своей внешности, характера. Знание своих способностей и умений. Умелое их подчёркивание и оперирование ими в деятельности и общении. 6.  Принятие своих индивидуальных особенностей как проявления собственной уникальности. 7.  Поиск и нахождение в дальнейшем своего индивидуального почерка, стиля. Субъектность

Уникальность :

  • 1. Осознание своей неповторимости, индивидуальности.
  • 2. Осознание места, времени рождения, семьи, в которой родился, семейных традиций, ритуалов, детского опыта как основы своей уникальности.
  • 3. Понимание своей ценности и необходимости для общества и мира в целом.
  • 4. Понимание важности своего индивидуального предназначения и его реализации на жизненном пути.
  • 5. Знание индивидуальных особенностей своей внешности, характера. Знание своих способностей и умений. Умелое их подчёркивание и оперирование ими в деятельности и общении.
  • 6. Принятие своих индивидуальных особенностей как проявления собственной уникальности.
  • 7. Поиск и нахождение в дальнейшем своего индивидуального почерка, стиля.

Субъектность

Общение. Понимание и принятие другого: 1.  Желание и способность помочь другому. 2.  Открытость общению. 3.  Отношение к товарищам по общению, как к субъектам. 4.  Адекватное отношение к помощи других. 5.  Желание и способность помочь другому. 6.  Умение слушать и слышать другого. 7.  Умение работать в паре, в команде. 8.  Развитое чувство «мы», «мы с вами». 9.  Желание дружить, общаться. 10.  Любовь и уважение к людям. 11.  Удовлетворённость от сотрудничества с товарищами. 12.  Ощущение единства с окружающим миром. 13.  Развитый навык ведения конструктивного диалога. Субъектность

Общение. Понимание и принятие другого:

1. Желание и способность помочь другому.

2. Открытость общению.

3. Отношение к товарищам по общению, как к субъектам.

4. Адекватное отношение к помощи других.

5. Желание и способность помочь другому.

6. Умение слушать и слышать другого.

7. Умение работать в паре, в команде.

8. Развитое чувство «мы», «мы с вами».

9. Желание дружить, общаться.

10. Любовь и уважение к людям.

11. Удовлетворённость от сотрудничества с товарищами.

12. Ощущение единства с окружающим миром.

13. Развитый навык ведения конструктивного диалога.

Субъектность

Рефлексивность: 1.  Развитость критического мышления (умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д.). 2.  Умение адекватно оценивать себя. 3.  Отношение к себе как к субъекту. 4.  Умение видеть себя, свои положительные и отрицательные стороны, умение адекватно сравнивать себя с другими людьми. 5.  Готовность заглянуть в свой внутренний мир. 6.  Понимание важности умения рефлексировать для учебной или трудовой деятельности. 7.  Удовлетворённость от решения учебных задач. 8.  Регулярность рефлексивной деятельности учащихся. 9.  Умение учиться на собственных ошибках. Субъектность

Рефлексивность:

  • 1. Развитость критического мышления (умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д.).
  • 2. Умение адекватно оценивать себя.
  • 3. Отношение к себе как к субъекту.
  • 4. Умение видеть себя, свои положительные и отрицательные стороны, умение адекватно сравнивать себя с другими людьми.
  • 5. Готовность заглянуть в свой внутренний мир.
  • 6. Понимание важности умения рефлексировать для учебной или трудовой деятельности.
  • 7. Удовлетворённость от решения учебных задач.
  • 8. Регулярность рефлексивной деятельности учащихся.
  • 9. Умение учиться на собственных ошибках.

Субъектность

Самостоятельность: 1.  Умение без помощи педагога организовать свою деятельность, управлять ею, анализировать, оценивать, корректировать. 2.  Наличие навыков самоконтроля. 3.  Умение решать существующие проблемы. 4.  Умение выстраивать свою учебную деятельность в соответствии с собственными целями и ценностями. 5.  Умение презентовать себя, свою работу. Субъектность

Самостоятельность:

  • 1. Умение без помощи педагога организовать свою деятельность, управлять ею, анализировать, оценивать, корректировать.
  • 2. Наличие навыков самоконтроля.
  • 3. Умение решать существующие проблемы.
  • 4. Умение выстраивать свою учебную деятельность в соответствии с собственными целями и ценностями.
  • 5. Умение презентовать себя, свою работу.

