«Экзамены – единственная возможность знать хоть что-то хотя бы несколько дней» Ж.Злгози
Рекомендации по подготовке к выполнению тестовых заданий
- Усиленно занимайтесь предметом Знакомьтесь с процедурой тестирования Учитывайте особенности индивидуального стиля преодоления стрессовых ситуаций
- Усиленно занимайтесь предметом
- Знакомьтесь с процедурой тестирования
- Учитывайте особенности индивидуального стиля преодоления стрессовых ситуаций
Знание типовых конструкций тестов
- Это позволяет по тесту определить тип Ваших умственных действий. Для этого нужны обязательно знания:
- Определение понятий – выбирайте наиболее точный вариант
- Фактологические знания – бойтесь правдоподобных ошибочных ответов
- Различие классификационных признаков – исключайте неправдоподобные ответы
-
Особенности экзамена по химии
- Знание и оперирование предметным языком
- Знание номенклатуры неорганических и органических соединений
- Умение работать с Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости и Рядом напряжения металлов, выполненных в черно-белом варианте
- ЕГЭ НЕ ТРЕБУЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ, ОСОБОГО РОДА ПОДГОТОВКИ ПО ХИМИИ, ЭТО НОВАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА
Структура экзаменационной работы
Часть 1 - 30 заданий с выбором ответа ( базовый уровень сложности); максимальный первичный балл - 30
Часть 2 – 10 заданий с кратким ответом (повышенный уровень сложности); 18 баллов
Часть 3 - 5 заданий с развернутым ответом (высокого уровня сложности), 18 баллов
МАКСИМАЛЬНЫЙ ПЕРВИЧНЫЙ БАЛЛ _ 66
- В части А используется три разновидности заданий с выбором ответа. Их отличие – в алгоритме поиска правильного ответа
- Новая форма задания А6
- Задания на правильность суждения А7, А29, их число возрастет до 5
- Задания по химическим технологиям, технике лабораторных работ А29
В ПЕРЕЧНЕ ВЕЩЕСТВ
А) B a (C l O 3 ) 2
Б) N a H 2 PO 4
В) ( NH 4 ) 2 C r 2 O 7
Г) С 2 Н 5 СОО N a
D) KHS
E) Ca(HCO 3 ) 2
К СРЕДНИМ СОЛЯМ ОТНОСЯТ:
1. АБВ 2.АВГ 3.БГД 4.ВДЕ
ВЕРНЫ ЛИ СЛЕДУЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ О МАГНИИ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯХ?
А. МАГНИЙ РЕАГИРУЕТ И С КИСЛОТАМИ, И СО ЩЕЛОЧАМИ
Б. ОКСИД МАГНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ ОКСИДОМ
1. ВЕРНО ТОЛЬКО А
2. ВЕРНО ТОЛЬКО Б
3. ВЕРНЫ ОБА СУЖДЕНИЯ
4. ОБА СУЖДЕНИЯ НЕВЕРНЫ
ВЕРНЫ ЛИ СЛЕДУЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ О ПРОМЫШЛЕННЫХ СПОСОБАХ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ?
А. В ОСНОВЕ ПИРОМЕТАЛЛУРГИИ ЛЕЖИТ ПРОЦЕСС ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛОВ ИЗ РУД ПРИ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ.
Б. В ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КАЧЕСТВЕ ВОССТАНОВИТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗУЮТ ОКСИД УГЛЕРОДА ( ) И КОКС
- ВЕРНО ТОЛЬКО А
- ВЕРНО ТОЛЬКО Б
- ВЕРНЫ ОБА СУЖДЕНИЯ
- ОБА СУЖДЕНИЯ НЕВЕРНЫ
КАКИЕ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ СУЖДЕНИЙ ВЕРНЫ?
А. ВЕЩЕСТВА С МОЛЕКУЛЯРНОЙ РЕШЕТКОЙ ИМЕЮТ НИЗКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ПЛАВЛЕНИЯ И НИЗКУЮ ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ.
