СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Школьная неуспеваемость по русскому языку: диагностика причин»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Количество детей с трудностями обучения русскому языку и на­рушениями письма увеличивается год от года. По самым общим подсчетам таких учащихся сегодня около 25%. Ребенок недописывает буквы в слове или пишет лишние.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Школьная неуспеваемость по русскому языку: диагностика причин»»

     Школьная неуспеваемость  по русскому языку:  диагностика причин  Учитель-логопед:Н.И.Алибоева

Школьная неуспеваемость по русскому языку: диагностика причин

Учитель-логопед:Н.И.Алибоева

 Нет плохих учеников — есть обстоятельства, которые мешают им быть хорошими.  Е.Н.Емельянова (нейропсихолог)

Нет плохих учеников — есть обстоятельства, которые мешают им быть хорошими.

Е.Н.Емельянова (нейропсихолог)

Возрастной критерий: 1)ученики начальной школы , дети 8-9 лет , которые испытывают, в большинстве своем, проблемы, связанные с техникой письма и речи, из-за несформированности зрительно-двигательных координаций и регуляторных процессов; 2)  ученики 5-6 классов , преимущественно мальчики и преимущественно левши или переученные левши, успевавшие по разным причинам в начальной школе, но имеющие те или иные нейропсихологические недоформирования;  3)старшие школьники, подростки 14-16 лет , для которых проблема русского языка превратилась в главное препятствие на пути в вуз.

Возрастной критерий:

1)ученики начальной школы , дети 8-9 лет , которые испытывают, в большинстве своем, проблемы, связанные с техникой письма и речи, из-за несформированности зрительно-двигательных координаций и регуляторных процессов;

2) ученики 5-6 классов , преимущественно мальчики и преимущественно левши или переученные левши, успевавшие по разным причинам в начальной школе, но имеющие те или иные нейропсихологические недоформирования;

3)старшие школьники, подростки 14-16 лет , для которых проблема русского языка превратилась в главное препятствие на пути в вуз.

Трудности, связанные с изучением предмета: 1)  пропуск и путаница букв, их перестановки в словах; 2)  нечитаемый почерк; 3)  незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»; 4)  неумение применить правило в процессе письма; 5)  неумение составлять связные, логичные тексты; 6)  нелюбовь к чтению; 7)  плохие оценки на почве негативного психологического фона на уроках русского языка; 8)  негативное отношение к русскому языку и чтению как школьному предмету.

Трудности, связанные с изучением предмета:

1) пропуск и путаница букв, их перестановки в словах;

2) нечитаемый почерк;

3) незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;

4) неумение применить правило в процессе письма;

5) неумение составлять связные, логичные тексты;

6) нелюбовь к чтению;

7) плохие оценки на почве негативного психологического фона на уроках русского языка;

8) негативное отношение к русскому языку и чтению как школьному предмету.

Дисграфия –   («графо»-пишу, «дис»- расстройство )    Частичное ,нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Дисграфия – («графо»-пишу, «дис»- расстройство )

Частичное ,нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

 Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых  и неречевых функций: Слуховой дифференциации звуков Правильного произношения звуков Языкового анализа и синтеза Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза Сформированности лексико-грамматической стороны речи (словообразования и словоизменения)

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:

  • Слуховой дифференциации звуков
  • Правильного произношения звуков
  • Языкового анализа и синтеза
  • Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза
  • Сформированности лексико-грамматической стороны речи (словообразования и словоизменения)
Виды дисграфии: акустическая дисграфия артикуляторно –акустическая дисграфия дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока оптическая дисграфия аграмматическая дисграфия

Виды дисграфии:

  • акустическая дисграфия
  • артикуляторно –акустическая дисграфия
  • дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока
  • оптическая дисграфия
  • аграмматическая дисграфия
1.  Акустическая форма дисграфии  Причиной возникновения этого вида является нарушения фонемного распознавания, дифференциации фонем.  Ребенок не различает (не распознает)  акустически близкие звуки на слух , при норме произношения.

1. Акустическая форма дисграфии

Причиной возникновения этого вида является нарушения фонемного распознавания, дифференциации фонем.