Субъектность

Активность: 1.  Эмоциональная включённость в работу. 2.  Высокая мотивация к деятельности. 3.  Наличие учебной активности. 4.  Наличие творческой активности. 5.  Наличие коммуникативной активности. 6.  Наличие надситуативной активности. Субъектность

Активность:

  • 1. Эмоциональная включённость в работу.
  • 2. Высокая мотивация к деятельности.
  • 3. Наличие учебной активности.
  • 4. Наличие творческой активности.
  • 5. Наличие коммуникативной активности.
  • 6. Наличие надситуативной активности.

Субъектность

Саморазвитие: 1.  Стремление к самопознанию. 2.  Становление позитивной «Я-концепции». 3.  Стремление к духовности, красоте и гармонии. 4.  Поиск и обретение цели. Постоянное движение к цели. 5.  Умение мечтать. Обретение красивой, благородной мечты. Попытка её осуществить. 6.  «Строительство себя» в контексте движения к цели. 7.  Постоянный поиск себя. 8.  Расширение границ своих знаний о мире. 9.  Пробы себя в разнообразных областях знаний. 10.  Расширение кругозора. 11.  Моделирование идеального «Я-образа» и стремление ему соответствовать. 12.  Развитие воли. Подчинение воле инстинктов и импульсов. Субъектность

Саморазвитие:

  • 1. Стремление к самопознанию.
  • 2. Становление позитивной «Я-концепции».
  • 3. Стремление к духовности, красоте и гармонии.
  • 4. Поиск и обретение цели. Постоянное движение к цели.
  • 5. Умение мечтать. Обретение красивой, благородной мечты. Попытка её осуществить.
  • 6. «Строительство себя» в контексте движения к цели.
  • 7. Постоянный поиск себя.
  • 8. Расширение границ своих знаний о мире.
  • 9. Пробы себя в разнообразных областях знаний.
  • 10. Расширение кругозора.
  • 11. Моделирование идеального «Я-образа» и стремление ему соответствовать.
  • 12. Развитие воли. Подчинение воле инстинктов и импульсов.

Субъектность

Свобода выбора и ответственность за него: 1.  Наличие собственного мнения. 2.  Умение смело высказывать свои мысли. 3.  Умение отстаивать собственную точку зрения. 4.  Умение аргументировать свой выбор. 5.  Умение предусматривать последствия выбора и нести за него ответственность. Субъектность

Свобода выбора и ответственность за него:

1. Наличие собственного мнения.

2. Умение смело высказывать свои мысли.

3. Умение отстаивать собственную точку зрения.

4. Умение аргументировать свой выбор.

5. Умение предусматривать последствия выбора и нести за него ответственность.

Субъектность

Творчество:

  • Развитое воображение.
  • Развитое творческое мышление.
  • Ярко выраженная мотивация на творчество (желание к каждому делу подходить творчески).
  • Нестандартное мышление.
  • Нестандартность восприятия действительности.
  • Открытость новому опыту.
  • Желание преобразовать окружающую действительность.
  • Упорство в достижении цели.
  • Способность к прогнозированию.
  • Стремление к оправданному риску.
  • Сверхчувствительность.
  • Развитая интуиция.
  • Умение и желание импровизировать.
  • Умение видеть необычное в обычных вещах.
  • Желание творить, выражать свои чувства в творчестве.
  • Интерес к результату и процессу творческой деятельности.
  • Стремление к гармонии, красоте.
  • Привнесение в каждое дело частички своего сердца.

Творчество:

 

  • Использование многообразия методов, ориентированных на развитие творчества, творческой активности (например, Метод Ассоциаций).
  • Мини-тренинг творческой активности (упражнения, задания, этюды) по развитию фантазии, воображения, памяти, внимания и творческого мышления – основа любой творческой деятельности.
  • Использование творческих разминок.
  • Развитие творческого мышления (конвергентого и дивергентного).
  • Развитие творческой интуиции.
  • Создание ситуаций успеха.