Б. ВЕЩЕСТВА С АТОМНОЙ РЕШЕТКОЙ ПЛАСТИЧНЫ И ОБЛАДАЮТ ВЫСОКОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОВОДИМОСТЬЮ
1. ВЕРНО ТОЛЬКО А
2. ВЕРНО ТОЛЬКО Б
3. ВЕРНЫ ОБА УТВЕРЖДЕНИЯ
4. ОБА УТВЕРЖДЕНИЯ НЕВЕРНЫ
Обратите внимание на отрицательные частицы в формулировке вопроса
- Амфотерные свойства не проявляет гидроксид:
- Al(OH) 3
- Zn(OH) 2
- Cr( OH) 3
- Ba( OH) 2
Для задания А1 –А5 нужно хорошо знать периодическую систему
- Физический смысл значений порядкового номера, номера периода, номера группы
- Закономерности ПС
- Структуры электронных оболочек атомов 1-4 периодов
- Состояние электронов последнего слоя
- Принцип образования химической связи
Вертикальная закономерность
С увеличением заряда ядра атома сверху вниз происходит усиление металличности и ослабление неметалличности
+1 ) I группа R1 R1
+3 ) )
+11 ) ) )
+19 ) ) ) )
+ 37) ) ) ) ) Ослабление электроотрицательности
+55 ) ) ) ) ) ) Усиление металличности
+87 ) ) ) ) ) ) ) группа 7
экранирование е- последнего слоя
Валентность по О постоянна.
Валентность по Н постоянна.
Плотность веществ в главных подгруппах возрастает сверху вниз.
t0 плавления и кипения сверху вниз убывают (для металлов) и возрастают (для неметаллов).
Горизонтальная закономерностЬ 2 период
I II III IV V VI VII VIII
+3 ) ) + 4 ) ) +5 ) ) +6 ) ) +7 ) ) +8 ) ) +9 ) ) +10 ) )
2 1 2 2 23 2 4 2 5 26 27 2 R1 неметаллы усиление R8
металл амфотерный инертный газ
- В периодах с возрастанием заряда ядра восстановительная способность уменьшается, окислительная способность металлов возрастает.
- Валентность по кислороду возрастает от I до VII группы.
- Валентность по водороду возрастает от I до IV групп и убывает от IV до VII группы.
- Электроотрицательность возрастает по мере увеличения заряда ядра (слева направоИзменения свойств элементов малых периодов более выражены, а в больших периодах происходит более плавное изменение свойств, средние элементы очень близки по своим свойствам (это пример горизонтальной аналогии семейства железа Fe, CO, Ni).
Схема построения периодов или электронных уровней
ЗАВЕРШЕННЫЙ )
СХЕМА ЗАПОЛНЕНИЯ ПОСЛЕДНЕГО
ЭЛЕКТРОННОГО СЛОЯ
группа
I
период
n
II
III
nS 1
nS 2
IV
V
nS 2 n р 1
VI
nS 2 n р 2
VII
nS 2 n р 3
VIII
nS 2 n р 4
nS 2 n р 5
ns 2 n р 6
Валентность – способность образовывать определенное число химических связей определенное (для соединений с ковалентным типом связи).
Высшая валентность определяется номером группы.
Низшая валентность (для неметаллов) определяется VIII - № группы.
Отступления максимальной валентности элементов
Периоды 2 4 5 6
Элементы N O F Fe CO Ni Cu Kr Rh Pd Ag Ir Pt Au At Rn
Валентность
по ПСЭ 5 6 7 8 8 8 1 8 8 8 1 8 8 1 7 8
Истинная
Валентность 4 2 1 6 5 4 2 6 6 4 3 6 6 3 5 4
Особенности элементов побочных подгрупп
- В электронных оболочках металлов побочных подгрупп происходи заполнение электронами (n-1)d подуровней [n- номер периода], поэтому эти элементы называют - d элементы.