Ребенок не различает (не распознает)

акустически близкие звуки на слух , при норме произношения.

Смешиваются следующие фонемы обозначающие звонкие - глухие согласные  (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш;К-Г;С-З), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты  (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).  лабиализованные гласные ( О – У; Е -Ю) соноры ( Р – Л; й – Ль) Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме:

Смешиваются следующие фонемы

обозначающие звонкие - глухие согласные

(Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш;К-Г;С-З),

свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),

аффрикаты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

лабиализованные гласные ( О – У; Е -Ю)

соноры ( Р – Л; й – Ль)

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме:

"писмо", "лубит", "больит" и т.д.

Замена гласных: 0 –У («тОча» - туча) Е –И («лес» – лис)

2. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии .  Ребенок пишет так, как  произносит,  то есть отражает своё дефектное произношение на письме, опора на неправильное проговаривание .

2. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии .

Ребенок пишет так, как  произносит,

то есть отражает своё дефектное произношение на письме, опора на неправильное проговаривание .

Замены  Р-Л, С-Ш, Ж-З Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук ковё р – ковё л  с кала – ш кала ко ж а - ко з а  Щ-Ч Т-Ч щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь  Ц-С Ц-Т ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы -рукави т ы

Замены

Р-Л, С-Ш, Ж-З

Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук

ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а - ко з а

Щ-Ч Т-Ч

щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь

Ц-С Ц-Т

ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы -рукави т ы

Дисграфия на почве нарушения  языкового анализа и синтеза . Причина ее возникновения — затруднения приделении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Ошибки анализа и синтеза:  1.Несформированность анализа предложения на слова (запись целого предложения в виде одного)  2. Несформированность деления слов на слоги, слоги на звуки.  3. Пропуски в словах согласных букв, при их стечении  4. пропуски гласных букв  5. Перестановка букв  6. Вставка лишних букв

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза .

Причина ее возникновения — затруднения приделении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Ошибки анализа и синтеза:

1.Несформированность анализа предложения на слова (запись целого предложения в виде одного)

2. Несформированность деления слов на слоги, слоги на звуки.

3. Пропуски в словах согласных букв, при их стечении

4. пропуски гласных букв

5. Перестановка букв

6. Вставка лишних букв

Оптическая дисграфия .  Причина возникновения —несформированность зрительно-пространственных функций , зрительного анализа и синтеза, проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и-ш, л-м Замена оптически сходных букв п-т Пропуски, не дописывание элементов букв и-у  Зеркальное изображение е-з-с

Оптическая дисграфия .

Причина возникновения —несформированность зрительно-пространственных функций , зрительного анализа и синтеза, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

  • Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и-ш, л-м
  • Замена оптически сходных букв п-т
  • Пропуски, не дописывание элементов букв и-у
  • Зеркальное изображение е-з-с
Аграмматическая дисгра фия. Причина – несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования Это выражается в неправильном согласовании и управлении. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики (

Аграмматическая дисгра фия.

Причина – несформированность грамматических систем

словоизменения и словообразования

Это выражается в неправильном согласовании и управлении.

Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики

("красивый сумка", "веселые день").

- Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

.

Ошибки  при  аграмматической дисграфии Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения Грубые нарушения последовательности слов Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение) Замена форм ед.числа существительными мн.числа Замена окончаний Замены приставок, суффиксов ( словообразование)

Ошибки при аграмматической дисграфии

  • Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями.
  • Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями
  • Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения
  • Грубые нарушения последовательности слов
  • Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение)
  • Замена форм ед.числа существительными мн.числа
  • Замена окончаний
  • Замены приставок, суффиксов ( словообразование)
На что нужно обратить особое внимание: 1.Если Ваш ребенок левша. 2. Если он - переученный правша. 3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу. 4. Если в семье говорят на двух или более языках. 5. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 6. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у. 7. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). 8. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква) 9. Пропуски букв, слогов, не дописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

На что нужно обратить особое внимание:

1.Если Ваш ребенок левша.

2. Если он - переученный правша.

3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

6. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

7. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

8. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква)

9. Пропуски букв, слогов, не дописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).