 

Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся

Уникальность:

  • Осознание своей неповторимости, индивидуальности.
  • Осознание места, времени рождения, семьи, в которой родился, семейных традиций, ритуалов, детского опыта как основы своей уникальности.
  • Понимание своей ценности и необходимости для общества и мира в целом.
  • Понимание важности своего индивидуального предназначения и его реализации на жизненном пути.
  • Знание индивидуальных особенностей своей внешности, характера. Знание своих способностей и умений. Умелое их подчёркивание и оперирование ими в деятельности и общении.
  • Принятие своих индивидуальных особенностей как проявления собственной уникальности.
  • Поиск и нахождение в дальнейшем своего индивидуального почерка, стиля.

Уникальность:

 

  • Опора на индивидуальный и коллективный опыт учащихся.
  • Опора на сильные стороны ребёнка.
  • Опора на жизненный опыт ребёнка.
  • Опора на индивидуальные особенности ребёнка (его изюминки).
  • Помощь ребёнку в осознании своей уникальности, в принятии своей неповторимости и неординарности.
  • Развитие у учащегося чувства необычности своей судьбы, неповторимости себя в мире.

 

Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся

Общение. Понимание и принятие другого: Желание и способность помочь другому. Открытость общению. Отношение к товарищам по общению, как к субъектам. Адекватное отношение к помощи других. Желание и способность помочь другому. Умение слушать и слышать другого. Умение работать в паре, в команде. Развитое чувство «мы», «мы с вами». Желание дружить, общаться. Любовь и уважение к людям. Удовлетворённость от сотрудничества с товарищами. Ощущение единства с окружающим миром. Развитый навык ведения конструктивного диалога. Общение. Понимание и принятие другого:     Разрушение коммуникативных барьеров. Обучение толерантности. Обучение опыту работы в команде. Проявление веры в ребёнка, демонстрация оптимизма, доверия. Эмпатия. Умение сотрудничать с детьми.   Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся

Общение. Понимание и принятие другого:

  • Желание и способность помочь другому.
  • Открытость общению.
  • Отношение к товарищам по общению, как к субъектам.
  • Адекватное отношение к помощи других.
  • Желание и способность помочь другому.
  • Умение слушать и слышать другого.
  • Умение работать в паре, в команде.
  • Развитое чувство «мы», «мы с вами».
  • Желание дружить, общаться.
  • Любовь и уважение к людям.
  • Удовлетворённость от сотрудничества с товарищами.
  • Ощущение единства с окружающим миром.
  • Развитый навык ведения конструктивного диалога.

Общение. Понимание и принятие другого:

 

 

  • Разрушение коммуникативных барьеров.
  • Обучение толерантности.
  • Обучение опыту работы в команде.
  • Проявление веры в ребёнка, демонстрация оптимизма, доверия. Эмпатия.
  • Умение сотрудничать с детьми.

 

Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся

Рефлексивность:

  • Развитость критического мышления (умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д.).
  • Умение адекватно оценивать себя.
  • Отношение к себе как к субъекту.
  • Умение видеть себя, свои положительные и отрицательные стороны, умение адекватно сравнивать себя с другими людьми.
  • Готовность заглянуть в свой внутренний мир.
  • Понимание важности умения рефлексировать для учебной или трудовой деятельности.
  • Удовлетворённость от решения учебных задач.
  • Регулярность рефлексивной деятельности учащихся.
  • Умение учиться на собственных ошибках.

Рефлексивность:

 

  • Осуществление на занятии полноценной оценочной деятельности учащихся.
  • Показ и предоставление педагогом образцов разнообразной оценочной деятельности (процесса и результата деятельности, оценки себя и других).
  • Постоянное использование на занятиях начальной, промежуточной и итоговой рефлексии.
  • Совместная рефлексивная деятельность.
  • Информирование учащихся о важности ведения рефлексивных дневников, листков, проведения психостазии. Обучение воспитанников всем видам рефлексивной деятельности.

 

Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся

Самостоятельность:

  • Умение решать существующие проблемы.
  • Умение выстраивать свою учебную деятельность в соответствии с собственными целями и ценностями.
  • Умение презентовать себя, свою работу.

Самостоятельность:

Умение без помощи педагога организовать свою деятельность, управлять ею, анализировать, оценивать, корректировать.

