Школьная неуспеваемость по русскому языку: диагностика причин
Учитель-логопед:Н.И.Алибоева
Нет плохих учеников — есть обстоятельства, которые мешают им быть хорошими.
Е.Н.Емельянова (нейропсихолог)
Возрастной критерий:
1)ученики начальной школы , дети 8-9 лет , которые испытывают, в большинстве своем, проблемы, связанные с техникой письма и речи, из-за несформированности зрительно-двигательных координаций и регуляторных процессов;
2) ученики 5-6 классов , преимущественно мальчики и преимущественно левши или переученные левши, успевавшие по разным причинам в начальной школе, но имеющие те или иные нейропсихологические недоформирования;
3)старшие школьники, подростки 14-16 лет , для которых проблема русского языка превратилась в главное препятствие на пути в вуз.
Трудности, связанные с изучением предмета:
1) пропуск и путаница букв, их перестановки в словах;
2) нечитаемый почерк;
3) незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;
4) неумение применить правило в процессе письма;
5) неумение составлять связные, логичные тексты;
6) нелюбовь к чтению;
7) плохие оценки на почве негативного психологического фона на уроках русского языка;
8) негативное отношение к русскому языку и чтению как школьному предмету.
Дисграфия – («графо»-пишу, «дис»- расстройство )
Частичное ,нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:
- Слуховой дифференциации звуков
- Правильного произношения звуков
- Языкового анализа и синтеза
- Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза
- Сформированности лексико-грамматической стороны речи (словообразования и словоизменения)
Виды дисграфии:
- акустическая дисграфия
- артикуляторно –акустическая дисграфия
- дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока
- оптическая дисграфия
- аграмматическая дисграфия
1. Акустическая форма дисграфии
Причиной возникновения этого вида является нарушения фонемного распознавания, дифференциации фонем.
Ребенок не различает (не распознает)
акустически близкие звуки на слух , при норме произношения.
Смешиваются следующие фонемы
обозначающие звонкие - глухие согласные
(Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш;К-Г;С-З),
свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),
аффрикаты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
лабиализованные гласные ( О – У; Е -Ю)
соноры ( Р – Л; й – Ль)
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме:
"писмо", "лубит", "больит" и т.д.
Замена гласных: 0 –У («тОча» - туча) Е –И («лес» – лис)
2. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии .
Ребенок пишет так, как произносит,
то есть отражает своё дефектное произношение на письме, опора на неправильное проговаривание .
Замены
Р-Л, С-Ш, Ж-З
Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук
ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а - ко з а
Щ-Ч Т-Ч
щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь
Ц-С Ц-Т
ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы -рукави т ы
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза .
Причина ее возникновения — затруднения приделении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Ошибки анализа и синтеза:
1.Несформированность анализа предложения на слова (запись целого предложения в виде одного)
2. Несформированность деления слов на слоги, слоги на звуки.
3. Пропуски в словах согласных букв, при их стечении
4. пропуски гласных букв
5. Перестановка букв
6. Вставка лишних букв
Оптическая дисграфия .
Причина возникновения —несформированность зрительно-пространственных функций , зрительного анализа и синтеза, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
- Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и-ш, л-м
- Замена оптически сходных букв п-т
- Пропуски, не дописывание элементов букв и-у
- Зеркальное изображение е-з-с
Аграмматическая дисгра фия.
Причина – несформированность грамматических систем
словоизменения и словообразования
Это выражается в неправильном согласовании и управлении.
Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики
("красивый сумка", "веселые день").
- Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
.
Ошибки при аграмматической дисграфии
- Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями.
- Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями
- Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения
- Грубые нарушения последовательности слов
- Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение)
- Замена форм ед.числа существительными мн.числа
- Замена окончаний
- Замены приставок, суффиксов ( словообразование)
На что нужно обратить особое внимание:
1.Если Ваш ребенок левша.
2. Если он - переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
6. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
7. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
8. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква)
9. Пропуски букв, слогов, не дописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).