- В образовании связей у металлов побочных подгрупп, кроме ns-электронов (наружного электронного слоя) могут принимать участие (n-1)d электроны. Причем s электроны легче образуют связи, поэтому прирастание количества электронов на d подуровне незначительно влияет на свойства соединения. Более устойчивым является состояние d0 (когда на d орбитали нет электронов), d5 (d орбиталь заполнена на половину) и d10 (до предела).
- Минимальная степень окисления у этих элементов в соединениях соответствует количеству s электронов, принимающих участие в образовании связей, а mах у d элементов 2-7 групп соответствует численно номеру группы (в 8й группе max cтепень окисления, соответствующую номеру группы, из d элементов проявляют OS и Ru).
. Для d элементов характерно то, что в своих соединениях они проявляют более широкий спектр валентных состояний, поэтому их соединения проявляют более широкий диапазон кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств. Оксиды и гидрооксиды, в которых проявляет несколько степеней окисления, их характер закономерно изменяется с ростом степени окисления от основного через амфотерный к кислотному.
- d-элементы склонны к образованию комплексных соединений
Пользуйтесь таблицей Д. И. Менделеева Выберите
один правильный ответ
1. Электронная формула атома серы.
1) 1 s 2 2 s 2 2 p 3 ; 2) 1 s 2 2 s 2 2 p 6 ; 3) 1 s 2 2 s 2 2 p 4;
4) 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 4
2. Формула высшего оксида элемента с порядковым номером 14
R 2 O; 2) R 2 O 3 ; 3) RO 2 ; 4) RO 3 .
3. Какой ряд чисел соответствует распределению электронов по энергетическим уровням в атоме хлора?
- 2,1; 2) 2,8,1; 3) 2,5; 4) 2,8,7.
4. На внешнем энергетическом уровне 2 электрона у атома элемента с порядковым номером...
5. Равное число электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов элементов с порядковыми номерами ...
- 5 и 6; 2) 6 и 14; 3) 3 и 13; 4) 8 и 7.
6. Значение высшей валентности хлора равно:
1) 1; 2) 2; 3) 5; 4) 7.
Особенности заданий В
- Выполнение заданий с кратким ответом предполагает:
- Осуществление большего числа действий
- Установление ответа и его запись в виде набора чисел
- Задания на установление соответствия позиций, представленных в 2 множествах
- Выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (множественный выбор)
- Расчетные задачи
Самые сложные!
С1 – знание ОВР
С2 – взаимосвязь веществ различных классов (неорганика)
С3 – генетическая связь классов органических соединений
С4 – решение усложненной расчетной задачи (комбинированной)
С5 - решение задачи на выведение формулы вещества
НАПОМНИМ!
- Время на выполнение отдельных заданий:
- Часть А – 2-3 минуты
- Часть В – до 5 минут
- Часть С – до 10 минут
- РАБОТАЕМ -3 часа
- 55 элементов содержания из 4х содержательных блоков курса химии «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций»
- Вещества молекулярного и немолекулярного строения, зависимость свойств веществ от особенностей кристаллической решетки
- Особенности строения и свойств элементов побочных подгрупп
- Классификация веществ, их генетические ряды, переходы в генетических рядах (восходящие и нисходящие)
- Особенности поведения амфотерных элементов и их соединений, умение записывать формулы амфотерных гидроксидов
- Электролиты, диссоциация электролитов, уравнения диссоциации, ее степень, способы увеличения степени диссоциации, сильные и слабые электролиты
- Реакции в растворах электролитов, условия протекания до конца
- Гидролиз солей, типы гидролиза. Электролиз
- Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии
- Генетическая связь между классами органических соединений
- Качественные реакции на классы соединений
- Именные реакции
- Научные принципы химических производств
БУДУ ХИМИЮ УЧИТЬ!
БУДУ С ХИМИЕЙ ДРУЖИТЬ!
ПОТОМУ ЧТО БЕЗ НЕЕ НАМ, ДРУЗЬЯ, НИКАК НЕЛЬЗЯ!