  • Использование учебных проектов.
  • «Культивирование» самостоятельности учащихся.
  • Оказание скрытой (косвенной) помощи ребёнку.
  • Умение организовать самостоятельную работу учащихся.
  • Привитие учащимся чувства ответственности за сделанную ими работу.
  • Предоставление учащимся права выбирать тот вид деятельности, который им наиболее интересен на данный момент, то задание, которое им важно.
  • Оставление за ребёнком права решать, что ему делать.
  • Педагог даёт учащимся такие задания, в которых полностью раскрывается их самостоятельность. Например, мини-исследование. Они ищут информацию по проблеме, экспериментируют…
  • Использование проблемных вопросов и проблемных ситуаций.
  • Наличие навыков самоконтроля.

 

 

Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся

Активность:

  • Эмоциональная включённость в работу.
  • Высокая мотивация к деятельности.
  • Наличие учебной активности.
  • Наличие творческой активности.
  • Наличие коммуникативной активности.
  • Наличие надситуативной активности.

Активность:

 

  • Создание личностно-значимых ситуаций.
  • Поощрение активности, инициативы, интересных высказываний, смелых мыслей.
  • Помощь в преодолении внутренних противоречий и личностных комплексов, мешающих активно включаться в учебную деятельность.
  • Стимулирование учащихся на деятельность. Материальное поощрение: грамоты, медали, «корона короля/королевы объединения», сувениры, призы, подарки и т.д. И нематериальное: конкурсы, смотры, поездки, похвала, подбадривание, моральная поддержка и помощь, проявление уважения, любви.
  • Определение с учащимися основной общей цели учебной деятельности (для чего учимся, выступаем, какие задачи перед собой ставим), совместное поэтапное продвижение вперёд, к заданной цели.
  • Определение основной индивидуальной цели учебной деятельности каждого учащегося. Помощь воспитаннику в его продвижении вперёд.

 

Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся

 

Саморазвитие:

 

  • Стремление к самопознанию.
  • Становление позитивной «Я-концепции».
  • Стремление к духовности, красоте и гармонии.
  • Поиск и обретение цели. Постоянное движение к цели.
  • Умение мечтать. Обретение красивой, благородной мечты. Попытка её осуществить.
  • «Строительство себя» в контексте движения к цели.
  • Постоянный поиск себя.
  • Расширение границ своих знаний о мире.
  • Пробы себя в разнообразных областях знаний.
  • Расширение кругозора.
  • Моделирование идеального «Я-образа» и стремление ему соответствовать.
  • Развитие воли. Подчинение воле инстинктов и импульсов.

Саморазвитие:

 

  • Постоянная поддержка, подбадривание учащихся.
  • Постоянная работа с учащимися в зоне ближайшего развития.
  • Возвышение ребёнка в процессе общения.
  • Использование активных, интерактивных методов обучения.
  • Помощь в становлении позитивной «Я-концепции».
  • Развитие способов умственных действий.
  • Развитие познавательных процессов (критическое мышление: синтез, анализ, сравнение, обобщение; воображение, восприятие, память, внимание).
  • Оказание необходимой, «скрытой» (косвенной) помощи.
  • Демонстрация уважения к ребёнку.
  • Конструктивная критика.
  • Эмоциональное включение учащихся в учебную деятельность. Создание эмоционального фона, эмоционального включения учащихся в деятельность.
  • Формирование потребности в саморазвитии.
  • Формирование чувства юмора у учащихся как средства личностного развития.
  • Обеспечение процесса самопознания.

 

Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся

Свобода выбора и ответственность за него: Наличие собственного мнения. Умение смело высказывать свои мысли. Умение отстаивать собственную точку зрения. Умение аргументировать свой выбор. Умение предусматривать последствия выбора и нести за него ответственность. Свобода выбора и ответственность:   Свобода выбора заданий. Свобода выбора способа действий. Свобода высказывания своего мнения, выражения эмоций. Свобода самовыражения. Свобода критики (доброжелательной).   Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся

Свобода выбора и ответственность за него:

  • Наличие собственного мнения.
  • Умение смело высказывать свои мысли.
  • Умение отстаивать собственную точку зрения.
  • Умение аргументировать свой выбор.
  • Умение предусматривать последствия выбора и нести за него ответственность.

Свобода выбора и ответственность:

 

  • Свобода выбора заданий.
  • Свобода выбора способа действий.
  • Свобода высказывания своего мнения, выражения эмоций.
  • Свобода самовыражения.
  • Свобода критики (доброжелательной).

 

Деятельность учителя в контексте развития субъектности учащихся